Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МОНГОЛИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАССОВЫЕ АКЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОНСТРАЦИИ И МИТИНГИ / ПАНДЕМИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гэрэлбаатар Дамдинсурэн, Гантуул Аюурзана

Полиция Монголии рекомендовала политическим партиям, представителям неправительственных организаций и гражданам не заниматься незаконной деятельностью, такой как организация несанкционированных демонстраций и митингов, подстрекательство общественности и распространение ложной информации. Полиция Монголии принимает меры по смягчению и реагированию на последствия, предотвращает преступления и правонарушения, обеспечивает правопорядок и безопасность дорожного движения, а также выполняет функции, предусмотренные законом. В последние годы частота и масштабы демонстраций и митингов увеличились из-за политики и решений в политических, социальных, экономических областях, из-за пандемических ситуаций и роста цен, что создает новые проблемы для полицейской организации по обеспечению общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING PUBLIC SAFETY IN MONGOLIA

The Mongolian police advised political parties, representatives of non-governmental organizations and citizens not to engage in illegal activities, such as organizing unauthorized demonstrations and rallies, inciting the public and spreading false information. The Mongolian Police takes measures to mitigate and respond to the consequences, prevents crimes and offenses, ensures law and order and road safety, and performs the functions provided for by law. In recent years, the frequency and scale of demonstrations and rallies have increased due to policies and decisions in political, social, economic areas, due to pandemic situations and rising prices, which creates new problems for the police organization to ensure public safety.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МОНГОЛИИ»

Обеспечение общественной безопасности

в Монголии

ГЭРЭЛБААТАР ДАМДИНСУРЭН,

старший преподаватель, кандидат юридических наук Университет внутренних дел Монголии Монголия, г. Улан-Батор, район Баянзурх,

ул. Хилчин, д. 8 E-mail: d_gerelbaatar@yahoo.com

ГАНТУУЛ АЮУРЗАНА,

доцент

Университета внутренних дел Монголии Монголия, г. Улан-Батор, район Баянзурх,

ул. Хилчин, д. 8 E-mail: g.tolaa19@gmail.com

Ensuring Public Safety in Mongolia

Аннотация. Полиция Монголии рекомендовала политическим партиям, представителям неправительственных организаций и гражданам не заниматься незаконной деятельностью, такой как организация несанкционированных демонстраций и митингов, подстрекательство общественности и распространение ложной информации. Полиция Монголии принимает меры по смягчению и реагированию на последствия, предотвращает преступления и правонарушения, обеспечивает правопорядок и безопасность дорожного движения, а также выполняет функции, предусмотренные законом.

В последние годы частота и масштабы демонстраций и митингов увеличились из-за политики и решений в политических, социальных, экономических областях, из-за пандемических ситуаций и роста цен, что создает новые проблемы для полицейской организации по обеспечению общественной безопасности.

GARELBAATAR DAMDINSUREN,

Senior Lecturer, Candidate of Law University of Internal Affairs of Mongolia Mongolia, Ulaanbaatar, Bayanzurkh district,

Khinchin St., 8 E-mail: d_gerelbaatar@yahoo.com

GANTUUL AYUURZANA,

Associate Professor University of Internal Affairs of Mongolia Mongolia, Ulaanbaatar, Bayanzurkh district,

Khinchin St., 8 E-mail: g.tolaa19@gmail.com

УДК 351.74

Annotation. The Mongolian police advised political parties, representatives of non-governmental organizations and citizens not to engage in illegal activities, such as organizing unauthorized demonstrations and rallies, inciting the public and spreading false information. The Mongolian Police takes measures to mitigate and respond to the consequences, prevents crimes and offenses, ensures law and order and road safety, and performs the functions provided for by law.

In recent years, the frequency and scale of demonstrations and rallies have increased due to policies and decisions in political, social, economic areas, due to pandemic situations and rising prices, which creates new problems for the police organization to ensure public safety.

Ключевые слова и словосочетания: массовые акции; Keywords and phrases: mass actions; security; demon-безопасность; демонстрации и митинги; пандемия; strations and rallies; pandemic; law enforcement. обеспечение правопорядка.

Изменения в мировой военно-оборонной политике и в сфере обеспечения общественной безопасности, становление многополярного мира и противоборство баланса сил сказываются на обществе, политике и экономике всех стран, и отгородиться от всего этого для Монголии становится невозможным. Такая изменяющаяся неопределенная ситуация требует от сотрудников полиции правильного применения закона, мобильности, адаптатив-ности, умения предвидеть, стратегически планировать, понимать причинно-следственные связи и надлежащее распределение, использование и развитие ресурсов.

С другой стороны, международный опыт показывает, что было немало случаев, когда массовые народные демонстрации в некоторых странах перерастали в политические. Хотя организаторы демонстраций заявляют, что не будет применяться никакая сила, но в действительности имело место множество случаев вооруженных конфликтов и социальных волнений, которые приводили к негативным последствиям. Например, как отмечают эксперты, «революция роз» в Грузии, Евромайдан и «оранжевая революция» на Украине, «кедровая революция» в Ливане, «оливковая революция» в Палестине, «тюльпановая революция» в Кыргызстане, демонстрации в Югославии, Кувейте и Ливии быстро приобрели политический окрас, переросли от демонстраций и митингов в цветные революции для государственного переворота в стране [2]. Так, демонстрация в Казахстане в январе 2022 г. приобрела политический характер и привела к вооруженному конфликту. В связи с этим по просьбе Президента Казахстана страны Организации Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ) во главе с Российской Федерацией предприняли оперативные действия в соответствии с обязательствами, закрепленными в договоре. Эта оперативная деятельность данной организации значительно повысила значение и авторитет ОДКБ [1].

В этой статье мы постараемся проанализировать массовые демонстрации и митинги, произошедшие за последние пять лет в Монголии и меры, принятые полицией для обеспечения общественной безопасности, в том числе меры, принятые во время стихийных бедствий и пандемии СОУГО-19.

1. Анализ текущей ситуации с демонстрациями и массовыми мероприятиями.

Полицейская организация Монголии работает для создания правовой и легитимной среды, для обеспечения мирной и безопасной жизни своих граждан.

В соответствии с порядком «О составе и деятельности штабов оперативного управления столицы и аймаков» решением начальника центральной полицейской организации назначаются отряды и начальники групп, а также состав аймачных и столичных штабов оперативного управления. Обеспечивается реализация Порядка взаимодействия организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, Генерального плана координации взаимодействия Вооруженных Сил, пограничных войск, органов разведки, полиции, органов чрезвычайных ситуаций и органов по исполнению решений судов в условиях чрезвычайных ситуаций и Плана направлений деятельности органов полиции в случае массовых беспорядков, предварительный план и силы для поддержания порядка и принудительного разгона утверждаются и реализуются каждый год.

Также при сотрудничестве с Советом по борьбе с терроризмом обеспечивается готовность прикомандированных сил к проведению контртеррористических спецопераций, совместных учений «Хаан сокол». Для предотвращения массовых беспорядков в столице Улан-Баторе в целях обеспечения, координации сил и средств и подготовки личного состава впервые организованы стратегические командно-штабные учения. В ходе данных учений обеспечение участия полиции, наличие специальной техники, снаряжения и оружия, организации управленческо-организационной работы стало важным мероприятием, которое положительно скажется на работе по охране порядка органами полиции и обеспечению общественной безопасности в будущем.

За последние пять лет по всей Монголии было организовано более 1 500 массовых мероприятий, 800 демонстраций и митингов, в которых приняли участие более 700 тыс. граждан. Более 70 % из этих мероприятий являлись массовыми, организованными без соотвевствую-щего разрешения и нарушающими Закон Монголии о митингах и демонстрациях.

На граждан и юридических лиц, организовавших демонстрации с нарушением законодательства, наложен штраф в размере 15 млн тугриков в соответствии с Законом о правонарушениях.

Согласно Закону о порядке проведения митингов и демонстраций организации, ответственные за охрану общественного порядка, несут ответственность за его поддержание и защиту участников от любых преступных посягательств во время митингов и демонстраций, организованных в порядке, установленном настоящим законом. Считаем, что регулярные предварительные встречи с представителями граждан и общественных организаций, сотрудничество полиции с гражданами, организующими митинги и демонстрации, государственными и неправительственными организациями улучшат ситуацию за счет поэтапной организации работы по разъяснению их ролей, предоставлению юридических консультаций, нейтрализации возможных проблем и укреплению дальнейшего сотрудничества. С одной стороны, эффективно защитить граждан, пользующихся своими правами и свободами путем проведения мирных митингов и демонстраций, от преступных посягательств, а с другой стороны, эффективно бороться в рамках закона с теми, кто нарушает общественный порядок организацией незаконных демонстраций и собраний, а также путем предотвращения возникновения беспорядков.

Однако в последние годы участились случаи организации незаконных демонстраций и собраний под предлогом осуществления права на выражение мнений, слова и свободы под видом законых акций, унижающих человеческое достоинство, привлечения к участию в них людей за денежные вознаграждения. В будущем эта ситуация может продолжать усугубляться, и есть вероятность оказания негативного влияния на внутреннюю безопасность и общественный порядок. Организация незаконных митингов и демонстраций, унижающих человеческое достоинство, разделяющих общество, ведущих к внутренним конфликтам и борьбе, не является основой выражения мнений.

Организация демонстраций, массовых мероприятий и полученная информация показывают, что деятельность общественных движений и объединений не рассматривается гражданами серьезно, но их деятельность поддерживается и финансируется некоторыми политическими партиями и влиятельными политиками, которые подкупают протестантов. Эти «протестанты» выступают против любых решений органов государственной власти, сообщают обществен-

ности неправильные представления, подстрекают других к защите своих личных интересов, используют массу в своих корыстных целях и организуют демонстрации и массовые мероприятия.

Форма демонстраций, митингов, акций протеста имеет тенденцию отказа от традиционного метода использования «громкоговорителей и лозунгов» и стала организовывать акции протеста в информационной среде при помощи Интернета, тем самым резко увеличивая количество участников акции. Например, с 22 октября 2022 г. неправительственная организация организовала мероприятие под названием «Волна монгольской гордости — 2022» с целью распространения национального наследия и культуры, гордости за страну и соотечественников на территории 4-й хороо района Баянзурх. В ходе организации вышеуказанного мероприятия оно изменило свою цель и направленность и стало принимать политические черты и экстремистскую направленность, в связи с чем их деятельность была прекращена приказом главы района Баянзурх от 2022 г. «О насильственном разгоне демонстраций и собраний».

2. Новый тип коронавирусной инфекции СОУГО-19 в период пандемии.

Анализ текущего состояния защиты и регулирования.

Правительство Монголии в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции СОУГО-19 среди населения, снижения риска заболевания, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности перевело личный состав полиции, отечественных воинских частей и организаций на уровень общей и повышенной готовности по защите от бедствий и несло ответственность за карантинную защиту и регулирование в рамках Закона о полицейской службе.

В целях предотвращения заражения были временно приостановлены все виды пассажирских перевозок между странами и городами, установлены контрольно-пропускные пункты, полностью контролировались автомобильные дороги, изоляторы, соблюдались меры защиты при приеме, хранении и доставке вакцин, велось отслеживание контактов, исполнялась и полностью контролировалась вся работа по распространению новостей и информации по единой сети и ее выполнение.

Оперативное доведение до граждан постановлений и решений правительства в сфере предотвращения распространения СОУГО-19, а также строгое соблюдение гражданами режима комендантского часа и мер профилактики

коронавирусной инфекции, поддержка деятельности полицейской организации способствовали предотвращению заражения СОУГО-19 в стране в течение 10 мес.

Постановлением Правительства Монголии от 14 февраля 2022 г. № 66 уровень повышенной готовности был отменен, а Постановлением Специальной государственной комиссии от 14 февраля 2022 г. № 01 — распространение коронавирусной инфекции находилось на «желтом» уровне. Решением Председателя Государственной специальной комиссии «О передаче деятельности Объединенного чрезвычайного штаба Государственной специальной комиссии в организацию Оперативной группы» № 03 Чрезвычайный штаб УОК был передан оперативной группе, а деятельность — в сектор здравоохранения.

В течение последних двух лет полицейская организация оценивала возможные угрозы и связанные с ними риски в рамках комплексной деятельности по предотвращению распространения глобальной коронавирусной инфекции, сотрудничала с профессиональными организациями и успешно выполняла функции карантинного планирования, защиты и координации.

В будущем, если этот тип эпидемии вспыхнет вновь, исследователи считают необходимым обеспечить выполнение решений, принятых Правительством Монголии и Специальной государственной комиссией, усилить сотрудничество с органами по защите от стихийных бедствий.

Приятно отметить, что в соответствии с возложенными законодательством обязанностями, когда впервые была выявлена вспышка корона-

вируса и на пике его распространения, работа велась в тесном сотрудничестве с соответствующими организациями и оперативно организовывалась защита общества от опасности, что в определенной степени уменьшило негативные последствия.

Количество демонстраций, организуемых в последние пять лет, увеличивалось. С одной стороны, это естественное явление общественного процесса в развивающейся стране. Мы считаем, что здесь стоит учиться на опыте коллег в аналогичных областях из других стран.

Перераспределение баланса международных сил и формирование многополярного миропорядка ставят под угрозу внутреннюю стабильность любой страны. С этой точки зрения нужно предвидеть любые действия иностранных спецслужб, прикрывающихся массовыми выступлениями и достигающими своих политических целей, и перенять накопленный международный опыт осуществления контрмер.

В нашей стране, как и в других странах, отмечается, что частота публичных выступлений представителей оппозиционных партий, сил, некоммерческих организаций и профсоюзов против экономического кризиса и решений государственной политики, вызванных пандемией и международной нестабильностью, возросла до определенного уровня. С другой стороны, внутренняя стабильность нашей страны находится в центре внимания других ведущих стран, поскольку географическое положение между двумя ведущими мировыми сверхдержавами имеет не только геополитическое, геоэкономическое, но и инфраструктурное значение в балансе международных сил.

Список литературы:

1. Токаев попросил страны ОДКБ помочь с решением ситуации в Казахстане https://www.vedomosti.ru/politics/ news/2022/01/05/903755-tokaev-poprosil-strani-odkb-pomoch (дата обращения: 15.11.2022).

2. Цветные революции. иКЬ: https://ruxpert. ги/Цветные_революции (дата обращения: 15.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.