Научная статья на тему 'Оптимизация качества медицинской помощи в промышленном здравоохранении. Обзор литературы'

Оптимизация качества медицинской помощи в промышленном здравоохранении. Обзор литературы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
474
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество медицинской помощи / промышленное здравоохранение / социальная ответственность / международный стандарт ISO / РЕКОМЕНДАЦИИ / Quality of health care / industrial healthcare / social responsibility / international standard of ISO / Recommendation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Норенко В. В.

Оптимизация качества медицинской помощи в промышленном здравоохранении необходима не сама по себе, а как средство решения наиболее актуальных проблем управления, т.е. достижения высоких финансовых показателей, снижения издержек, уменьшения числа производственных конфликтов, решения проблем удовлетвореннос ти работников промышленного сектора. Использование рекомендаций нового международного стандарта ISO (интернациональная организация стандартизации) позволит повысить качественный уровень здоровья, внести свой вклад в устойчивое развитие промышленного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Норенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimizing of the health care quality in the public health care industry is necessary as a means of solving the most pressing problems of management, i.e. to achieve high financial performance, reducing costs, reducing the number of industrial disputes, problem solving and employee satisfaction in the industrial sector. Using the recommendations of a new international ISO standard (International Organization for Standardization) will improve the quality of health, and contribute to the sustainable development of industrial healthcare.

Текст научной работы на тему «Оптимизация качества медицинской помощи в промышленном здравоохранении. Обзор литературы»

ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ

УДК 613.6

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В.В. Норенко

ФГУЗ Центральная клиническая больница восстановительного лечения Федерального медико-биологического агентства России,

Москва E-mail: ckbvl33@yandex.ru

OPTIMIZATION OF HEALTH CARE QUALITY IN THE PUBLIC HEALTH CARE SERVICE. LITERATURE REVIEW

V.V. Norenko

Central Clinical Hospital of Rehabilitation, Moscow

Оптимизация качества медицинской помощи в промышленном здравоохранении необходима не сама по себе, а как средство решения наиболее актуальных проблем управления, т.е. достижения высоких финансовых показателей, снижения издержек, уменьшения числа производственных конфликтов, решения проблем удовлетворенности работников промышленного сектора. Использование рекомендаций нового международного стандарта ISO (интернациональная организация стандартизации) позволит повысить качественный уровень здоровья, внести свой вклад в устойчивое развитие промышленного здравоохранения.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, промышленное здравоохранение, социальная ответственность, международный стандарт ISO, рекомендации.

Optimizing of the health care quality in the public health care industry is necessary as a means of solving the most pressing problems of management, i.e. to achieve high financial performance, reducing costs, reducing the number of industrial disputes, problem solving and employee satisfaction in the industrial sector. Using the recommendations of a new international ISO standard (International Organization for Standardization) will improve the quality of health, and contribute to the sustainable development of industrial healthcare.

Key words: quality of health care, industrial healthcare, social responsibility, international standard of ISO, recommendation.

Введение

Главной целью промышленного здравоохранения является улучшение здоровья работников предприятий, снижение заболеваемости, смертности, инвалидности, повышение трудовой активности, увеличение средней продолжительности жизни. Особенностью производственной медицины является оценка здоровья работников и населения в неразрывном единстве с комплексом бытовых и производственных условий, проведением мероприятий по их оздоровлению, улучшению условий труда и быта. Данные мероприятия являются звеньями процесса обеспечения качества оказания медицинской помощи в промышленном здравоохранении [1].

Под качеством процесса оказания медицинской помощи, исходя из рекомендаций международного стандарта интернациональной организации стандартизации (180), предлагается понимать способность основных звеньев медицинского процесса отвечать требованиям всех

участников этого процесса [2]. На эффективность медицинской помощи в промышленном здравоохранении оказывает влияние множество факторов, важнейшими среди которых являются: качество целей медицинских вмешательств, качество средств и условий достижения целей лечения и медицинской реабилитации, качество конечного результата медицинской услуги [3, 4].

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1948), “здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” [5]. Категорию “социальное благополучие” в системе промышленного здравоохранения следует рассматривать как состояние взаимодействия жизненных сил работающего человека и системы здравоохранения, которое обеспечивает конструктивность разрешения и предупреждения возможных социальных и производственных конфликтов [6]. Сегодня возрос интерес экономи-

ческой науки и производственного сектора к человеческим созидательным способностям, путям их активизации. Современные медико-социологические исследования концентрируются на проблеме работающего индивидуума и его роли в социуме. Это предполагает постановку человека как производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. При этом категория “социальное благополучие", с одной стороны, становится сопоставимой с экономическим понятием “благосостояние", с другой - с благополучием в социальном, психологическом, этическом, производственном и медицинском аспектах. Исходя из вышесказанного, социальная ответственность работодателя и работающего человека на современном этапе развития общества приобретает остроактуальный характер [7]. Понятие социальная ответственность в промышленном здравоохранении не только в России, но и в других странах мирового сообщества до недавнего времени носило “размытый”, неопределенный в научно-практическом плане, характер [8]. Это послужило серьезным толчком к созданию в декабре 2010 г. нового международного стандарта 180 26000-2010

- “Социальная ответственность” (далее 180 26000). В литературных источниках нет обобщенных рекомендаций по применению стандарта 180 26000-2010 - “Социальная ответственность” в российском здравоохранении.

Таким образом, целью и задачами настоящего обзора стало научное обоснование актуальности применения рекомендаций международного стандарта 180 26000-2010

- “Социальная ответственность” для оптимизации медицинской помощи в системе промышленного здравоохранения.

Сферы и принципы социальной ответственности в промышленном здравоохранении

Многие сферы и принципы деятельности промышленного здравоохранения включают те или иные социально значимые компоненты. К сферам социальной ответственности в промышленном здравоохранении относят: организационное управление; права человека; трудовые практики; окружающую среду; добросовестные деловые практики; интересы потребителей; участие в жизни сообществ.

Принципы социальной ответственности включают: подотчетность; прозрачность; этичное поведение; уважение интересов пациентов; верховенство законов; соблюдение международных профессиональных норм и принципов; соблюдение прав человека.

Добровольное признание и осуществление медицинской организацией инициатив по социальной ответственности, с основанным на глубоком анализе улучшением своей деятельности посредством информационного обмена с другими организациями и сообществами ведет к повышению доверия к ней [9]. Доверие - это тот стратегический потенциал, который обеспечивает на самом деле успешную деятельность системы здравоохранения и всех ее структурных составляющих, в том числе, медицинских организаций и врачей. Неделимой структурной составляющей - “молекулой здравоохранения” - является микросистема “врач-пациент".

Все проблемы, существующие в промышленном здравоохранении на сегодняшний день, связаны со сниже-

нием доверия в самом широком понимании этого слова [10]. Это и недостаточное восприятие прикрепленным населением рекомендаций врачей по ведению здорового образа жизни в быту и производственной сфере по предупреждению болезней. С другой стороны, это недостаточное понимание органами власти и управления всех уровней влияния промышленного здравоохранения на производительный потенциал общества и, как следствие, недостаточные инвестиции, низкая оплата труда, отнесение здравоохранения к сфере обслуживания (услуг), а не к важнейшей системе государственной безопасности и жизнеобеспечения [11].

С рассматриваемых позиций восприятие международного стандарта 180 26000 и осуществление медицинскими организациями системы промышленного здравоохранения добровольных инициатив по социальной ответственности необходимо рассматривать как путь к изменению существующего положения вещей для достижения тех стратегических целей и задач, которые позволят осуществить прорыв. Эти преобразования позволят приостановить деградацию здоровья работающего в производственной сфере населения на первом этапе, а затем обеспечить позитивную динамику заболеваемости, смертности, повысить качественный уровень здоровья и, таким образом внести свой вклад в устойчивое развитие страны.

Преимущества социально ответственного медицинского учреждения

Продуманная политика социальной ответственности влияет практически на все ключевые показатели работы медицинского учреждения промышленного здравоохранения. Преимущества социально ответственной медицинской организации подразумевают:

- принятие решений на основе полного знания и учета потребностей прикрепленного контингента пациентов;

- повышение как репутации медицинской организации промышленного здравоохранения, так и доверия пациентов;

- снижение рисков и повышение конкурентоспособности;

- экономическую устойчивость, повышение духа и лояльности медицинских работников;

- более высокую производительность и ресурсную эффективность.

Для социально-ответственного медицинского учреждения необходимо создание целого ряда организационных условий, а именно: среды реализации социальной ответственности, системы материальных и иных стимулов, условий для использования всех ресурсов, системы поощрения участия сотрудников, баланса уровня полномочий, ответственности и возможностей, действующих от имени организации, наконец, системы анализа результатов и контроля [12].

Социальная ответственность в области защиты прав человека

С нашей точки зрения, важнейшим принципом социальной ответственности является соблюдение и защита прав человека (для медицинской организации промыш-

ленного здравоохранения - пациентов и медицинских работников). Возможно теперь, когда принят международный стандарт 180 26000, на основании которого через год или два планируется создать соответствующий национальный стандарт, законопроект о правах пациентов будет принят. Но не в изолированном виде (что может внести еще больший дисбаланс в медицинское правовое поле), а совместно с законом о правах медицинских работников. Или - что еще более правильно - с законом о профессиональной медицинской деятельности и государственном страховании профессиональных рисков и ответственности медицинских работников [13]. Индикаторы уровня социальной ответственности Число обоснованных жалоб и обращений граждан по поводу несвоевременной или некачественной медицинской помощи, а также рассмотрение их и принятие мер являются индикаторами уровня социальной ответственности, и потому следует обратить внимание на сформулированные в стандарте 180 26000 принципы рассмотрения нарушений:

- легитимность (ясность, прозрачность, независимость экспертизы, честность);

- доступность (помощь жалующимся, гарантии защиты от преследований и мести);

- предсказуемость (процедуры, сроки рассмотрения, принятие решений, контроль);

- справедливость (консультации, разъяснения);

- совместимость с правами (законы, международные стандарты соблюдения прав человека);

- прозрачность (если не содержится конфиденциальной информации и медицинской тайны). Международная организация по стандартизации совместно с Международной организацией труда (МОТ) в рассматриваемом стандарте 180 26000 предусматривают также соблюдение прав сотрудников организации, рекомендуя распространение принципов социальной ответственности на проблемы создания надлежащих условий найма и трудовых отношений [14]:

- создание условий труда медицинских работников (соответствующих законам и международным стандартам);

- достойная оплата труда (соответствующая реальному уровню жизни);

- предоставление еженедельного и ежегодного отдыха, предусмотренного законами;

- согласование и дополнительная оплата сверхнормативной (сверхурочной) работы;

- соблюдение национальных и религиозных традиций. Обеспечение прав сотрудников на создание общественных объединений

Рекомендации стандарта 180 26000 распространяются на многие другие важные аспекты трудовых практик в промышленном здравоохранении для обеспечения социальной ответственности организации. Среди последних можно выделить наиважнейшие: обеспечение прав сотрудников на создание общественных объединений и участия в них; уведомление сотрудников и их общественных объединений о предстоящих или предполагаемых

изменениях в организации или в сфере трудовых отношений; обеспечение выборным представителям из числа сотрудников или их профессиональным и общественным объединениям свободного доступа к лицам, принимающим управленческие решения [15].

Роль социальной ответственности в области охраны труда и безопасности

Состояние охраны труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников системы промышленного здравоохранения являются серьезной социально-экономической проблемой отрасли, непосредственно влияющей на оказание медицинской помощи населению. На работников в учреждениях здравоохранения влияют те же факторы, что и в любой другой отрасли промышленности - заболеваемость, условия и характер труда и т.д. Однако на медицинский персонал больше, чем в других отраслях, влияют особенности профессиональной деятельности. Труд медицинских работников сложно сравнивать с трудом других специалистов. Медики испытывают большую интеллектуальную нагрузку, несут ответственность за жизнь и здоровье других людей, ежедневно вступают в контакт с большим разнообразием человеческих характеров. Эта профессия требует срочного принятия решений, самодисциплины, умения сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, высокой стрессо- и помехоустойчивости. Нередко лечебно-диагностические, реанимационные мероприятия, оперативные вмешательства проводятся в ночное время, что значительно утяжеляет труд медицинского персонала [16].

В области охраны труда и безопасности международный стандарт 180 26000 основывается на разработанных ранее МОТ и признаваемых в современном мире положениях, в соответствии с которыми социально-ответственная медицинская организация должна осуществлять ряд важнейших действий в области охраны труда и безопасности, в частности:

- внедрять стандарты труда и безопасности;

- осуществлять анализ и контроль рисков при осуществлении медицинской помощи пациентам;

- обеспечивать и контролировать выполнение требований по соблюдению техники безопасности;

- документировать все проблемы, связанные с нарушениями здоровья сотрудников;

- реагировать и принимать меры по устранению всех последствий от нарушений здоровья;

- предупреждать психосоциальные риски, возникновение стрессов и развитие синдрома хронической усталости;

- информировать сотрудников и контролирующие органы об опасностях и инцидентах [17].

Развитие человеческого потенциала и профессиональная подготовка на рабочем месте

К области трудовых практик в стандарте 180 26000 относится также довольно значимая для промышленного здравоохранения тема - развитие человеческого потенциала и профессиональная подготовка на рабочем месте.

Рекомендации стандарта 180 26000 в области разви-

тия человеческого потенциала организации включают:

1) создание сотрудникам промышленного здравоохранения условий для повышения профессиональных знаний и квалификации без отрыва от работы;

2) признание достижения сотрудниками более высокого квалификационного уровня и своевременное создание условий для карьерного роста;

3) признание права сотрудников совмещать карьерный рост с полноценной частной жизнью;

4) разработка и реализация программ оздоровления и обеспечения благополучия сотрудников [18]. Коррупция и социальная ответственность

В условиях вхождения системы промышленного здравоохранения в рыночную среду на первом этапе особенно остро встали вопросы экономики. Непомерно и бурно поразившая все сферы коррупция нанесла большой удар и по здравоохранению [19]. Проблема борьбы с коррупцией в России в первом десятилетии нового века стала приоритетом государственной политики. И потому чрезвычайно важным является тот факт, что в международном стандарте 180 26000 в разделе добросовестных деловых практик для обеспечения социальной ответственности организации содержатся рекомендации по противодействию коррупции. Они включают ряд позиций: выявлять риски коррупции и противодействовать ей (вымогательство, мздоимство, воровство, махинации); пример руководства и требования к сотрудникам искоренять коррупцию; обеспечивать только законную оплату труда, медицинской помощи и медицинских услуг; создание надлежащего контроля по противодействию коррупции и взяткам в учреждении; информация правоохранительных органов.

В известной мере коррупционные явления в медицинской организации государственного сектора здравоохранения являются следствием низкой оплаты труда и существующими диспропорциями (заработная плата врача, медицинской сестры и технического персонала практически не отличаются), тогда как во многих успешно развивающихся в экономическом отношении странах оплата труда не только выше, но и более дифференцирована [20].

Социальная ответственность в области добросовестных практик, ожиданий и требований пациентов Многовариантность организационно-правовых форм лечебно-профилактических учреждений, развитие платных медицинских услуг и, особенно, частного сектора здравоохранения выдвигают еще одну проблему - конкуренцию [21]. Стандарт 180 26000 в области добросовестных практик социально-ответственной организации содержит рекомендации по честной конкуренции. Эти рекомендации подразумевают осуществление деятельности в соответствии с законами и стандартами; информирование персонала о нормах конкуренции в цивилизованных формах; обеспечение антитрестовых и антидемпинговых практик; признание приоритета интересов и прав пациентов и персонала; не использование преимуществ, связанных с социальными трудностями и бедностью. Приоритет интересов пациентов является важнейшей конечной целью деятельности любой медицинской

организации, в том числе и лечебных учреждений промышленного здравоохранения. В этой связи одним из важнейших разделов стандарта 180 26000 являются рекомендации по удовлетворению социально-ответственной организацией ожиданий и требований пациентов. Рассматриваемый стандарт подходит многосторонне к рекомендациям по соблюдению интересов потребителей (пациентов системы промышленного здравоохранения) и включает (1) удовлетворение потребностей; (2) безопасность медицинской помощи; (3) предоставление полной и достоверной информации; (4) обеспечение права выбора; (5) право быть услышанным; (6) возмещение причиненного ущерба; (7) надлежащее санитарное просвещение; (8) оздоровление среды [22].

В настоящем обзоре мы приводим только одно из этих положений - безопасность медицинской помощи, которая подразумевает применение наименее опасных медицинских технологий; оценку вероятности и минимизация риска; полное и своевременное информирование пациентов о возможных рисках; инструктирование пациентов о поведении и принятии мер при осложнениях лечения; анализ и документирование всех осложнений при диагностике и лечении; информирование территориальных органов здравоохранения производителей лекарств и медицинской техники, и врачей о всех возникших осложнениях [23].

Важнейшим индикатором соответствия медицинской организации принципам социальной ответственности являются обоснованные жалобы и обращения пациентов в органы управления здравоохранением, к руководству лечебно-профилактическими учреждениями, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в страховые медицинские компании, в профессиональные медицинские организации, общества по защите прав пациентов и в судебные инстанции. В этой связи в социально-ответственной медицинской организации, в соответствии со стандартом 180 26000, рекомендуется комплекс и алгоритм мер по рассмотрению обращений и жалоб [24]. Этот перечень подразумевает: (1) создание системы предотвращения жалоб; (2) информирование пациентов о порядке и лицах, ответственных за рассмотрение обращений и жалоб; (3) предложения по сотрудничеству с заявителем при разборе обращения или жалобы; (4) глубокий профессиональный и правовой анализ дефектов в оказании медицинской помощи; (5) полное устранение вреда и ущерба; (6) адекватные меры по устранению причин, порождающих неудовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи; (7) информирование пациентов о результатах рассмотрения и принятых мерах.

Социальная ответственность и охрана индивидуальных данных

В последние годы - особенно при недостаточно отрегулированных в правовом и административном плане трудовых отношениях - повысилась значимость охраны индивидуальных данных в медицинских учреждениях всех организационно-правовых форм и, особенно, в промышленном здравоохранении [25]. Персональные данные пациентов лечебно-профилактических учреждений стали представлять большой интерес и для криминала (зав-

ладение путем шантажа или обмана собственностью неизлечимо больных людей, использование психического нездоровья в криминальных целях). Поскольку в лечебно-профилактических учреждениях промышленной медицины происходит переход от бумажного документооборота на электронные носители, возникает возможность копирования из компьютеров банков данных пациентов, продажи их и тиражирования. Вместе с тем сохранение врачебной тайны является критическим индикатором социальной ответственности организации и обеспечивает доверие к медицинской организации [26]. В стандартах 180 26000 предусмотрен комплекс действий по обеспечению конфиденциальности, который включает: (1) создание системы обеспечения конфиденциальности и защиты персональных данных пациентов; (2) информирование всех пациентов о правовых и медицинских принципах врачебной тайны; (3) работу с медицинским персоналом по защите прав пациентов на конфиденциальность; (4) глубокий профессиональный и правовой анализ всех случаев нарушения врачебной тайны и утечек персональных данных.

Комплекс действий по реализации социальной ответственности

В основе действий по реализации социальной ответственности в промышленном здравоохранении лежат организационные перемены, приобретающие качество социально ответственных производственных практик в разрезе медицинской деятельности. В данном контексте социальная ответственность - это результат действий, ориентированных на формирование новых функций, реализация которых направлена на снятие последствий деструктивных процессов в здравоохранении [26-28]. Осуществление таковых, как ожидается, будет способствовать созданию предпосылок и условий для формирования положительных перемен за счет привлечения представителей промышленного здравоохранения к принятию решения о переменах. В современном обществе медицинская организация оказывает мощнейшее воздействие на социум всей своей деятельностью. Становясь социально-ответственной организацией, учреждение промышленного здравоохранения должно способствовать распространению принципов социальной ответственности не только среди родственных, смежных, но и всех других организаций, чья деятельность или продукция прямо или косвенно влияют на состояние здоровья населения [29]. В реализацию принципов социальной ответственности медицинских работников промышленного здравоохранения входит формирование гражданской ответственности и осознание социальной значимости собственной профессии за счет участия полномочных представителей в управлении здравоохранением. В современных условиях, на начальном этапе становления государственно-общественного управления предлагается добровольно-договорное, а в дальнейшем и законодательное разделение полномочий по управлению здравоохранением с применением рекомендаций международного стандарта 180 26000 - Социальная ответственность.

В рекомендациях стандарта 180 26000 содержится ряд положений, которые, применительно к медицинской организации, в обобщенном виде могут быть представ-

лены следующим комплексом действий по распространению социальной ответственности [30-32]:

- предупреждение государства, общества и людей об опасностях для здоровья и жизни;

- пропаганда здоровья как высшей общественной ценности;

- участие в разработке и осуществлении государственных социальных и здравоохранных проектов;

- содействие другим организациям по созданию систем и программ социальной ответственности по отношению к сотрудникам, внешней среде и к потребителям продукции;

- мониторинг показателей здоровья и распространенности социально обусловленных заболеваний.

Заключение

В целом модернизация системы промышленного здравоохранения необходима для того, чтобы улучшить качество медицинской помощи работающему населению и, тем самым, обеспечить сокращение заболеваемости и смертности, повышение средней продолжительности жизни и увеличение производительного потенциала общества [33]. В этой связи на современном этапе развития общества важнейшей задачей, как нам представляется, является реформирование и модернизация системы промышленного здравоохранения. Фактически на протяжении двух десятилетий осуществлялась подготовка к этому событию, поскольку промышленное здравоохранение является той сложнейшей отраслью, в которой ошибки и просчеты имеют самые ощутимые для всего населения страны последствия. Исправление таковых занимает длительный период времени и сопряжено с большими экономическими потерями для государства. Кроме того, совершенствование оказания медицинской помощи работающему населению и повышение ее качества невозможны без изменения подходов к управлению на всех уровнях, без глубокого изучения, восприятия и применения того лучшего, что создано в мире в области медицинского менеджмента.

Новое всегда с большими трудностями находит свое практическое применение. Сказывается тормозящее влияние сложившихся за десятилетия стереотипов и перцепций, а также естественных объективных трудностей, преодоление которых требует накопления новых знаний, освоения новых технологий, дополнительных затрат [34, 35]. Внедрение рекомендаций международных и национальных стандартов качества медицинской помощи [3638] является тем непременным условием, без которого невозможно осуществить реформенные преобразования системы промышленного здравоохранения.

Литература

1. Уйба В.В. Стандартизация в здравоохранении. - М. : ИПК, 2011. - 60 с.

2. Алексеев Н.А. Оптимизация организационных технологий в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. - Челябинск : Рекпол, 2001. - 240 с.

3. Гиляревский С.Р. Современные принципы анализа эконо-

мической эффективности медицинских вмешательств // Экономика здравоохранения. - 2001. - № 9. - С. 19-22.

4. Мартусевич И.Н. Управление качеством медицинской помощи в системе промышленного здравоохранения ФМБА России // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2009. - № 5. - С. 40-44.

5. Дмитриева Т.Б., Воложина А.И. Социальный стресс и психическое здоровье. - М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - С. 6472.

6. Решетников A.B. Медико-социологические представления о моделях болезни и здоровья // Социология медицины. -2003. - № 2 (3). - С. З-18.

7. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. - 2000. - № 1(21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С. 12-31.

8. Bansal P., Roth R. Why companies go green: a model of ecological responsiveness // The Academy of Management J. - 2000. -Vol. 43(4). - Р 717-736.

9. Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов Э.Ф. Ноосфер-ная экология и экономика человека. - Новосибирск : СО РАМН, 2005. - 448 с.

10. Назарова И.Б. Взаимоотношения врач-пациент: правовые и социальные аспекты // Социологические исследования.

- 2004. - № 7. - С. 142-147.

11. Решетников А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике // Социологические исследования. - 2003. - № 1. -С. 92-101.

12. Максименко Л.Л., Курьянов А.К. Изучение мнения населения о проблемах здоровья и здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации. - 2003. - № 1. - С. 2022.

13. Юнг О. Методика формирования системы интегральных критериев оценки качества кадрового потенциала системы здравоохранения // Управление персоналом. - 2008. -№ 16. - С. 48-50.

14. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. - М. : Академия, 2005. - 417 с.

15. Стародубова В.И. Охрана труда и социальная защита работников здравоохранения.- М. : Здравоохранение, 2006. -384 c.

16. Хендерсон Д. Нужна ли социальная ответственность бизнесу? // Бизнес и общество. - 2003. - № 15. - С. 24-26.

17. Бабосов Е.М. Социальное управление. - Минск : Тетра Сис-темс, 2008. - 432 с.

18. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” // Российская газета. - 2008. - № 4823. - С. 4-7.

19. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. - 2007. - № 7. - С. 25-34.

20. Шилова Л.С. О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 102-109.

21. Ефименко С.А. Потребители медицинских услуг в бюджетных организациях и их самооценка здоровья // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 110-114.

22. Жилина Н.М. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания -

инструмент принятия научно обоснованных решений. -Новок. : ИПК, 2005. - 192 с.

23. Александрова О.Ю. Права граждан в области охраны здоровья // Здравоохранение. - 2005. - № 1. - С. 161-176.

24. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г № 152-ФЗ “О персональных данных” // Российская газета. - 2008. - № 4823. - С. 4-7.

25. Антонова Л.И. Гриненко Т.Г., Клюев А.В. и соавт. Международные документы по защите прав человека в социальной сфере. - СПб. : СЗАГС, 2002. - 248 с.

26. Дартау Л.А., Мизерницкий Ю.Л., Стефанюк А.Р Здоровье человека и качество жизни: проблемы и особенности управления. - М. : Синтег, 2009. - 400 с.

27. Щепин О.П., Смбатян С.М., Растегаева В.В. Основные направления совершенствования профилактической работы по материалам социологического исследования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 5. - С. 25-29.

28. Назаренко Л.И., Пахомова Н.И. Технология управления сестринским процессом в ЛПУ // Главврач. - 2005. - № 5. -С. 41-50.

29. Иванов А.В., Петручук О.Е. Социально-гигиенические аспекты заболеваемости врачей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 2.

- С. 18-22.

30. Михайлова Н., Федорова Л. Международный стандарт ИСО 26000 [Электронный ресурс] // Тема социальной ответственности: проблемы связанные с потребителем. - 2011.

- ШЬ http://www.center-qualitet.ru/IS0 26000. - (Дата обращения: 19.07.2011).

31. Щепин О.П., Коротких Р.В., Трегубов Ю.Г. Профилактика 21 века: анализ концептуальных подходов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2009. - № 4. - С. 3-7.

32. Калов З.А., Куршаева Ф.М., Хациева Л.У. Особенности реализации моделей социальной политики. Часть 1 // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 2. -С. 106-108.

33. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. - М. : Академ. проект, 2003. - 656 с.

34. Стребков А.И. Социальная политика: теория и практика. -СПб. : СПбГУ, 2000. - 204 с.

35. Подлела С.А., Панов В.П., Якимов О.С. Стандартизация в сфере медицинских услуг и медицинского страхования // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. -2006. - № 5. - С. 42-45.

36. Калякин М.А. Концептуально-методические основы управления социально-экономическими системами на примере сферы здравоохранения // Упр. персоналом. - 2008. -№ 20. - С. 45-46.

37. Петрова Н.Г. Современные проблемы менеджмента в здравоохранении // Менеджмент в России. - 2009. - № 4. -С. 57-60.

38. Вялков А.И., Воробьев П.А. Основы стандартизации в здравоохранении. - М. : Ньюдиамед, 2002. - 216 с.

Поступила 14-07-2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.