ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Сизова Е.Н.
Сизова Елена Николаевна - магистрант, направление подготовки: 38.04.01 «Экономика» (магистратура),
направленность (профиль): бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза, кафедра экономики и экономической безопасности, Институт управления, экономики и финансов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет, г. Кострома
Аннотация: коммерческие банки, как и любые другие организации, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Банки, как крупные налогоплательщики, выполняют исключительно важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. Благодаря крупнейшим банкам происходит перелив капитала в наиболее рентабельные отрасли и регионы. Всё это способствует экономическому, технологическому и социальному прогрессу в обществе. Использование возможностей системы налогообложения на максимальном уровне приобретает в настоящее время особое значение, в особенности при определении перспективных направлений совершенствования корпоративной налоговой политики и обосновании структурных параметров ее функционирования. Главную роль здесь играют выявление резервов реализации целевых ориентиров налоговой политики, кардинальный пересмотр сущности, роли и принципов налогового планирования, а также формирование направлений налоговой оптимизации. Конкретное поведение экономического субъекта определяется главной целью предпринимательской деятельности, а именно максимизацией потенциального дохода. Экономические субъекты стремятся увеличить собственные доходы не только за счет совершенствования организации и управления, внедрения новейших технологий и оборудования, но и за счет снижения налоговой нагрузки.
Цели. Целью исследования выступает анализ и оптимизация налогообложения в коммерческом банке, исходя из значений показателя налоговой нагрузки. Методология. В исследовании применялись методы системного и сравнительного анализа финансовой отчетности, анализ и изучение научной литературы, схематические интерпретации рассматриваемых изменений.
Результаты. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов для решения практических задач. Разработанные предложения позволят определить приоритетные направления налоговой политики в долгосрочном периоде, оптимизировать работу в системе налогообложения. Выводы. Налоговое планирование применяется сравнительно недавно, создав тем самым некие трудности для хозяйствующих субъектов. В системе налогового планирования недостаточно разработаны какие-либо нормативные документы, рекомендации, литература, что также создает трудности по его осуществлению. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения, устранение противоречий в нормативной базе позволит сформировать такую систему налогообложения банков, которая будет способствовать направлению денежных ресурсов непосредственно на финансирование реального сектора экономики. Ключевые слова: налоговое планирование, кредитная организация, налогообложение коммерческих банков, налоговая нагрузка, налоговый учет в кредитной организации.
Одним из важнейших аспектов функционирования современной налоговой системы является воздействие налоговой нагрузки экономического субъекта на его деловую активность. Причем главной задачей любой налоговой реформы является снижение налоговой нагрузки предприятия при условии компенсации выпадающих доходов, при этом остаются неопределенными временные и нормативные рамки этого процесса. Поэтому исследование налоговой нагрузки всегда актуально как для предприятий, так и для налоговых органов. В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.
Рассчитанный к выручке уровень налоговой нагрузки рекомендован Федеральной Налоговой Службой (далее по тексту - ФНС) России в процессе отбора хозяйствующих субъектов для проведения выездных налоговый проверок. Далее, если коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности заметно ниже, чем в других хозяйствующих субъектах, ФНС России в рамках камеральной проверки рекомендует дополнительное рассмотрение вопроса с целью выявления причин относительно заниженной налоговой нагрузки. Возможно, что хозяйствующий субъект целенаправленно уклоняется от налогов, либо это оптимизация налогообложения в рамках законодательства, а может быть и то и то, и другое.
Для того чтобы узнать средний уровень налоговой нагрузки по видам экономической деятельности обратимся к Приказу Федеральной Налоговой Службы России (далее по тексту - ФНС) от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 год) «Об утверждении Концепции системы планирование выездных налоговых проверок».
Налоговую нагрузку можно рассматривать как величину, характеризующую влияние налогов, сборов и пошлин, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение субъекта экономики и рассчитываемую на основе ряда показателей по отдельности или в совокупности.
Можно уточнить методику ФНС России и получить следующую формулу: Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года х 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.
Рассчитаем значение коэффициента налоговой нагрузки самой крупной кредитной организации на территории РФ ПАО «Сбербанк России» за 2015-2017 годы на основе данных отчета о финансовых результатах.
На 01.01.2016 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 117993000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход - 1027872529 тыс. руб., соответственно: Кнгр = 117993000/1027872529x100% = 11,48 %
На 01.01.2017 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 88513000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход - 926706095 тыс. руб., соответственно: Кнгр = 88513000/926706095x100% = 9,55 %
На 01.01.2018 года налоговые платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 149605000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход 1412610647 тыс. руб.: Кнгр = 149605000/1412610647x100 % = 10,59 %
Чем ниже значение коэффициента, тем меньше удельный вес налогов в сумме доходов, полученных банком за период, соответственно доля налогов на 01.01.2017 год по сравнению с 01.01.2016 годом снизилась на 1,93%, 01.01.2018 год по сравнению с 01.01.2017 годом повысилась на 1,04 %. Коэффициент налоговой нагрузки, в случае необходимости, исчисляется и в отношении ряда отдельных доходов, таких как доходы от кредитных, расчетно-кассовых операций, а также
операций с иностранной валютой. Для сравнения полученных показателей коэффициента налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» за 2015 - 2017 года сведем данные в таблицу 1.
Таблица 1. Показатель налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» за 2015- 2017 года, %
Год Значение показателя Кнгр, %
2015 11,48
2016 9,55
2017 10,59
Проанализировав динамику уплаченных налогов ПАО «Сбербанк России» в период с 2015 года по 2017 год, а также рассмотрев динамику коэффициента налоговой нагрузки в тот же период, рассмотрим возможные пути оптимизации налогообложения в банке.
В первую очередь поставленная цель может быть достигнута установлением взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета на основе их интеграции. Такое сближение определит необходимость разработки совместного аналитического учета, типизации и унификации форм, внесения изменений в организационную структуру банка в условиях автоматизации ведения налогового учета. На сегодняшний день налоговое планирование можно отнести к бизнес-процессам управления в банке. Но стоит сказать, что не сам бизнес-процесс, а способы и пути его реализации определяют успех любой коммерческой организации. На основании проведенного исследования предлагается следующая схема направления совершенствования и оптимизации налогового планирования в коммерческих банках:
1) посредством интеграции налогового и бухгалтерского учета;
2) путем автоматизации процесса налогового учета в банках.
Интеграция налогового и бухгалтерского учета позволит сближение двух систем учета как на макроуровне, на уровне государства, так и на микроуровне, на уровне кредитной организации. Построение оптимальной модели взаимодействий бухгалтерского и налогового учета требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражения в отчетности. Основу данной модели должна составить схема отражения бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны не могла нарушать целостности учета, а с другой стороны - приводила к системному формированию информации, нужной для исчисления налога на прибыль. К примеру, целесообразно было бы разработать план счетов налогового учета. Такие счета должны иметь отличные от бухгалтерских счетов названия и номера, что поспособствует появлению новой корреспонденции счетов. Данное нововведение существенно облегчит ведение учета, позволит убыстрить, и, как следствие, оптимизировать налоговый учет. А также позволит и реализовать одну из основных целей бухгалтерского учета - обеспечение всех групп заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и толкованию в интересах и целях каждой этих групп. Совершенствование налогообложения и дальнейшего развития налогового и бухгалтерского учета, оптимизация взаимодействий между ними во многом будет определяться: значимостью и темпами работ по совершенствованию понятийного аппарата указанных выше систем; слиянием применяемых системами определений и терминов, что в будущем обеспечит минимизацию противоречий между ними.
Следующим мероприятием выступает определение сферы ответственности всех участников процесса ведения налогового учета между всеми службами и отдельными подразделениями коммерческого банка. Необходимо также выявить, какое из подразделений выступает источником информации, необходимой для ведения налогового учета, а также в каком виде и в какие сроки необходимо передать
должную информацию. Построение и организация документооборота обязаны удовлетворять службы контроля и анализа наряду со всеми учетными подразделениями. Весь этот этап необходимо рассматривать в контексте «первичные документы - обработка информации - хранение информация - информация и отчеты для учетного подразделения - осуществление ведения налогового учета». В зависимости от степени грамотного разделения сфер ответственности участников ведения налогового учета будет зависеть своевременное и правильное заполнение регистров налогового учета. Одним из направлений оптимизации налогообложения может выступить необходимость изменения организационной структуры и кадровой политики кредитной организации.
Также оптимизации налогообложения в коммерческом банке может способствовать автоматизация бизнес-процесса налогового планирования. Основной целью внедрения такой системы служит повышение управляемости всей системы учета в целом и, как следствие, конкурентоспособности банка за счет качественного и оперативного принятия управленческих решений. Что, в свою очередь, возможно только за счет увеличения качества, оперативности и достоверности учетной информации. На данном этапе экономического развития современным коммерческим банкам, как и любой организации требуется ликвидация информационных разрывов между налоговым и бухгалтерским учетом, а также минимизация налоговых рисков, что приведет к повышению информации управляемости данного процесса, которые помогут повысить эффективность деятельности, и приведут к увеличению прибыли.
Список литературы
1. Планирование на предприятии: учебник и практикум / Х.М. Гумба, А.А. Горобняк, А.А. Карпенко, В.В. Шошинов; под общ. ред. Х.М. Гумбы. М.: Издательство Юрайт, 2017. 304 с.
2. Налоговый менеджмент: учебник / Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. 332 с.
3. Лермонтов Ю.М. Выработка банком эффективной налоговой политики / Ю.М. Лермонтов / Налогообложение и отчетность в коммерческом банке, 2015. № 12. С. 33-37.
4. Суглобов А.Е. Основы налогового планирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Суглобов А.Е. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 247 с.
5. Екимова К.В. Финансовый менеджмент: учебник / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. М.: Издательство Юрайт, 2016. 381 с.