ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРАХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИДЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Гаранина И.А., Трегубов В.Н.
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия
Профессиональное воспитание студентов относится к важному направлению деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций при подготовке врачебного состава, формировании у обучаемых стремления к достижению цели, сострадания к пациенту, готовности к самопожертвованию и иных желательных для врача качеств. С помощью исторического, аналитического, логического, монографического, статистического методов и метода анкетного опроса в ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет) на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко был обобщен опыт проведения занятия с 32 студентами в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения». Установлено, что демонстрация обучаемым биографий, вклада в медицину и лидерских качеств выдающихся предшественников здравоохранения в процессе проведения занятия на тему «Лидеры Сеченовского университета» служит эффективным методом профессионального воспитания молодежи.
Для цитирования: Гаранина И.А. , Трегубов В.Н. Профессиональное воспитание студентов на примерах жизни и деятельности выдающихся лидеров здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 47-53. с)о1: 10.2441 1/22208453-2019-11005.
Статья поступила в редакцию 29.01.2019. Принята в печать 01.03.2019.
Ключевые слова:
профессиональное воспитание, образование, студент, врач, лидер здравоохранения
PROFESSIONAL PARENTING OF STUDENTS THROUGH THE EXAMPLES OF PREEMINENT LEADERS IN HEALTHCARE LIFE AND ACTIVITY
Garanina I.A., Tregubov V.N.
I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia
Professional parenting of students is a priority of higher-education teaching personnel of educational organizations when training medical personnel, achievement drive formation, compassion for patient care, readiness to make sacrifices and other desirable for physician characteristics in students. With help from historical, analytical, logical, monographic, statistical methods and questionnaire-based survey method in the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University at the Department of public health and healthcare named after N.A. Semashko the experience of conducting classes with 32 students in the skills laboratory of "Healthcare leaders' factory" was generalized. It has been established that demonstration of biographies, contribution to medicine and Leadership Practices of distinguished healthcare predecessors to the students in course of lectures on the subject of "Leaders of Sechenov University" is an effective method of students' professional parenting.
For citation: Garanina I.A., Tregubov V. N. Professional parenting of students through the examples of preeminent leaders in healthcare life and activity. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1): 47-53. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-1 1005. (in Russian) Received 29.01.2019. Accepted for publication 01.03.2019.
Keywords:
professional training, education, student, doctor, healthcare leader
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый медицинский специалист знает и чтит имена выдающихся деятелей здравоохранения Н.И. Пирогова, Н.В. Склифосовского, С.П. Боткина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.Ф. Войно-Ясе-нецкого, ГА. Захарьина, Н.А. Семашко, Н.Н. Бурденко, Е.И. Смирнова, М.В. Мухина, Г.А. Илизарова, С.Н. Федорова и многих других. Несмотря на значительные отличия в их судьбах, характере, стиле работы и выбранной специальности, этих врачей объединяет верное служение медицине, умение увлечь за собой людей, сделать свою идею целью сотен и тысяч, совершить то, что считалось ранее недостижимым. Лидеры - именно так мы можем охарактеризовать этих и многих других выдающихся представителей медицины.
Их пример, как нужно жить и работать, творить доброе, вечное и прекрасное для сохранения и укрепления здоровья населения, не должен оставаться не востребованным и оседать на полках архивов. На его основе необходимо воспитывать современную молодежь, ведь таким качествам, как стремление к достижению цели, сострадание к пациенту, готовность к самопожертвованию, нельзя научить, их можно только перенять и привить в процессе целенаправленной воспитательной работы и вдумчивого общения педагога и обучаемого.
Цель - научно-методическое обоснование методики профессионального воспитания студентов на основе демонстрации и анализа на занятии биографии, вклада в медицину и лидерских качеств выдающихся представителей здравоохранения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Исследование проведено на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)с использованием методов: исторического, аналитического, логического, монографического, статистического и анкетного опроса. Были опрошены 32 студента, обучающихся в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения», из них в 2017/2018 учебном году 18 человек и в 2018/2019 учебном году - 14. Первичный материал был взят из 14 карт анкетного опроса и 32 презентаций, разработанных студентами о лидерах здравоохранения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ законодательных актов и доступных литературных источников наглядно свидетельствует, что вопросы профессионального воспитания молодежи, в том числе будущих врачей, остаются актуальными и продолжают обсуждаться специалистами в педагогическом и медицинском сообществах в настоящее время [1, 3, 5-7].
Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 указано, что образование представляет единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. При этом воспитание впервые поставлено на 1-е место по отношению к обучению и рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения
и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 71 изложена клятва врача. Выдержав испытание временем, она и сегодня обязует врачей в процессе их профессиональной деятельности быть честными, внимательными и заботливыми к пациенту, проявлять высочайшее уважение к жизни человека, хранить врачебную тайну, благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательными и справедливыми к своим ученикам, доброжелательно относиться к коллегам, беречь и развивать благородные традиции медицины и т.д.
Кроме законодательных актов, необходимость проведения профессионального воспитания обоснована в многочисленных научных и методических изданиях -диссертациях, монографиях, учебниках и учебных пособиях, статьях, в том числе опубликованных в сети Интернет и доступных для открытого ознакомления. В данных источниках большинство исследователей приходят к выводу, что в зависимости от условий и состава учебных групп эффективность различных методов профессионального воспитания может меняться. Однако незыблемой остается роль личности наставника в становлении молодого специалиста. Абсолютно верно по этому поводу заметил В.В. Розанов: «Чего же недостает, чтобы в воспитании все понять, все оживить, исполнить духа? Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце - только» [3].
В целях профессионального воспитания студентов во время различных аудиторных занятий профессорско-преподавательским составом кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко широко используются примеры из жизни и деятельности сотрудников Сеченовского университета, которые внесли значительный вклад в развитие здравоохранения. Однако, как свидетельствует опыт, наибольшего воспитательного эффекта можно добиться, если данный методический подход применять не эпизодически, а при проведении отдельного планового занятия на тему «Лидеры Сеченовского университета».
Указанная тема включена в программу подготовки студентов лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» - одной из 43 школ мастерства, созданных в Сеченовском университете. Данная программа с 2016 г. реализуется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко с целью:
■ разработки оптимальной модели развития лидерских качеств у студентов медицинских образовательных организаций;
■ формирования резерва потенциальных лидеров здравоохранения;
■ обеспечения углубленного освоения студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»;
■ осуществления профессиональной ориентации лиц, изъявивших желание продолжить обучение в ординатуре для последующего назначения на руководящие должности в здравоохранении;
■ улучшения у студентов коммуникативных навыков;
■ повышения эффективности работы студенческого самоуправления и др.
Плановые занятия в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» проводятся в течение одного учебного года по 2 раза в неделю: по средам - дистанционно, по учебно-методическим материалам, размещенным на Едином образовательном портале Сеченовского университета; по пятницам - под руководством преподавателя в аудитории с 16.00 до 19.00; еще один день обучаемые посвящают разработке актуальных для медицины проектов. Из 23 запланированных тем предусмотрена только 1 лекция, остальные занятия проводятся методами активного обучения, такими как деловые игры, тренинги, метод кейсов (англ. case study), круглые столы, мастер-классы, массовые открытые онлайн-курсы, разработка проектов, перевернутый класс и др. Для оценки уровня теоретических знаний и практической подготовки студентов предусмотрены текущие, промежуточные и итоговый контроли [4].
В процессе обучения в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» бережно поддерживается корпоративная культура взаимоотношений студентов и преподавателей, которая предусматривает следующие правила: главными действующими лицами на занятии являются студенты, преподаватели выступают в роли консультантов; посещение занятий добровольное, но освоение каждой плановой темы, выполнение проекта и сдача зачета - обязательное условие образования; приветствуется любая разумная инициатива в обучении; чтобы получить результат, нужно трудиться, уважительно относиться к окружающим и опыту предшественников.
С целью своевременного доведения до студентов информации о работе лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» и популяризации ее деятель-
ности необходимые материалы размещены на интернет-странице и стенде кафедры, в группе социальной сети «ВКонтакте», а также в изданном проспекте [8].
Опыт работы лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» свидетельствует, что ее выпускники по сравнению с другими студентами более успешно проходят государственную итоговую аттестацию и первичную аккредитацию специалиста, трудоустраиваются в медицинской отрасли или поступают для дальнейшего обучения в ординатуру, магистратуру или аспирантуру. Не менее 30% из них планируют связать свою трудовую деятельность со специальностью «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а остальные стремятся стать руководителями структурных подразделений здравоохранения [4].
Несмотря на историческую направленность темы «Лидеры Сеченовского университета», она логично вписывается в модуль образовательной программы «Формирование у медицинских специалистов неформальных лидерских качеств».
Учебно-воспитательные цели данного занятия:
■ воспитание уважительного отношения к вкладу старшего поколения врачей в развитие здравоохранения;
■ углубление теоретических знаний по теме занятия;
■ приобретение опыта коллективного обсуждения рассматриваемых вопросов;
■ совершенствование коммуникативных навыков;
■ приобретение практики выступления перед коллективом и др.
Для достижения указанных целей занятие может проводиться в формате круглого стола или семинара-конференции,
позволяющим в деловой, но доброжелательной обстановке выступать с использованием заранее подготовленных презентаций всем студентам учебной группы, с последующим обсуждением их докладов.
Как показали результаты проведенного в 2018 г. исследования, которое было приурочено к 260-летней годовщине ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет) и 115-летию со дня основания его студенческого научного общества, выбор студентами лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» выдающихся лидеров для оформления о них презентации и подготовки докладов в 78,6% был связан с регулярным упоминанием об их заслугах профессорско-преподавательским составом на занятиях, в 28,6% случаев он основывался на установке им памятников, в 7,1% - на съемке о них художественного фильма и еще в 7,1% случаев были названы другие причины.
Учитывая, что анализ результатов данного занятия проводился за 2 учебных года, студентами в 25% случаев были выбраны одни и те же специалисты: И.М. Сеченов, Н.А. Семашко, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, С.С. Корсаков, Е.М. Тареев, Н.В. Склифо-совский, В.Ф. Снегирев.
Информация об остальных врачах была представлена студентами по 1 разу: Н.Ф. Филатов, В.Х. Василенко, С.И. Спасокукоцкий, Б.В. Петровский, Ф.Ф. Эрисман, М.И. Перельман, А.И. Воробьев, А.Я. Кожевников, В.А. Рахманов, Г.И. Россолимо, А.И. Струков, А.В. Вишневский, Н.Н. Бурденко и др.
Среди выбранных лидеров здравоохранения специалистов хирургического профиля было 34,8%, терапевтического про-
филя - 8,7%; организаторов здравоохранения - 17,4%; врачей-исследователей - 8,7%; прочих специалистов - 39,1%.
Основными источниками для оформления презентаций и подготовки докладов были материалы, размещенные в сети Интернет, - 92,9%. Статьи в научных журналах, художественные фильмы о врачах, экспозиции медицинского музея Сеченовского университета использовались студентами в меньшей степени - по 14,3%.
Анализ 32 презентаций, оформленных студентами, показал, что в 78,1% случаев они имели хорошую наглядность, в 59,4% в них присутствовал креативный (творческий) подход. По содержанию в 100% презентаций достаточно полно были представлены биографии и личный вклад в развитие здравоохранения данных специалистов, однако их лидерские качества удалось раскрыть только 71,9% студентов.
По отзывам участников занятия, данный методический подход расширяет кругозор обучаемых по истории их alma mater (92,9% респондентов), воспитывает у них уважительное отношение к ветеранам, наставникам и преподавателям - 57,1%; повышает интерес к выбранной профессии -42,9%. В 71,4% случаев студенты указали на практическую значимость данного занятия по развитию у них коммуникативных навыков и умения оформлять презентации докладов (57,1%).
О проведении занятия «Лидеры Сеченовского университета» в студенческом электронном журнале «Сеченовец» были опубликованы заметка и фотографии [2]. В течение месяца с данным материалом ознакомились 92,8% принимавших участие в занятии студентов, которые в 57,1% случаев отметили, что для них было очень важно увидеть информацию о себе, 35,7% оценили
ее опубликование положительно, остальные затруднились с ответом на данный вопрос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение будущими врачами информации о жизни и деятельности предшественников, выдающихся лидеров здравоохранения, чьи имена увековечены потомками в изобразительном искусстве, художествен-
ных произведениях, служит эффективным методом профессионального воспитания молодежи. Основной упор при проведении таких занятий следует делать на доведение до студентов сведений о биографиях выдающихся врачей, их вкладе в здравоохранение и детальный анализ лидерских качеств, которыми они обладали.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Гаранина Ирина Андреевна (Garanina Irina A.) - студентка V курса 1-й группы ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4025-0827
Трегубов Валерий Николаевич (Tregubov Valeriy N.) - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4588-7226
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин И.А., Ларионов С.А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы // Мир образования - образование в мире. 2010. № 2. С. 140-141.
2. Гаранина И.А. Заседание лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» // Сечено-вец: вчера, сегодня, завтра: Электронный журнал. 2018. URL: http://sechenov-journal.ru/2018/10/29/ zasedanie-laboratorii-masterstva-fabrika-liderov-zdravoohranenija/ (дата обращения: 28.12.2018)
3. Климов С.Н. Философские аспекты воспитательной работы в вузе // Педагогическое образование и наука. 2011. № 2. С. 4-7.
4. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Соколов Н.А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 156-163.
5. Трегубов В.Н. О профессиональном воспитании будущих военных врачей // Воен.-мед. журн. 2013. Т. 334, № 8. С. 15-18.
6. Трегубов В.Н. О роли воспитания медицинских работников в процессе их дополнительного профессионального образования // Мир образования - образование в мире. 2014. № 2 (54). С. 156-161.
7. Трегубов В.Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использованием дистанционных образовательных технологий // Сеченовский вестн. 2015. № 4. С. 49-52.
8. ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет): официальный сайт. URL: https://www.sechenov.ru/ (дата обращения: 28.12.2018)
REFERENCES
1. Alekhin A.I., Larionov S.A. Education of moral qualities of University students by means of Russian literature. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [World of Education - Education in the World]. 2010; (2): 140-1. (in Russian)
2. Garanina I.A. Meeting of the laboratory of excellence «Factory of health leaders». Sechenovets: vchera, segodnya, zavtra: Elektronniy zhurnal [Sechenov: Yesterday, Today, Tomorrow: Electronic Journal]. 2018. URL: http://sechenov-journal.ru/2018/10/29/zasedanie-laboratorii-masterstva-fabrika-liderov-zdravoohranenija/ (date of access December 28, 2018) (in Russian)
3. Klimov S.N. Philosophical aspects of educational work at the University. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2011; (2): 4-7. (in Russian)
4. Reshetnikov V.A, Tregubov V.N., Sokolov N.A. Experience in training health managers in the laboratory of the skill of «Health leadership». Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (1): 156-63. (in Russian)
5. Tregubov V.N. About professional education of future military doctors. Voenno-meditsinskiy zhurnal [Military and Medical Journal]. 2013; 334 (8): 15-8. (in Russian)
6. Tregubov V.N. About the role of education of medical workers in the process of their additional professional education. Mir obrazovanija - obrazovanie v mire [World of Education - Education in the World]. 2014; 54 (2): 156-61. (in Russian)
7. Tregubov V.N. Features of educational work in the training of doctors using distance learning technologies. Sechenovskiy vestnik [Sechenov Bulletin]. 2015; (4): 49-52. (in Russian)
8. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University): official website. URL: https:// www.sechenov.ru/ (date of access December 28, 2018). (in Russian)