Научная статья на тему 'Оптимизация обстоятельств, отягчающих наказание, как один из путей совершенствования уголовного законодательства'

Оптимизация обстоятельств, отягчающих наказание, как один из путей совершенствования уголовного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Уголовный кодекс Российской Федерации / обстоятельства / отягчающие наказание / совершение преступления / чрезвычайное положение / стихийное или иное общественное бедствие / массовые беспорядки / мобилизация / военное положение / военное время / вооруженный конфликт / боевые действия / оптимизация / совершенствование уголовного законодательства / Criminal Code of the Russian Federation / circumstances aggravating punishment / commission of a crime / state of emergency / natural or other public disaster / mass riots / mobilization / martial law / wartime / armed conflict / hostilities / optimization / improvement of criminal legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирзабек Шайдаевич Шайдаев

Российское государство с момента принятия в 1996 году Уголовного кодекса Российской Федерации не раз подвергалось дестабилизирующим факторам, оказывающим негативное влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь государства, его территориальную и национальную целостность. В связи с этим в целях повышения эффективности уголовного закона его нормы приводились в соответствие с реальной действительностью. На основе анализа изменений и дополнений, уже дважды внесенных в обстоятельства, отягчающие наказание, регламентируемые пунктом «л» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагается в рамках совершенствования уголовного законодательства рассмотреть возможность оптимизации указанной нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мирзабек Шайдаевич Шайдаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of circumstances aggravating punishment as one of the ways to improve criminal legislation

Since the adoption of the Criminal Code of the Russian Federation in 1996, the Russian State has repeatedly been subjected to destabilizing factors that have a negative impact on the political, economic and social life of the State, its territorial and national integrity. In this regard, in order to increase the effectiveness of the criminal law, its norms were brought into line with reality. Based on the analysis of the changes and additions that have already been made twice to the circumstances aggravating the punishment regulated by paragraph «l» of part 1 of Article 63 of the Criminal Code of the Russian Federation, it is proposed to consider the possibility of optimizing this norm within the framework of improving criminal legislation.

Текст научной работы на тему «Оптимизация обстоятельств, отягчающих наказание, как один из путей совершенствования уголовного законодательства»

Уголовное право

Научная статья УДК 343.2

Оптимизация обстоятельств, отягчающих наказание, как один из путей совершенствования уголовного законодательства

Мирзабек Шайдаевич Шайдаев

Федеральное казенное учреждение «Научно-производственное объединение „Специальная техника и связь"

МВД России», Москва, Россия

mshaidaev@mvd.ru

АННОТАЦИЯ. Российское государство с момента принятия в 1996 году Уголовного кодекса Российской Федерации не раз подвергалось дестабилизирующим факторам, оказывающим негативное влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь государства, его территориальную и национальную целостность. В связи с этим в целях повышения эффективности уголовного закона его нормы приводились в соответствие с реальной действительностью. На основе анализа изменений и дополнений, уже дважды внесенных в обстоятельства, отягчающие наказание, регламентируемые пунктом «л» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагается в рамках совершенствования уголовного законодательства рассмотреть возможность оптимизации указанной нормы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Уголовный кодекс Российской Федерации, обстоятельства, отягчающие наказание, совершение преступления, чрезвычайное положение, стихийное или иное общественное бедствие, массовые беспорядки, мобилизация, военное положение, военное время, вооруженный конфликт, боевые действия, оптимизация, совершенствование уголовного законодательства

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шайдаев М. Ш. Оптимизация обстоятельств, отягчающих наказание, как один из путей совершенствования уголовного законодательства // Научный портал МВД России. 2023. № 3 (63). С. 69-74.

Criminal Law

Original article

Optimization of circumstances aggravating punishment as one of the ways

to improve criminal legislation

Mirzabek Sh. Shaidaev

Federal government institution scientific and production association special equipment and telecoms of the Ministry

of the internal affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

mshaidaev@mvd.ru

ABSTRACT. Since the adoption of the Criminal Code of the Russian Federation in 1996, the Russian State has repeatedly been subjected to destabilizing factors that have a negative impact on the political, economic and social life of the State, its territorial and national integrity. In this regard, in order to increase the effectiveness of the criminal law, its norms were brought into line with reality. Based on the analysis of the changes and additions that have already been made twice to the circumstances aggravating the punishment regulated by paragraph «l» of part 1 of Article 63 of the Criminal Code of the Russian Federation, it is proposed to consider the possibility of optimizing this norm within the framework of improving criminal legislation.

KEYWORDS: Criminal Code of the Russian Federation, circumstances aggravating punishment, commission of a crime, state of emergency, natural or other public disaster, mass riots, mobilization, martial law, wartime, armed conflict, hostilities, optimization, improvement of criminal legislation

FOR CITATION: Shaidaev M. Sh. Optimization of circumstances aggravating punishment as one of the ways to improve criminal legislation // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2023. № 3 (63). P. 69-74 (In Russ.).

© Шайдаев М. Ш., 2023

Одним из путей повышения эффективности уголовного законодательства в противодействии преступности является приведение его в соответствие со складывающейся общественно-политической, социально-экономической и криминогенной ситуацией в обществе. Иными словами, уголовный закон должен отвечать реалиям жизни, учитывать происходящие в обществе процессы, которые ведут к изменению количественных и качественных характеристик преступности, требующих в свою очередь выбора соответствующих им средств уголовно-правового воздействия. Принимая во внимание меняющийся характер общественно-политической, социально-экономической ситуации в стране, говорить об Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) как о единой и стройной системе с оптимальным содержанием пока еще не приходится.

Целью совершенствования уголовного законодательства является обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных законом задач, устранение существующих проблем в правоприменительной деятельности по расследованию преступлений и установлению адекватного вида наказания за их совершение. Это соотносится с принципом справедливости, установленным ст. 6 УК РФ, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, при назначении наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, в соответствии со ст. 60 УК РФ наряду с характером и степенью общественной опасности преступления и личности виновного учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание1.

В общем понимании указанные обстоятельства в уголовном праве - это юридические факты и состояния, характеризующие личность преступника, учитывающие степень общественной опасности деяния. При установлении повышенной опасности совершенного преступления и личности виновного суд для усиления назначаемого наказания может воспользоваться положениями ст. 63 УК РФ, что является одной из обеспечительных мер назначения справедливого наказания.

Перечень обстоятельств, отягчающих наказание, охватывается ч. 1 данной статьи, с принятием

Уголовного кодекса в 1996 г. они изначально были сгруппированы в тринадцать подпунктов2. Со временем содержание этой статьи претерпело ряд количественных и качественных изменений, и в настоящей редакции статья содержит семнадцать групп обстоятельств, отягчающих наказание. Кроме этого, расширился и сам перечень указанных обстоятельств3. Это объясняется тем, что в отличие от обстоятельств, смягчающих наказание, ст. 63 УК РФ не содержит положения о возможности учета при назначении наказания иных отягчающих обстоятельств, не указанных в перечне, так как он является исчерпывающим. В такой ситуации суды при отсутствии отягчающего обстоятельства в Законе не всегда могут обеспечить соответствие преступления характеру и степени его общественной опасности и обстоятельствам его совершения. Поэтому для разрешения возникающих пробелов этот вопрос по мере необходимости решается на законодательном уровне - путем внесения соответствующих изменений и дополнений в указанную статью УК РФ.

Пункт «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ в этом отношении также не стал исключением. В изначальной его редакции к обстоятельствам, отягчающим наказание, относилось совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках. И это соответствовало духу того времени. Государство и население нашей страны на момент принятия нового УК РФ в полной мере ощутили последствия указанных обстоятельств: чрезвычайное положение в Российской Федерации вводилось в ноябре 1991 г. в Чечено-Ингушской Республике, действовало в 1992-1995 гг. на территориях Северной Осетии и Ингушетии, а также в октябре 1993 г. в г. Москве4. Стихийные бедствия: землетрясения в Дагестане (февраль-март 1992 г.), наводнения в Краснодарском, Ставропольском и Приморском краях (май-июнь 1992 г.)5, массовые беспорядки: в Краснодаре с участием более 1 300 человек, Бийский погром с участием около 500 человек, в Муроме с участием порядка 1 500 человек, в Александрове с участием около 1 500 человек, в Беслане с участием 700 человек6.

1 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : ред. от 29 дек. 2022 г. // СПС Кон-сультантПлюс (дата обращения : 19.01.2023).

2 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : ред. от 29 дек. 2022 г. // СПС Кон-сультантПлюс (дата обращения : 19.01.2023).

3 См.: Там же.

4 См.: URL : https://studbooks.net/1201854/bzhd/primery_ vvedeniya_ territorii_drugih_stranah (дата обращения : 12.07.2022).

5 См.: URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/Катастрофы_в_ России (дата обращения : 13.07.2022).

6 См.: URL : https://ivanesergeev.livejournal.com/232579. html (дата обращения : 13.07.2022).

№° 3 (63) О023

Несмотря на то что Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-1 «О чрезвычайном положении» стихийное или иное общественное бедствие, а также массовые беспорядки были включены в перечень обстоятельств, служащих основанием для введения чрезвычайного положения7, законодатель при конструировании п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ указал их отдельно, чтобы с учетом их характера при назначении наказания имелась возможность учитывать указанные обстоятельства вне рамок введения чрезвычайного положения.

Усиление в конце XX - начале XXI в. террористической активности в стране, проведение вооруженными силами и силовыми структурами военных действий по ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, усугубление на этом фоне общественной безопасности обусловили необходимость принятия дополнительных мер по противодействию новым вызовам и угрозам, в том числе внесения соответствующих изменений в законодательной сфере.

Так, значительно больше стало оснований для применения положений п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ в связи с принятием 30 мая 2001 г. Федерального конституционного закона № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», которым был расширен перечень обстоятельств введения чрезвычайного положения. В него включены захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, террористические акты, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации8. Кроме того, совершенствование правового регулирования предупреждения терроризма и экстремизма было отнесено к числу приоритетных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности9.

Совершение отдельных видов преступлений в указанных условиях свидетельствует о цинизме, утрате нравственных установок ви-

7 См.: О чрезвычайном положении : Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-1 (утратил силу с 1 июня 2001 г. на основании Федер. конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ). URL : https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-17051991-n-1253-1-o/ (дата обращения : 19.07.2022).

8 См.: О чрезвычайном положении : Федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ : в ред. от 3 июля 2016 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 19.07.2022).

9 См.: О стратегии национальной безопасности Россий-

ской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 31 дек.

2015 г. № 683 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения :

19.07.2022).

новного, об особой опасности лиц, преднамеренно использующих тяжкую обстановку для совершения своих противоправных деяний и, как следствие, представляющих повышенную общественную опасность. Причиняемый преступлением вред в сложившихся условиях более значителен и воспринимается населением особенно болезненно и остро, так как усиливает и без того бедственное положение людей, усугубляет состояние общественной безопасности и общественного порядка.

В сложившейся ситуации своевременным шагом по разработке дополнительных мер, направленных на повышение эффективности противодействия преступности, стало дополнение п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ новыми отягчающими обстоятельствами - совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий [1]. При этом отдельным закреплением их в норме уголовного закона также обеспечена возможность учета указанных обстоятельств без объявления в связи с ними чрезвычайного положения.

В результате проведения специальной военной операции на территории Украины, о начале которой в Донбассе с целью защиты его жителей, а также демилитаризации и денацификации Украины было объявлено Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в ходе телевизионного обращения к гражданам России 22 февраля 2022 г., наше государство, в состав которого добровольно вошли бывшие территориальные образования Украины (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области), оказалось в новой политической и общественной ситуации.

Проводимая операция уже отличается значительными по продолжительности и протяженности временными и пространственными характеристиками. Одновременно с продолжающимися более года боевыми действиями, направленными на защиту территориальной целостности, проводится работа по налаживанию мирной жизни на освобожденных территориях, которая может быть установлена только после достижения целей специальной военной операции и ее фактического завершения.

Любое вооруженное противоборство, будь то военные или боевые действия, специальная или специальная военная операция либо вооруженный конфликт, влечет за собой потери среди личного состава вооруженных сил или силовых подразделений правоохранительных органов. Восполнение этих потерь в сложившейся политической и военной ситуации, когда экономические

и военные ресурсы большинства государств-оппонентов направлены против Российского государства, должно осуществляться в первую очередь без ущерба обороноспособности и боеспособности страны, а также исключая негативное влияние на состояние общественной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В связи с этим руководство государства вынуждено было прибегнуть к мобилизационным мероприятиям и объявить в стране призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации10. Уже прошла так называемая первая волна мобилизации.

Чуть позже с целью создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей было введено военное положение11.

Одновременно с этим продолжается процесс адаптации государственных и общественных институтов и населения страны к новым условиям с созданием соответствующей правовой базы. Существенные изменения уже коснулись уголовного законодательства. Так, Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» отдельные нормы раздела XI «Преступления против военной службы» Особенной части УК РФ дополнены квалифицирующим признаком - совершение общественно опасного деяния «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий» с ужесточением наказания за их совершение. Аналогичные условия закреплены и в п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ12.

Следует отметить, что внесение изменений в указанного рода условиях - явление не новое для российского уголовного законодательства. На-

10 См.: Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 21 сент. 2022 г. № 647 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 19.01.2023).

11 См.: О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей : Указ Президента Рос. Федерации от 19 окт. 2022 г. № 756 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 19.01.2023).

12 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федер. закон от 24 сент. 2022 г. № 365-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 19.01.2023).

чиная с Артикула воинского, указание на военное время как отягчающее обстоятельство широко использовалось в статьях Особенной части. В последующих российских уголовно-правовых актах совершение преступления в военное время также признавалось отягчающим обстоятельством. Технически это закреплялось в виде отдельной главы уголовно-правового акта, как, например, в Военно-уголовном уставе 1839 г. и в Воинском уставе о наказаниях 1869 г. В советском уголовном законодательстве в Общей части УК РСФСР 1960 г. совершение преступления в военное время или в боевой обстановке как обстоятельство, отягчающее наказание, не выделялось. Вместе с тем указанные условия учитывались в качестве квалифицирующего признака квалифицированного состава конкретного воинского преступления [1].

В новой редакции обстоятельством, отягчающим наказание, в соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ признается «совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий»13. Указанные понятия в той или иной мере регламентируются законодательством Российской Федерации или доктриналь-ными документами.

Учитывая, что международная обстановка еще далека от стабилизации, да и политические, экономические и социальные процессы внутри страны находятся в стадии развития, не исключено, что и нынешнюю редакцию п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ в дальнейшем могут ждать очередные изменения с включением в нее новых, отсутствующих в рассматриваемой норме аналогичных условий, регламентированных российским законодательством (военная операция, состояние войны, военное время, территориальная оборона14, военный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война, военная угроза, военная опасность, военные действия15, контртеррористическая операция, правовой режим контртеррористической опера-

13 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : ред. от 29 дек. 2022 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 19.01.2023).

14 См.: Об обороне : Федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 19.07.2022).

15 См.: Военная доктрина Российской Федерации : утв. Президентом Рос. Федерации В. Путиным 24 дек. 2014 г. № ПР-2776. URL : https://www.docs.cntd.ru/ document/420246589 (дата обращения : 19.07.2022).

№° 3 (63) О023

ции16). Кроме того, указанный перечень можно дополнить вооруженной агрессией, вооруженным нападением, миротворческими операциями, народными волнениями и др. Стоит упомянуть и различного рода операции: специальную операцию17 или специальную военную операцию, которую можно определить как военную операцию, проводимую вооруженными силами, но уже с участием «специальных служб» и «специальных сил».

Таким образом, наряду с перечисленными в п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ обстоятельствами, с большой долей вероятности можно допустить наступление и иных чрезвычайных условий и состояний, в которых может оказаться наше государство в тот или иной период времени. И тогда перед законодателем опять встанет вопрос: каким образом обеспечить назначение справедливого наказания за преступление, совершенное в условиях, не охваченных рассматриваемой нормой. Решением в данном случае опять станет принятие соответствующих законодательных актов по внесению очередных изменений и дополнений в указанную норму, а следовательно, это опять приведет к расширению перечня условий, совершение преступления в которых будет признаваться отягчающим обстоятельством.

Иным выходом, который может вызвать неоднозначную реакцию в научных кругах, может, на наш взгляд, стать предложение по оптимизации п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ путем объединения всех перечисленных, в том числе в УК РФ, чрезвычайных ситуаций и состояний под одним общим универсальным понятием «особые условия», к определению которого имеется несколько подходов.

В одних случаях за них принимают вызванную определенными чрезвычайными событиями обстановку, отличающуюся повышенной степенью опасности и тяжелыми последствиями. При этом события могут быть различного характера: социального, техногенного, природного, биологического, экологического и т. д., в результате возникновения которых может быть введено чрезвычайное или военное положение. В других случаях под особыми условиями понимают глобальные и долгосрочные изменения состояния внешней среды, представляющие потенциальную опасность для субъекта, социальные явления и про-

16 См.: О противодействии терроризму : Федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ. URL : http://www.kremlin.ru/acts/ bank/23522/page/3 (дата обращения : 19.07.2022).

17 См.: Плохих Г. И. Специальная подготовка сотрудников

органов внутренних дел : учеб. пособие. Курск : Юго-зап. гос. ун-т, 2014. С. 350.

цессы, которые приводят к коренным изменениям системы социально-политических отношений, или специальный правовой режим, который может вводиться, когда недостаточно оснований для введения чрезвычайного положения18.

Применительно к деятельности органов и подразделений МВД России особые условия рассматриваются как представляющие угрозу безопасности личности, общества и государства, существенно влияющие на нормальный ритм жизни граждан, жизнедеятельность населения, функционирование органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий, специфические условия их функционирования [2 ].

К общим характерным свойствам всех указанных понятий можно отнести возникновение их на определенной территории, определенную продолжительность протекания, повышенную степень опасности для жизни людей, деятельности органов власти и управления, работы организаций и учреждений, сохранности материальных ценностей, а также потребность принятия и реализации для их локализации специальных правовых, организационных и тактических мер для защиты интересов личности, общества и государства.

С учетом этого предлагается следующая редакция п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ: «совершение преступления в особых условиях», с одновременным закреплением в этой же норме уголовного закона одного из возможных вариантов понятия «особые условия».

«Особые условия - это вызванная разного рода чрезвычайными событиями, процессами, ситуациями, явлениями политического, военного, социального, криминального, техногенного, природного, биологического, экологического и иного экстремального характера обстановка, возникающая и складывающаяся на определенной территории, существенно влияющая на нормальный ритм жизни граждан, жизнедеятельность населения, функционирование органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий, отличающаяся повышенной степенью опасности и тяжелыми последствиями, в результате создания которой могут быть введены чрезвычайное, военное положение или иной режим, предусмотренный законодательством Российской Федерации, и для нормализации которой Президентом Российской Федерации, органами

18 См.: URL : https://lektsia.com/15xbf28.html (дата обращения : 19.07.2022).

государственной власти и управления принимаются соответствующие нормативные документы, предусматривающие чрезвычайные меры реагирования, требующие привлечения значительных людских, финансовых и материальных ресурсов».

Таким образом, учитывая, что действующая редакция п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ не может быть признана окончательной и не исключена вероят-

ность, что при наступлении определенных условий она может быть подвергнута очередным изменениям, систематизация и глубокий анализ правоприменительной практики назначения наказания за преступления, совершенные в указанных условиях, могут определить целесообразность и жизненность предлагаемого или иного решения по оптимизации рассматриваемой нормы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ермолович Я. Н. О признании совершения преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий обстоятельством, отягчающим наказание // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2017. № 5 (238). С. 81-86.

2. Громов М. А. «Особые условия» как универсальное понятие для деятельности органов и подразделений МВД России: их виды, характеризующие признаки, классификация // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4 (28). С. 5-7.

REFERENCES

1. Ermolovich Ya. N. Voennyj universitet. Pravo v vooruzhennykh silakh - Voenno-pravovoe obozrenie (Law in the Armed Forces - Military Legal Review), 2017, No. 5 (238), pp. 81-86.

2. Gromov M. A. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2013, No. 4 (28), pp. 5-7.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

М. Ш. Шайдаев - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела координации и внедрения

научно-технической продукции Центра сопровождения НИОКР в области информационных технологий Научно-исследовательского института специальной техники федерального казенного учреждения «Научно-производственное объединение „Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 111024, г. Москва, ул. Пруд Ключики, д. 2).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

M. S. Shaidaev - Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher of the Department of Coordination and Implementation of Scientific and Technical Products of the Center for Support of Research and Development Work in the Field of Information Technology of the Research Institute of Special Equipment, Federal government institution scientific and production association special equipment and telecoms of the Ministry of the internal affairs of the Russian Federation (Prud Klyuchiki str., 2, Moscow, 111024, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 05.04.2023; одобрена после рецензирования 21.04.2023; принята к публикации 10.08.2023.

The article was submitted 05.04.2023; approved after reviewing 21.04.2023; accepted for publication 10.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.