Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБОРОТ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННО ЗАГОТОВЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ В РАМКАХ СТ. 191.1 УК РФ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБОРОТ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННО ЗАГОТОВЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ В РАМКАХ СТ. 191.1 УК РФ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОТ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННО ЗАГОТОВЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скачко Анна Владиленовна

В статье исследуется действующая редакция ст. 191.1 УК РФ. Анализируется современное состояние преступности в рамках развития информационных систем и кризиса, вызванного COVID-19. Делается вывод о необходимости внесения корректив в объем и содержание дифференциации уголовной ответственности за квалифицированные виды оборота заведомо незаконно заготовленной древесины, сформулированные в действующем УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скачко Анна Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE RESPONSIBILITY FOR KNOWINGLY TRAFFICKING IN ILLEGALLY HARVESTED WOOD WITHIN THE ART. 191.1 ОF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION: MODERN TRENDS OF LEGISLATIVE APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF CRIMINAL LAW

The article examines the current version of article 191.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. The article analyzes the current state of crime in the development of information systems and the crisis caused by COVID-19. It is concluded that it is necessary to make adjustments to the scope and content of differentiation of criminal liability for qualified types of turnover of knowingly illegally harvested wood, formulated in the current criminal code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБОРОТ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННО ЗАГОТОВЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ В РАМКАХ СТ. 191.1 УК РФ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ»

УДК 343. 2/.7 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-131-134 © А.В. Скачко, 2021

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОПТИМИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБОРОТ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННО ЗАГОТОВЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ В РАМКАХ СТ. 191.1 УК РФ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Анна Владиленовна Скачко,

профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор юридических наук

Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. В статье исследуется действующая редакция ст. 191.1 УК РФ. Анализируется современное состояние преступности в рамках развития информационных систем и кризиса, вызванного COVID-19. Делается вывод о необходимости внесения корректив в объем и содержание дифференциации уголовной ответственности за квалифицированные виды оборота заведомо незаконно заготовленной древесины, сформулированные в действующем УК РФ.

Ключевые слова: оборот заведомо незаконно заготовленной древесины, изменение законодательства, модернизация уголовного закона, уголовно-правовая характеристика, теневой оборот древесины.

OPTIMIZATION OF THE RESPONSIBILITY FOR KNOWINGLY TRAFFICKING IN ILLEGALLY HARVESTED WOOD WITHIN THE ART. 191.1 OF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION: MODERN TRENDS OF LEGISLATIVE APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF CRIMINAL LAW

Anna V. Skachko,

Professor of the Department of Criminal Law аnd Criminology

Doctor of Legal Sciences

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128)

Abstract. The article examines the current version of article 191.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. The article analyzes the current state of crime in the development of information systems and the crisis caused by COVID-19. It is concluded that it is necessary to make adjustments to the scope and content of differentiation of criminal liability for qualified types of turnover of knowingly illegally harvested wood, formulated in the current criminal code of the Russian Federation.

Keywords: turnover of knowingly illegally harvested wood, changes in legislation, modernization of the criminal law, criminal law characteristics, shadow wood turnover.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Скачко А.В. Оптимизация ответственности за оборот заведомо незаконно заготовленной древесины в рамках ст. 191.1 УК РФ: современные тенденции законодательных подходов к конструированию уголовно-правовых норм. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):131-4.

Лесные ресурсы России оцениваются почти в 4 трлн долларов, и это на 28% превышает стоимость всех запасов нефти страны. Занимая около 67% территории России, лесной фонд влияет на экономику более 40 регионов, в которых продукция лесной отрасли составляет до 50% общего объема промпроизводства. По данным Росстата, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. индекс деревообработки вырос на 5,3%, целлюлозно-бумажной отрасли - на 3,6%. Показатели могли бы быть двузначными, если бы

не незаконные рубки, оборот древесины и вывоз ее из страны [1]. Таким преступлениям свойственен серийный характер и черты преступной деятельности, что придает экономике теневой характер, способствует развитию организованной преступности и коррупции [14, с. 215-218].

На основании Федерального закона от 21 июля 2014 года № 277-ФЗ Глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса РФ была дополнена статьей 191.1, закрепившей

ответственность за оборот заведомо незаконно заготовленной древесины. Таким образом, законодатель дифференцировал ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины.

Действительно, деятельность государства по криминализации и декриминализации деяний является крайне важной и ответственной. По мнению А.Д. Антонова, «процесс криминализации должен быть ориентирован на социальную реальность и, прежде всего, на учет социально-психологических издержек» [2]. Изменение законодательства должно служить средством «опережающего воздействия» на общественные процессы, на совершенствование мер противодействия соответствующему виду преступлений.

В рамках реализации правительственного плана мероприятий и политики государства, направленных на решение проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины действующая регламентация ответственности за оборот заведомо незаконно изготовленной древесины, видеться недостаточной для реализации комплекса мер по его предупреждению, осуществлению правильной квалификации и формированию устойчивой судебной практики применения соответствующей уголовно-правовой нормы.

Как справедливо отмечают ученые, занимающиеся исследованием модернизации уголовного закона, этот процесс приобрел определенную актуальность, но основной ее вектор так и не был намечен [3, с. 70-79].

Очевидно, что законодатель при введении в УК РФ нормы о приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины руководствовался необходимостью усовершенствовать общественные отношения по вопросам охраны лесов и их пользованию. И авторы, занимающиеся исследованием проблем борьбы с рассматриваемым видом преступления, отмечают намеченную цель законодателя бороться с нецелевым использованием древесины [5].

Нужно сказать, что отношение общества к криминализации и декриминализации в конкретный исторический этап не было столь однозначным. В

этой связи в начале ХХ века профессор М.П. Чу-бинский подчеркивал, что при построении уголовного законодательства приходится решать имеющий «громадную важность вопрос о том, как должна быть в данную историческую эпоху проведена демаркационная линия между преступным и непреступным» [5]. Этот вопрос лежит в основе карательной деятельности государства. И первоначальное его решение позволит нам говорить о предупреждении преступлений раньше, чем мы будем рассуждать о применении наказаний за их совершение.

Ряд авторов, занимающихся исследованием уголовно-правовой характеристики рассматриваемого состава преступления, отмечают специфические особенности объекта и предмета преступного деяния, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ [6, с. 101-105]. И подчеркивают необходимость упорядочить уголовное законодательство в зависимости от его объекта [6, с. 101]. И с этим мнением, безусловно, нельзя не согласиться. Но в свою очередь, хотелось бы добавить, что в условиях современного мира необходимо совершенствовать уголовное законодательство и с учетом развития информационных технологий. Так как на сегодняшний день с их использованием совершаются не только преступления, связанные с компьютерной информацией [7, с. 56-60]. Примером законодательной инициативы противодействия преступности в информационных сетях является, получившая закрепление в 2018 году в уголовном законе регламентация такого способа совершения преступления как незаконное приобретение или продажа красно книжных животных и водных биологических ресурсов, осуществляемые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» [8].

На рост преступности, «ушедшей» на просторы информационных сетей большое влияние, оказала и пандемия COVID-19. В условиях кризиса, в котором оказался весь мир, проявилось много проблем и в том числе, возможность преступников адаптировать способы совершения различных видов преступлений.

Важнейшие положения об изменениях в криминальной деятельности в период пандемии содер-

жит доклад (март 2020) Европола «Пандемический спекулянт: как преступники эксплуатируют кризис COVID-19 [9]. Аналитики Европола отмечают, что преступники быстро воспользовались возможностями, чтобы использовать кризис, адаптируя свои способы действий или участвуя в новых преступных действиях. И российские ученые отмечают, что кризис, связанный с пандемией COVID-19, является беспрецедентным в истории стран Европейского Союза. Но не только, за несколько месяцев вирус изменил жизнь социума по всему миру [10, с. 19-22].

Эти факторы могут значительно усилить уровень теневого оборота древесины. А значит требуется новый подход к предпринимаемым мерам, направленным на усиление не только уголовной, но и административной ответственности в исследуемой сфере.

Содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ, характеризуется совершением ряда альтернативных действий с древесиной: приобретение, хранение, перевозка, переработка или сбыт, совершенные в крупном размере.

Приобретение - это получение древесины в любой форме; хранение - владение древесиной; перевозка - перемещение с использованием транспорта; переработка древесины - изготовление из нее строительных материалов, целлюлозы, бумаги и иных изделий, и продукции; сбыт - любая форма отчуждения древесины [11, с. 862].

Очень важным является тот факт, что сделки по купле-продаже древесины считаются законными и только в тех случаях, когда нарушаются правила ее заготовки мы можем говорить о незаконности таких сделок. При этом сами нарушения могут быть как правовыми, так и техническими.

В своем исследовании Р. С. Зайнутдинов отмечает, что для правильного толкования вышеуказанных деяний необходимо обращаться не только к теории уголовного права, но и к правоприменительной практике [12, с. 246-249].

Таким образом, можно сказать, что предметом посягательства помимо самой древесины выступают действия, связанные с ее оборотом.

Состав же рассматриваемого преступления будет считается оконченным с момента совершения

хотя бы одного из перечисленных действий, совершенных в крупном размере.

А значит, исходя из того, что приобретение древесины ничто иное как гражданско-правовая сделка, которой присущи не только простая письменная форма, но устная. Можно предположить совершение таких незаконных сделок в устной форме, в том числе, при помощи средств информационных коммуникаций. При этом сам факт ее совершения в этом случае будет считаться оконченным с момента ее заключения. Что в свою очередь делает такие сделки латентными.

В этой связи, соглашаясь с авторами, рекомендующими внесение изменений и дополнений в уголовное, административное [4, с. 33], гражданское и лесное законодательство РФ [12, с. 247], касающихся вопросов оптимизации регулирования правоотношений в сфере оборота древесины, не подвергая сомнению правильность основных положений таких рекомендаций. В свою очередь, используя аналогичную конструкцию объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ, характеризующегося рядом альтернативных действий, которые законодатель указал как оборот, закрепив его в названии статьи и перечислив эти действия в диспозиции. Видеться целесообразным использовать подход законодателя к регламентации ответственности за оборот заведомо незаконно заготовленной древесины аналогично ч. 1.1 ст. 258.1 УК РФ. А именно, дополнить ст. 191.1 УК РФ нормами, устанавливающими ответственность за приобретение в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины осуществляемые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», закрепив их в ч. 1.1. рассматриваемой статьи. И на основании этих изменений скорректировать объем и содержание дифференциации уголовной ответственности за квалифицированные виды оборота заведомо незаконно заготовленной древесины, сформулированные в действующем УК РФ.

Современные тенденции законодательного подхода к конструированию уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за оборот заведомо незаконно заготовленной древесины,

на сегодняшний день нуждается в трансформации и определении его места в системе преступлений с учетом теоретических осмыслений и серьезных корректировок. Как видится, действующая регламентация ответственности за рассматриваемый вид преступления является недостаточной для реализации мер по их предупреждению, осуществлению правильной квалификации и формированию устойчивой судебной практики применения рассматриваемой нормы уголовного законодательства.

Для ликвидации правовых пробелов и «лазеек», создающих непрозрачную систему отношений внутри лесного комплекса требуется самый серьезный подход к унификации и гармонизации принимаемых важнейших нормативных правовых актов и согласованности проводимых организационных мероприятий. Для чего целесообразно предусмотреть ответственность за рассматриваемый вид преступлений с учетом способов их совершения в условиях меняющегося мира.

Литература

1. Березина Е. Вопрос бревном // Российская газета - Федеральный выпуск № 186 (8240).

2. Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 217 с.

3. Калашникова Е.С. Совершенствование уголовной ответственности за контрабанду предметов по статье 226.1 УК РФ // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 1. С. 70-79.

4. Бубнова Т.Г. К вопросу об ограничении преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ, от административных правонарушений // Право и практика. М.: 2019. № 3 (205) С. 33-39.

5. Чубинский М.П. Курс уголовной политики. Ярославль, 1909. 274 с.

6. Кузнецова Н.И., Огарь Т.А. Уголовно-правовая характеристика объекта и предмета преступления, предусмотренного ст. 191.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Санкт-

Петербургского университета МВД России. № 4 (80). 2018. С. 101-105.

7. Урбан В.В. Преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: общая характеристика и уголовно-процессуальные меры по их противодействию // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 1 (88). С. 56-60.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). М., 2018 (пункт 1.1 ст. 258.1).

9. «Pandemic profiteering: how criminals exploit the COVID-19 crisis» [Электронный ресурс] https:// www.europol.europa.eu/publications-documents/ pandemic-profiteering-how-criminals-exploit-covid-19-crisis (дата обращения: 27.09.2020).

10. Давыдов В О. Спекуляция пандемией: как преступники используют кризис COVID-19 (по материалам доклада исполнительного директора Европол К. Де Боль «Pandemic profiteering: how criminals exploit the COVID-19 crisis» // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Тула. 2020. № 2. С. 19-22.

11. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (научно-практический) / под ред. А.И. Чучаева. М.: Проспект, 2019. С. 862.

12. Зайнутдинов Р.С. Уголовно-правовые аспекты преступления в виде приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины // Вестник Кемеровского государственного университета.

2015. № 1 (61). С. 246-249.

13. Куфтерин А.Н. Расследование преступлений экономической направленности и коррупционных преступлений: учебное пособие. Рязань: Рязанский филиал МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя,

2016. 75 с.

14. Пушкарев В.В. Теоретические основы розыскной деятельности следователя по уголовным делам о серийных преступлениях // Вестник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 2015. № 10. С. 215-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.