Научная статья на тему 'Оптимизация организации взаимодействия органов внутренних дел Монголии в ходе пресечения массовых беспорядков'

Оптимизация организации взаимодействия органов внутренних дел Монголии в ходе пресечения массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная и общественная безопасность / массовые беспорядки / обеспечение готовности специальных государственных служб / оптимизация организации взаимодействия / national and public security / mass riots / ensuring the readiness of special public services / optimizing the organization of interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чинбат Чойжилжав

В статье рассматриваются правовые, организационные и управленческие основы деятельности органа полиции Монголии по пресечению массовых беспорядков. В частности, обращается внимание на организацию взаимодействия органов полиции Монголии по пресечению массовых беспорядков. Делается вывод о необходимости оптимизации организации взаимодействия органов внутренних дел Монголии в ходе пресечения массовых беспорядков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the Organization of Interaction between the Internal Affairs Bodies of Mongolia during the Suppression of Mass Riots

The article examines the legal, organizational and managerial foundations of the activities of the Mongolian police body for the suppression of mass riots. In particular, attention is drawn to the organization of cooperation between the Mongolian police authorities to curb mass riots. It is concluded that it is necessary to optimize the organization of interaction between the internal affairs bodies of Mongolia in the course of suppressing mass riots.

Текст научной работы на тему «Оптимизация организации взаимодействия органов внутренних дел Монголии в ходе пресечения массовых беспорядков»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Оптимизация организации взаимодействия

органов внутренних дел Монголии в ходе пресечения массовых беспорядков

ЧИНБАТ ЧОЙЖИЛЖАВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 Е-mail:[email protected]

Optimization of the Organization of Interaction between the Internal Affairs Bodies of Mongolia during the Suppression of Mass Riots

CHINBAT CHOJILJAV,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 Е-mail:[email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются правовые, организационные и управленческие основы деятельности органа полиции Монголии по пресечению массовых беспорядков. В частности, обращается внимание на организацию взаимодействия органов полиции Монголии по пресечению массовых беспорядков. Делается вывод о необходимости оптимизации организации взаимодействия органов внутренних дел Монголии в ходе пресечения массовых беспорядков.

Ключевые слова и словосочетания: национальная и общественная безопасность; массовые беспорядки; обеспечение готовности специальных государственных служб; оптимизация организации взаимодействия.

УДК 351.75

Annotation. The article examines the legal, organizational and managerial foundations of the activities of the Mongolian police body for the suppression of mass riots. In particular, attention is drawn to the organization of cooperation between the Mongolian police authorities to curb mass riots. It is concluded that it is necessary to optimize the organization of interaction between the internal affairs bodies of Mongolia in the course of suppressing mass riots.

Keywords and phrases: national and public security; mass riots; ensuring the readiness of special public services; optimizing the organization of interaction.

Неустойчивая социальная, экономическая, политическая ситуация в настоящее время характерна не только для Монголии, но и для всего мира . Активные процессы глобализации, национальные и религиозные столкновения, чрезмерная поляризация политических партий и коалиций стали приводить к возникновению противоречий между гражданами, между

государством и гражданами, что в свою очередь оказывает неблагоприятное влияние на национальную безопасность, создает для нее угрозу [4] . Все это вызывает необходимость повышения уровня служебной подготовки сотрудников специальных государственных служб с целью обеспечения безопасности, а также детального изучения теоретических и практических вопросов [5] . Современ-

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

ная обстановка требует обеспечения готовности специальных государственных служб для действий против любых потенциально негативных воздействий, заблаговременного планирования мероприятий, реализуемых в данных обстоятельствах, а также научной обоснованности, эффективности и комплексности мероприятий, осуществляемых со стороны органов полиции, призванных бороться с преступностью, обеспечивать безопасность граждан . Вопросы, связанные с тем, как должны органы полиции действовать во время незаконных митингов, демонстраций, массовых беспорядков, каким должно быть при этом правовое регулирование, являются на сегодняшний день актуальными, недостаточно изученными и решенными и требуют дальнейшего рассмотрения .

Главную роль в действиях по пресечению массовых беспорядков играют органы полиции, однако существует необходимость их сотрудничества с другими государственными организациями [3] .

Взаимодействие в специальных мероприятиях заключается в согласовании задач, направлений (рубежам, районам, объектам) и временных интервалах действий группировки сил и средств в интересах достижения цели, поставленной руководителем спецоперации Взаимодействие должно быть организовано на всех этапах проведения спецоперации и на всех уровнях управления силами и средствами [1, с . 114] .

Взаимодействие имеет два основных направления:

— взаимодействие, направленное на внешнюю среду;

— взаимодействие внутреннее, в пределах организации

Взаимодействие, направленное на внешнюю среду, выражается во взаимодействии со стороны территориальных органов полиции с другими правоохранительными органами

Внутреннее взаимодействие, в пределах организации — взаимодействие между структурными единицами территориальных органов полиции и соседними территориальными органами

Действия по пресечению массовых беспорядков являются комплексной формой государственной деятельности: юридической, управленческой, организационной, военной, разведывательной, по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, или представляет совокупность данных действий .

В частности, деятельность по усиленной охране государственных объектов особой важности во время пресечения массовых беспорядков, по обмену информацией, спасению, борьбе с пожарами, безусловно, требует сотрудничества . Можно рассматривать две сферы сотрудничества:

1) с организациями во время пресечения органами полиции массовых беспорядков с применением сил, средств;

2) с организациями во время введения чрезвычайного положения или когда стало невозможным пресечение беспорядков обычными силами, средствами, указанными в законе об органах полиции1, и создалась особо опасная для общества ситуация .

Во время действий по пресечению беспорядков, возникших вследствие незаконных демонстраций, митингов, массовых мероприятий, для органов полиции возникает необходимость сотрудничества со следующими организациями:

— глава местной администрации;

— служба по чрезвычайной ситуации;

— служба разведки;

— организация здравоохранения;

— организация профессионального контроля/ надзора;

— внутренние войска;

— генеральный штаб вооруженных сил .

Во время действий по силовому разгону беспорядков, группового нарушения общественного порядка, возникших вследствие демонстраций, митингов, появляется необходимость сотрудничества с главами местных администраций.

В законе Монголии о порядке проведения демонстраций, митингов установлено, что решение о силовом разгоне незаконных демонстраций, митингов, беспорядков, выносится главой территориальной администрации

Важно, чтобы органы полиции правильно оценили обстановку и своевременно были обеспечены решениями о силовом разгоне незаконных демонстраций и митингов . Необходимо учитывать, что недооценка обстановки, ее развития и изменений, задержка действительных решений, которые являются рычагом деятельности, оказывают негативное влияние на общественные интересы, общественную безопасность

Считаем, что для развития оптимального сотрудничества с главами администраций территориальных единиц необходимо обращать особое внимание на следующие действия:

а) незамедлительно после получения информации о незаконных демонстрациях и митингах обеспечивать главу местной администрации достоверной информацией;

б) направлять информацию, рекомендации, связанные с развитием событий, их изменениями;

в) представлять своевременно предложения об организации мероприятий на подведомственной территории, потенциально способствующих

1 Об органах полиции Монголии: закон Монголии: принят Великим Государственным Хуралом 2 декабря 1993 г. // Государственный бюллетень. 1993. № 8 .

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

деятельности органа полиции, а также об организации срочных заседаний и консультаций;

г) в необходимых случаях подготавливать проекты решений главы соответствующей администрации, обеспечивать готовность

Во время пресечения массовых беспорядков, силового разгона демонстраций, митингов возникает необходимость тщательной координации действий со службой по чрезвычайным ситуациям

Самой оптимальной формой является разработка предварительных планов мероприятий, реализуемых в соответствии с обстановкой, регулярная организация с определенными интервалами учений по отработке плановых мероприятий в реальной ситуации

Главное управление по чрезвычайным ситуациям тесно сотрудничало с органами полиции в пресечении беспорядков 1 июля 2008 г . Рабочая группа Великого Государственного Хурала, проверявшая события 1 июля 2008 г ., дала следующую оценку роли личного состава службы по чрезвычайным ситуациям в данных событиях:

«Пожар, вспыхнувший в корпусе «Б» центрального дворца культуры, смогли потушить после 12 часов борьбы с ним . Было спасено 11 граждан, 17 металлических сейфов с архивными документами были эвакуированы в безопасное место, задержаны 30 граждан, разжигавших пожар, и переданы органам полиции С целью предупреждения преступных нападений были осуществлены осмотры, выполнялись задачи по усиленной охране на таких объектах, как Правительственный дворец, Центральный избирательный комитет, посольства иностранных государств, склады государственных запасов, топливозаправочные станции, колодцы, очистительные сооружения, энергетические, паротепловые объекты, улицы, площади с интенсивным движением Во время тушения пожаров и в результате сопротивления и нападения были повреждены 6 машин спецназначения, 8 сотрудников получили травмы» [5] .

Очевидно, что необходимо принимать меры по обеспечению безопасности личного состава, выполняющего обязанности по сотрудничеству со службой по чрезвычайным ситуациям во время массовых беспорядков .

Поэтому в предварительных планах необходимо отражать меры по обеспечению безопасности сотрудников, выполняющих специальные спасательные задачи, безопасности транспортных средств, используемых в действиях, а также необходимо разрабатывать форму, тактику безопасности и организовывать практическое обучение сотрудников, что позволит совершенствовать их

служебные навыки, способности выполнения задач в условиях осложнившейся ситуации .

В настоящее время не сформированы оптимальные формы сотрудничества со службой разведки во время пресечения массовых беспорядков . Полиция и службы разведки Монголии сотрудничают в отдельных случаях: в рамках решения вопросов по обеспечению национальной безопасности или расследования определенных преступлений, однако сотрудничество еще не достигло необходимого уровня

В рамках действующего законодательства, правовой среды наиболее оптимальной формой сотрудничества в силовом разрешении незаконных демонстраций, митингов, массовых беспорядков является взаимный обмен информацией между полицией и разведкой

Необходимо разрабатывать предварительные планы мероприятий по пресечению массовых беспорядков совместно со службами разведки, и включение в планы мер по взаимному обмену информацией с осуществлением последующего контроля за их исполнением станет еще одной оптимальной формой сотрудничества

Во время массовых беспорядков одним из неизбежных последствий является получение травм как участниками событий, так и сотрудниками государственных органов и гражданами, поэтому важно обеспечивать готовность медицинской помощи

Для эффективной организации сотрудничества с органами неотложной медицинской помощи, территориальными органами здравоохранения во время массовых мероприятий, массовых беспорядков необходимо совместно разрабатывать предварительные планы, регулярно проводить учения, консультации, конференции

Органы полиции в первую очередь обязаны обеспечивать безопасность медицинского персонала, работающего во время массовых беспорядков, а в случае крайней необходимости сопровождение сотрудником полиции медицинской группы

До сегодняшнего дня накоплено мало данных об устоявшихся формах сотрудничества между органами полиции и профессиональными органами контроля, надзора. В рамках юридического, правового регулирования возможны следующие формы сотрудничества:

а) совместно поддерживать режим/порядок, установленный на территории возникновения массовых беспорядков;

б) назначать совместную рабочую группу в рамках действий по обеспечению реализации решений государственного органа, совместно организовывать работу по контролю/надзору.

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

В частности, можно совместно организовывать контроль за пунктами торговли алкогольной продукции во время пресечения массовых беспорядков, во время введения чрезвычайного положения осуществлять совместные проверки, осмотры с целью предупреждения угрозы взрывоопасных веществ, химических ядовитых веществ .

Следует отметить, что основа для правильной, оптимальной организации данных работ в усложнившейся обстановке — это предварительные планы, регулярная подготовка и обучение .

Сегодня действует правовое регулирование совместных действий полиции с Генеральным штабом Вооруженных сил, Службой пограничной охраны Монголии, когда отсутствует возможность своими силами и средствами пресечь массовые беспорядки. Однако необходимо разрабатывать оптимальные предварительные планы работ по сотрудничеству с Генеральным штабом Вооруженных сил, Службой пограничной охраны во время массовых беспорядков Во-первых, это обеспечение данных организаций информацией во время возникновения массовых беспорядков, заблаговременный учет факторов, негативно влияющих на боевую технику, охрану государственной границы, обеспечение условий для оптимальной организации мер, реализуемых в связи с возможными обстоятельствами

В законе о чрезвычайном положении1 указано, что во время введения чрезвычайного положения в соответствии с решением Великого Государственного Хурала Монголии и указом президента реализация особых функций по руководству

1 О чрезвычайном положении: закон Монголии от 14 ноября 1995 г. // Государственный вестник. 1995 . № 4 . Ст. 52 .

и организации данной работы возлагаются на Совет национальной безопасности Монголии Совет национальной безопасности осуществляет общее руководство совместной деятельностью Генерального штаба Вооруженных сил, Главного управления пограничной охраны, органа полиции и других организаций, однако для достижения эффективности совместной деятельности целесообразно работать по предварительному плану, картам, отражающим все необходимые меры для реализации во время введения чрезвычайного положения

Очевидно также, что вопрос оптимальной организации взаимодействий с государственными органами во время массовых беспорядков имеет важное теоретическое и практическое значение

Считаем, что возможны следующие пути оптимальной организации взаимодействия с вышеупомянутыми организациями во время массовых беспорядков:

— совместно разрабатывать предварительные планы действий во время массовых беспорядков, подготавливать необходимый арсенал материалов, средств;

— в соответствии с планом проводить на постоянной основе практическое и теоретическое обучение;

— организовывать беспрепятственное взаимодействие в соответствии с утвержденным предварительным планом во время пресечения массовых беспорядков, во время введения чрезвычайного положения;

— совершенствовать правовое регулирование взаимодействия государственных организаций во время пресечения массовых беспорядков, введения чрезвычайного положения .

Список литературы:

1. Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в кризисных ситуациях: материалы XIV Международной научно-практической конференции . Москва, 2012 .

2 . Заключение рабочей группы Великого Го-

сударственного Хурала, проверявшей события 1 июля 2008 г . // Новости дня . 2011 . № 089 (3791)

3 . Правовое обеспечение национальной без-

опасности . Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всероссийской научно-практической конференции/ А. М . Воронов, И . Б . Карда-шова, А. Ю . Винокуров и др . // Современное право . 2022 . № 10 .

4 . Редкоус В. М. К вопросу об обеспечении на-

циональной безопасности как функции современного российского государства // Право и государство: теория и практика 2009 № 1(49) .

5 . Редкоус В. М. Основные направления ад-

министративно-правовых исследований в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (по материалам расширенного заседания коллегии МВД России 20 марта 2023 г . ) // Актуальные вопросы применения норм административного права (Кореневские чтения): сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / сост Г Н Василенко Москва, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.