| А. И. Фомин // A. I. Fomin [email protected]
д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Street, Kemerovo, 650002, Russia
I С. Ю. Сайбель // S. Yu. Saibel [email protected]
майор внутренней службы, начальник факультета заочного обучения института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Россия, 153040, г. Иваново, пр-кт Строителей, 33 distant education faculty head of distant education and refreshing training institute of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», internal service major, 33, Stroiteley Avenue, Ivanovo, 153040, Russia
Щ Д. А. Бесперстов // D. A. Besperstov [email protected]
аспирант ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Институтская, 7
chair post graduate of Kemerovo Institute of Food Science and Technology, 7, Institutskaya Street, Kemerovo, 650056, Russia
УДК 614.849
ОПТИМИЗАЦИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАДЗОР SUPERVISORY ACTIVITIES OPTIMIZATION IN THE FIELD OF THE POPULATION AND TERRITORIES PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS. FEDERAL AND REGIONAL SUPERVISION
В статье рассмотрена организация надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Приведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих надзорную деятельность при организации федерального и регионального государственного надзора. Изложены основные принципы осуществления федерального и регионального государственного надзора с учетом риск-ориентированного подхода при организации надзора. Рассмотрены их сферы деятельности. Подробно рассмотрены вопросы разграничений полномочий между федеральным и региональным государственным надзором в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Представлены особо опасные и технически сложные объекты и рассмотрена методика по определению периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в зависимости от установленной категории. Приведена классификация чрезвычайных ситуаций и потенциально-опасных объектов. Критерии риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
The article deals with the supervisory activities organization in the field of the population and territories protection from emergency situations. The analysis of normative legal acts regulating supervisory activity in
Â
the organization of federal and regional state supervision is given. The main principles of implementing federal and regional state supervision are outlined, taking into account the risk-oriented approach in the organization of supervision. Their activity spheres are considered. The issues of delineation of powers between federal and regional state supervision in the field of the population and territories protection from emergency situations are considered in detail. Particularly dangerous and technically complex facilities are presented and the methodology for determining the supervisory measures implementation periodicity with respect to the objects of supervision in the field of the population and territories emergency protection, depending on the established category, is considered. The classification ofemergencies and potentially dangerous objects is given. Criteria of the risk-oriented approach in the implementation of federal state supervision in the field of the population and territories emergency situations' protection.
Ключевые слова: НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР, РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАДЗОР, ЗАЩИТА ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
подход
Key words: SUPERVISION ACTIVITY, POPULATION AND TERRITORIES EMERGENCY SITUATION PROTECTION, FEDERAL SUPERVISION, REGIONAL SUPERVISION, CORPORATE BODIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS RIGHTS PROTECTION, RISK-ORIENTED APPROACH
Опасные природные явления, катастрофы, стихийные бедствия и аварии на объектах различного функционального назначения наносят значительный социально-экономический ущерб в Российской Федерации. В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения ущерба при их возникновении одной из форм воздействия на данные процессы является государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЗНТЧС).
В настоящее время принят ряд законодательных актов Российской Федерации по оптимизации надзора в области ЗНТЧС. Результатом данной деятельности явилось разделение государственного надзора в области ЗНТЧС на федеральный и региональный [1] (Рис. 1).
Федеральный государственный надзор в области ЗНТЧС осуществляют надзорные органы МЧС России 2]. Региональный государственный надзор в области ЗНТЧС осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации [3 (Рис. 2).
С учетом вышеизложенного в соответствии с требованиями статьи 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ-68) государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор в области ЧС) осуществляется:
- уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор);
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетен-
ции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «п» статьи 10 ФЗ-68 Правительство РФ устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. В соответствии с требованиями пункта «с» части 1 статьи 11 ФЗ-68 органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определена компетенция каждого из органов власти в части касающейся порядка осуществления ими федерального и регионального надзоров в области ЧС.
При разграничении полномочий между федеральным и региональным государственным надзором в области ЗНТЧС учитываются критерии классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4].
Исходя из классификации чрезвычайных ситуаций, установленной постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН От 21 лскаГррн 1994 гол* N fiR-Ф 1 л) тин к' населения it терри i орнн mi Ч|1ста1Ч4Йнм\ niiyiuiHil природного н rnM(n|citwra хяртж!^»
114' i ik i im Федерального щои mi оевове и мничти вяееевиы! Федеральным мконом он 14.10.2014 N 307-ФЧ)
Стжтья 27. Надзор и контроль в области защиты населения п территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в указанном области осушесгвлнются - юральнымн j»рганамн нсполhhtcjiьной власти н органами исполин ci.iI III власти субъектов Российски!] 'К'дершши в соответствии с законодателе! ном Российской Федерации н законодательством субъектов Российской Федерации
(разделения по видам надзора в редакции закона нет)
Статья 27, Государственный надзор п области зашты населения и территорий от чрезвычайны* ситуаций
I осуларетвенный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных Ситуаций осуществляется уполномоченными <|>елегальным органом исполнительной власти (федерааишй государственный надзор) и органами исполнительной влает субъектов 1\л:еннской Федерации ■;>■■<■ и олальный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации (постановление Правительств* РФ от 2-1.12.2015 .Vi 1418} и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
Рисунок 1 - Сопоставление изменений в законодательный акт Российской Федерации
в части разделения государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на федеральный и региональный Figure 1 - Comparison ofchanges in the legislative act ofthe Russian Federation with regard to the separation ofstate supervision in the area ofthe population and territories protection from emergencies for the federal and regional
фЕДК1'ЛЛЬНЫП З А КОВ 1.1 Л ккабря 1994 шал N 6Я-ФЧ
"О HMiiiiiL' и :кч'| i' II mi a г с р р 11:11111111 ш чрезвычайных ситуации и |||| pi' 11 Ml III II 10 411111 .'ММ:! II \ .i |1! к| 1|||1 ■
Осуществлен и с государственного надзора в области зашиты населения и территорий от чрезпычишиях cumvauuit локального характера Федеральным законом не предусмотрено.
Рисунок 2 - Разграничение полномочий между федеральным и региональным государственным надзором в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Figure 2 - Power separation between federal and regional state supervision in the field ofthe population and territories protection from emergency situations
и техногенного характера»:
- субъектами федерального государственного надзора являются субъекты, на которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации межрегионального или федерального характера [1];
- субъектами регионального государственного надзора являются те субъекты, на которых
существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера 3].
Порядок организации и осуществления надзорных мероприятий определен законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и частных предпринимателей
при осуществлении в отношении них государственного надзора 5].
При организации проверок, осуществляемых федеральным государственным надзором в области ЗНТЧС, учитывается классификация потенциально опасных объектов исходя из прогнозируемых на них чрезвычайных ситуаций техногенного характера [6], где под потенциально опасным объектом понимается объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек [2]. В свою очередь к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам 7].
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются,
используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых [8, 9].
С учетом установленной классификации чрезвычайных ситуаций и классификации потенциально опасных объектов Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработана методика определения периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области ЗНТЧС природного и техногенного характера в зависимости от установленной категории [10]. В соответствии сданной методикой установлено три категории объектов надзора. К каждой категории определены объекты надзора и периодичность проведения в отношении них плановых проверок (табл.1).
Порядок реализации методики по определению периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области ЗНТЧС в зависимости от установленной категории, для наглядности можно представить в виде схемы 1.
Приведенная методика основана на модели риск-ориентированного подхода предложена профессором Лондонской школы экономики и политических наук Дж. Блэком. Данная модель различается в двух видах - статическая и динамическая. При статическом подходе результаты проверок не учитываются при категорировании объектов. В свою очередь, при динамическом подходе, результаты проверок влияют на категорию объекта надзора и как следствие на интенсивность его проверки 11].
С учетом вышеизложенного, методика по определению периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области ЗНТЧС, в зависимости от установленной категории, не предусматривает
Таблица 1. Методика определения периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в зависимости от установленной категории Table 1. Methodology for determining the supervisory activities implementation frequency in respect of surveillance facilities in the field of the population and territories protection from emergencies, depending on
the established category
№ п/п Категории объектов надзора Объекты надзора Периодичность проведения плановых проверок
1. 1 категория Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие критически важные объекты и потенциально опасные объекты, а также входящие в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Не чаще 1 раза в 3 года
2. 2 категория Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и организации, уполномоченные на создание функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Не чаще 1 раза в 5 лет
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3. 3 категория Иные федеральные органы исполнительной власти, юридические лица и индивидуальные предприниматели Не проводятся
Классификация потенциально опасных объектов Категории объектов надзора в области ЗНТЧС 4- Классификация чреэвычайн ых ситуаций природного и техногенного характера
1 класса 2 класса 3 класса 4 класса 5 класса 1 категория Локального Муниципал ьного Межмуниципального Регионального Межрегионального Федерального
—► •«-
2 кэгтегория
3 категория
Схема 1. Методика по определению периодичности осуществления надзорных мероприятий в отношении объектов надзора
в области ЗНТЧС в зависимости от установленной категории Scheme 1. Methodology for supervisory measures implementation frequency determining in relation to the supervision objects in the field of the population and territories protection from emergencies, depending on the established category
влияние результатов проверок на их периодичность. Данная методика является статической.
При дальнейшем развитии риск-ориентированного подхода логичен переход от статической модели к более гибкой, динамической. Применение динамической модели позволит уменьшить излишние административные
барьеры на пути деятельности добросовестных организаций и их должностных лиц. Необходима разработка методики и критерия позволяющих снизить категории опасности объектов надзора в области ЗНТЧС, с учетом выполнения юридическими и физическими лицами обязательных требований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418 (ред. от 29.12.2015). Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71192688/#ixzz4QFaKFfoX (дата обращения: 17.11.2016).
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2016). М.: Собрание законодательства РФ. 1994. №35 ст. 3648.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Режим доступа: http://base.garant.rU/12117177/#ixzz4QFcsqkaB (дата обращения: 17.11.2016).
4. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. от 17.05.2011). Режим доступа: http://base.garant.rU/12153609/#ixzz4QG8NxGny (дата обращения: 17.11.2016).
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.07.2016). Режимдоступа: http://base.garant.rU/12164247/#friends#ixzz40GRcK7r6/ (дата обращения: 17.11.2016).
6. Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: Приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105 (ред. от 12.04.2003). Режим доступа: http://base.garant.rU/12130310/#ixzz4QGBUbcOM (дата обращения: 17.11.2016).
7. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: федер. закон от 30.12.2009 № 384-ФЭ (ред. от 02.07.2013). Режимдоступа: http://base.garant.ru/12172032/ (дата обращения: 18.11.2016).
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации]: федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Режим доступа: http://base.garant.ru/12138258/ (дата обращения: 18.11.2016).
9. О промышленной безопасности опасных производственных объектов]: федер. закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Режим доступа http://base.garant.rU/11900785/#ixzz4QKJid5IV (дата обращения: 18.11.2016).
10. О плане мероприятий МЧС России, направленных на поэтапное внедрение системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного надзора, методиках определения периодичности осуществления плановых надзорных мероприятий в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий: Письмо МЧС России от 11.08.2015 № 43-3828-19. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420359865 (дата обращения: 18.11.2016).
11. Black J. Risk-based regulation: choices, practices and lessons being learnt// Risk and regulatory policy. Im-proving the governance ofrisk. Paris: OECD Publishing, 2010.
REFERENCES
1. O gosudarstvennom nadzore v oblasti zashchity naseleniya i territorii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera Postanovleniie pravitelstva RF ot 24.12.2015 No.1418 [On state supervision in the sphere of the population and territories protection from emergency situations of natural and man-made nature. The Russian Federation Government Decree of December 24, 2015 No. 1418]. Retrieved from: http://www.garanf.ru/products/ipo/ prime/doc 71192688/#ixzz4QFaKFfoX [in Russian],
2. Rossiiskaya Federatsiia. Zakony. Federalnyi zakon RF ot 21.12.1994 № 68-FZ «O zashchite naseleniia i territorii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera» (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.02.2016) [Russian Federation. Laws. Federal Law of the Russian Federation No. 68-FZ of 21.12.1994 "On Protection of the Population and Territories from Natural and Man-made Emergency Situations" (as amended and supplemented, effective from 15.02.2016)]. Moscow: Sobraniie zakonodatelstva RF - Collection of of the Russian Federation legislation. 1994. № 35, p. 3648 [in Russian],
3. Ob obshchikh principakh organizatsii zakonodatelnykh (predstavitelnykh) i ispolnitelnykh organov gosudarstvennoi vlasti subiektov Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ (red. ot 03.07.2016) [On the organization general principles of the Russian Federation federal subjects legislative (representative) and executive state power bodies. Law of 06.10.1999 No. 184-FZ (as amended on 03.07.2016)]. Retrieved from: http://fease.garanf. ru/12117177/#ixzz4QFcsqkaB [in Russian],
4. O klassifikatsii chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 21.05.2007 № 304 (red. ot 17.05.2011) [On natural and man-made nature emergency situations classification: the Russian Federation Government Resolution of May 21, 2007 No. 304 (as amended on May 17, 2011)]. Retrieved from: http://fease.garanf.rU/12153609/#ixzz4QG8NxGny [in Russian],
5. O zashchite pravyuridicheskikh lits i individualnykh predprinimatelei pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolia (nadzora) i municipalnogo kontrolia: feder. zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ (red. ot 04.07.2016) [On the corporate bodies and individual enterpreneurs rights protection, in the process of state control (supervision) and municipal control implementation: Federal Law of 26.12.2008 No. 294-FZ (as amended on 04.07.2016)]. Retrieved from: http:// base.garant.rul 12164247/#friends#ixzz40GRcK7r6/ [in Russian],
6. Ob utverzhdenii Trebovanii po preduprezhdeniiu chrezvychainykh situatsii na potencialno opasnykh obiektakh i obiektakh zhizneobespecheniia: Prikaz MChS Rossii ot 28.02.2003 № 105 (red. ot 12.04.2003) [On the Requirements Approval for the Emergencies Prevention at Potentially Hazardous Facilities and Life Support Facilities: Order No. 105 of the Ministry of Emergency Situations of Russia of February 28, 2003 (as amended on April 12, 2003)]. Retrieved from: http://fease.garanf.ru/ 12130310/#ixzz4QGBUbcOM [in Russian],
7. Tekhnicheskii reglamentobezopasnostizdanii isooruzhenii: feder.zakon ot30.12.2009 No. 384-FZ(red.ot02.07.2013) [Technical regulations on the buildings and structures safety: Federal Law of December 30, 2009, No. 384-FZ (as amended on 02.07.2013)]. Retrieved from: http://fease.garanf.ru/12172032/ [in Russian],
8. Gradostroitelny kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 29.12.2004 No. 190-FZ (red.ot 03.07.2016) [Urban Development Code of the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2004 No. 190-FZ (as amended on 03.07.2016)]. Retrievedfrom: http://fease.garanf.ru/12138258/ [in Russian],
9. O promyshlennoi bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh obiektov: feder. Zakon ot 21.07.1997 No. 116-FZ (red. Ot 03.07.2016) [On industrial safety of hazardous production facilities: Federal Law of 21.07.1997 No. 116-FZ (as amended on 03.07.2016)]. Retrieved from: http://fease.garanf.ru/ 11900785/#ixzz4QKJid5IV [in Russian],
10. O plane meropriiatii MChS Rossii, napravlennykh na poehtapnoe vnedrenie sistemy otsenki riskov i upravleniia imi pri osushchestvlenii gosudarstvennogo nadzora, metodikakh opredeleniia periodichnosti osushchestvleniia planovykh nadzornykh meropriyatii vzavisimosti ot kategorii, harakterizuiushchei stepen riska obiektov zashchity i territorii: Pismo MCHS Rossii ot 11.08.2015 № 43-3828-19 [On the plan of measures MChS of Russia aimed at the phased introduction of risk assessment system and management in the implementation of state supervision, methods for determining the frequency of planned surveillance activities implementation, depending on the category that characterizes the protection facilities and territories risk degree: Letter of the Ministry of Emergency Situations of Russia of 11.08.2015 No. 43 -3828-19]. Retrieved from: http://docs.cnfd.ru/document/420359865 [in Russian],
11. Black J. (2010).Risk-based regulation: choices, practices and lessons being learnt // Risk and regulatory policy. Improving the governance ofrisk. Paris: OECD Publishing [in English],