Научная статья на тему 'Russian experience of professional training of physicians in the specialty «Organization of public health service and public health»'

Russian experience of professional training of physicians in the specialty «Organization of public health service and public health» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОТБОР / ПРОФВОСПИТАНИЕ / ПРОФДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CAREER GUIDANCE / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELECTION / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Решетников В. А., Трегубов В. Н., Микерова М. С.

Проанализирован и обобщен опыт работы кафедры Первого МГМУ им. И.М.Сеченова по профессиональной подготовке врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В работе были использованы учебно-методические материалы, планирующие и отчетные документы кафедры за 2016 и 2017 гг. Основными направлениями деятельности при подготовке специалистов на кафедре являются профориентация обучаемых, помощь студентам в самоопределении, профессиональное воспитание и качественное проведение учебных занятий, поддержание контактов с выпускниками ординатуры, магистратуры и аспирантуры. Комплексный подход в работе профессорско-преподавательского состава кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко создает условия для профессиональной подготовки потенциальных руководителей здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Решетников В. А., Трегубов В. Н., Микерова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes and generalizes the experience of the Department of the First MSMU I.M. Sechenov in the professional training of physicians in the specialty «Organization of public health service and public health». Educational and methodological materials, planning and report documents of the department over 2016-2017 were used in the work. The main directions of the activities in training of specialists at the department were career guidance of trainees, assistance to students in self-determination, professional education and quality holding of academic classes, maintenance of contacts with graduates of the residency, master and PhD programs. The complex approach to the work of the teaching staff of the Department of Public Health and Public Health Service named after N. A.Semashko creates conditions for professional training of prospective public health managers.

Текст научной работы на тему «Russian experience of professional training of physicians in the specialty «Organization of public health service and public health»»

ные с помощью прило-жения. От пациентов 2-й — врач получал необработанные данные, сгенерированные приложением, до их запланированного приема. Из 3-й группы врач получал обработанные данные, сгенерированные приложением, до запланированного визита пациентов. Неизвестно, ни сколько пациентов из 1 группы согласились предоставлять данные своим врачам, ни то, сколько врачей просматривали и использовали данные пациентов из групп 2 и 3 в ходе консультаций. Данные об исходах в этом исследовании получились смешанными: снижение уровня HbAlc отмечалось во всех 4 группах, значительные различия отмечались между контрольной группой и исследуемыми группами 1 и 3; но не было различий между контрольной группой и исследуемой группой 2.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Whitehead, L. The Effectiveness of Self-Management Mobile Phone and Tablet Apps in Long-term Condition Management / L. Whitehead, P. Sea-ton // J Med Internet Res. — 2016. — Vol. 16, № 18(5). — Р. 97.

2. Wilkinson, A Factors influencing the ability to self-manage diabetes for adults living with type 1 or 2 diabetes / A Wilkinson, L. Whitehead, L. Ritchie // Int J Nurs Stud. — 2014. — Vol. 51 (1). — P. 111-122.

3. Battersby, M. Conceptualisation of self-management. In: D. Kralik, B. Paterson, V. Coates, editors. Translating Chronic Illness Research Into Practice. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. — 2010. — P. 115-201.

4. Impact of mHealth chronic disease management on treatment adherence and patient outcomes: a systematic review / S. Hamine [et al.] // J Med Internet Res. — 2015. — Vol. 17(2). — P.52.

5. Mobile phone messaging for facilitating self-management of long-term illnesses / T. De Jongh [et al.] // Cochrane Database Syst Rev. — 2012. — P. 12.

6. mHeallh 2.0: experiences, possibilities, and perspectives / S. Becker [et al.] // JMIR Mhealth Uhealth. — 2014. — Vol. 2(2). — P. 24.

7. European Commission. Green Paper on Mobile Health (mHealth) Brussels: The Commission. — 2015. — Feb 23.

8. Ofcom. Smartphones Are More Popular Than Laptops Among DE Households. — London, UK: Ofcom. — 2015.

9. Ofcom. Among Internet Users in Our European Comparator Countries, Personal Use of Tablets Was Highest in Spain and Italy. — London, UK: Ofcom. — 2015.

10. Smith A. U. S. Smartphone Use in 2015. Washington, DC: Pew Internet & American Life Project. — 2015. — Apr 01.

11. Zickuhr, K. Tablet ownership 2013. Washington, DC: Pew Internet & American Life Project. — 2013. — Jun 10.

12. MobiThinking. Global Mobile Statistics 2014 Part A: Mobile Subscribers; Handset Market Share; Mobile Operators. Dublin, Ireland: Afilias Technologies Ltd. — 2014. — May 16.

13. Семутенко, К М. Новый подход к популяризации мужского здоровья с использованием цифровых технологий / К. М. Семутенко, И. А. Чешик, Т. М. Шаршакова // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2014. — № 1. — С. 77-82.

14. Семутенко, К М. Основные факторы, определяющие состояние здоровья мужчин / К. М. Семутенко, И. А. Чешик, Т. М. Шаршакова // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2014. — № 2. — С. 36-46.

15. Ребко, А. А. Особенности внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере медико-социального обеспечения и профилактики заболеваний среди лиц пожилого возраста / А. А. Ребко, К. М. Семутенко // Проблемы здоровья и экологии. — 2016. — № 4(50). — С. 73-80.

Поступила 10.05.2017

УДК 614

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»

В. А. Решетников, В. Н. Трегубое, М. С. Микерова

Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, г. Москва, Российская Федерация

Проанализирован и обобщен опыт работы кафедры Первого МГМУ им. И.М.Сеченова по профессиональной подготовке врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В работе были использованы учебно-методические материалы, планирующие и отчетные документы кафедры за 2016 и 2017 гг. Основными направлениями деятельности при подготовке специалистов на кафедре являются профориентация обучаемых, помощь студентам в самоопределении, профессиональное воспитание и качественное проведение учебных занятий, поддержание контактов с выпускниками ординатуры, магистратуры и аспирантуры.

Комплексный подход в работе профессорско-преподавательского состава кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко создает условия для профессиональной подготовки потенциальных руководителей здравоохранения.

Ключевые слова: профориентация, самоопределение, профотбор, профвоспитание, профдеятельность.

RUSSIAN EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF PHYSICIANS IN THE SPECIALTY «ORGANIZATION OF PUBLIC HEALTH SERVICE AND PUBLIC HEALTH»

A. V. Reshetnikov, V. N. Tregubov, M. S. Mikerova First MSMU I. M. Sechenov, Moscow

The article analyzes and generalizes the experience of the Department of the First MSMU I.M. Sechenov in the professional training of physicians in the specialty «Organization of public health service and public health». Educational and methodological materials, planning and report documents of the department over 2016-2017 were used in

the work. The main directions of the activities in training of specialists at the department were career guidance of trainees, assistance to students in self-determination, professional education and quality holding of academic classes, maintenance of contacts with graduates of the residency, master and PhD programs. The complex approach to the work of the teaching staff of the Department of Public Health and Public Health Service named after N. A.Semashko creates conditions for professional training of prospective public health managers.

Key words: career guidance, self-determination, professional selection, professional education, professional activity.

Введение

Выбор медицинской специальности — важный и ответственный шаг в жизни каждого студента медицинского вуза [1]. Однако далеко не каждый школьник, решивший связать свою будущую трудовую жизнь с медициной, уже точно знает, специалистом какого профиля он хочет быть. Чаще стремление и любовь к определенной врачебной деятельности приходят позже, когда молодые люди узнают о ней на лекциях, во время практики в клиниках и т. д.

Цель работы

Обобщить опыт работы кафедры Первого московского медицинского университета им. И. М. Сеченова по профессиональной подготовке врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье.

Материалы и методы

Исследование проведено на кафедре общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко Медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Минздрава России» («Первый МГМУ им. И. М. Сеченова»). В ходе исследования были проанализированы доступные литературные источники, учебно-методические материалы, планирующие и отчетные документы кафедры за 2016 и 2017 гг.

Результаты исследования

Анализ литературных источников и личный опыт педагогической деятельности авторского коллектива свидетельствует, что многие студенты, даже определившись с выбором медицинской профессии, еще долго, порой вплоть до поступления в ординатуру не могут решить, какой из врачебных специальностей посвятить свою трудовую жизнь. И это не удивительно, ведь в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование утвержденной приказом Минздрава России № 700н от 7 октября 2015 г., общая численность врачебных и фармацевтических специальностей включает 94 наименования.

Ошибки, допущенные при выборе профессии, дорого обходятся как самому человеку, так и государству, затратившему немалые средства на его обучение. К сожалению, такие факты не единичны. По данным Росстата и Высшей школы экономики, половина выпуск-

ников высших образовательных организаций и более 2/3 выпускников колледжей в России работают не по специальности. Не является исключением и здравоохранение, из которого в другие отрасли экономики уходят более 20 % медицинских работников [2].

Причины разочарования еще в процессе получения образования, будущей профессией и сферы деятельности различны: это и понимание несоответствия идеалистических представлений о профессии врача с реальностью, и сложности учебы, разочарование тех, кто руководствовался в выборе вуза не велением сердца, а сделал его под давлением родственников, или надеялись удовлетворить свои меркантильные интересы... А в итоге, проучившись несколько лет или даже окончив вуз, они не видят себя в медицине [3].

Именно поэтому неотъемлемой составляющей кадровой политики в здравоохранении России является повышение престижа и привлекательности медицинской профессии, создание положительного образа медицинского работника. Для профориентации молодежи эффективно используются средства массовой информации, встречи с ветеранами, посещение клиник, за последнее время особую значимость приобрели занятия в медицинских классах средних общеобразовательных школ, университетские субботы, общероссийские медицинские олимпиады и др. Именно такой подход обеспечивает осознанное самоопределение молодого человека [4].

Однако профессия должна соответствовать не только мечте человека, но и его способностям, возможностям, темпераменту, физическим особенностям, интеллекту и целому ряду других факторов. Лишь тогда эта работа будет приносить людям удовлетворение, у них появится стимул стремиться к карьерному росту, они будут менее подвержены синдрому профессионального выгорания.

Именно поэтому в каждой образовательной организации создается система профотбора, позволяющая оценить склонность абитуриента к определенной профессии и обеспечить допуск к обучению наиболее способных и перспективных. Это касается и здравоохранения [5].

После успешного прохождения абитуриентом вступительных испытаний и зачисления в вуз работа по подготовке будущего врача не

должна ограничиваться получением студентом теоретических знаний и овладением практическими умениями и навыками. Весь период обучения с ним необходимо проводить профессиональное воспитание. Не случайно в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в статье 2 указано, что образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения. Причем слово «воспитание» поставлено на первое место, что указывает на его значимость в образовательном процессе.

В представленной системе профессионального обучения особое место занимает подготовка врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», деятельность которых принципиально отличается от работы тех, кто выбрал другие специальности.

Примером эффективности управленческой работы в здравоохранении для будущих организаторов являются такие выдающиеся специалисты, как Николай Иванович Пирогов, Николай Александрович Семашко, Ефим Иванович Смирнов, а также известные уже в наше время министры здравоохранения, ректоры и проректоры медицинских образовательных организаций и др. Но студентам, решившим пойти по их пути в профессиональной сфере, нужно отдают себе отчет, что после получения квалификации врач-организатор здравоохранения им предстоит заниматься не диагностикой и лечением конкретного пациента, а принятием многочисленных управленческих решений [6].

На фоне относительно небольшого числа врачебных должностей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» ее могут получать, в соответствии с положениями приказа Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», выпускники четырех медицинских факультетов: лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического. Для этого им необходимо пройти подготовку в течение 2 лет по соответствующей образовательной программе в ординатуре. Кроме того, врачи других специальностей, уже имеющие практический опыт работы в здравоохранении, данную специальность могут получить после прохождения соответствующей дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов.

После данного обучения прием на работу на административные должности: главного врача, его заместителей, руководителя струк-

турного медицинского подразделения, врача-методиста, врача-статистика и др. — будет осуществляться в 2017 г. при успешной сдаче сертификационного экзамена, а с 2018 г. — уже в случае прохождения процедуры первичной специализированной аккредитации специалиста [7]. Данный факт указывает на необходимость качественного освоения специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» независимо от выбранной программы обучения, так как это является определяющим фактором на рынке труда.

Учитывая данные обстоятельства, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова вопросам профориентации студентов, их самоопределению при выборе профильной ординатуры, магистратуры или аспирантуры, подготовке к проведению профотбора, профессиональному воспитанию во время обучения по программам высшего образования, оказанию методической помощи при трудоустройстве и в процессе профессиональной деятельности уделяется особое внимание. Решению этих вопросов способствует единый подход профессорско-преподавательского состава кафедры к методам работе со студентами в течение образовательного процесса и во внеаудиторное время.

Профориентация студентов проводится с учетом преподаваемых тем путем их информирования об особенностях работы врачей-организаторов здравоохранения. Учебные занятия имеют практическую направленность и сопровождаются демонстрацией соответствующих теме видеороликов.

Способствует выбору студентов специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» перед их поступлением в ординатуру и магистратуру индивидуальная работа профессорско-преподавательского состава с молодыми людьми и применение разработанного на кафедре симуляционно-коммуникативного метода. Суть его заключается в имитации во время аудиторных занятий условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицинских организаций. Для этого учебный класс перед занятием переоборудуется в рабочий кабинет специалиста по организации здравоохранения, где обучаемые в роли главного врача, заместителя главного врача, заведующего структурным подразделением, врача-методиста или врача-статистика отрабатывают практические задания по четырем тематическим группам: выступление перед коллективом; прием посетителя; постановка задач по телефону; проверка у исполнителя отработанного документа. Это позволяет студенту

достаточно быстро провести самооценку соответствия личного плана карьерного роста с имеющимися у него возможностями по его достижению, а профессорско-преподавательскому составу кафедры объективно оценить наличие у соискателя управленческих способностей и дать ему правильный совет.

Задача по профотбору будущих специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья успешно решается приемной комиссией Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, которая среди лиц, подавших документы для поступления в ординатуру, магистратуру или аспирантуру отбирает наиболее подготовленных и перспективных для здравоохранения людей. Роль кафедры в этом процессе заключается в качественной наработке оценочных средств, используемых на вступительных экзаменах.

Профессиональное воспитание на кафедре проводится со всеми обучающимися по программам высшего образования. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Большое значение имеют также условия, в которых проводится образовательный процесс. В частности, на кафедре оформлены тематические стенды и созданы экспозиции изданных трудов, размещены портреты бывших заведующих кафедрой и картины на медицинскую тематику. Бережно сохраняется традиция возложения цветов на могилу основателя кафедры Н. А. Семашко, которое происходит ежегодно в день его рождения — 20 сентября. Организуются встречи ординаторов, магистрантов, аспирантов и сотрудников кафедры с его внучкой Еленой Гавриловной Фаробиной, которая многие годы работает в Университетской детской клинической больнице Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

Профессиональное воспитание достигается широким использованием примеров из художественных произведений и демонстрацией сюжетов из отечественных художественных фильмов, где рассказывается о деятельности медицинского персонала, раскрывается повседневный подвиг врачей. Такая информация, предоставляемая обучающимся на одной из первых лекций: «Самообразование медицинского персонала» и является, является хорошим дополнением к тем знаниям, которые будущие врачи-организаторы черпают из учебников, учебных пособий, монографий, научных статей.

Во внеаудиторное время помимо чтения художественных книг и просмотра художественных фильмов обучаемым рекомендуется посещать те достопримечательности города Москвы, которые связаны с медициной: музеи и памятники выдающимся деятелям здраво-

охранения, в том числе расположенные на Аллеи жизни Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

В процессе воспитательной работы при обучении врачей используются дистанционные образовательные технологии, различные интернет-ресурсы [8].

Вопросы трудоустройства также входят в программу подготовки врачей-организаторов здравоохранения. Обучающимся в ординатуре и магистратуре предоставляется информация по данной теме, им читается лекция: «Трудоустройство и первый рабочий день менеджера здравоохранения», с использованием интернет-ресурсов проводится деловая игра: «Выбор места работы и трудоустройство специалиста в медицинскую организацию». Поддержание деловых контактов с руководителями медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы позволяет своевременно получать информацию об имеющихся в больницах вакансиях по профильной специальности, сведения о которых систематически пополняются во время посещения ярмарок вакансий, проводимых в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова.

Для повышения статуса ординаторов и магистрантов, прошедших подготовку на кафедре общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова все они осваивают методику самостоятельного обучения на интернет-платформах массовых открытых он-лайн курсов (МООК) по вопросам менеджмента, а также порядок вхождения и обучения в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Для этого с ними на втором году обучения проводятся с использованием интернет-ресурсов две деловые игры: «Самообразование медицинских и фармацевтических кадров» и «Аккредитация и непрерывное медицинское образование медицинских и фармацевтических специалистов», которые позволяют им качественно подготовиться к прохождению первичной специализированной аккредитации специалистов и сразу включиться в систему непрерывного медицинского образования, осуществлять самообразование на рабочем месте.

Программами ординатуры и магистратуры также предусмотрено применение современной дидактической концепции, элементами которой являются развивающее, опережающее и проблемное обучение, самообразование, творческая активность обучаемых, связь обучения с профессиональной деятельностью, интерактивность обучения. Профессорско-преподавательским составом широко используются методы активного обучения студентов: работа в малых группах, деловые игры, ролевые игры, выполнение кейс-стади, решение ситуационных задач и др.

В 2016 г. на кафедре началась работа по реализации образовательной программы магистратуры по специальности «Общественное здравоохранение» (профиль «Деловое администрирование в здравоохранении»). Ее особенностью программы является мультидисципли-нарный характер, что позволяет подготовить специалиста широкого профиля для работы в области охраны здоровья и управления здравоохранением. Дисциплины учебного плана охватывают широкий спектр вопросов общественного здравоохранения, методологии исследований в общественном здравоохранении, продвижения здоровья и профилактики, экономики, управления и политики в области здравоохранения, что позволяет лицам, имеющим образование по одной из специальностей, входящей в группу направлений подготовки «Здравоохранение» (диплом специалиста) углубить и дополнить имеющиеся у них знания и приобрести новые умения и навыки, а лицам, имеющим немедицинское образование (диплом бакалавра или специалиста), использовать базовое образование и имеющийся опыт практической деятельности в немедицинской сфере для овладения новыми знаниями и умениями для работы в сфере здравоохранения.

Мультидисциплинарность программы позволяет магистранту общественного здравоохранения претендовать на должности, связанные с планированием, организацией, реализацией, администрированием и оценкой эффективности деятельности в сфере профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения в медицинских и образовательных учреждениях разного уровня, а также в других хозяйствующих объектах.

Основываясь на опыте развития здравоохранения страны и личном опыте каждого педагога, развивая личностные качества обучаемых, коллектив кафедры проводит подготовку специалистов, способных реализовывать новую политику в сфере охраны здоровья в XXI в., умеющих работать в команде, проводить пропаганду здорового образа жизни среди различных групп населения, быстро адаптироваться к меняющимся условиям в стране, достигать поставленных перед организацией целей.

Необходимо отметить, что профессорско-преподавательский состав кафедры в процессе реализации образовательных программ магистратуры, ординатуры и аспирантуры гибко реагируют на динамично меняющиеся потребности общества и системы здравоохранения, что выражается в изменении им контекста модулей, корректировке учебных материалов и оценочных средств, предоставление возможности

обучаемым работать над наиболее актуальными на данное время научно-исследовательскими темами. Все это обеспечивает подготовку специалиста, способного применить полученные знания в различных ситуациях.

Взаимодействие с выпускниками ординатуры, магистратуры и аспирантуры во время их трудовой деятельности выходит за рамки образовательного процесса кафедры, однако является важным, в том числе для оценки ее деятельности. Практикуется мониторинг их карьерного роста, организация встреч с ними в дни проведения ежегодной кафедральной научно-практической конференции, при необходимости им оказывается консультативная и методическая помощь в работе и др.

Заключение

Таким образом, комплексный подход в работе профессорско-преподавательского состава кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова по качественному проведению учебных занятий, профориентации, помощи в самоопределении, осуществлению методической работы в проведении профотбора, профессиональному воспитанию, поддержанию контактов с выпускниками ординатуры, магистратуры и аспирантуры в процессе их трудовой деятельности обеспечивает профессиональную подготовку руководителей здравоохранения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Семенова, О. Н. Профессиональное самоопределение учащихся медицинского университета / О. Н. Семенова, Е. А. Наумова, Ю. Г. Шварц // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 5. — С. 86-89.

2. Модина, А. В. Трудовой потенциал: проблемы и тенденции / А. В. Модина // Человеческий капитал. — 2012. — Т. 40, № 4. — С. 66-71.

3. Шурупова, Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии / Р. В. Шурупова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. — 2009. — № 4. — С. 171-174.

4. Глыбочко, П. В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования / П. В. Глыбоч-ко // Медицинское образование и вузовская наука. — 2013. — № 3. — С. 4-8.

5. Особенности реализации непрерывного медицинского образования специалистов здравоохранения в России / В. А. Решетников [и др.] // Современные подходы к продвижению здоровья: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. — Гомель: ГомГМУ, 2016. — С. 58-60.

6. Решетников, В. А. Компетентностный подход к подготовке специалистов в области управления здравоохранением /

B. А. Решетников, Н. Г. Коршевер, А. И. Доровская // Сеченовский вестник. — 2016. — Т. 24, № 2. — С. 27-32.

7. Свистунов, А. А. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования / А. А. Свистунов, Ж. М. Сизова, В. Н. Трегубов // Анестезиология и реаниматология. — 2016. — Т. 61, № 4. —

C. 253-256.

8. Трегубов, В. Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использованием дистанционных образовательных технологий / В. Н. Трегубов // Сеченовский вестник. — 2015. — Т. 22, № 4. — С. 49-52.

Поступила 10.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.