ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПО Г.АЛМАТЫ. Жанжигитова К.Ж.1, Глушкова Н.Е.2, Ералиева Б.А.3, Юхневич Е.А.4
1Жанжигитова Капиза Жандарбековна - магистр медицинских наук, докторант 1 года обучения по образовательной программе «Общественное здравоохранение», Казахстанский Медицинский Университет "ВШОЗ", г. Алматы; 2Глушкова Наталья Егоровна - Ph.D., M.D., ассоциированный профессор,
Директор,
Научно-исследовательский институт здравоохранения КазНУ им. Аль-Фараби, г. Алматы; 3Ералиева Бибихан Абдалиевна - главный внештатный клинический фармаколог УЗ г. Алматы,
кандидат медицинских наук. доцент, кафедра клиническая фармакология, Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова,
г. Алматы;
4Юхневич Екатерина Александровна - PhD, врач-клинический фармаколог, КГП «Областная клиническая больница» УЗКО, г. Караганда; Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируется состояние лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне в Республике Казахстан. Были определены основные проблемы по получению лекарственных препаратов, их доступности и финансирования со стороны государства. Определено, что с каждым годом в Казахстане прогрессирует цифровая медицина, расширяется перечень нозологий, однако в стране за счет низких показателей амбулаторной помощи, нехватки или других проблем системы лекарственного обеспечения, увеличивается уровень госпитализаций в стационарах.
Ключевые слова: амбулаторное лекарственное обеспечение, льготные пациенты, бесплатные лекарства.
OPTIMIZATION OF DRUG SUPPLY TO THE POPULATION BASED ON
MONITORING OF THE EXISTING SYSTEM IN ALMATY Zhanzhigitova K.Zh.\ Glushkova N.E.2, Yeralivea B.A.3, Yukhnevich E.A.4
1Zhanzhigitova Kapiza Zhandarbekovna - Master of Medical Sciences, 1st year doctoral student IN THE EDUCATIONAL PROGRAM "PUBLIC HEALTHCARE", KAZAKHSTAN MEDICAL UNIVERSITY "VSHOZ",
ALMATY;
2Glushkova Natalya Egorovna - Ph.D., M.D., associate professor, Director, RESEARCH INSTITUTE OF HEALTH CARE KAZNU THEM. AL-FARABI, ALMATY; 3Eralieva Bibikhan Abdalievna - chief freelance clinical pharmacologist at the Almaty Healthcare Institution, Candidate of Medical Sciences, assistant professor, DEPARTMENT OF CLINICAL PHARMACOLOGY, KAZAKH NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER. S.D.
ASFENDIYAROVA, ALMATY; 4Yukhnevich Ekaterina Aleksandrovna - PhD, clinical pharmacologist, MUNICIPAL STATE ENTERPRISE "REGIONAL CLINICAL HOSPITAL" UZKO,
KARAGANDA; REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article analyzes the state of drug provision at the outpatient level in the Republic of Kazakhstan. The main problems of obtaining medicines, their availability andfinancing from the state were identified. It is determined that digital medicine is progressing in Kazakhstan every year, the list of nosologies is expanding, but in the country due to low rates of outpatient care, shortage or other problems of the drug supply system, the level of hospitalizations in hospitals is increasing.
Keywords: outpatient drug provision, preferential patients, free medicines.
УДК:614.272
Цель обзора: На глобальном и национальном уровне проанализировать состояние лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне.
Материалы и методы. Систематический обзор был проведен путем применения стратегии для поиска оценки лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне.
Для поиска литературы по данной тематике использовались Web of Science (308), PubMed (824) и Google Scholar (56). Ручной поиск также использовался для поиска статей из Google (31), нормативные правовые документы с использованием информационно- правовых систем нормативных правовых актов Республики Казахстан (7), использовались опросники (анкеты) по социологическому исследованию врачей первичной медико-санитарной помощи (2). Всего была обнаружена 1228 запись. После проверки названий и аннотаций 21 статей были выбраны для полнотекстового обзора.
Введение. На основании цели ООН на период после 2015 года льготные программы описываются как преобладающий подход к реализации целей устойчивого здравоохранения к 2030 году [1]. Это также считается неотложным приоритетом на совещании высокого уровня Объединенного центра здравоохранения 2020 года по решению глобальных кризисов в области здравоохранения путем предоставления доступных основных качественных медицинских услуг, включая пандемию COVID-19 [2]. Генеральная Ассамблея ООН далее заявила на своей 73- й сессии, что глобальные институты и страны сделают здравоохранение доступным для одного миллиарда человек к 2023 году [3] и 80 процентов населения к 2030 году без катастрофических расходов на здравоохранение [1].
Услуги, покрываемые за счет государственного финансирования в Казахстане, включают амбулаторную и стационарную помощь, неотложную помощь, а также лекарства и расходные материалы для некоторых групп населения (дети до 18 лет, многодетные матери, пенсионеры, беременные женщины, участники Великой отечественной войны, инвалиды, обладатели подвесок «Алтын алка» и «Кумыс алка») [4]. Все граждане имеют право на лекарственные средства при стационарном и льготное обеспечение при амбулаторном лечении.
Непрерывное обеспечение и своевременный закуп лекарств и снабжение населения медикаментами в рамках ГОБМП и ОСМС - первоплановые обязательства Единого дистрибьютора. Каждый год Единый дистрибьютор обязуется обеспечивать более 2000 медицинских организаций (более 5 миллионов пациентов). По данным 2022 года, закуп более чем 1600 позиций препаратов обошелся в 796,5 миллионов долларов США [5].
По введенным в январе 2020 года закону, работодатели вносят взносы в обязательное медицинское страхование (ОМС) своих сотрудников по ставке 3%. Региональные бюджеты охватывают неработающее население. Пакет льгот ОМС охватывает амбулаторную и стационарную помощь, за исключением третичной и специализированной медицинской помощи [6]. Налоговые средства используются для финансирования здравоохранения, не включенного в льготный пакет ОМС, а также для субсидирования государственных учреждений здравоохранения.
За последнее время перечень бесплатно выдаваемых медикаментов поднялся на 40%, в том числе были добавлены и отсортированы препараты с наибольшей доказанной эффективностью [7].
Для организаций справедливости отпуска лекарств льготным пациентам, с начала 2012 года созданы создаются программы, регистрирующие пациентов для приобретения нужных медикаментов. Также несколько государственных программ дали больше возможностей для льготных пациентов, а именно автоматизированная программа Информационной системы лекарственного обеспечения (ИСЛО), внедренная с 1 января 2013 года и система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), которая вступила в силу с января 2020 года [12].
Государством обеспечивается постепенное расширение перечня медикаментов и нозологий для обеспечения больных амбулаторно, постепенно снижая необоснованные госпитализации в стационаре [13].
Высокий уровень смертности в Казахстане по-прежнему остается самой серьезной проблемой. Правительство поставило цель увеличить продолжительность жизни до 75 лет к 2025 году [14]. Для достижения этой цели Казахстану необходимо не только модернизировать и предложить эффективную медицинскую помощь, но и активизировать усилия по укреплению здоровья. Эти усилия потребуют дополнительных финансовых ресурсов. Финансирование общественного здравоохранения на душу населения различалось в четыре-пять раз между регионами, и эта разница увеличилась за последнее десятилетие [8]. Существуют значительные различия в доступе. По данным опроса 2013 г., доля больных, получающих бесплатную стационарную помощь без какой-либо дополнительной оплаты, в разных регионах колебалась от 70,6% до 47,9% [9].
По официальным рекомендациям ВОЗ - обоснованное прописание антибиотиков - должно не превышать 20-30% от общего назначений [10,11]. К слову, нерациональное назначение антибиотиков - это проблема международного опыта. По результатам научных исследовании, этот процент колеблется от 50 до 70% назначений, что приводит к проблеме антибиотикорезистентности [10,11].
По результатам исследований по определению корреляций между амбулаторного лекарственного обеспечения и уровнем госпитализации и смертности было определено увеличение госпитализаций по таким заболеваниям, как заболевания дыхательной системы (в 1,8 раз), психические заболевания (в 1,7 раз), заболевания сердечно-сосудистой системы (в 1,9 раз) [15].
По данным исследования, произведен массовый опрос фокус-группы, по вопросам трудности при получении бесплатных лекарств, основными причинами стали отсутствие нужных препаратов; очереди, связанные с тем, что «льготники» обслуживаются у врачей общего профиля, вместе со всеми пациентами; бумажная волокита, несмотря на переход на электронную систему, пациенты все равно должны возиться со справками и печатями; отсутствие всеобщей информации о перечне, наличии и другой информации о лекарственных средств; загруженность врачей и недостаточный охват ими пациентов, записавшихся на прием; ожидание лекарств; отсутствие искомых лекарств и выписка аналогов, которые оказываются неэффективными либо неприемлемыми из-за побочных эффектов (аллергия и прочее) [16].
По вышеуказанным проблемам проводилось исследование лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне, в ходе ГОБМП, при использовании ABC метода. По результатам данного анализа, произведено распределение болезней по финансовым качествам: А- наиболее затратная группа (80% всех расходов); В-
среднезатратная группа (15% всех расходов); С- малозатратная группа (5% всех расходов). По итогам выявлен пробел в области финансирования препаратами в амбулатории и несовершенство по распределению средств по регионам [19]. Выводы
Были определены политика, сектор здравоохранения и сквозные препятствия на пути к всеобщему охвату услугами здравоохранения. Финансирование, управление, неравенство, механизмы регулирования и надзора, а также бедность были наиболее часто встречающимися препятствиями на политическом уровне [20]. Низкое качество медицинских услуг и нехватка кадров здравоохранения были общими проблемами сектора здравоохранения на пути к всеобщему охвату услугами здравоохранения. Отсутствие общего понимания вопросов всеобщего охвата услугами здравоохранения часто упоминалось как сквозное препятствие [18].
В целях улучшения медицинской помощи пациентам, необходимо расширить перечень нозологий и медицинских препаратов на амбулаторном уровне и снизить уровень госпитализации в стационаре.
Также необходимо проконтролировать полный охват пациентов на амбулаторном уровне, и улучшить требования к финансированию систем амбулаторной помощи.
Список литературы /References
1. Организация Объединенных Наций. Резолюция принята Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г. 2015 г.
2. Состояние приверженности всеобщему охвату услугами здравоохранения: обобщение, 2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uhc2030.org/blog-news-events/uhc2030-news/state-of-commitment-to-universal- health-coverage-synthesis-2020-555434/ (дата обращения: 15.11.2023).
3. Организация Объединенных Наций. Всеобщий охват услугами здравоохранения: вместе двигаться к построению более здорового мира, Нью-Йорк, 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/pga/73/event/universal-health-coverage/ (дата обращения: 25.11.2023).
4. Российское лонгитюдное мониторинговое исследование Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — НИУ ВШЭ. http://www.hse.ru/rlms/ (по состоянию на 20 сентября 2013 г.).
5. XIV Евразийский фармацевтический форум. https://eurasian-pharma.com/news/items/v-kazakhstane-sozdany-bespretsedentnye-lgoty-dlya-otechestvennykh-farmproizvoditeley-po-sravneniyu-s/ (дата обращения: 15.10.2023).
6. Попович Л, Потапчик Э, Шишкин С, Ричардсон Э, Вакру А, Мативе Б. Российская Федерация. Обзор системы здравоохранения. Система здравоохранения Транзит. 2011 г.; 13 :1—190.
7. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 сентября 2009 года № 446. [Об утверждении Перечней лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного и льготного обеспечения населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне].
8. Шишкин С.В, Власов В.В. Система здравоохранения России: нуждается в модернизации. БМЖ. 2009 г.; 338.
9. Шишкин С, Бондаренко Н.В, Бурдяк А.Ю. Данные о справедливости в российской системе здравоохранения. Доклад подготовлен в соответствии с Двусторонним соглашением о сотрудничестве между Российской Федерацией и Всемирной организацией здравоохранения на 2016-2017 годы. Москва. 2017.
10. Отто Карс, Сигвард Молстад, Арне Меланде Различия в использовании антибиотиков в Европейском союзе. Оригинальная исследовательская статья. The Lancet, 357(9271), 2011, 1851-1853.
11. ВОЗ. Нерациональное употребление наркотиков приводит к росту устойчивости к противомикробным препаратам. Доклад ВОЗ за 2015 год. Женева: ВОЗ; 2015.
12. 10 фактов об основных лекарственных средствах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/features/factfiles/essential_medicines/essential_medicines_facts/ru/index5.html/ (дата обращения: 15.11.2023).
13. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года, №193-IV [О здоровье народа и системе здравоохранения].
14.Жусупова Г.К., Есбатырова Л.М., Басибекова А.Р. и др. Амбулаторное лекарственное обеспечение. //Лекарственный бюллетень. - 2017. - Выпуск 19.С.-6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.druginfo.kz/index.php/ru/dlya-naseleniya/lekarstvennye-byulleteni/lekarstvennye-byulleteni-19/ (дата обращения: 15.11.2023).
15.Жусупова Г.К., Сквирская Г.П. Анализ назначения лекарственных средств на уровне первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстанза период 2011-2015 годы [Проблемы стандартизации в здравоохранении]. -Москва, 2016-№11(12), 30-35.
16. Руководство по международным непатентованным наименованиям (МНН). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/medicines/services/inn/innguidance/en/ (дата обращения: 15.11.2023).
17. Ала А. Али, Азза А. Эль Махалли, Ахмед Авадаллах и др. Показатели употребления наркотиков ВОЗ в центрах ПМСП в Александрии, Египет\\ [Журнал медицинских наук университета Тайба] (2014) 9(1), 5464.
18. НИЦЦА Великобритания. Национальный институт усовершенствования здравоохранения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nice.org.uk./ (дата обращения: 05.11.2023).
19. ВОЗ. Стремление к ответственному использованию леарственных средств: обмен опытом стран и извлечение уроков из него, Всемирная организация здравоохранения, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/medicines/areas/rational_use/en/ (дата обращения: 10.11.2023).
20.Д. Росс-Дегнан, Р. Лэйнг, Дж. Квикет и др. Стратегия содействия улучшению использования фармацевтических препаратов: Международная сеть по рациональному использованию лекарств\\ Оригинальная исследовательская статья\\Социальные науки и медицина, 35(11), 2012, 1329-1341.
21.Жусупова Г.К., Айсина Ж.Т., Макалкина Л.Г. Анализ лекарственного обеспечения населения на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета в 2015 году // Фармация Казахстана-Астана, 2016. -№11 (186)-13-18.