ОПТИМИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДИСПЕТЧЕРОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
А.М. ХАДЖИБАЕВ, А.Г. МАХАМАДАМИНОВ, А.А. НАБИЕВ
OPTIMIZATION OF THE OPERATIONAL ACTIONS OF EMERGENCY MEDICAL CARE DISPATCHERS
A.M.KHADJIBAEV, A.G.MAHAMADAMINOV, A.A.NABIEV
Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи, Ташкентский институт усовершенствования врачей
С целью оптимизации работы единой диспетчерско-координационной службы авторами предложен структурированный перечень вопросов и алгоритмы действия оператора областного или городского диспетчерско-координационного центра при приеме вызова и определения категории срочности выездов медицинских бригад. По мнению авторов, они являются наиболее практичными и адекватными, а их применение значительно улучшит саму процедуру приема и определения категорийности каждого экстренного вызова.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, диспетчерско-координационная служба, прием и категорий-ность вызовов.
Improvement the quality of emergency medical aid rendered to the population in many respects depends on the ambulance service stations dispatcher. In practice, this task will be established by the operators of city-regional control centers through the list of questions of population. Unfortunately, this list of questions which were sent to emergency operators in a hurry, it doesn't give the results the volume and quality of medical brigade. Authors of the article in order to improve emergency medical dispatcher operative efforts by the international standards have been developed on the basis of a new list of questions structured and operators are recommended actions.
Keywords: medical care dispatchers, city-regional control centers, questions structured.
Организация экстренной медицинской помощи
УДК: 658.284:616-083.98
Повышение качества оказываемой населению квалифицированной скорой медицинской помощи (СМП) остается актуальной проблемой, которая постоянно находится в центре внимания руководства страны и Министерства здравоохранения РУз. В решении данной проблемы большое значение придается вопросам обеспечения эффективного функционирования диспетчерской службы СМП [1,2].
Наглядным примером этого служит Постановление Кабинета Министров РУз [2], в пятом пункте которого разработаны нормативно-правовые акты по экстренной, неотложной и скорой помощи, определяющие регламент работы единой диспетчерско-координационной службы. В нем определено, что одной из главных задач единой диспетчерско-координационной службы является прием от населения вызовов и своевременное их выполнение.
В практическом отношении эта задача операторами областного или городского диспетчерско-координаци-онного центра осуществляется путем получения ответов на определенный перечень вопросов. К большому сожалению, этот перечень недостаточно проработан, что не всегда позволяет диспетчерам быстро определить кате-горийность вызова, необходимый качественный состав выезжающих бригад СМП [3-5].
С целью оптимизации работы единой диспетчер-ско-координационной службы мы предлагаем следующий структурированный вариант вопросов и алгоритмы действия оператора областного или городского диспет-черско-координационного центра при приеме вызова и определении категории срочности выездов медицинских бригад.
1. Первый пункт стандартного набор вопросов связан с определением паспортных данных пациента:
а. фамилия, имя, отчество,
б. возраст,
в. домашний адрес,
г. кто вызывает и номер телефона,
д. настоящее местонахождение пациента, пострадавшего,
е. причина вызова.
Последний вопрос является ключевым звеном, связывающим первый пункт со вторым. В зависимости от полученного ответа диспетчер задает один из вопросов второго пункта.
2. Второй пункт вопросов является определяющим, а сами вопросы составлены так, что ответ на них может быть либо утвердительным, либо отрицательным.
а. есть ли у пациента сознание?
б. имеется ли затруднение дыхания, нехватка воздуха?
в. имеются ли боли в области сердца продолжительностью более 20 мин?
г. отмечаются ли сильные боли в животе?
д. есть ли тошнота и рвота кофейной гущей, черный стул?
е. есть ли наружные кровотечения?
ж. отмечаются ли боли и кровотечения у беременных?
3. наблюдаются ли сильные боли в области переломов конечностей, позвоночника?
и. имеются ли судороги?
к. пациентов или пострадавших более одного?
Утвердительный или отрицательный ответ на один из вопросов второго пункта позволяет диспетчеру полностью
Оптимизация оперативных действий диспетчеров скорой медицинской помощи
Приложение
Алгоритмы действия диспетчера скорой помощи
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
__Л
Первый пункт. Стандартный набор вопросов
Фамилия имя отчество Возраст
Домашний адрес Кто вызывает, номер телефона Настоящее место нахождения пациента Причина вызова
Второй пункт. Определяющий набор вопросов
• Есть ли у пациента сознание?
• Имеется ли затруднение дыхания, нехватка воздуха?
• Есть ли боли в области сердца продолжительностью более 20 мин?
• Отмечаются ли сильные боли в животе?
• Есть ли тошнота и рвота кофейной гущей, черный стул?
• Имеются ли наружные кровотечения?
• Есть ли боли и кровотечения у беременных?
• Наблюдаются ли сильные боли в области переломов конечностей, позвоночника?
• Имеются ли судороги?
• Пациентов, пострадавших более одного?
Ответ «НЕТ»
Ответ «ДА»
Вызов первой категории срочности
Третий пункт. Уточняющий набор вопросов
• температура тела
• какие препараты в данное время
Ответ «ДА»
принимал? • их эффективность
60
Вестник экстренной медицины, 2015, № 3
А.М. Хаджибаев, А.Г. Махамадаминов, А.А. Набиев
определить категорию срочности вызова медицинской бригады. Если больной оказался отнесенным к первой категории срочности медицинской помощи, прием вызова диспетчером должен быть немедленно остановлен, и все его усилия должны быть направлены на своевременное и адекватное выполнение данного вызова. При этом необходимо отметить, что второй пункт вопросов является ключевым в определении не только категории срочности вызова медицинской бригады, но и количества и качества выезжающих медицинских бригад.
3. Третий пункт вопросов диспетчером должен задаваться для более детальной оценки состояния больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи второй категории, а также для определения поликлинических случаев вызова:
а. ранее перенесенные заболевания,
б. температура тела,
в. какие препараты в данное время принимал?
г. их эффективность.
Далее мы приводим наши представления о категориях вызова медицинских бригад скорой помощи.
Первая категория срочности - это экстренные выезды по вызовам с места происшествия на улицу, в общественные места и учреждения, а также на квартиры. Бригада должна добраться до пациента не позднее чем через 20 мин с момента приема вызова в городе и через 30 мин - в сельской местности:
- дорожно-транспортные или железнодорожные происшествия с травмой людей,
- тяжелые сочетанные травмы,
- потери сознания, в том числе острые нарушения мозгового кровообращения,
- острые боли в животе,
- сильные боли за грудиной, длящиеся более 20 мин,
- острые отравления,
- остановка дыхания и кровообращения,
- кровотечения - наружные и внутренние,
- приступ бронхиальной астмы.
Вторая категория срочности - обострение имеющихся заболеваний (до 30-45 мин):
- боли в животе, диспепсические явления при обострении хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта,
- болевой синдром у больных с ишемической болезнью сердца, нарушения ритма, боли в сердце у больных с гипертонической болезнью без признаков острой сердечнососудистой недостаточности,
- боли у онкологических больных,
- колебания артериального давления на фоне гипертонической болезни, стрессовых состояний и т.д.,
- ухудшение состояния при травмах после оказания больному медицинской помощи (боли под гипсом, повышение температуры и т.д.),
- температура выше 38°С у детей,
- пищевые токсикоинфекции,
- стрессовые ситуации.
Третья категория срочности - поликлинические случаи (повышение температуры тела, сильная головная боль):
- температура выше 38°С у взрослых,
- ухудшение состояния у больных с хроническими заболеваниями, в том числе у онкологических больных, не требующее госпитализации,
- головокружение, головная боль у больных с гипертонической болезнью (без гипертонического криза), ве-гето-сосудистой дистонией, атеросклерозом церебральных сосудов (кроме поводов, указанных выше),
- боли у больных радикулитами, корешковый болевой синдром у больных остеохондрозом при неэффективности таблетированных препаратов.
Все эти данные обобщены нами в виде алгоритмов действия диспетчера скорой помощи (приложение). На наш взгляд, стандартный вопросник и алгоритмы действия по приему вызова операторами областного или городского диспетчерско-координационного центра являются наиболее практичными и адекватными, а их применение позволит значительно улучшить саму процедуру приема и определить категорию каждого экстренного вызова.
Вместе с тем, мы призываем к сотрудничеству работников всех руководящих служб областных или городских диспетчерско-координационных центров с целью определения их мнения и соображений по этому вопросу. ЛИТЕРАТУРА
1. Лечебно-диагностические стандарты для службы
экстренной медицинской помощи Республики Узбекистан. Для врачей первичного звена. Ташкент 2000.
2. О мерах по дальнейшему укреплению материально-технической базы по совершенствованию организации деятельности медицинских учреждений. Постановление Кабинета Министров №91 от 29.03.2012 г.
3. Руководство по экстренной медицинской помощи основного уровня. М Нортвест медикал Таймс 2004: 1-2.
4. Сабиров Д.М., Хаджибаев А.М., Набиев А.А. и др. Стандарты неотложных кардиологических состояний на догоспитальном этапе. Ташкент 2008; 53.
5. Сумин С.А. Неотложные состояния. М Литера 2000;
175.
ШОШИЛИНЧ ТИББИЙ ЁРДАМ ДИСПЕТЧЕРЛАРИНИНГ ОПЕРАТИВ ХДРАКАТЛАРИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ
А.М. Хаджибаев, А.Г. Махамадаминов, А.А. Набиев Республика шошилинч тиббий ёрдам илмий маркази, Тошкент врачлар малакасини ошириш институти
Ахрлига курсатилаётган шошилинч тиббий ёрдамнинг сифатини ошириш куп жих,атдан тез ёрдам шохобчаларининг диспетчерлик хизматига богликдир. Амалиётда ушбу вазифа шах,ар-вилоят диспетчерлик марказлари операторлари томонидан ахрлидан белгиланган саволлар руйхатига жавоб олиш йули билан амалга оширилади. Минг афсуслар булсинки, ушбу саволлар руйхати операторларга тезликда шошилинч чакирув турини, юборилиши керак булган врачлар бригадасининг сифати ва х,ажмини аниклаш имкониятини бермайди. Маколада муаллифлар томонидан шошилинч тиббий ёрдам диспетчерларининг оператив х,аракатларини такомиллаштириш максадида халкаро стандартлар асосида ишлаб чикилган янги структуралаштирилган саволлар руйхати ва операторларнинг х,аракат алгоритмлари тавсия килинган.