ОПТИМИЗАЦИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
Макаренко Т.Н.1, Сарапкина Е.Н.2
Ключевые слова: достоверная информация, информационные (цифровые) технологии, актуальная редакция нормативного правового акта (НПА), контрольное состояние НПА, консолидация, электронное опубликование, печатные и сетевые издания, официальный интернет-портал, единый цифровой правовой регистр, верификация, машиночитаемый формат.
Аннотация
Цель работы: совершенствование научно-методической базы концепции юридической техники законодательства.
Методы исследования: системный и экспертный анализ, концептуально-логическое моделирование.
Результаты: обоснован вывод, что на федеральном уровне отсутствует правовое регулирование, устанавливающее: правила ведения и поддержания в актуальном состоянии НПА, представления актуализированной правовой информации и ее верификации; единые требования, предъявляемые к направлению органом публичной власти контрольных экземпляров НПА (электронных образов) для их официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации; порядок устранения ошибок электронного образа контрольного экземпляра правового акта.
Обоснована необходимость развития правового регулирования и механизма обеспечения официального опубликования НПА в электронном виде, а также разработки соответствующего правового регулирования в сфере использования новых информационных технологий. В целях совершенствования государственного управления в сфере правовой информации и информационных технологий, обеспечения систематизации законодательства и доступности верифицированной правовой информации предложено создание Единого цифрового правового регистра как источника верифицированной актуальной правовой информации в электронном виде.
EDN: QUSYEZ
Введение
Официальное опубликование нормативных правовых актов (НПА) является конституционной гарантией прав граждан. В настоящее время наблюдается распространение практики электронного официального опубликования органами публичной власти НПА в целях обеспечения конституционного права на доступ к правовой информации3 и доведе-
3 Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / Отв. ред. И.Ю. Богдановская. М. : ЗАО «Юстицинформ», 2009. 17 с.
ния содержания правовых актов до заинтересованных лиц. В открытости, достоверности и доступности такой правовой информации заинтересованы все субъекты права4.
4 Обеспечение прав граждан на доступ к информации является одним из основных принципов Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации [далее — СЗ РФ]. 2017. № 20. Ст. 2901.
1 Макаренко Татьяна Николаевна, начальник отдела нормативных правовых актов Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, соискатель ученой степени Российского государственного университета правосудия, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
2 Сарапкина Елена Николаевна, заместитель начальника отдела нормативных правовых актов Научного центра
правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, соискатель ученой степени Российского
государственного университета правосудия, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
Учитывая, что информационное общество представляет собой форму организации публичной власти, направленную на реализацию и защиту прав граждан в рамках развитой информационной среды, исследование процессов цифровизации в реализации конституционных прав граждан приобретает особую актуальность [5, 6].
Официальное опубликование является заключительной стадией правотворческого процесса. С официальным опубликованием неразрывно связано вступление в силу НПА5, а включение сетевых изданий в перечень официальных изданий, в которых может состояться официальная публикация НПА, обусловлено объективным изменением структуры информационного пространства [10, 12, 13] в современных условиях, что позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии НПА и ознакомления с ними с использованием новых информационных технологий6.
Опубликование на официальных сайтах органов публичной власти НПА в электронном виде в правотворчестве относится к информационным (цифровым) технологиям [8], обеспечивающим широкую доступность правовой информации. В этом направлении требуется развитие и совершенствование уже имеющихся институтов и, в частности, института электронного официального опубликования НПА [1].
В связи с тем, что информация проникает во все сферы частной и публичной жизни посредством современных информационно-телекоммуникационных технологий, общество сталкивается с новыми вызовами, обусловленными такими преобразованиями. С учетом современного уровня развития средств и способов обращения такого специфического нематериального объекта как информация, Конституционный Суд РФ7 уже указывал на необходимость обеспечения баланса прав и законных интересов, а также определенности правового положения участников правоотношений, объектом которых выступает информация.
В работе [10] отмечается, что баланс информационных интересов (прав) личности относится к наиболее характерным (базисным) для отрасли информационного права принципам-постулатам, учитывающим ее назначение, содержание и специфику. Системообразующие принципы-постулаты базируются на особенностях и юридически значимых конструктивных свойствах со-
5 Часть 3 ст. 15 Конституции РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 28.08.2023).
6 Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2012 г. № 8-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова // СЗ РФ. 2012. № 15. Ст. 1810.
7 Постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. № 25-П по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова // СЗ РФ. 2017. № 45. Ст. 6735.
держательной информации как основного компонента объектов информационных правоотношений: внутренних (актуальность, пертинентность) и внешних (защищенность, достоверность).
Действующее законодательство8, регулирующее правовые отношения, возникающие в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе достоверности информации и своевременности ее предоставления [11].
Расширение информационного пространства, увеличение скорости и масштабов передачи данных, доступность различных способов распространения обусловливают также значимость достоверной информации как для отдельной личности, так и для государства. Полученные достоверные данные основываются на доверии к источникам информации [18].
Система официального опубликования нормативных правовых актов в электронном виде
Известно9, что при исследовании комплекса вопросов, связанных с формированием системы официального опубликования НПА в электронном виде как инструмента, повышающего оперативность и качество решения задач государственного управления, обеспечивающего реализацию конституционного права на доступ к правовой информации, выполнения конституционных обязанностей органов публичной власти по обеспечению оперативной доступности НПА, условием успешного функционирования такой системы является доверие субъектов права к электронной системе опубликования как оперативному и достоверному источнику информации.
Официальный источник опубликования должен быть нормативно закреплен для каждого вида правовых актов. Таких источников может быть несколько, и это может быть как публикация НПА в печатном издании, так и размещение его в сетевом издании, на официальном сайте. При этом конституционное требование официального опубликования, означающее всеобщее оповещение о том, что данный акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании, должно в равной мере обеспечиваться как при опубликовании правовых актов в печатном издании, так и в электронном виде в сетевом издании органами публичной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях10.
8 Ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. № 165.
9 Официальное электронное опубликование: история, подходы, перспективы : монография / Под ред. В.Б. Исакова. М. : Формула права, 2012. 320 с.
10 Часть 3 ст. 15 Конституции РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. иВ1_: http://www.pravo.gov. ги (дата обращения: 28.08.2023).
Положениями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»11 установлено, что обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, официальное опубликование законов и иных НПА осуществляется в соответствии с установленным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, порядком их официального опубликования.
Несоблюдение требований порядка официального опубликования влечет признание НПА недействующими и не подлежащими применению на территории РФ, они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя также ссылаться при разрешении споров.
Так, на федеральном уровне порядок и источники официального опубликования НПА органами публичной власти в электронном виде установлены Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указами Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»12 и «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»13. Для таких актов официальным электронным опубликованием считается их первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (ОИППИ)14.
Заметим, что для электронного опубликования законодатель использует термин «размещение (опубликование)», не разграничивая эти два понятия.
ОИППИ является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти15, осуществляющий функции
11 Постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. № 25-П по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в связи с жалобой гражданина А. И. Сушко-ва // СЗ РФ. 2017. № 45. Ст. 6735.
12 Указ Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» // Российская газета. 1994. № 64.
13 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.
14 URL: http://www.pravo.gov.ru
15 Функционирование портала обеспечивает ФСО России.
по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.
Для актов регионального и муниципального уровней официальным электронным опубликованием правовых актов также может считаться их первое размещение (опубликование) на ОИППИ. На региональном уровне указание на такой порядок опубликования устанавливается законодательством субъектов РФ, на муниципальном уровне — определяется муниципальным НПА муниципального образования [15].
На федеральном уровне акты Президента РФ и Правительства РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», в очередном номере издания «Собрание законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ) и на ОИППИ. НПА федеральных органов исполнительной власти также в течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Минюсте России подлежат официальному опубликованию и направляются в «Российскую газету» или на ОИППИ Минюстом России. При этом их первое электронное размещение (опубликование) на ОИППИ считается официальным опубликованием. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет ГПУ Президента РФ; актов Правительства РФ — Аппарат Правительства РФ; НПА федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) — Минюст России.
На основании Указа Президента РФ «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»16 НПА федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) направляются для такого опубликования Минюстом России в соответствии с отдельным регламентом взаимодействия17, который утверждается между ФСО России и Минюстом России при направлении электронных копий (электронных образов) НПА для их размещения (опубликования) на ОИППИ.
Для НПА ФОИВ, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, порядок направления и размещения (опубликования) на ОИППИ определяется также отдельным правовым актом (регламентом взаимодействия)18, заключаемым по согласованию между ФСО России и каждым ФОИВ, издавшим соответствующий правовой акт.
16 Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. № 23-П по делу о проверке конституционности п. 6 ч. 1 ст. 44, чч. 1 и 3 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Ю. Г. Ефремова // СЗ РФ. 2021. № 23. Ст. 4175.
17 Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. 2009. № 25.
18 Указ Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» // Российская газета. 1994. № 64.
Для региональных актов Указом Президента РФ «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации»19 определяется возможность их направления на ОИППИ, здесь же указывается на необходимость заключения регламентов взаимодействия, а также предусматривается, что для обеспечения размещения (опубликования) правовых актов субъектов РФ на ОИППИ должны быть выработаны технические требования.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования законов и иных правовых актов субъектов РФ, а также за соблюдением технических требований осуществляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
В настоящее время единый регламент взаимодействия и технические требования, общие для всех участников процесса, ФОИВ в области государственной охраны не разработаны, для взаимодействия заключаются индивидуальные правовые акты. В отдельных (индивидуальных) регламентах20, заключаемых между участниками взаимодействия, как правило, оговариваются согласованные принимаемые меры по устранению наличия технологических и иных ошибок электронного образа контрольного экземпляра правового акта при размещении его на ОИППИ (в случае выявления таковых), а также приводится примерный перечень ошибок, которые могут возникнуть при опубликовании правового акта.
Ошибки при публикации нормативных правовых актов
В практике официального опубликования НПА действительно встречаются случаи их публикации с различными ошибками (опечатки, технические неточности), которые могут приводить к неправильному прочтению НПА и даже к искажению воли законодателя. Случаи публикации НПА с ошибками встречаются как в печатных, так и в сетевых изданиях в электронном виде.
Ошибки технического характера могут быть допущены в издательстве при наборе и печати правовых актов, а также содержаться в электронном образе, направленном для официального опубликования самим органом публичной власти, принявшим правовой акт. В работе [4] отмечается, что нарушение технических деталей порядка официального опубликования на юридическую силу НПА не влияет. Вместе с тем судебная практика, в частности, показывает21, что применение актов законодательства о налогах и сборах, опубликованных
19 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.
20 URL: http://www.pravo.gov.ru
21 Функционирование портала обеспечивает ФСО России.
с опечатками, является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности. Возникают правомерные вопросы: как же поступать с такими актами для их корректного применения и каким образом допускается исправление ошибок в уже принятых и официально опубликованных НПА? Данные вопросы в настоящее время на федеральном уровне нормативно не урегулированы22, но существует сложившаяся практика исправления ошибок при опубликовании НПА в официальных печатных изданиях.
Обычно, если при официальном опубликовании НПА в печатном издании были допущены ошибки в сравнении с подлинником акта, то в следующем либо ближайшем номере того же печатного издания публикуется официальное извещение об исправлении таких ошибок, с обязательным указанием правильного прочтения, либо официальное извещение об исправлении ошибок и приведение заново полного текста НПА в правильной редакции в сроки обычные или указанные для таких случаев для печатных изданий. Например, печатное издание СЗ РФ (в № 5 за 2022 г.) поместило официальное извещение о технической ошибке в опубликованном ранее Указе Президента РФ «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих»23, с указанием и редакцией правильного прочтения текста (рис. 1).
В отличие от приведенного примера, электронный образ24 Указа Президента РФ «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих», размещенный (опубликованный) на ОИППИ, был заменен публикатором на правильное прочтение без официального извещения редакцией сетевого издания об исправлении ошибки (рис. 2).
Выпуск печатных изданий и требования к печатным изданиям определены в Законе РФ «О средствах массовой информации»25. Так как отдельные виды правовых актов подлежат направлению для опубликования в виде их электронных копий (электронных образов) в сетевых изданиях, то требования, предъявляемые к печатным изданиям, должны аналогично предъявляться и к сетевым изданиям — официальным публикаторам правовых актов.
В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве СМИ; соответственно, редакция сетевого издания несет ответственность также за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ.
22 Документ опубликован не был.
23 Указ Президента РФ от 31 декабря 2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. 2022. № 1. Ст. 76.
24 Официальный интернет-портал правовой информации. иВ1_: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310129 (дата обращения: 28.08.2023).
25 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. № 32.
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №5 от 31 января 2022 года
ПОПРАВКА
При опубликовании Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 749 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 1, ст. 76) была допущена техническая ошибка. Сноски ыа с. 244 следует читать:
* Должность учреждена б центральном агшарате федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. для замещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту7, или сотрудником, имеющим специальное звание, и считается должностью федеральной государственной гражданской службы в случае замещения ее гражданским лицом.
Рис. 1. Официальное извещение редакцией СЗ РФ о технической ошибке в указе Президента РФ
Рис. 2. Электронный образ указа Президента РФ
Пример исправления ошибки редакцией сетевого издания можно увидеть непосредственно на электронном образе26 постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Рос-
сийской Федерации от 17 октября 2020 г. № 1701»27. Текст постановления публикатором был заменен. В электронном образе документа над текстом содержится отметка «Взамен разосланного», без извещения
27 Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. № 226
--«О внесении изменений в постановление Правительства Российской
26 Официальный интернет-портал правовой информации. Федерации от 17 октября 2020 г. № 1701» // СЗ РФ. 2022. № 9. Ст. 1342.
сетевым изданием, о какой допущенной ошибке идет речь (рис. 3).
Вместе с тем в печатном издании СЗ РФ (в № 13 за 2022 год) содержится официальное извещение редакции об ошибке, с указанием правильного прочтения текста указанного постановления (рис. 4).
Еще пример. Официальное опубликование означает воспроизведение подлинного текста оригинала НПА с помещением всех его официальных реквизитов, однако опубликованный электронный образ28 Федерального закона «О внесении изменений в ста-
Рис. 3. Электронный образ постановления Правительства РФ с отметкой
"¡Ьэв^ятйвденр )И?ЬРТ?ВДМ '.'Че&.Е- ЩИШ
764К
№ 13
Г1 ОП РАН К Л
Пункт2 ИйсгамОЕлбЯйя Правительства Российской Федерации пт21 фсира.'1я 2022 г. № 226 чО щкеечии изменений п лйстанишняши Пртлитальспп ВзвсИй-Фсдсранни от 17 октября Ж0 г. 1701» (СоВрамие ззхонодпсЛьетва Ррс снйемй Фсяфацни. 3022, № 9, (гг. 1342) ьлсадп чир&ги:
А&ан зртшй подпункта «в». а&иц 1р<ттнй подпункта ■<■[> н а|Суаи грггин подпутгктн *л» пункта 2 изменений, утверждениях настоящим поспи шиле! [»см, (ктгийкл1 в сипу с I чиргд 2022 г
Рис. 4. Официальное извещение печатного издания СЗ РФ о технической ошибке в постановлении Правительства РФ
8 Официальный интернет-портал правовой информации.
Рис. 5. Электронный образ федерального закона
тьи 9 и 31 Федерального закона «О государственной охране»29 на ОИППИ содержит ошибку.
В нарушение федерального законодательства30 электронный образ федерального закона не содержит его обязательный реквизит — дату одобрения Советом Федерации РФ (рис. 5).
Следовательно, на сегодняшний день на федеральном уровне отсутствует правовое регулирование, устанавливающее:
- единые требования, предъявляемые к направлению органом публичной власти, издавшим соответствующий НПА, контрольных экземпляров НПА (электронных образов) для их официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации;
- фиксирующий перечень технологических и иных ошибок электронного образа контрольного экземпляра правового акта;
- порядок их устранения;
- порядок опубликования обязательного извещения официальным сетевым изданием об исправлении выявленных ошибок, с указанием правильного прочте-
29 Федеральный закон от 4 августа 2022 г. № 363-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 31 Федерального закона «О государственной охране» // Российская газета. 2022. № 172.
30 Статья 9 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета. 1994. № 111.
ния правового акта или приведении заново полного текста НПА в правильной редакции;
- определенные сроки, которые должны быть закреплены для таких случаев;
- порядок применения ранее опубликованного акта, содержащего ошибки, включая вопросы вступления его в силу;
- ответственность должностных лиц, обеспечивающих официальную публикацию НПА, за нарушение порядка опубликования и допущенные ошибки.
Конечно, по сравнению с бумажными носителями электронная форма официального опубликования НПА несомненно эффективна в скорости передачи информации, удобстве хранения и доступности информационных ресурсов и в возможности неограниченного копирования и тиражирования правовой информации, однако сегодня, на наш взгляд, при опубликовании НПА в электронном виде актуальными становятся вопросы обеспечения аутентичности информации, что обеспечит доверие к складывающейся системе официального электронного опубликования.
Такое качество системы официального электронного опубликования, как достоверный источник информации (т. е. подлинный, не вызывающий сомнений) должно быть сформировано в результате соблюдения ряда требований, а «цифровизация права» как использование цифровых технологий в целях оптимизации процессов и правоотношений [6, 8] и новая цифровая реальность требуют разработки соответствующих средств правового регулирования.
Повторное опубликование и размещение
правовых актов с внесенными изменениями
Федеральным законодательством31 предусмотрена возможность повторной публикации правовых актов с изменениями: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»32 также отдельно предусматривает процедуру официального опубликования Конституции РФ с внесенными в нее поправками.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»33 Конституция РФ опубликована с изменениями на ОИППИ с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу34.
В целях обеспечения органов публичной власти, организаций и граждан официальной, полной и достоверной правовой информацией, Указом Президента РФ «О некоторых вопросах размещения текстов правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации»35 устанавливается, что отдельные виды правовых актов, а именно: тексты законов РФ о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и правовых актов Президента РФ с внесенными в них изменениями после 1 июля 2022 г. и размещаемые на ОИППИ начиная с 1 июля 2022 г. являются официальными.
Подготовку текстов таких правовых актов и размещение этих текстов на ОИППИ осуществляет ФСО России.
Этот указ обязывает ФСО России определить порядок размещения текстов правовых актов с внесенными в них изменениями на ОИППИ, а также утвердить единые технические требования к выпуску, машинной (ин-
31 Статья 9 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета. 1994. № 111.
32 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. 2020. № 55.
33 Указ Президента РФ от 3 июля 2020 г. № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» // Российская газета. 2020. № 144.
34 Конституция РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. иВ1_: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.08.2023).
35 Указ Президента РФ от 3 марта г. 2022 г. № 90 «О некоторых во-
просах размещения текстов правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)» // СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1470.
теллектуальной) обработке, размещению, хранению и распространению текстов правовых актов в электронном виде, утвердить единые форматы разметки этих текстов36.
Как видно, здесь законодатель разделяет и использует термины в различной интерпретации «опубликование» и «размещение» для правовых актов с внесенными в них изменениями, в отличие от употребляемого термина, отмеченного нами выше, для официального опубликования правовых актов, а именно: «размещение (опубликование)», а также выделяет новую категорию актов с внесенными изменениями для размещения в электронном виде. Тексты носят официальный характер.
Очевидно, речь идет об «актуальных» или «текущих» редакциях правовых актов с внесенными изменениями, которые могут быть размещены в системе электронного опубликования.
По сути, размещение на ОИППИ в отдельной директории портала органом публичной власти указанных правовых актов с внесенными в них изменениями после 1 июля 2022 г. также является инкорпорированным сборником актуализированных в электронном виде правовых актов, сформированным по определенному временному принципу.
В научной литературе отмечается [2], что проблема создания и поддержания в актуальном состоянии так называемых «текущих редакций» правовых актов — одна из самых сложных в юридической технике законотворчества. В ходе законотворчества законодатель принимает базовый (основной) НПА, затем при необходимости вносит в него изменения и дополнения, принимая для этого вносящие изменения в правовые акты. Каждая такая новая поправка образует новую текущую (актуальную на данный момент) редакцию базового НПА. Предлагается [2] проблему создания и поддержания в актуальном состоянии текстов НПА решить через вменение в обязанность органам, принимающим данные акты, создание и ведение «текущих» редакций правовых актов, а также утверждение таких актов в новой редакции, поскольку тогда фактически отпадает основа для появления устаревших, неактуальных или конфликтующих межу собой «текущих» редакций правовых актов. Напомним, что текст правового акта при наличии множественных изменений, согласно юридической технике, может быть опубликован в «новой» редакции, которая тоже, очевидно, является в определенный момент «текущей».
При рассмотрении понятий консолидации законодательства и консолидированного НПА в работе [9], в частности, говорится, что понятие консолидации может быть применимо к деятельности, которая еще не имеет четкого общепризнанного названия — издания актуальных редакций НПА, включающих внесенные в них изменения и дополнения, так как текст НПА
36 Информация о принятии и опубликовании таких НПА отсутствует.
в актуальной редакции составляется из разных НПА (результатов основного и дополнительного правотворчества) и правовое регулирование общественных отношений не изменяется. При этом прямо указывается, что следует различать официальную и неофициальную консолидацию результатов основного и дополнительного (внесения изменений и дополнений) правотворчества, а также текущую официальную или неофициальную консолидацию нормативного материала и официальное издание текста НПА с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Именно эта деятельность — соединение первоначального текста НПА (результата основного правотворчества) с изменениями и дополнениями, вносимыми последующими НПА (результатами дополнительного правотворчества), — до сих пор не получила определенного названия [9].
В целом, в различных информационных системах подобная деятельность по поддержанию правовых актов в актуальном состоянии понимается как деятельность по актуализации37. В электронном виде в информационных системах актуализация осуществляется с помощью программно-аппаратных средств путем оперативного внесения оператором системы соответствующих изменений в правовые акты и изменения статуса действия правового акта от вступления его в силу до утраты им силы или прекращения действия. Текст правового акта в таких информационно-справочных системах в «актуальном» состоянии является последней, действительной или «текущей»38 в данное время редакцией текста со всеми изменениями и дополнениями и дает возможность применять правовой акт без обращения к изменяющим его актам.
В тексте такого НПА обычно содержатся все записи об актах, изменяющих его и (или) поясняющих порядок и условия его применения. В тексте НПА возможны также ссылки на правовые акты, которые дополнительно регулируют тот же круг правоотношений и как бы дополняют его действие.
Определенного легального термина для редакций таких актов также нет. Чаще употребляются термины: «актуальная», «текущая», «контрольная», «действующая» (редакция) и др. Использовать подобные определения для характеристики таких материальных сущностей, как, например, версии программы в значении «действующая», «текущая» или «последняя (из годных)» или для правового акта «действительный в текущее время», представляется вполне допустимым.
37 Актуализация (лат. actualis — деятельный, действенный): действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации. Актуализировать — делать актуальным, насущным, важным; перевод чего-либо из состояния потенциального, не соответствующего современным условиям, в состояние реальное, актуальное, соответствующее современным условиям // Новейший философский словарь. URL: https://rus-new-philosophy.slovaronline.com/
38 Вершинин А. П. Электронный Свод законов и правовая информатизация в России. URL: http://pravo.gov.ru/articles/elektronnyy-svod-zakonov-i-pravovaya-informatizatsiya-v-rossii/
Применение электронного опубликования правовых актов и размещение актуализированных текстов правовых актов в электронной среде влечет видимые изменения в процессах систематизации законодательства. Переход на электронное опубликование всех правовых актов, принимаемых органами публичной власти федерального, регионального и муниципального уровней, позволит организовать процесс единообразного учета правовых актов в единой цифровой информационной системе правовой информации.
Соответственно, в информационной системе массив учтенных опубликованных правовых актов в машиночитаемом формате позволит обеспечивать их дальнейшую инкорпорацию. Учет и инкорпорация правотворческой природы не имеют, однако позволяют упорядочить и обозреть имеющийся массив правовых актов. Электронный учет и инкорпорация становятся основой для дальнейшей консолидации актов и способствуют процессу кодификации в отдельных отраслях законодательства.
Процесс консолидации НПА носит правотворческую природу: объединение разрозненных нормативных актов с минимальной редакционной обработкой без изменения их содержания в единый укрупненный акт осуществляется только уполномоченным правотворческим органом власти. Консолидированный правовой акт принимается в установленном порядке с новыми реквизитами и доводится до неопределенного круга лиц через завершающую стадию правотворческого процесса — его официальное опубликование. «Поглощенные» им разрозненные правовые акты признаются правотворческим органом утратившими силу.
В электронных информационных системах техническая деятельность по внесению изменений в правовые акты и приведение их в актуальное состояние являются отдельным продуктом цифровых технологий, и к ним возможно применить понятие консолидации только в техническом смысле, не имеющем правотворческой природы, поскольку такая актуальная редакция правового акта собирается в единый документ из действующих самостоятельных актов, принятых в установленном порядке и прошедших официальное опубликование. В результате правовой акт в актуальной редакции с внесенными изменениями сохраняет свои реквизиты, но содержание правового акта изменяется, может измениться и правовое регулирование. Все правовые акты, вносившие изменения, сохраняют свое действие.
Деятельность по актуализации НПА позволяет успешно функционировать актуализированным редакциям правовых актов в электронной среде и регулировать соответствующие общественные правоотношения.
Общее у консолидированного акта и актуализированного акта — то, что последующее изменение будет вноситься с учетом всех произошедших изменений. При этом консолидированный акт станет основным (первоначальным) для таких последующих изменений, актуализированный же акт будет продолжать изменяться от его основной (первоначальной) редакции.
Актуальная редакция НПА — «величина» не постоянная, в акты вносятся изменения в большом количестве, поэтому постоянное опубликование НПА в актуальной редакции с каждым внесенным изменением не подходит для совмещения таких процессов, как правотворческая и техническая деятельность по актуализации законодательства. Это отдельные процессы систематизации, но они должны быть взаимоувязаны и урегулированы в соответствии со своим назначением:
электронное опубликование — юридический факт, всеобщее оповещение о том, что НПА принят и вступил в силу;
актуальная редакция НПА — правовая информация, т. е. сведения, представленные информационной правовой системой о правовом акте, его «жизненном» цикле.
Это сборка системой информации о правовом акте и представление этой информации в виде электронного файла, содержащего собранный (сборный) текст, отличный (или нет) от первоначально опубликованного НПА, содержащий в системе ссылки на акты, вносящие эти изменения, а также указание на контрольное состояние НПА (общее указание на действие или утрату акта в целом или его отдельных норм), полученное в ходе деятельности по актуализации правового акта.
Постоянная деятельность по актуализации НПА служит основой для дальнейшего правотворчества. При работе с правовыми актами и планировании внесения изменений в действующее правовое регулирование или привнесение нового правового регулирования законодатель должен исходить из актуализированных версий правовых актов, которые служат материалом для устранения юридических коллизий, восполнения пробелов правового регулирования и достижения внутреннего единства юридических норм.
Ввиду активного использования всеми субъектами права актуализированных версий правовых актов в повседневной жизни назрела необходимость их определения, законодательного закрепления и придания им соответствующего статуса для дальнейшего легитимного применения.
Например, в законах о НПА стран СНГ отражаются формы использования информационных технологий, а также идет поиск наиболее приемлемой терминологии для адекватного правового регулирования данных процессов в правотворческой деятельности [8]. Законодательство стран СНГ предусматривает создание электронной формы законодательства, устанавливаются развернутые правила его ведения, поддержания в актуальном состоянии, регулярного обновления, включения вновь принятых НПА. Есть общие статьи, закрепляющие в качестве принципиального положения варианты использования информационных технологий, в том числе и для распространения информации о НПА — об их принятии, содержании, отмене, внесении в них изменений [7].
При переходе к цифровой реальности должны быть приняты меры и для упорядочения терминологии в за-
конодательстве [3]. Содержание терминов, их соотношение должно быть четко сформулировано и определено, поскольку от этого напрямую зависит реализация конституционных прав субъектов на получение правовой информации.
Представление актуализированной правовой информации
Представляется возможным в сфере информационного права и информационных технологий определить содержание интересующих нас терминов «актуальная», «текущая», «контрольная» и др. относительно редакции НПА через понятие информации, ее предоставления и распространения через информационные системы.
В юридической литературе за основу правовых исследований обычно берется легальное определение информации. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»39 определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления», которые также законодательно разграничиваются на процессы предоставления информации (передача конкретному лицу) и распространения информации (передача информации неограниченному кругу лиц).
Таким образом, в информационных правовых системах «актуальнаяредакция» НПА может быть рассмотрена как сведения о правовом акте со всеми внесенными изменениями на текущий момент времени, а «контрольное состояние» НПА — как сведения о его «актуальной редакции» с определением статуса действия самого НПА и (или) его отдельных правовых норм (действует, утратил силу, действие приостановлено и др.). Именно такую информацию (сведения) об актуальных правовых актах и об их контрольном состоянии на дату обращения представляют государственные и коммерческие правовые информационные системы неограниченному кругу лиц или конкретному пользователю.
Такие сведения, как информация о контрольном состоянии НПА и его актуальной редакции, нуждаются в верификации, т. е. подтверждении достоверности для использования в правоприменении и процессах правотворчества. Верификация может быть основана на применении электронной подписи должностного лица уполномоченного органа власти, проводившего официальную деятельность по актуализации правовых актов в интересах систематизации законодательства. Электронная подпись может быть полноценной заменой рукописной подписи и обладает юридической силой согласно законодательству РФ40.
39 Конституция РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. иВ1_: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.08.2023).
40 Указ Президента РФ от 3 марта г. 2022 г. № 90 «О некоторых во-
просах размещения текстов правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)» // СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1470.
Оптимизация официального опубликования нормативных правовых актов. Представление правовой информации в электронном виде
Официальное электронное о п у6лико ва ние «Актуализированная» информация Верификация «актуализирован мойв информации
/ *
Электронный образ вновь пришлый НПА
Электронный образ новой редакции НПА
Распространение актуальных редакции НПА |передача неограниченному круп/ лиц)
. ^ 1
- Подтверждение • Опубликование НПА в
достоверности НПА новой редакции по
через функцию необходимости:
официального Например для актов.
опубликования ранее опубликованных с
ошибками
• Обеспечение достоверности в информационной системе через ЦП
Предоставление (передача конкретному лицу)
V_
' Подтверждение сведений через ЦП
Рис. 6. Примерная схема представления правовой информации
Задачу представления подобной правовой информации о контрольном состоянии НПА с подтверждением ее аутентичности и достоверности (то есть ее верификации), а также задачи систематизации41 законодательства РФ под силу решить только единому государственному информационному правовому ресурсу (рис. 6).
Отсутствие единого учетного официального верифицированного государственного ресурса всех правовых актов — это институциональная проблема, затрагивающая в том числе вопросы суверенитета и безопасности Российской Федерации и касающаяся органов публичной власти всех уровней [16]. Создание Единого цифрового правового регистра (ЕЦПР) правовых актов РФ как источника актуальной правовой информации в электронном виде, в котором должна храниться машиночитаемая [17] достоверная правовая информация, пригодная для автоматизированной обработки при применении технологий искусственного интеллекта, позволит решить задачу глобальной работы, проводимой органами публичной власти по систематизации массива законодательства России.
При организации работы по учету и систематизации законодательства принципиально важными являются полнота информационного массива (фиксация всего объема информации, отсутствие пробелов) и достоверность информации (использование официальных источников опубликования, своевременное внесение изменений).
41 Распоряжение Президента Российской Федерации от 1 июля 2022 г. № 202-рп «О межведомственной рабочей группе по разработке проекта государственной программы по систематизации правовых актов органов публичной власти всех уровней» // СЗ РФ. 2022. № 27. Ст. 4825.
Создание ЕЦПР представляется целесообразным проводить на базе системы федеральных регистров и государственных реестров Минюста России, поскольку задача обеспечения единства информационно-правового пространства Российской Федерации связана практически со всеми направлениями деятельности Минюста России и ведением целого ряда государственных учетных систем42.
При ведении федеральных регистров и государственных реестров в системе обеспечивается деятельность по поддержанию НПА в актуализированном контрольном состоянии, а также предоставление дополнительных сведений: информация об опубликовании и обнародовании НПА, экспертные заключения, акты реагирования органов прокуратуры и судебные акты [14]. Указанные процессы регламентированы постановлениями Правительства РФ43 и соответствующими актами Минюста России44.
42 Макаренко Т.Н., Сарапкина Е.Н. Актуальные вопросы обеспечения единства информационно-правового пространства России // Труды Междунар. науч.-практ. конф. «Право и информация: вопросы теории и практики». СПб. : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2015. С. 63—69.
43 Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4826; Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» // Российская газета. 2008. № 198.
44 Приказ Минюста России от 04 марта 2021 г. № 27 «Об организа-
ции работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» // Официальный интернет-портал правовой информации. иВ1_: http://www.pravo.gov. ги (дата обращения: 28.08.2023). Приказ содержит приложения отно-
По данным официальной статистики правового портала Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», информационные банки данных Минюста России на текущий момент содержат практически 15 млн актов45, а поступления в систему федеральных регистров и государственных реестров Минюста России, т. е. прирост числа правовых актов, составляет более 1 млн в год.
Необходимость создания ЕЦПР обусловлена накопленным массивом правовых актов, обработка которых уже невозможна без применения современных информационных технологий, которые позволят процессам систематизации законодательства выйти на новый уровень.
Заключение
Таким образом, рассмотренные проблемы представления актуализированной правовой информации и исследованный комплекс вопросов, связанных с функционированием системы официального опубликования правовых актов как инструмента, повышающего оперативность и качество решения задач государственного управления, по обеспечению оперативной доступности НПА, контроля за правильностью и своевременностью их опубликования, соблюдения технических требований опубликования, а также проведенный анализ научных исследований и правоприменительной практики в области официального опубликования НПА в электронном виде на основе использования современных информационных технологий обосновывают необходимость закрепления соответствующего правового регулирования и механизма обеспечения официального опубликования НПА в электронном виде, обеспечения достоверности и аутентичности представляемой информации, доверия к системе официального электронного опубликования,
сительно ведения регистров: «Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904», «Порядок предоставления дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ», «Требования к форматам копий нормативных правовых актов субъектов РФ и сведений об источниках их официального опубликования, представляемых в Минюст России в электронном виде для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ», «Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», «Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов».
45 Правовой портал доступен по следующим адресам: Ь^:// pravo-minjust.ru; Ь1Ир://право-минюст.рф .
а также разработки соответствующих средств правового регулирования в сфере использования новых информационных технологий.
В работе предложен новый методический подход к определению редакции НПА через понятие информации. Разграничены процессы электронного опубликования НПА и деятельности по созданию актуальных редакций НПА. Даны определения актуальной редакции правового акта и контрольного состояния правового акта применительно к деятельности по актуализации правовой информации в электронном виде для правового регулирования данных процессов в правотворческой деятельности.
Дальнейшее развитие нормативной основы в заявленном направлении — это новый этап в области информационного права [10, 12], поскольку технический прогресс предъявляет к рассматриваемой сфере регулирования свои требования.
Обеспечение доступности верифицированной актуальной правовой информации является необходимым условием для достижения «цифровой зрелости» в правовой сфере46, а главным условием осуществления такой трансформации является создание структурированного единого цифрового правового ресурса, представляющего государственную актуальную и достоверную информацию о правовых актах Российской Федерации.
Единый подход и устранение выявленных пробелов в правовом регулировании будут способствовать решению следующих актуальных задач:
- систематизация законодательства РФ;
- развитие института электронного опубликования НПА;
- создание условий для размещения НПА с машиночитаемой разметкой для возможности их прочтения и корректной интерпретации без участия человека47, в том числе представления действующих редакций правовых актов с учетом внесенных в них изменений;
- укрепление конституционных гарантий реализации прав и законных интересов субъектов права в сфере представления правовой информации.
46 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.
47 Концепция развития технологий машиночитаемого права [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ news/v_pravitelstve_utverdili_koncepciyu_razvitiya_tehnologiy_ mashinochitaemogo_prava.html (дата обращения: 28.08.2023).
Рецензент: Ловцов Дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель по научной работе директора Института точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева Российской академии наук, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия, г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Гайворонская Я.В. Совершенствование правотворчества в условиях цифровизации: юридико-технические аспекты // Пробелы в праве в условиях цифровизации : сб. науч. тр. / Под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. За-лоило. М. : Инфотропик Медиа, 2022. С. 113—138.
2. Запольский С.В., Исаков В.Б. Новые актуальные основания модернизации в сфере информационного права // Правовая информатика. 2023. № 1. С. 4—14. DOI: 10.21681/1994-1404-2023-1-4-14 .
3. Исаков В.Б. Цифровое будущее права: упования и угрозы // Вестник Моск. ун-та им С.Ю. Витте. Сер. 2. Юридические науки. 2019. № 4 (22). С. 28—34. DOI 10.21777/2587-9472-2019-4-28-34 .
4. Казанцева О.Л. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов как источника права // Юрислингвистика. 2021. № 22. С. 13—17.
5. Карасев А.Т., Кожевников О.А., Мещерягина В.А. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конституционных прав граждан в Российской Федерации // Антиномии. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 99—119.
6. Карцхия А. А. Цифровизация в праве и правоприменении // Мониторинг правоприменения. 2018. № 1 (26). С. 36—40. DOI: 10.21681/2226-0692-2018-1-36-40 .
7. Липень С.В. Законы о нормативных правовых актах стран СНГ — индикаторы процессов информатизации и цифровизации системы законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8. С. 22—33. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.105.8.022-033 .
8. Липень С.В. Информационные технологии в правотворческой деятельности // Lex Russica. 2019. № 8. С. 111— 120. DOI: 10.17803/1729-5920.2019.153.8.111-120 .
9. Липень С.В. Трансформация теории систематизации законодательства в эпоху цифровизации права // Lex russica. 2022. Т. 75. № 2. С. 132—147. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.183.2.132-147 .
10. Ловцов Д.А. Системология информационного права // Правосудие \ Justice. 2022. Т. 4. № 1. С. 41—70. DOI: 10.37399/2686 - 9241.2022.1.41-70 .
11. Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем : монография. М. : РГУП, 2021. 314 с. ISBN 978-5-93916-887-8.
12. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере : монография. М. : РГУП, 2016. 316 с. ISBN 978-5-93916-505-1.
13. Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. № 5. С. 13—18.
14. Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Обеспечение единства судебной системы России в инфосфере: концептуальные аспекты // Российское правосудие. 2006. № 4. С. 35—40.
15. Макаренко Т.Н., Сарапкина Е.Н., Благовещенский Н.Ю. Актуальные вопросы официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов // Труды Междунар. науч.-практ. конф. «Право и информация: вопросы теории и практики» (26 ноября 2021 г.). СПб. : Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. 2022. С. 109—120.
16. Макаренко Т.Н., Сарапкина Е.Н. Инкорпорация правовых актов СССР и РСФСР в законодательство Российской Федерации в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности // Мониторинг правоприменения. 2022. № 2. С. 70—79. DOI: 10.21681/2226-0692-2022-2-70-79 .
17. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Vol. 8. № 9. P. 59-69.
18. Снежко О.А. Обеспечение права на достоверную информацию в цифровом пространстве // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 6. С. 104—113.
OPTIMISING OFFICIAL PUBLICATION OF LEGAL REGULATIONS IN ELECTRONIC FORM
Tat'iana Makarenko, Head of the Department of Legal Regulations of the Scientific Centre for Legal
Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation, external Ph.D. student at the Russian
State University of Justice, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Elena Sarapkina, Deputy Head of the Department of Legal Regulations of the Scientific Centre for
Legal Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation, external Ph.D. student at the
Russian State University of Justice, Moscow, Russian Federation.
Е-mail: [email protected]
Keywords: reliable information, information (digital) technologies, up-to-date revision of the legal regulation, up-to-date state of the legal regulation, consolidation, electronic publishing, printed and online media, official web portal, Single Digital Legal Register, verification, machine-readable format.
Abstract
Purpose of the paper: improving the research and methodological basis for the concept of legal drafting methodology.
Methods of study: system and expert analysis, conceptual logical modelling.
Study findings: a justification is given for a conclusion on the absence of federal legal regulation of the following: rules for maintaining and updating legal regulations, submitting updated legal information and its verification, single requirements for submitting reference copies (electronic images) of legal regulations by public authorities for their official publication on the official legal information web portal, the procedure for correcting errors in electronic images of reference copies of legal regulations.
A justification is given for the development of legal regulation and the mechanism ensuring official publication of legal regulations in electronic form as well as working out appropriate legal regulation in the field of using new information technologies. In order to improve public administration in the field of legal information and information technologies, to ensure systematisation of legislation and accessibility of verified legal information it is proposed to set up a Single Digital Legal Register as the source of verified, up-to-date legal information in electronic form.
References
1. Gaivoronskaia la.V. Sovershenstvovanie pravotvorchestva v usloviiakh tsifrovizatsii: iuridiko-tekhnicheskie aspekty. Probely v prave v usloviiakh tsifrovizatsii : sb. nauch. tr. Pod obshch. red. D.A. Pashentseva, M.V. Zaloilo. M. : Infotropik Media, 2022, pp. 113-138.
2. Zapol'skii S.V., Isakov V.B. Novye aktual'nye osnovaniia modernizatsii v sfere informatsionnogo prava. Pravovaia informatika, 2023, No. 1, pp. 4-14. DOI: 10.21681/1994-1404-2023-1-4-14 .
3. Isakov V.B. Tsifrovoe budushchee prava: upovaniia i ugrozy. Vestnik Mosk. un-ta im S. lu. Vitte, ser. 2. luridicheskie nauki, 2019, No. 4 (22), pp. 28-34. DOI: 10.21777/2587-9472-2019-4-28-34 .
4. Kazantseva O.L. Poriadok ofitsial'nogo opublikovaniia normativnykh pravovykh aktov kak istochnika prava. Iurislingvistika, 2021, No. 22, pp. 13-17.
5. Karasev A.T., Kozhevnikov O.A., Meshcheriagina V.A. Tsifrovizatsiia pravootnoshenii i ee vliianie na realizatsiiu otdel'nykh konstitutsionnykh prav grazhdan v Rossiiskoi Federatsii. Antinomii, 2019, t. 19, vyp. 3, pp. 99-119.
6. Kartskhiia A.A. Tsifrovizatsiia v prave i pravoprimenenii. Monitoring pravoprimeneniia, 2018, No. 1 (26), pp. 36-40. DOI: 10.21681/2226-0692-2018-1-36-40 .
7. Lipen' S.V. Zakony o normativnykh pravovykh aktakh stran SNG - indikatory protsessov informatizatsii i tsifrovizatsii sistemy zakonodatel'stva. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 2019, No. 8, pp. 22-33. DOI: 10.17803/19941471.2019.105.8.022-033 .
8. Lipen' S.V. Informatsionnye tekhnologii v pravotvorcheskoi deiatel'nosti. Lex Russica, 2019, No. 8, pp. 111-120. DOI: 10.17803/1729-5920.2019.153.8.111-120 .
9. Lipen' S.V. Transformatsiia teorii sistematizatsii zakonodatel'stva v epokhu tsifrovizatsii prava. Lex russica, 2022, t. 75, No. 2, pp. 132-147. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.183.2.132-147 .
10. Lovtsov D.A. Sistemologiia informatsionnogo prava. Pravosudie / Justice, 2022, t. 4, No. 1, pp. 41-70. DOI: 10.37399/2686 - 9241.2022.1.41-70 .
11. Lovtsov D.A. Informatsionnaia teoriia ergasistem : monografiia. M. : RGUP, 2021. 314 pp. ISBN 978-5-93916-887-8.
12. Lovtsov D.A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere : monografiia. M. : RGUP, 2016. 316 pp. ISBN 978-5-93916-505-1.
13. Lovtsov D.A., Niesov V.A. Aktual'nye problemy sozdaniia i razvitiia edinogo informatsionnogo prostranstva sudebnoi sistemy Rossii. Informatsionnoe pravo, 2013, No. 5, pp. 13-18.
14. Lovtsov D.A., Niesov V.A. Obespechenie edinstva sudebnoi sistemy Rossii v infosfere: kontseptual'nye aspekty. Rossiiskoe pravosudie, 2006, No. 4, pp. 35-40.
15. Makarenko T.N., Sarapkina E.N., Blagoveshchenskii N.Iu. Aktual'nye voprosy ofitsial'nogo opublikovaniia (obnarodovaniia) munitsipal'nykh normativnykh pravovykh aktov. Trudy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Pravo i informatsiia: voprosy teorii i praktiki" (26 noiabria 2021 g.). SPb. : Prezidentskaia biblioteka im. B. N. El'tsina, 2022, pp. 109-120.
16. Makarenko T.N., Sarapkina E.N. Inkorporatsiia pravovykh aktov SSSR i RSFSR v zakonodatel'stvo Rossiiskoi Federatsii v ramkakh realizatsii reformy kontrol'no-nadzornoi deiatel'nosti. Monitoring pravoprimeneniia, 2022, No. 2, pp. 70-79. DOI: 10.21681/2226-0692-2022-2-70-79 .
17. Ponkin I.V. Kontsept mashinochitaemogo i mashinoispolniaemogo prava: aktual'nost, naznachenie, mesto v RegTekhe, soderzhanie, ontologiia i perspektivy. International Journal of Open Information Technologies, 2020, Vol. 8, No. 9. P. 59-69.
18. Snezhko O.A. Obespechenie prava na dostovernuiu informatsiiu v tsifrovom prostranstve. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2021, No. 6, pp. 104-113.