Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ И ПОРТФЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПУТЕМ ВЫБОРА НАИЛУЧШЕЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ И ПОРТФЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПУТЕМ ВЫБОРА НАИЛУЧШЕЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистральный трубопровод / подводный переход / программы проектов / механизм управления проектом / main pipeline / underwater crossing / project programs / project management mechanism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.В. Лесков

По современным представлениям о проектной деятельности наибольшее влияние на основные характеристики будущего объекта оказывают решения, принимаемые на предпроектном этапе. Основные параметры проектов реконструкции подводных переходов магистральных трубопроводов первоначально определяются на этапе формирования проектов в программы. От правильного определения основных параметров, влияющих на техническую полезность проектов, зависит экономическая эффективность программы. Одним из путей оптимизации механизма формирования программ и портфелей проектов магистральных трубопроводов является выбор наилучшей альтернативы реализации проекта путем использования известных методов организационно-управленческих решений. Анализ существующих способов и условий строительства показал возможность применения для выбора оптимального варианта принципов математического ожидания или среднего значения в зависимости от знания ключевых параметров – уровней технологической сложности площадки строительства. При этом состав альтернатив соответствует вариантам реализации проекта с использованием различных способов строительства, а оценочным показателем является минимальная стоимость проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE MECHANISM OF FORMATION OF PROGRAMS AND PORTFOLIO OF PROJECTS OF MAIN PIPELINES BY SELECTING THE BEST ALTERNATIVE FOR IMPLEMENTING RECONSTRUCTION PROJECTS UNDERWATER CROSSINGS

According to modern ideas about design activities, the decisions made at the predesign stage have the greatest impact on the main characteristics of the future object. The main parameters of projects for the reconstruction of underwater crossings of main pipelines are initially determined at the stage of forming projects into programs. The economic efficiency of the program depends on the correct definition of the main parameters affecting the technical usefulness of projects. One of the ways to optimize the mechanism for the formation of programs and portfolios of trunk pipeline projects is to choose the best alternative for the implementation of the project by using well-known methods of organizational and managerial decisions. Analysis of the existing methods and conditions of construction showed the possibility of using the principles of mathematical expectation or the average value for choosing the optimal option, depending on the knowledge of key parameters the levels of technological complexity of the construction site. At the same time, the composition of alternatives corresponds to the options for implementing the project using various construction methods, and the estimated indicator is the minimum cost of the project.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ И ПОРТФЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПУТЕМ ВЫБОРА НАИЛУЧШЕЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ»

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ И ПОРТФЕЛЕЙ

ПРОЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПУТЕМ ВЫБОРА НАИЛУЧШЕЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ

ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

С.В. Лесков, магистрант

Научный руководитель: Ю.В. Вейс, канд. экон. наук, доцент Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-1-125-129

Аннотация. По современным представлениям о проектной деятельности наибольшее влияние на основные характеристики будущего объекта оказывают решения, принимаемые на предпроектном этапе. Основные параметры проектов реконструкции подводных переходов магистральных трубопроводов первоначально определяются на этапе формирования проектов в программы. От правильного определения основных параметров, влияющих на техническую полезность проектов, зависит экономическая эффективность программы. Одним из путей оптимизации механизма формирования программ и портфелей проектов магистральных трубопроводов является выбор наилучшей альтернативы реализации проекта путем использования известных методов организационно-управленческих решений.

Анализ существующих способов и условий строительства показал возможность применения для выбора оптимального варианта принципов математического ожидания или среднего значения в зависимости от знания ключевых параметров - уровней технологической сложности площадки строительства. При этом состав альтернатив соответствует вариантам реализации проекта с использованием различных способов строительства, а оценочным показателем является минимальная стоимость проекта.

Ключевые слова: магистральный трубопровод, подводный переход, программы проектов, механизм управления проектом.

Протяженность магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов Российской Федерации, принадлежащих ПАО «Транснефть» (далее Компания) на 2020 год составила 67,2 тыс. км. Для обеспечения низкого уровня аварийности ежегодно замене подлежат около 1 тыс. км. На приобретение и обновление основных средств расходуется около 30% выручки от транспорта нефти и нефтепродуктов [1, с.100].

В условиях пандемии и текущего сокращения мирового спроса нефти и нефтепродуктов одним из направлений стратегии развития трубопроводного транспорта является повышение эффективности путем сокращения затрат при строительстве и эксплуатации трубопроводов [2, с.10].

Для достижения преимуществ и лучшей управляемости проекты по строительству магистральных трубопроводов объединяются в программы проектов. Минимизация

объема инвестиций обеспечивается механизмами управления программами проектов, которые позволяют оптимизировать программу как в части распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, так и путем трансформации проектов и изменения состава программы.

Механизмы управления и способы оптимизации программ и портфелей проектов достаточно подробно рассмотрены в [3], [4] и [5]. Согласно [5, с.19] в работе системы управления программами и портфелями применяются следующие технологии

• комплексная оценка эффективности проекта;

• расчет риска проекта, программы и портфеля;

• установление приоритетов (приорети-зация);

• выбор проектов, из которых будет состоять программа или портфель (селекция);

• распределение ресурсов между проектами и программами;

• учет влияния проектов друг на друга;

• выравнивание проектов программы или портфеля для обеспечения ресурсами (разработка календарного плана);

• достижение сбалансированности портфеля (тактических и стратегических проектов, больших и малых, высоко и низкорисковых и т.д.);

• принятие решений о продолжении, приостановлении или прекращении проекта.

Особенностью оценки эффективности проектов реконструкции магистральных трубопроводов заключается в том, что они не могут быть напрямую оценены с точки зрения финансовых показателей, например, таких как рентабельность. Это вызвано тем, что данные проекты напрямую не влияют на рост доходов, или другими словами, коммерчески не прибыльны.

Оценка эффективности реализации проектов реконструкции выполняется по комплексному показателю, зависящему от технологических, экологических, социальных последствий выхода их строя объекта, стоимости и сроков реализации проекта. Данный показатель является предметом исследований, обобщения опыта и последующего нормирования в рамках каждой организации. Например, в Компании этот показатель носит наименование показателя технической (технологической) эффективности (ПТЭ). Согласно отраслевым нормативам, ранжирование. После выполнения ранжирования объектов в программе по значению ПТЭ выполняется отсечка проектов с меньшим значением ПТЭ с учетом лимита финансирования.

Значение ПТЭ напрямую зависит от стоимости проекта. Ошибки в определении стоимости на этапе формирования программы в большинстве случаев разно-направлены и в масштабах программы нивелируют друг друга. Исключение составляют проекты со значением стоимости, соизмеримой с лимитом на реализацию

программы, которые могут оказать влияние на программу в целом.

К таким объектам относятся в том числе проекты больших подводных переходов трубопроводов через водные преграды. Электронный ресурс РосТендер [6] показывает, что стоимости проектов переходов в несколько млрд. рублей не редкость.

Одной из основных причин неверного определения стоимости является отсутствие полной информации о геологических условиях площадки строительства, по объективным причинам:

- давность выполнения инженерно-геологических изысканий по существующим объектам (замене подлежат трубопроводы, работы по которым выполнялись 30-50 лет тому назад);

- естественный процесс размыва русел рек и ужесточение нормативных требований по глубине заложения трубопроводов под руслом. При замене трубопровод не редко укладывается на несколько метров глубже существующего трубопровода в зоне с неизученной геологией.

На практике это может привести к увеличению стоимости объекта в несколько раз, так как стоимость и продолжительность работ напрямую зависят от технологической сложности (геологических условий) площадки строительства.

Минимизировать риски неверной оценки стоимости объекта возможно с использованием известных методов организационно-управленческих решений в сфере проектной деятельности, описанных, например, в [7, с.21], [8, с.50].

Для этого процедуру формирования программы возможно дополнить оценкой вариантов реализации проектов, с учетом существующих способов строительства подводных переходов:

- траншейный способ;

- метод наклонно-направленного бурения;

- метод микротоннелирования;

- горизонтально-направленное бурение щитом.

При этом состав альтернатив будет соответствовать вариантам реализации проекта с использованием данных методов.

Оценочным показателем (функцией по-

лезности), в данных условиях, является минимальная стоимость проекта.

Условия принятия решения зависят от знания ключевых параметров - уровней технологической сложности площадки строительства, которые должны иметь смысл для всех альтернатив. Например, для способа наклонно-направленного бурения существующие отраслевые нормы выделяют 5 уровней сложности, влияющих на стоимость прокладки трубопровода.

Оптимальным вариантом является принятие решения в условиях определенности при наличии полной информации о геологическом строении.

Если не представляется возможным определить геологические условия точно или с определенной долей вероятности, принятие решения о варианте реализации проекта осуществляется в условиях неопределенности. Необходимо стремиться к исключению неопределенности путем проведения всесторонней оценки имеющейся информации по геологическим условиям, в том числе анализа имеющихся результатов изысканий, выполнения натурных обследований площадки строительства, дешифровки информации дистанционного зондирования (аэро, космо-снимки) и имеющихся баз данных. Даже при наличие неполных, отрывочных данных возможно формирование экспертных оценок по вероятностям уровней технологической сложности. В этом случае принятие решения осуществляется в условиях риска.

В условиях, когда ключевые параметры неизвестны или известны с некоторой вероятностью применяется метод платежной матрицы т.е. прием структурирования исходных параметров (условия выбора и соответствующих этому условию альтернатив), который приводит к выбору оптимальной программы действий на основе оценки результатов с помощью различных принципов оптимальности.

Выбор в условиях риска выполняется с помощью принципа математического ожидания [7 с.38]. В качестве критерия оптимальности используются взвешенные по вероятности суммы функции полезности.

f(ai)=YJ%lVj х fij T¡=iVÍ = l (1)

где п- количество возможных состояний;

р1 - вероятность уровня технологической сложности.

Если в качестве функции полезности используется показатель затрат (убытков), то выбор альтернативы должен быть минимизирован.

В случае, если вариант реализации проекта определяется в условиях неопределенности, то оптимально применение принципа среднего значения [7 с.34] -критерий может быть использован в той ситуации, когда анализируемые гипотезы (условия выбора) являются равновероятными:

fij (а) = та.Х[ +

ri=1fiJ

(2)

где п- количество возможных состояний условия выбора (состав вариантов уровня спроса).

где j- порядковый номер возможных состояний условия выбора;

1- порядковый номер альтернативы; а- альтернатива, которая отражает некоторый состав управленческих действий (величина производственной мощности);

Г 1] (а) - функция полезности, в анализируемой задаче.

На этапе формирования программы стоимость проекта определяется по объектам-аналогам укрупненным сметным расчетом. Для уменьшения количества сметных расчетов на основе единичных расценок могут быть сформированы единые для всех проектов переводные коэффициенты технологической сложности к1 к стоимости, определенной по аналогам. Коэффициент технологической сложности для

принятого аналога принимается за единицу.

При этом стоимость варианта при этом определяется как

^ = Жа) * к1 (3) где fi(a) - стоимость проекта, опреде-

n

ленная по аналогу. (формулы 1-3) занимают незначительное

Решение примерных задач, показывает, время. что максимальные дополнительные трудо- Таким образом возможна оптимизация

затраты на этапе принятия решения о ва- механизма формирования программ и рианте реализации связаны с определени- портфелей проектов магистральных тру-ем ключевых параметров - уровней техно- бопроводов путем использования извест-логической сложности площадки строи- ных методов организационно-

тельства. Данные затраты могут быть све- управленческих решений по выбору дены к минимуму при высоком уровне наилучшей альтернативы реализации про-цифровизации и развитой системы управ- ектов реконструкции подводных перехо-ления знаниями организации. Расчеты дов.

Библиографический список

1. Отчет об устойчивом развитии ПАО «Трасннефть». [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.transneft.ru/u/section_file/39731/otchet-ob-ustoychivom-razvitii-2018.pdf. Дата обращения 15.09.2021.

2. Отчет об устойчивом развитии ПАО «Трасннефть». [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.transneft.ru/u/section_file/56661/ transneft_oyr-2020_19.07.pdf. Дата обращения 01.10.2021.

3. Кендалл И., Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами. - М.: ПМСОФТ, 2004 - 338 с.

4. Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. - М.: ПМСОФТ, 2005. - 206 с.

5. Аньшин М., Демкин И.В., Никонов И.М., Царьков И.Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности. Научное издание. Москва: Издательский центр МАТИ, 2007 - 117 с.

6. https://rostender.info/category/tendery-podvodnye-perehody?from_search=yes&page=1

7. Бражников М.А., Хорина И.В. Селиванова Р.А. Методы принятия управленческих решений и моделирование промышленного производства: Учебное пособие. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012. - 100 с.

8. Асаул А. Н. и др. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве / А. Н. Асаул, В. П. Грахов, О. С. Коваль, Е. И. Рыбнов; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, профессора А. Н. Асау-ла. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2014. — 304 с.

OPTIMIZATION OF THE MECHANISM OF FORMATION OF PROGRAMS AND PORTFOLIO OF PROJECTS OF MAIN PIPELINES BY SELECTING THE BEST ALTERNATIVE FOR IMPLEMENTING RECONSTRUCTION PROJECTS

UNDERWATER CROSSINGS

S.V. Leskov, Graduate Student

Supervisor: Yu.V. Weiss, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State Technical University (Russia, Samara)

Abstract. According to modern ideas about design activities, the decisions made at the pre-design stage have the greatest impact on the main characteristics of the future object. The main parameters of projects for the reconstruction of underwater crossings of main pipelines are initially determined at the stage of forming projects into programs. The economic efficiency of the program depends on the correct definition of the main parameters affecting the technical usefulness ofprojects. One of the ways to optimize the mechanism for the formation of programs and portfolios of trunk pipeline projects is to choose the best alternative for the implementation of the project by using well-known methods of organizational and managerial decisions.

Analysis of the existing methods and conditions of construction showed the possibility of using the principles of mathematical expectation or the average value for choosing the optimal option, depending on the knowledge of key parameters - the levels of technological complexity of the construction site. At the same time, the composition of alternatives corresponds to the options for implementing the project using various construction methods, and the estimated indicator is the minimum cost of the project.

Keywords: main pipeline, underwater crossing, project programs, project management mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.