ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021
УДК 338.22
Гребенькова О.А.
канд. экон. наук, доцент Поволжский православный институт, г. Тольятти, РФ
ОПТИМИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ТРЕБОВАНИЙ К СОЗДАНИЮ ОЭЗ В РОССИИ
Аннотация
Четвертая промышленная революция одним из приоритетных направлений определяет стимулирование деловой активности и создание благоприятной нормативно-правовой базы для развития особых экономических зон (ОЭЗ) и промышленных кластеров. Реализация модели промышленных кластеров на территории ОЭЗ способствует повышению загрузки инженерной, инновационной и логистической инфраструктуры зоны, увеличению числа новых резидентов и количества созданных рабочих мест в ОЭЗ.
Ключевые слова
Особые экономические зоны, экономика, регион, развитие, инвестиции.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России являются одним из масштабных федеральных проектов, направленных на развитие экономики регионов страны путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности
ОЭЗ - часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны. Перевод бизнеса в ОЭЗ наиболее выгоден предприятиям:
- закупающим сырье за рубежом;
- закупающим за рубежом оборудование;
- реализующим произведенную продукцию на экспорт.
ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
Согласно Министерство экономического развития Российской Федерации в России функционирует 38 особых экономических зон в 31 регионе (см.табл.1) [4].
Таблица 1
Виды и характеристика ОЭЗ в России
Название ОЭЗ Количество Основные характеристики
ОЭЗ промышленно-производственного типа 19 Создаются для производства и переработки товаров, а также для их реализации на участках площадью не более 40 квадратных километров. В данных ОЭЗ не допускается размещение объектов жилищного фонда.
ОЭЗ технико-внедренческого типа 7 Формируются для осуществления выхода на новый этап инновационной деятельности для внедрения и продвижения научно-технической продукции, реализации возможности совершенствования для промышленного применения, технологического изготовления, технического испытания и выведения на рынок пробных партий, а также внедрение современных программных продуктов, инновационных систем сбора, обработки и передачи данных, актуализацию систем интегрированных вычислений и осуществление спектра услуг по внедрению и сопровождению таких продуктов и систем. В данных ОЭЗ разрешено использование процедуры свободной экономической зоны и не разрешается размещение объектов жилищного фонда.
ОЭЗ туристско-рекреационного типа 10 Создаются для продвижения и создания адекватных условий получения услуг в сфере туризма на одной или нескольких площадках. В данных ОЭЗ не разрешается применение процедуры свободной таможенной зоны, но допускается размещение объектов жилищного фонда.
Портовые ОЭЗ 2 Создаются в целях создания площадки для организации судостроительной и
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021
Название ОЭЗ Количество Основные характеристики
судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базы для новых маршрутов, находящейся в непосредственной близости основных транспортных путей. Их создание возможно на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 50 квадратных километров. В данных ОЭЗ процедура свободной таможенной зоны применяется всегда, но не допускается размещение объектов жилищного фонда.
По состоянию на 15 марта 2021 года в ОЭЗ зарегистрированы 856 резидентов, из которых 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем осуществленных инвестиций резидентов составляет порядка 497 млрд рублей (Рис.1, Рис.2). Резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест.
Рисунок 1 - Количество зарегистрированных резидентов по видам ОЭЗ
Все площадки ОЭЗ формируют технологически-эффективную, современную, отвечающую стандартам инфраструктуру.
ПОЭЗ 2,862 ОЭЗ ТРТ 4,625
0 50 100 150 200 250 300
Рисунок 2 - Объем осуществленных инвестиций резидентами по видам ОЭЗ
Предприятия, входящие в ОЭЗ получают достаточное количество конкурентных преимуществ, способствующих развитию бизнеса в конкурентной среде. Одними из которых является размещение производства в России и выход на евразийский рынок, в том числе:
• Минимальные административные барьеры.
• Налоговые льготы и таможенные преференции.
• Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
• Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021
дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
В рамках поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № Пр-1028 о повышении эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании особых экономических зон была проделана масштабная работа по обеспечению оптимизации бюджетных инвестиций, направляемых на создание объектов инфраструктуры особых экономических зон и компенсацию затрат органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на создание инфраструктуры ОЭЗ.
В конце декабря 2020 года Минэкономразвития были представлены в Правительство проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проекты законов предусматривают изменение целей создания, схемы управления и финансирования ОЭЗ, а также случаи их ликвидации; объединение промышленно-производственного и технико-внедренческого типов ОЭЗ; предоставление налоговых льгот резидентам ОЭЗ, исходя из видов экономической деятельности; упрощение порядка получения и лишения статуса резидента ОЭЗ и переход от установления перечня разрешенных видов деятельности к перечню запрещённых видов деятельности на территории ОЭЗ. Для резидента ОЭЗ устанавливается возможность выкупа арендуемого участка только в случае выполнения условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ [3].
За 2020 год в России было создано 8 новых ОЭЗ. На данный момент в Минэкономразвития на рассмотрении находятся еще 8 заявок, часть из которых регионы должны будут доработать в соответствии с новыми критериями.
Подходя к проблеме преобразования организации функционирования и изменений требований к созданию особых экономических зон (ОЭЗ), Минэкономики теперь выдвигает вопрос о пересмотре некоторых направлений. Для оптимизации и повышения эффективности положений о наличии инвесторов и возможности инвестировать с их стороны, предлагается ввести количественные критерии, которые ограничат количество потенциальных резидентов (до 5-ти) и суммарные их вложения в ОЭЗ (8 млрд.руб.). Другое требование - за десять лет реализации проектов в ОЭЗ частные инвестиции должны превысить бюджетные в пять раз (а не вдвое, как сейчас) [1, с.4].
На сегодняшний день для создания ОЭЗ необходимо обеспечить исполнение определенных требований - реальный бизнес-план для инвестиционного проекта и наличие потенциальных инвесторов, которые могут аккумулировать свои средства. При этом объем запланированных вложений должен быть не менее планируемого объема средств из бюджетов всех уровней, необходимых для создания инфраструктуры зоны.
При этом максимальная доля участия самого крупного инвестора будет ограниченна - 70% от общего объема заявленных инвестиций. Как отмечают в Минэкономики, это «позволит ограничить создание ОЭЗ с высокорисковой структурой портфеля инвестиционных проектов»[2, с.2].
В 2020 году резиденты ОЭЗ приступили к реализации 70 новых инвестиционных проектов на общую сумму около 140 млрд рублей, новыми резидентами заявлено создание более 7,5 тысяч рабочих мест. Количество новых инвестиционных проектов в ОЭЗ увеличилось на 32% по сравнению предыдущим годом. Статус резидента ОЭЗ за 2020 год уже получили 102 компании.
Основной целью Методики IV национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России является определение наиболее инвестиционно-привлекательных площадок, проведение оценки текущего уровня развития и инвестиционной привлекательности ОЭЗ, а также оценка наличия благоприятных условий для реализации на их территории инвестиционных проектов (Рис.3.).
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021
Официальные статистические данные
Анкетирование II II Эксперименты по
(опрос) II Опрос резидентов II оценке
управляющих II ОЭЗ II информационной
компаний ОЭЗ 11 II открытости ОЭЗ
Эксперименты с иностранным и
российским инвесторами (2 письменных запроса, 1 телефонный звонок)
Рисунок 3 - Источники информации при расчете рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ в России
В основе данной методики рейтинга 2020 лежит комплексная оценка уровня инвестиционной привлекательности ОЭЗ России, а также благоприятных условий для привлечения российских и иностранных инвесторов по 28 частным показателям, сгруппированным по 6 функциональным блокам (группам показателей): 1. Инвестиционная привлекательность региона России; 2. Благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ; 3. Обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой; 4. Земельные ресурсы (земельные ресурсы и объекты капитального строительства); 5. Инвестиционная активность резидентов ОЭЗ (инвестиционная и инновационная активность резидентов ОЭЗ); 6. Информационная открытость интернет-сайта ОЭЗ.
Общественные обсуждения методики рейтинга с представителями Экспертного совета и др. и публикация методики и основных аналитических выкладок в отчете обеспечивают ее прозрачность. Формирование независимого Экспертного совета рейтинга с участием в его работе представителей бизнеса, финансово - кредитных учреждений, институтов развития, профильных министерств и ведомств позволяют достигнуть объективности. Так как рейтинг строится на основе использования статистических данных, полученных от УК ОЭЗ, Минэкономразвития России, а также экспертных оценок можно судить о достоверности информации, используемой при расчетах. При этом учитываются только те показатели, которые, по мнению экспертов, инвесторов и резидентов, наилучшим образом отражают инвестиционную привлекательность ОЭЗ.
Глава практики инфраструктуры и ГЧП юрфирмы Squire Patton Boggs Moscow LLC, член экспертного клуба ЦСР Александр Долгов отметил, что «поправки должны повысить стандарты создания ОЭЗ и позволят создавать зоны там, где они действительно нужны»[2, с.2]. Список использованной литературы:
1. Березина Е. Минэкономразвития готовит предложения по созданию новых ОЭЗ // Российская газета. 15.04.2021
2. Крючкова Е. К зонам зайдут с количественной стороны. Минэкономики корректирует условия создания ОЭЗ // Газета "Коммерсантъ" №67 от 16.04.2021, стр. 2
3. Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны" (подготовлен Минэкономразвития России 15.04.2021)
4. Список особых экономических зон в РФ на 2021 год Источник: http://znaydelo.ru/biznes/nalogi/oez.html
© Гребенькова О.А., 2021