Научная статья на тему 'Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело»'

Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цель / целеполагание / врач / медикопрофилактическое дело / подготовка / goal / goal-setting / doctor / medical and preventative care / training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трегубов Валерий Николаевич, Якушина Ирина Ивановна, Романова Ирина Юрьевна

Результативность деятельности будущих врачей в значительной степени зависит от их способности ставить жизненные цели и достигать их. Для совершенствования навыков целеполагания у будущих специалистов в области медико-профилактического дела использовали методы: анкетного опроса, монографический, аналитический и логический. Привлечение к исследованию в качестве респондентов 55 студентов выпускного курса ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет) и всестороннее обобщение опыта работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко позволили установить, что обучение медицинских специалистов целеполаганию является важным направлением в оптимизации их профессиональной подготовки. Среди опрошенных студентов доля лиц с высокой целеустремленностью составляет 9,09%, обладающих средним уровнем целеустремленности – 58,18%, имеющих низкую целеустремленность – 32,73%. Установлено, что среди респондентов, не владеющих методами целеполагания, 83,64% стремятся их освоить. Задачи по овладению методикой формирования жизненной цели и по ее достижению целесообразно отражать в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах медицинских специалистов. Обучение будущих врачей целеполаганию может осуществляться в формате тренинга в системе их профориентации и в процессе изучения дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трегубов Валерий Николаевич, Якушина Ирина Ивановна, Романова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF LIFE GOALS SETTING METHODS DURING FUTURE DOCTORS TRAINING IN THE SPECIALTY “MEDICAL AND PREVENTATIVE CARE”

Effectiveness of future doctors activity largely depends on their ability to set and achieve life goals. To improve the future specialists’ goal-setting skills in the field of medical and preventative care, following methods were used: questionnaire-based survey; monographical, analytical and logical methods. Trial recruitment of 55 graduate students of the I.M. sechenov First Moscow state Medical University (sechenov University) as respondents and comprehensive generalization of the experience of the Department of Public Health and Healthcare named after N.A. semashko made it possible to establish that training of medical professionals in goal-setting is an important direction in optimization of their professional training. Among surveyed students, proportion of people with high level of singlemindedness was 9.09%, with an average level of singlemindedness – 58.18%, and with low level of singlemindedness – 32.73%. It was found that among the respondents who do not know the methods of goal-setting, 83.64% tend to master them. The tasks of mastering the methodology of life goal forming and its achievement should be reflected in the Federal state Educational standards of higher education and occupational standards of medical professionals. Training of future doctors in goal-setting can be carried out in the format of training in the system of their career-guidance and in the process of studying the discipline Public Health and Healthcare.

Текст научной работы на тему «Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело»»

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»

Трегубов В.Н., Якушина И.И., Романова И.Ю.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия

Результативность деятельности будущих врачей в значительной степени зависит от их способности ставить жизненные цели и достигать их. Для совершенствования навыков целеполагания у будущих специалистов в области медико-профилактического дела использовали методы: анкетного опроса, монографический, аналитический и логический. Привлечение к исследованию в качестве респондентов 55 студентов выпускного курса ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет] и всестороннее обобщение опыта работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко позволили установить, что обучение медицинских специалистов целеполаганию является важным направлением в оптимизации их профессиональной подготовки. Среди опрошенных студентов доля лиц с высокой целеустремленностью составляет 9,09%, обладающих средним уровнем целеустремленности - 58,18%, имеющих низкую целеустремленность - 32,73%. Установлено, что среди респондентов, не владеющих методами целеполагания, 83,64% стремятся их освоить. Задачи по овладению методикой формирования жизненной цели и по ее достижению целесообразно отражать в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах медицинских специалистов. Обучение будущих врачей целеполаганию может осуществляться в формате тренинга в системе их профориентации и в процессе изучения дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение».

Для цитирования: Трегубов В.Н., Якушина И.И., Романова И.Ю. Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «медико-профилактическое дело» // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 96-103. с!о1: 10.24411/2220-8453-2019-14007.

Статья поступила в редакцию 23.07.2019. Принята в печать 25.11.2019.

Ключевые слова:

цель, целеполагание, врач, медико-профилактическое дело, подготовка

OPTIMIZATION OF LIFE GOALS SETTING METHODS DURING FUTURE DOCTORS TRAINING IN THE SPECIALTY "MEDICAL AND PREVENTATIVE CARE"

Tregubov V.N., Yakushina I.I., Romanova I.Yu.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia

Effectiveness of future doctors activity largely depends on their ability to set and achieve life goals. To improve the future specialists' goal-setting skills in the field of medical and preventative care, following methods were used: questionnaire-based survey; monographical, analytical and logical methods. Trial recruitment of 55 graduate students of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University] as respondents and comprehensive generalization of the experience of the Department of Public Health and Healthcare named after N.A. Semashko made it possible to establish that training of medical professionals in goal-setting is an important direction in optimization of their professional training. Among surveyed students, proportion of people with high level of singlemindedness was 9.09%, with an average level of singlemindedness - 58.18%, and with low level of singlemindedness - 32.73%. It was found that among the respondents who do not know the methods of goal-setting, 83.64% tend to master them. The tasks of mastering the methodology of life goal forming and its achievement should be reflected in the Federal State Educational Standards of higher education and occupational standards of medical professionals. Training of future doctors in goal-setting can be carried out in the format of training in the system of their career-guidance and in the process of studying the discipline Public Health and Healthcare.

For citation: Tregubov V.N., Yakushina I.I., Romanova I.Yu. Optimization of methods of formation of life goals in the preparation of future doctors in the specialty "medical and preventive care". Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (4]: 96-103. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14007. (in Russian] Received 23.07.2019. Accepted for publication 25.11.2019.

Keywords:

goal, goal-setting, doctor, medical and preventative care, training

Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело»

Эффективность деятельности современного человека и достигнутые им результаты в значительной степени определяются его умением грамотно и осознанно ставить перед собой жизненные цели. Доказано, что адекватно сформированные цели повышают эффективность профориентации, планирования карьеры, способствуют формированию личностной зрелости, активной жизненной позиции, позитивной системы ценностных ориентаций и т.д. Учитывая данные обстоятельства, вопросы по формированию жизненных целей уже давно исследуются специалистами при изучении личности, мышления, мотивации, эмоций, поведения, труда и общения [1-4].

Целеполаганию среди студентов как процессу постановки цели и определению способов ее достижения были посвящены исследования Е.К. Кардовской (2011), М.Ю. Марковой (2011), А.А. Ульянова (2014), Т.Х. Невструевой и соавт. (2016), Е.С. Богдана и соавт. (2016) и других авторов [1, 3-6].

Однако вопрос о формировании жизненных целей будущими врачами в доступной литературе до настоящего времени подробно освещен не был, что и определило выбор темы настоящего исследования.

цель - совершенствование навыков це-леполагания у будущих специалистов в области медико-профилактического дела.

материал и методы

Для достижения цели исследования использовался метод анкетного опроса. Специально разработанная карта анкетного опроса состояла из трех частей: первая содержала 5 вопросов о респон-

денте; вторая включала 9 вопросов о его отношении к целеполаганию и образовательной деятельности; третья часть состояла из 10 вопросов, предложенных Р. Персо, сумма положительных ответов на которые позволяет определить степень целеустремленности человека. К анкетному опросу методом случайной выборки были привлечены 55 студентов VI курса, обучающихся по специальности «медико-профилактическое дело», что составило 37% общей их численности в ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет). Во всех сравниваемых группах статистически значимыми считали различия при р<0,05. С помощью монографического метода детально изучен и обобщен опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Института общественного здоровья Сеченовского университета по обучению различных контингентов навыкам формирования и достижения жизненных целей. Это позволило с помощью аналитического и логического методов сформулировать выводы по материалам проведенного исследования.

результаты и обсуждение

Как показал анализ ранее опубликованных работ, в настоящее время существует несколько десятков определений цели. В.И. Даль определяет цель в ее переносном значении, как «конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть». В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой цель определяется как «предмет

том 10, №4 2019

стремления, то, что надо, желательно осуществить». В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова говорится о цели, как о том, к чему стремятся, что намечено достичь, о пределе, намерении, которое должно осуществить [7].

Для большинства целей, поставленных человеком, характерно: возможное соответствие будущему результату; отражение потребности субъекта; придание смысла, ощущения полноты и эмоционального благополучия жизни человека; повышение активности и результативности при успешной деятельности специалиста и др. [5].

Достижение цели во многом определяется следующими параметрами: сложностью и специфичностью выбранной цели; близостью или отдаленностью ожидаемого результата; наличием необходимых личностных качеств у человека, таких как внутренняя энергия, мужество, настойчивость, креативность, обаяние,способность к рефлексии; влиянием цели на успешность деятельности, получение удовольствия или разочарования от выполняемой работы; наличием риска при достижении цели и др. [1, 8, 9].

В литературных источниках также описаны различные методики целепо-лагания, широко распространенные на практике: SMART, SMARTER, CLER, PURE, POSERSE, GROW, GoMAD, SCORE, диагностика ценностных ориентиров в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейна, построение древа ценностей и др. [6, 10].

Несмотря на значительную теоретическую проработку вопросов, связанных с формированием жизненных целей человеком и ее важность для будущих врачей, данная тема до настоящего времени не нашла должного отражения не только в Федеральных государственных

образовательных стандартах высшего образования, но и в профессиональных стандартах медицинских специалистов. При этом применение профессиональных стандартов относится к одному из направлений модернизации современной экономики России в целом и здравоохранения в частности и регламентируется ст. 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.2017), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н, от 12.04.2013 № 148н, от 29.04.2013 № 170н и другими руководящими документами [11-13].

Только в 2 профессиональных стандартах для врачебного персонала в настоящее время отражены задачи медицинских менеджеров по целеполаганию руководимых коллективов. Так, в профессиональном стандарте «Специалист в области медико-профилактического дела», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.06.2015 № 399н, в обобщенной трудовой функции «Деятельность по организации федерального государственного контроля (надзора)» указано на необходимость умения специалистами определять цели и задачи в установленной сфере деятельности. В профессиональном стандарте «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7.11.2017 № 768н, по которому могут работать после соответствующего обучения выпускники по специальности «Медико-профилактическое дело», в обобщенной трудовой функции «Управ-

Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело»

ление процессами деятельности медицинской организации» отмечено, что соответствующие специалисты должны знать теорию управления и организации труда, включая основы проектного и программно-целевого управления, а также уметь организовывать работу трудового коллектива, осуществлять постановку целей и формулировать задачи, определять приоритеты. В данном профессиональном стандарте в обобщенной трудовой функции «Управление медицинской организации» отражены трудовые действия по разработке специалистами политики и стратегических целей в области менеджмента качества деятельности медицинской организации, а также умение организовывать работу трудового коллектива, осуществлять постановку целей и формулировку задач, определять приоритеты.

Для изучения отношения будущих врачей к целеполаганию и его влиянию на образовательную деятельность проведен анкетный опрос студентов выпускного курса Сеченовского университета, обучающихся по специальности «медико-профилактическое дело». Анализ их ответов на 10 вопросов, предложенных Р. Персо, позволил сформировать среди респондентов 3 группы: с высоким уровнем целеустремленности - 9,09%; со средним уровнем целеустремленности - 58,18%; с низким уровнем целеустремленности -32,73%. Достоверных различий по уровню целеустремленности у мужчин и женщин не выявлено (р>0,05).

В процессе анкетного опроса было установлено, что цель в жизни, которую опрошенные студенты готовы решать всю трудовую деятельность, поставлена 100% респондентами из 1-й группы, 56,25% - из 2-й группы и лишь 22,22% - из 3-й группы.

Остальные студенты, не имеющие на момент анкетного опроса определенной цели, планируют ее конкретизировать в последующем. При этом у большинства студентов (88,89%), имеющих четкую цель, она находится только в их мыслях и никак не зафиксирована на листе бумаги или в гаджете. Идентичные данные были получены в трех анализируемых группах студентов по владению ими методикой формирования и достижения цели жизни. Их доля в группе лиц с высокой целеустремленностью составила 100%, в группе со средней целеустремленностью - 53,13% и в группе с низкой целеустремленностью -22,22%. Установлено, что 83,64% респондентов, не владеющих данными методиками, хотят научиться формировать цель жизни и достигать ее. Во всех трех группах определены достоверные статистические различия анализируемых показателей по наличию у студентов жизненной цели и владению ими методиками целепола-гания (р<0,05).

Сравнительный анализ успеваемости студентов при освоении ими образовательных программ показал, что средний балл у лиц с высокой целеустремленностью составляет - 4,2, со средней целеустремленностью - 4,3 и с низкой целеустремленностью - 4,17. В сравниваемых группах достоверных статистических различий по успеваемости студентов в зависимости от уровня их целеустремленности не выявлено (р>0,05).

По-разному относятся студенты к работе в студенческих научных кружках в зависимости от уровня их целеустремленности. Так, доля студентов, активно занимающихся научной работой, во 2-й группе составляет 50%, в группе лиц с высокой целеустремленностью - 20%, а в группе с низкой

Том 10, №4 2019

целеустремленностью - 11%. При сравнении группы студентов со средней целеустремленностью с группами лиц, имеющих высокую и низкую целеустремленность, выявлены достоверные статистические различия их активности в студенческой научной работе (р<0,05). Низкая доля лиц, которые активно участвуют в работе студенческих научных кружков, в группе с высокой целеустремленностью, возможно, обусловлена их стремлением стать в первую очередь практическими врачами, а в группе с низкой целеустремленностью - их пассивностью.

Учитывая, что большинство опрошенных студентов, независимо от уровня их целеустремленности, стремятся овладеть методикой постановки и достижения цели, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Института общественного здоровья Сеченовского университета с обучаемыми из числа студентов IV-VI курсов, магистрантов, ординаторов, аспирантов и лиц, обучающихся в школе мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения», проводится занятие на тему: «Целеполагание в деятельности врача» [14, 15].

Основные учебные цели занятия -углубление теоретических знаний; приобретение обучаемыми опыта выбора цели с учетом их жизненных ценностей; практическое формирование собственной цели жизни; совершенствование коммуникативных навыков и др. Занятие проводится методом тренинга, в процессе которого рассматривают 4 учебных вопроса - потребности, мечты и жизненные цели человека; связь целеполагания с различными науками; методы целеполагания; правила достижения жизненных целей.

Учитывая приоритетное использование студентами при самостоятельной подготовке к занятию материалов, размещенных в сети Интернет, в список рекомендованной литературы включены учебно-методические материалы по формированию лидерских качеств у медицинских специалистов посредством интернет-ресурсов, разработанные на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко (2017); книги И.А. Пинтосевича «Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год» (2018) и Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (2019); документальный фильм Дрю Хэриот «Секрет» (2006) и др.

Во время занятия всем обучаемым важно прийти к единым взглядам на целеполагание. Для этого в начале занятия проводится обсуждение, позволяющее выработать у студентов коллективное мнение: какой должна быть цель жизни с учетом ее глобальности и приносимой человеку радости, как и зачем ее нужно соизмерять с жизненными ценностями «якорями карьеры»; какие правила существуют при выборе большой (глобальной) цели в жизни; что становится побуждающими мотивами выбора цели; как следует выбирать одну, наиболее значимую, цель; что дает материализация цели путем ее записи, составления плана достижения цели на различные периоды жизни, ведения дневника достижений; как следует начинать движение к цели, даже если этого не хочется; как правильно идти к достижению цели; как избегать ловушек при достижении цели; как не отказаться от достижения цели; обсуждается типовая траектория карьерного роста врача при постановке цели стать неформальным

Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело»

лидером медицинского коллектива и эффективным руководителем медицинской организации и т.д.

Практическая часть занятия предусматривает выполнение следующих заданий: определение студентами на схеме «Колесо жизненного баланса» уровня личного состояния по восьми критериям: карьера, финансы, любовь и отношения, здоровье и спорт, развитие, друзья и окружение, духовное развитие, отдых; уточнение, является ли обучаемый многогранной личностью, что позволило бы ему сочетать свои возможности с потребностями и мечтами; прохождение теста из 10 вопросов на умение ставить жизненные цели; определение наиболее перспективных целей, с учетом их взаимосвязи с личностными ценностями «якорями карьеры»; построение на листе бумаги древа целей; определение с использованием методики целеполагания SMART перспективности выбранных целей для реализации.

На заключительном этапе тренинга обучаемым предлагается конкретизировать цель в письменной форме, определить и записать срок ее достижения, сформулировать задачи для достижения цели со сроками их выполнения, перечислить жизненные ценности, которые будут способствовать достижению указанной цели, а также трудности, которые могут возникнуть при достижении цели, и пути их преодоления.

По отзывам 65% обучаемых, данное занятие заставляет их задуматься над ключевыми жизненными вопросами, еще 30% высоко оценивают методику проведения занятия, 5% затрудняются конкретизировать свое отношение к полученным знаниям и навыкам, так как они расходятся

с ранее сложившимися их взглядами на перспективы карьерного роста.

ВЫВОДЫ

1. Целеполагание - важный фактор, повышающий жизненную активность человека и ускоряющий его профессиональное становление.

2. Среди респондентов, обучающихся по специальности «медико-профилактическое дело», доля лиц с высокой целеустремленностью составляет 9,09%; обладающих хорошим уровнем целеустремленности - 58,18%; имеющих низкую целеустремленность - 32,73%. При этом 83,64% опрошенных студентов, не владеющих методикой целеполагания, стремятся научиться формировать и достигать цель жизни.

3. Задачи по освоению методики формирования жизненной цели необходимо отражать в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах медицинских специалистов.

4. Обучение будущих врачей методике формирования жизненной цели предпочтительно осуществлять в системе профориентации и изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» путем проведения занятия на тему: «Це-леполагание в деятельности врача».

5. Тематическое занятие по целеполаганию может проводиться в формате тренинга с обсуждением актуальных теоретических вопросов, практическим освоением методики формирования жизненной цели и способов ее достижения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Трегубов Валерий Николаевич (Tregubov Valeriy N.) - доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия

E-mail: tregubov.med0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4588-7226

Якушина Ирина Ивановна (Yakushina Irina I.) - кандидат медицинских наук; доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия E-mail: iryakushina0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-6818-0840

Романова Ирина Юрьевна (Romanova Irina Yu.) - студентка VI курса ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия E-mail: romanov.ir0yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-7155-6979

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова Е.В., Нестик Т.А. Взаимовлияние управленческого видения и индивидуально-личностных особенностей руководителя // Нац. психол. журн. 2013. № 10 (2). С. 52-60.

2. Кардовская Е.К. Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 135-138.

3. Невструева Т.Х., Помченко М.А., Резанова Н.В. Категориальная структура личных стремлений в контексте целевой системы личности (на примере студентов вуза) // Высшее образование сегодня. 2016. № 8. С. 49-54.

4. Ульянов А.А. Исследование целеполагания студентов как составляющей готовности к управленческой деятельности // Ученые записки Орловск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 58(2). С. 113-116.

5. Маркова М.Ю. Осознание и структуризация жизненных целей студентов в процессе тренинга «Основы эффективного целеполагания» // Образование и саморазвитие. 2011. № 25 (3). С. 145-150.

6. Богдан Е.С., Гузич М.Э. Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой студентами и выпускниками вуза // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 178-183.

7. Селезнева Е.В. Пространство целей человеческой жизни // Мир психологии. 2009. № 57 (1). С. 50-55.

8. Бухтиярова С.А. Вербальная характеристика ингибирующего и оптимизирующего воздействия цели жизни на личность // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2010. № 1. С. 7-20.

9. Лебедева Е.А. Значение целей в жизни человека и в жизни организации // International Scientific Review. 2015. № 7 (6). С. 84-85.

10. Роздольская И.В., Мозговая Ю.А., Дьячкова Е.Н. Использование в управленческом коучинге методик целеполагания как способа структурирования инновационного мышления // Вестн. Белгородск. ун-та кооперации, экономики и права. 2016. № 58 (2). С. 31-41.

11. Серебренникова М.С., Фатеева Н.Б., Петрякова С.В. Актуальность и механизм внедрения профессиональных стандартов // Аграрный вестн. Урала. 2017. № 1. С. 95-98.

12. Трегубов В.Н., Кузнецова М.Ю., Орлова А.А. Особенности подготовки врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению в соответствии с положениями профессионального стандарта // Стоматология. 2018. № 6. С. 10-12.

Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело»

13. Трегубов В.Н., Фетцер Е.И., Сипливый В.И., Орлова А.А. Функции врача по организации офтальмологической помощи в соответствии с положениями профессионального стандарта // Вестн. офтальмол. 2018. № 6. С. 124-128.

14. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Соколов Н.А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 156-163.

15. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Микерова М.С. Российский опыт профессиональной подготовки врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Пробл. здоровья и экологии. 2017. № 52 (2). С. 80-84.

REFERENCES

1. Zhukova E.V., Nestik T.A. Interdependence of the management vision and individual personality traits of the company executive. Natsional'nyi psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. 2013; 10 (2): 52-60. (in Russian)

2. Kardovskaya E.K. Reflection and statement of purposes as mechanisms of development of students' professional self-consciousness. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2011; (4): 135-8. (in Russian)

3. Nevstrueva Т.Н., Pomchenko M.A., Rezanova N.V. Categorical structure of personal aspirations in the context of the target system of personality (on the example of University students). Visshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2016; (8): 49-54. (in Russian)

4. Ulyanov A.A. Research of a goal-setting of students as making readiness for administrative activity. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2014; 58 (2): 113-6. (in Russian)

5. Markova M.Yu. Awareness and structuring of students' life goals in the process of training «Fundamentals of effective goal-setting». Obrazovanie i samorazvitie [Education and Self-Development]. 2011; 25 (3): 145-50. (in Russian)

6. Bоgdan E.S., Guzich M.E. The Psychological Aspect of Career Management by Students and Graduates. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogic Education in Russia]. 2016; (6): 178-83. (in Russian)

7. Selezneva E.V. Space of human life goals. Mir psikhologii [World of Psychology]. 2009; 57 (1): 50-5. (in Russian)

8. Bukhtiyarova S.A. Verbal description peculiarities of the personality ruining and developing the aim of living nfluence. [Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics]. 2010; (1): 7-20. (in Russian)

9. Lebedeva E.A. Meaning purposes in human life and in the life of the organization. International Scientific Review. 2015; 7 (6): 84-5. (in Russian)

10. Rozdol'skaya I.V., Mozgovaya Yu.A., D'yachkova E.N. Goal setting techniques application in managerial coaching as a way of innovative thinking structuring. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law]. 2016; 58 (2): 31-41. (in Russian)

11. Serebrennikova M.S., Fateeva N.B., Petryakova S.V. Relevance and mechanism of introduction of professional standards. Agrarniy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals]. 2017; (1): 95-8. (in Russian)

12. Tregubov V.N., Kuznetsova M.Yu., Orlova A.A. Training of dentists in public healthcare in accordance with professional standards. Stomatologiya [Dentistry]. 2018; (6): 10-2. (in Russian)

13. Tregubov V.N., Fettser E.I., Siplivy V.I., Orlova A.A. Public healthcare responsibilities of ophthalmologists according to professional regulations. Vestnik oftal'mologii [Journal of Ophthalmology]. 2018; (6): 124-8. (in Russian]

14. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Sokolov N.A. Experience in training health managers in the Laboratory of the skill of «Health Leadership». Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (1): 156-63. (in Russian)

15. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Mikerova M.S. Russian experience of professional training of doctors in the specialty «Health care organization and public health». Problemy zdorov'ya i ekologii [Problems of Health and Ecology]. 2017; 52 (2): 80-4. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.