Педагогические науки
УДК 372.879.6
Абрамович Светлана Вячеславовна Svetlana Abramovich
Васильева Полина Александровна Polina \fosilieva
ОПТИМИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL
Представлено теоретическое и практическое обоснование проблемы оптимизации образовательного процесса по физической культуре в вузе. Выделены основные направления деятельности преподавателя, определены этапы и средства оптимизации процесса обучения
Елючевые слова: физическая культура, оптимизация образовательного процесса, мониторинг, технологии обучения, мотивы, физическое совершенствование личности
The article presents theoretical and practical foundation problems of educational process optimization in physical education in high school. The author points out the main (ba-sic) directions of a teacher's activity and defines the stages and means of optimizing the educational process
Key words: physical culture, optimization of educational process, monitoring, technology training, motives, physical improvement ofpersonality
Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы активного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы образования. В национальной доктрине образования РФ акцент сделан на вариантность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию учебного процесса. Индивидуализация образовательного процесса должна идти за счет многообразных видов и форм учебных программ, учитывающих интересы и способности личности и индивидуальное здоровье.
В рекомендациях Болонской декларации предусматривается реформирование
российского высшего образования посредством оптимизации образовательно-воспитательного процесса, которая предполагает функционирование педагогического процесса с точки зрения заданных критериев на основе всестороннего учета принципов, современных форм и методов обучения, воспитания, а также личностных и коллективных особенностей конкретной группы.
Реорганизация вузовских программ и предмета «Физическая культура» в условиях гуманизации высшего образования определили, что важнейшим критерием повышения эффективности процесса физического воспитания должно стать постепенное перерастание его в процесс самообразования и самосовершенствования (А.Г. Барабанов, М.Я. Виленский, В.П. Чергинец идр.).
Таким образом, глобализация и конвергенция российского образования требуют рассмотрения данной проблемы с позиции современных технологий повышения качества обученности в соответствии с новыми требованиями повышения подготовки будущего специалиста, заложенными в государственных образовательных стандартах высшего образования.
Исходя из названных тенденций, анализа психолого-педагогической литературы и проведенных исследований, оптимизация образовательного процесса по физической культуре в вузе будет эффективной, если осуществляется в следующих направлениях:
1) организация образовательного процесса, направленного на целостное развитие личности в сфере физической культуры, где обеспечивается субъектное взаимодействие участников образовательного процесса; актуализируется интеллектуальный потенциал и рефлексия студентов; учитываются интересы, потребности и мотивы студентов в сфере физической культуры (М.В. Гинзбург, К. Роджерс, Л.М. Митина и др.);
2) использование современных педагогических средств: информационные и здоровьесберегающие технологии (O.A. Ах-вердова, Н.В. Белкина, И.А. Малашихина,
В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев и др.), активные формы и методы обучения (O.A. Абдуллина, М.Я. Виленский и др.);
3) осуществление наблюдения на основе комплексного мониторинга (В.А. Каль-ней, А.И. Субетто, А.Н. Майоров и др.).
Рассмотрим организацию образовательного процесса в вузе в контексте данных направлений и реализации задач обучения физической культуре.
Согласно современным представлениям, образовательный процесс, с одной стороны, соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой — обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. В последние годы все чаще говорят о физической культуре не только как о социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Поэтому образование в вузе ориентировано на фор-
мирование студента как субъекта собственной физической культуры, являющейся одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Выявление структуры интеллектуальной деятельности обучающихся физической культуре обнаруживает взаимосвязь структурного и функционального компонентов. Структурные компоненты отражаются в совокупности знаний обучающегося, функциональной — совокупности умений и навыков применения знаний в практической деятельности. Знания, умения и навыки являются основными компонентами интеллектуальной деятельности, связанными с решением учебных и практических задач по физической культуре. Следовательно, знание определяет содержательную сторону этой деятельности, а умение и навыки
— операциональную. Обе стороны тесно связаны и взаимообусловлены (Бальсевич, 1991; С. 37-41).
Таким образом, знания, умения и навыки являются основными компонентами интеллектуальной деятельности, связанными с решением учебных и практических задач по физической культуре.
В диагностическом плане важна мотивационная сторона этой деятельности. Управление мотивацией в учебном процессе способствует повышению эффективности учебной деятельности. Установлено, что знание мотивационной основы конкретного процесса учения равносильно знанию движущей силы этого процесса. Мотивированная учебная деятельность студентов непосредственно зависит от деятельности преподавателя, причем наличие мотивов связано как с общей ценностной ориентацией, так и с результатами педагогического процесса. В то же время, мотивы, порождённые педагогической деятельностью, конкретны и обладают оценочными постановками преподавания. В случае правильной, а значит, оптимальной постановки преподавания физической культуры, у студента появляется потребность получения
максимально высоких оценок в процессе учения, а также потребность в развитии физической культуры.
В развитии идей самоорганизации обучающихся физической культуре в педагогике существует подход, согласно которому обучающиеся — это не столько управляемая, сколько самоуправляемая система с потенциальной возможностью (способностью) к самоорганизации, которая, однако, не является наличной (действительной), её нужно специально обучать, управлять её становлением (Виленский, 1999; С. 3).
В этой же связи А.Б. Тменов отмечает, что самоуправляемые системы характеризуются отражением как внешних управляющих воздействий, так и собственных состояний, чем и должен руководствоваться преподаватель при организации управляющей деятельности. Мобильность управления в этой ситуации реализуется средствами педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она исследует процесс учебной деятельности. В ходе исследований изучаются предпосылки, условия и результаты учебного процесса с целью его оптимизации или обоснования значения его результатов.
Как любая практико-ориентированная педагогическая технология, диагностика учебного процесса должна иметь следующие цели:
1) внутреннюю и внешнюю коррекцию;
2) определение пробелов в обучении;
3) подтверждение успешных результатов обучения;
4) планирование последующих этапов учебного процесса;
5) прогнозирование личностного развития в аспекте физической культуры.
В данном контексте, на наш взгляд, актуальна проблема использования технологии комплексного мониторинга.
Комплексный мониторинг мы рассматриваем как систему длительного, целенаправленного отслеживания процесса и результатов обучения физической культуре с целью его прогнозирования и создания сре-
ды, обеспечивающей его успешное протекание в педагогическом процессе вуза.
Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании (Л.Н. Артемьева,
С.Ф. Громова, Л. Ф. Иванова, B.C. Кожевникова, Н.Г Капустина, Г.А. Лысогор, A.A. Макаров, А.Н. Майоров, A.A. Прокофьев и др.) позволил выделить общие подходы к проектированию и осуществлению мониторинга. Установлено, что для построения систем мониторинга могут быть использованы различные модели образовательных систем или их компонентов. Оценивать системы можно исходя из нескольких позиций: оценить/изучить процесс; оценить результат; определить соответствие результата той цели, которая ставилась; оценить соотношение начального и конечного состояния системы. В соответствии с этим выстраиваются модели: «цель — результат» (А.Н. Майоров, O.E. Лебедев), «вход — выход» (Д. Уилмс), «измерение изменений».
Для формирования мониторинга необходимо мобильное управление образовательным процессом, которое может быстро определять стратегию и тактику деятельности преподавателя и физического развития студента на основе информационного критерия, где прогнозирование становится ведущей функцией. Прогнозирование осуществляется средствами мониторинга и самомониторинга (Абрамович, 2007; С. 4853).
Сущность управления заключается в определении функций мониторинга, его алгоритма; создания структур его организации; в выявлении и создании педагогических условий, которые будут способствовать успешному развитию физической культуры студентов в условиях педагогического процесса вуза.
Для активизации процессов «самодвижения» личности студента в процессе овладения физической культурой с помощью мониторинговых исследований необходимо их психолого-педагогическое обеспечение, сущность которого заключается в фасили-тации происходящих процессов педагогом, управленческими и организационными структурами.
Таким образом, оптимизация образовательного процесса по физической культуре определяется эффективностью образовательного процесса вуза, обеспечивается внутренней активностью личности, зависит от педагогического управления, заключающегося в создании педагогических условий для продуктивного физического развития.
Активность личности наиболее эффективно протекает в условиях полисубъ-ектного диалогического педагогического процесса с характерными его признаками: стимулированием стремления студентов к саморазвитию; личностно значимой смысловой деятельностью. Процесс физической подготовки приобретает оптимальный характер, если студент занимает субъектную позицию, когда динамика процесса развертывается в русле постепенного нарастания собственной активности. Мониторинг, на наш взгляд, определяет успешность протекания данного процесса; исходя из результатов, осуществляется управление факторами, которые оказывают преобразующее воздействие на становление личности в сфере физической культуры.
Мониторинговые исследования, проведенные на первоначальном этапе, были направлены на изучение ценностно-мотивационной сферы студентов и уровня физической подготовленности; факторов, влияющих на мотивацию студентов и эффективную организацию образовательного процесса по физической культуре.
Студенты, принявшие участие в исследовании, по данным анкетирования, в зависимости от их отношения к физической культуре и уровня физкультурно-спортивной активности, условно могут быть разделены на четыре типологические группы по времени, затрачиваемому на занятия физической культурой:
1) студенты, не проявляющие физкультурно-спортивной активности, затраты времени у которых на занятия физической культурой не более 1 ч в неделю (16,4 % опрошенных);
2) студенты с низкой физкультурноспортивной активностью, затраты времени
у которых менее бчв неделю (61,6 % опрошенных);
3) студенты с оптимальной физкультурно-спортивной активностью, затраты времени у которых составляют 6...7 чв неделю (13,3 % опрошенных);
4) студенты с относительно высокой физкультурно-спортивной активностью, занимающиеся в неделю 8чи более (8,7 % опрошенных).
Большое значение в формировании сознательного отношения к занятиям физкультурой и спортом имеет мотивация студентов. Анализ проведенного исследования показал, что наиболее значимым мотивом является укрепление здоровья — 33,4%.
Определение учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре показали, что у большинства занимающихся преобладает внешняя мотивация к учебной деятельности — более 50%.
Это говорит о том, что как такового интереса к занятиям физической культурой нет. Студенты, в большинстве своем, ходят на занятия только из-за оценки, получения зачета или чтобы сдать необходимые нормативы по физической подготовке.
На уровень физкультурно-спортивной активности студентов существенное влияние оказывают следующие факторы: социальные, физические и психические (Белкина, 2003; С.17-20). По анкетным данным, среди первых по значимости факторов социальные: «удовлетворение от занятий» —
20.1 %, «снижение общей утомляемости» —
12.1 %, физические: «укрепление здоровья»
— 15,5 %, «физическоеразвитие» — 12,1 %, психические: «снижение психической нагрузки» — 13,2 %. Остальные являются зависимыми от них.
По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность определяются состоянием материально-спортивной базы, направленностью содержания учебного и тренировочного процессов, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы. Препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физкультурно-
спортивной деятельности такие внутренние факторы, как недостаток времени, отсутствие потребности в фпзкультурно-спор-тивной деятельности, вредные привычки (алкоголь, курение и т. п.), состояние здоровья и др.
При рассмотрении ответов на вопрос о достаточности двигательного режима для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья установлено, что 59,2 % опрошенных студентов ответили удовлетворительно; 24,4 % затруднились ответить; 16,3 % готовы признать недостаточным собственный двигательный режим.
В отрицательной оценке собственного двигательного режима в структуре жизнедеятельности студентов и его влияния на сохранение здоровья в большей мере прослеживается динамика по курсам: 13,4 % первокурсников; 18,1 % второкурсников и 20,5 % третьекурсников считают недостаточным свой двигательный режим. Это свидетельствует о том, что студенты старших курсов более критичны в оценке содержательных аспектов собственной жизнедеятельности.
Оценку физической подготовленности студентов осуществляли по результатам выполнения обязательных тестов, рекомендованных программой дисциплины «физическая культура»:
1) «Бег на 100 м»;
2) «Бег на 3000 м» для мужчин и «Бег на 2000 м» для женщин;
3) «Подтягивание на перекладине» для мужчин и «Поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя» для женщин;
4) по общей оценке выполнения перечисленных тестов.
Интегральная оценка показала: низкий уровень физической подготовленности имеют 76 % студентов, средний — 21 %; высокий — 3%.
Опрос преподавателей физической культуры и анализ программ позволили соотнести теоретическую, методическую и практическую подготовку в контексте здо-ровьесбережения и возможности развития способности к самосовершенствованию.
Таким образом, проведенные исследования показали:
— у студентов слабо сформирована ценностно-мотивационная составляющая физической культуры, недостаточная для устойчивой потребности в активной самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности;
— основные причины, препятствующие формированию физической культуры студентов в образовательном процессе вуза: преобладание в методике преподавания дисциплины «физическая культура» воздействия на двигательную деятельность человека в ущерб теоретическим и методи-ко-практическим занятиям; недостаточное использование в учебном процессе новых информационных технологий обучения; слабая материально-техническая база кафедр физического воспитания.
Проведенный анализ позволил наметить следующие пути оптимизации образовательного процесса по физической культуре:
1) прохождение в полном объеме теоретического и методико-практического разделов программы по физической культуре, рекомендованной Минобразованием РФ, с использованием новых информационных технологий, активных методов и средств общения и взаимодействия со студентами (для теоретического раздела: лекция-визуализация, лекция с проблемным изложением, аргументированность информации и др.; для практического раздела: анализ конкретных ситуаций, игровой и соревновательный методы, моделирование, дискуссии и др.);
2) формирование системы мониторинга и самомониторинга физического развития личности студента;
3) составление комплексной индивидуальной программы. Приступая к составлению такой программы, студенту необходимо дать, по возможности, максимально полную и всестороннюю оценку собственного здоровья соответственно определению и его видов (соматического, психического, физического, социального).
Здоровье в этом контексте следует рассматривать как способность к самосохране-
нию, саморазвитию и самосовершенствованию. А значит, как любая способность, она может быть развита. Затем с учётом собственных целей, интересов, уровнем функционального состояния, здоровья и психофизической подготовленности необходимо выбрать оздоровительные технологии и методы, им соответствующие, режим двигательной активности, вид спорта или систему физических упражнений и обосновать их. Студенты должны показать умение оценивать своё здоровье, выбранный режим двигательной активности методами самоконтроля и продемонстрировать вла-
дение средствами индивидуального восстановления (педагогические, медико-биологические, психологические).
Таким образом, оптимизация образовательного процесса в целом направлена на становление и развитие собственной физической культуры студента, освоение ее ценностного потенциала, обеспечение студентов важнейшими аспектами знаний о жизнедеятельности человека, потенциале его здоровья и овладение практическими навыками и умениями по физическому совершенствованию личности.
Литература
1. Абрамович С.В. Мониторинг личностно-профессионального становления личности будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: монография. — Чита: Поиск, 2007. — 135 с.
2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7. -С. 37-41.
3. Белкина Н.В. Физическая культура как составляющая здоровьесберегающего образования в вузе. Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф. / отв. ред. С.С. Добровольский. — Хабаровск: ДВГАФК, 2003. — С. 17-20.
4. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 10. — С. 2-5.
Коротко об авторах___________________________________________Briefly about the authors
Абрамович C.B., канд. пед. наук, доцент кафедры прикладной информатики и математики, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
Тел.: (3022) 28-17-69
Научные интересы: современные информационные технологии; мониторинг качества образования; личностно-профессиональное становление современного специалиста
S. Abramovich, candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of applied in-formatics and mathematics, Chita state university
Scientific interests: modern information technologies, monitoring the quality of education, personal and professional development of modern specialist
Васильева П.А., ст. преподаватель кафедры основ P. Vasilieva, senior teacher of medical bases and медицины и физического воспитания, Читинский physical education department, Chita state university государственныйуниверситет (ЧитГУ)
Тел.: (3022) 41-29-83
Научные интересы: методика преподавания физической культуры в вузе, повышение качества обучения физической культуре
Scientific interests: methods of teaching physical education at university, improving the quality of teaching physical education