Научная статья на тему 'Оптимизация инструментария для проведения исследования уровня информированности населения различных возрастных групп г. Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ-инфекции'

Оптимизация инструментария для проведения исследования уровня информированности населения различных возрастных групп г. Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ-инфекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / HIV INFECTION / LEVEL OF AWARENESS OF THE POPULATION / DIFFERENT AGE GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитриев Александр Павлович, Зубриянова Наталья Сергеевна, Головяшкина Наталья Петровна, Мошенская Ольга Алексеевна, Ондрикова Елена Алексеевна

Актуальность и цели. Актуальность приведенного пилотажного исследования обусловлена тем, что получение статистически достоверной информации является основой принятия эффективных управленческих решений в сфере организации профилактической работы по проблеме вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Цель исследования: валидация инструментария, а также выявление корреляционной зависимости между проведением масштабных информационных кампаний и уровнем осведомленности различных групп населения Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ. Результаты. Исследование показало, что информированность населения Пензенской области в части путей передачи ВИЧ составляет от 12,1 до 15 %. Если учесть, что информированность является основой для изменения поведения, то в зону риска инфицирования попадают до 85 % жителей региона. Выводы. Работа респондентов с предложенной анкетой показала, что основная масса понимает смысл вопросов, заполняет анкету корректно, что позволяет работать с результатами опроса как с релевантными фактами и мнениями. Достоверная корреляция между уровнем информированности населения различных возрастных групп и их знакомством с материалами первой компаний не выявлена. В случае второй кампании данная зависимость приобретает направление слабовыраженного положительного тренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриев Александр Павлович, Зубриянова Наталья Сергеевна, Головяшкина Наталья Петровна, Мошенская Ольга Алексеевна, Ондрикова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TOOLS FOR STUDYING THE LEVEL OF AWARENESS IN VARIOUS AGE GROUPS OF THE POPULATION OF PENZA AND THE REGION CONCERNING HIV-INFECTION ISSUES

Background. The relevance of the piloting study described in this article is caused by the fact that obtaining statistically reliable information is the basis for making effective management decisions in the field of organizing HIV preventive work. The purpose of the study is to validate the toolkit, as well as to identify a correlation between running large-scale information campaigns and the level of awareness of various groups of the population in Penza and Penza region concerning HIV issues. Results. The results of the pilot study have showed that the awareness of the population of Penza region regarding HIV transmission routes ranges from 12.1 to 15 %. Given that awareness is the basis for behavior change, up to 85 % of the region's inhabitants fall into the risk zone of the infection Conclusions. The respondents’ answers have showed that the bulk of the population understands the meaning of the questions, fills the questionnaire correctly, which allows working with the survey results as relevant facts and opinions. The correlation between the level of awareness of the population of different age groups and their acquaintance with the materials of the first campaign has not been revealed. In the case of the second campaign, the correlation takes a weakly positive trend. Consequently, the results of the pilot study pose a new scientific problem for the authors, requiring further development.

Текст научной работы на тему «Оптимизация инструментария для проведения исследования уровня информированности населения различных возрастных групп г. Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ-инфекции»

ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.446.1

DOI 10.21685/2072-3032-2017-4-11

А. П. Дмитриев, Н. С. Зубриянова, Н. П. Головяшкина, О. А. Мошенская, Е. А. Ондрикова

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП г. ПЕНЗЫ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Актуальность приведенного пилотажного исследования обусловлена тем, что получение статистически достоверной информации является основой принятия эффективных управленческих решений в сфере организации профилактической работы по проблеме вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Цель исследования: валидация инструментария, а также выявление корреляционной зависимости между проведением масштабных информационных кампаний и уровнем осведомленности различных групп населения Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ.

Результаты. Исследование показало, что информированность населения Пензенской области в части путей передачи ВИЧ составляет от 12,1 до 15 %. Если учесть, что информированность является основой для изменения поведения, то в зону риска инфицирования попадают до 85 % жителей региона.

Выводы. Работа респондентов с предложенной анкетой показала, что основная масса понимает смысл вопросов, заполняет анкету корректно, что позволяет работать с результатами опроса как с релевантными фактами и мнениями. Достоверная корреляция между уровнем информированности населения различных возрастных групп и их знакомством с материалами первой компаний не выявлена. В случае второй кампании данная зависимость приобретает направление слабовыраженного положительного тренда.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, уровень информированности населения, возрастные группы.

A. P. Dmitriev, N. S. Zubriyanova, N. P. Golovyashkina, O. A. Moshenskaya, E. A. Ondrikova

OPTIMIZATION OF TOOLS FOR STUDYING THE LEVEL OF AWARENESS IN VARIOUS AGE GROUPS OF THE POPULATION OF PENZA AND THE REGION CONCERNING HIV-INFECTION ISSUES

Abstract.

Background. The relevance of the piloting study described in this article is caused by the fact that obtaining statistically reliable information is the basis for

making effective management decisions in the field of organizing HIV preventive work. The purpose of the study is to validate the toolkit, as well as to identify a correlation between running large-scale information campaigns and the level of awareness of various groups of the population in Penza and Penza region concerning HIV issues.

Results. The results of the pilot study have showed that the awareness of the population of Penza region regarding HIV transmission routes ranges from 12.1 to 15 %. Given that awareness is the basis for behavior change, up to 85 % of the region's inhabitants fall into the risk zone of the infection

Conclusions. The respondents' answers have showed that the bulk of the population understands the meaning of the questions, fills the questionnaire correctly, which allows working with the survey results as relevant facts and opinions. The correlation between the level of awareness of the population of different age groups and their acquaintance with the materials of the first campaign has not been revealed. In the case of the second campaign, the correlation takes a weakly positive trend. Consequently, the results of the pilot study pose a new scientific problem for the authors, requiring further development.

Key words: HIV infection, level of awareness of the population, different age groups.

Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), распространенность вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) в мире достигла 0,5 % [1]. По прогнозам, количество лиц, живущих с ВИЧ, и экономическое бремя ВИЧ-инфекции возрастет, она станет одним из наиболее дорогостоящих хронических заболеваний. ВИЧ/СПИД занимает шестое место среди ведущих причин смерти в мире, а в странах с низким уровнем дохода - третье место (после инфекций дыхательных путей и диарейных заболеваний) [2]. Всеобщность проблемы требует отработки механизмов глобального мониторинга эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИДу. Это позволит снизить число инфицированных, уменьшить число людей, умирающих от факторов, связанных со СПИДом, и искоренить стигматизацию в связи с ВИЧ. Данный мониторинг предполагает непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта с заданными критериями, при этом регистрация и наблюдение ведется с помощью валидного инструментария (в нашем случае анкеты). Одним из наиболее важных критериев валидности анкеты является точность перевода показателя в вопрос. В нашем исследовании показатель информированности переведен в 7 прямых и 8 косвенных вопросов, позволяющих соотнести уровень информированности респондента с уровнем интереса к проблеме.

Априори мы использовали логический способ доказывания валидности анкеты как наименее трудоемкий и вполне достаточный для целей пилотажного исследования [3].

Апробация инструментария в ходе пилотажного исследования позволила решить нам двойную задачу; во-первых, совершенствовать характеристики инструментария; во-вторых, получить предварительные данные по изучаемой проблеме.

Начальная гипотеза исследования состояла в том, что проведение массовых информационных кампаний будет способствовать повышению уровня информированности населения.

В ходе исследования предполагалось оптимизировать инструментарий, позволяющий получить статистически достоверные данные об оценке уровня информированности жителей Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ.

Цель данной статьи - познакомить научное сообщество с результатами пилотного исследования, посвященного выявлению корреляции между проведением масштабных информационных кампаний и уровнем осведомленности различных групп населения Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ.

Материалы исследования

Объектом данного исследования выступила выборочная совокупность со следующими характеристиками:

- численность - 66 респондентов;

- регион - Пенза и Пензенская область;

- возрастные группы:

• 17-18 лет - 6 %

• 19-25 лет - 36,4 %

• 26-35 лет - 42,4 %

• 36-50 лет - 15,2 %;

- гендерный признак: 34,5 % мужчин и 65,5 % женщин;

- поселенческий признак: жителей городов - 47,5 %, районов области -62,5 %.

Выборка квотная по типу населения (городское, сельское) по полу и возрасту. Внутри групп отбор проводился случайным образом. Предел погрешности - 5 %, порог вероятности безошибочных прогнозов - 0,95. Выборочная совокупность полностью отражает половозрастную структуру генеральной совокупности. Выборка составлена в соответствии с данными федеральной службы государственной статистики по Пензенской области на 01.01.2016.

Методы исследования

Анкетирование проводилось на выборочной совокупности с параллельным тестированием инструментария на надежность и валидность путем применения метода логического доказывания. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета Microsoft Office Professional Plus 2010, серийный номер лицензионного продукта: 02260-018-0000106-48913, и указаний А. И. Орлова [4].

Результаты и их обсуждение

Уровень информированности населения по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией, в соответствии с национальными индикаторами оценивался по доле людей, которые одновременно правильно указали пути, которыми передается и не передается ВИЧ-инфекция [1].

Анализ средних по общей осведомленности населения показал, что наибольшими показателями являются та информация, которая связана с непосредственной опасностью заражения ВИЧ (рис. 1).

Так, 87,7 ± 2,7 % респондентов считают ВИЧ-инфекцию заразным инфекционным заболеванием.

13.8 ± 4,5 % респондентов считают, что болезнь излечима.

46.9 ± 3,6 % анкетируемых правильно указали пути, которыми передается ВИЧ-инфекция.

15,0 ± 5,6 % опрошенных, правильно указали пути, которыми ВИЧ-инфекция не передается.

120

Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4

Показатели

Рис. 1. Средние уровня общей ВИЧ-осведомленности для всех возрастных групп:

категория 1: ВИЧ-инфекция - это заразное инфекционным заболевание; категория 2: ВИЧ-инфекция излечима; категория 3: я знаю пути, которыми передается ВИЧ-инфекция (с их указанием); категория 4: я знаю пути, которыми ВИЧ-инфекция не передается (с их указанием)

Коэффициент конкордации Кенделла (согласованности мнений, Ж± тЖ) составил 0,54 ± 0,10 и достоверен для порога вероятности 0,99. Это указывает на средний уровень разнообразия уровня осведомленности людей и их мнений.

В проведенных материалах доля людей, которые одновременно правильно указали пути, которыми передается и не передается ВИЧ-инфекция, составила 24 ± 4,6 % опрошенных. При этом наибольшее затруднение вызвал вопрос о том, передается ли ВИЧ «при пользовании предметами личной гигиены. 50 ± 9,2 % считают, что таким путем ВИЧ не передается, таким образом, хороший уровень осведомленности о проблеме ВИЧ-инфекции продемонстрировали 12,1 ± 4,8 % из общего числа принявших участие в опросе. Возможно, данные результаты являются следствием семантической неоднозначности понятия предметы личной гигиены, что требует перевода названной категории из родового в видовое понятие.

Из числа опрошенных, правильно назвавших пути, которыми передается ВИЧ 19 человек (63 %) проживают в городах (Пенза, Кузнецк, Заречный, Никольск), 11 (37 %) - в районах области.

Распределение людей с хорошим уровнем осведомленности сложилось следующим образом. Хороший уровень осведомленности продемонстрировали жители городов (19 из 33 или 57,5 %). Среди жителей районов области уверенное знание путей передачи ВИЧ показали 33 % опрошенных (11 из 33).

23 человека из 66 респондентов (34,8 %) сообщили, что интересуются проблемой ВИЧ-инфекции, из них:

- жителей городов 10 человек (30,3 %);

- жителей районов области - 13 (39,3 %).

Начальная гипотеза исследования состояла в том, что проведение массовых информационных кампаний будет способствовать повышению уровня информированности населения и коррекции поведенческого стереотипа в сторону активации действий по обеспечению личной безопасности.

В Пензенской области в 2015-2016 гг. проводилась информационная кампания «Ты положительный или отрицательный?», имеющая целью мотивировать людей на проведение медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию. Сообщили, что сталкивались с материалами этой кампании 30 человек из 66 опрошенных (45,4 %), из них:

- жителей городов региона - 21 человек (63,6 %);

- жителей районов области - 9 анкетируемых (27,2 %).

С материалами информационной кампании, также проводившейся в 2015-2016 гг. и направленной на пропаганду использования презерватива как средства профилактики половых инфекций и контрацепции, сталкивались 37 человек из 66 опрошенных (56 %), из них:

- жители городов региона - 22 респондента (66,6 %);

- жителей районов области - 15 респондентов (45,4 %).

Среди 22 человек, продемонстрировавших хорошие знания путей передачи ВИЧ, сталкивались с материалами информационной кампании «Ты положительный или отрицательный?» 7 человек (31,8 %), с материалами кампании, направленной на пропаганду средств контрацепции - 15 человек (68,1 %). Среди 44 «незнаек» с материалами первой кампании сталкивались 23 человека (52,2 %), а с материалами второй кампании - 22 человека (50 %).

Среди 23 респондентов, интересующихся проблемой ВИЧ-инфекции, с материалами первой кампании сталкивались 30,4 %, второй - 60,8 %. Среди «не интересующихся» с материалами первой кампании сталкивались 20,9 %, второй - 53,5 %.

С материалами информационной кампании «Ты положительный или отрицательный?» сталкивались 16 человек из 66 (24,2 %), из них

- 56,2 % - видели рекламу на телевидении;

- 25 % - на баннерах;

- 31 % - в информационных материалах;

- 6,2 % - на сувенирной продукции.

Коэффициент корреляции между уровнем информированности населения различных возрастных групп и их знакомством с материалами первой кампании составил г ± тг = 0,35 ± 0,22 и для доверительной вероятности 0,95 является статистически недостоверным.

С материалами информационной кампании за использование презерватива как средства профилактики половых инфекций и контрацепции сталкивались 38 человек (57,5 %), из них:

- 86,8 % - видели рекламу на телевидении;

- 23 % - на баннерах;

- 34,2 % - в информационных материалах (листовки, наклейки, буклеты);

- 5,2 % - на сувенирной продукции (рис. 2).

6,2

31

Баннеры

Телевидение

56,2

Рис. 2. Распределение полученных респондентами каналов ВИЧ-информирования первой кампании, %

Коэффициент корреляции между уровнем информированности населения различных возрастных групп и их знакомством с материалами второй кампании составил г ± тг = 0,44 ± 0,13 и достоверен для порога вероятности 0,99. Он указывает на то, что существует положительная, слабая линейная зависимость между уровнем информированности населения различных возрастных групп и их знакомством с предлагаемыми в средствах массовой информации информационными материалами.

Разность обнаруженной корреляции, возможно, была связана с большим разнообразием каналов информации второй кампании по сравнению с первой.

С информационными материалами обеих кампаний встречались 42 человека (63,6 %), из них:

- видели их в учебных заведениях - 8 человек (19 %);

- на работе - 10 человек (23,8 %);

- в поликлинике или больнице - 13 (30,9 %);

- на улице (баннеры) - 15 (35,7 %);

- в рекламе на транспорте - 9 (21,4 %);

- во время массовых мероприятий - 5 (11,9 %);

- получали их от волонтеров - 4 (9,5 %) (рис. 3).

Из приведенных данных следует, что количество респондентов, встречавшихся с материалами обеих кампаний (63,6 %), не совпадает с суммарным количеством респондентов, встречавшихся с информацией каждой кампании в отдельности (81,7, %). Это дает основание полагать, что респонденты не дифференцируют принадлежность информации конкретной кампании.

Данные, приведенные ниже, позволяют говорить о том что, информационные кампании субъективно признаются большинством респондентов значимыми и полезными, но объективно не влияют на их личные поведенческие реакции.

Заявили, что проведенные информационные кампании дают результат 74,2 ± 4,5 % респондентов. Обследовались на ВИЧ из них 29 человек (59 %). О том, что, по их мнению, информационные кампании результата не дают,

сообщили 21,2 ± 2,8 % респондентов. Обследовались на ВИЧ из них 7 человек (50 %). В целом обследовались на ВИЧ в 2015-2016 гг. 56 % принявших участие в исследовании, из них 86,4 % знали свой результат анализа. Обследовались по собственному желанию 4 человека из 37 (10,8 %), подавляющее количество прошедших обследование делали это по медицинским показаниям, при обращении за медицинской помощью (89,2 %), т.е. под давлением внешних факторов.

в учебных заведениях

на работе а ЛПУ на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

улице(баннеры)

реклама на транспорте

Рис. 3. Распределение полученных респондентами каналов ВИЧ-информирования второй кампании, %

Заявили, что относятся к больным ВИЧ-инфекцией отрицательно и скорее отрицательно, чем положительно, 41 человек (62,1 ± 1,5 %) от числа опрошенных. Сообщили, что в случае, если хороший знакомый будет инфицирован ВИЧ, отношение к нему не изменится, 33 ± 1,6 % опрошенных. 31,8 ± 1,4 % сообщили о том, что отношение скорее не изменится, чем изменится, То есть отношение к больным ВИЧ-инфекцией, если таковые окажутся среди хороших знакомых, не готовы поменять 64,8 % опрошенных. При этом общее отношение «скорее отрицательное, чем положительное» и просто «отрицательное», продемонстрировали 62,1 ± 5,4 % от числа опрошенных.

Учитывая погрешность выборки, для порога вероятности 0,95 доля населения с таким отношением к ВИЧ-инфицированным может составлять от половины (51,3 %) до 72,9 %.

Результаты пилотажного исследования показали, что информированность населения Пензенской области в части путей передачи ВИЧ для порога вероятности 0,95 составляет от 12,1 до 15 %, если учесть, что информированность является основой для изменения поведения, то в зону риска инфицирования попадают до 85 % жителей региона. Информированность о путях передачи ВИЧ является также основой для формирования модели поведения в отношении к больным ВИЧ-инфекцией. Незнание порождает фобии, страх приводит к дискриминационным проявлениям в отношении больных людей.

Как указано выше, в Пензенской области 62,1 % опрошенных относятся к больным ВИЧ-инфекцией «отрицательно» и «скорее отрицательно, чем положительно» и информированность жителей городов по сравнению с жителями районов в 1,7 раза выше. Причем коэффициент разнообразия отноше-

ний по Шеннону (Н для районов составил 0,87, для города - 0,56. Это автоматически помещает жителей районов области в зону риска и дискомфорта, особенно в условиях генерализации эпидемии и активных внутри- и межрегиональных миграционных процессах (трудовая миграция, обучение).

Энтропия мнений (по Н) выше в городских условиях, в районах же по данному вопросу наблюдается большее «единомыслие». Вероятно, это связано с большим количеством каналов информации в городской среде и, соответственно, большим количеством мнений, навязываемых средствами массовой информации. Здесь также надо учитывать, что в городе количество людей, непосредственно связанных с информационными потоками, в перечне «городских» профессий неизмеримо выше, чем на периферии, где во многом еще превалирует патриархальный уклад жизни.

С материалами кампании, направленной на профилактику распространения ВИЧ половым путем, сталкивалось более половины (56 %) опрошенных - в 1,23 раза больше, чем с материалами первой кампании. Необходимо уточнить, за счет чего это происходило? За счет более широко проведенной кампании (больше материалов, уличной рекламы и т.п.) или в связи с тем, что региональная информационная кампания по пропаганде передачи ВИЧ половым путем проводилась параллельно с ее проведением в федеральных СМИ? Среди опрошенных, продемонстрировавших хорошие знания о путях передачи ВИЧ-инфекции, оказалось больше тех, кто не сталкивался с материалами информационной кампании «Ты положительный или отрицательный?», чем тех, кто с материалами сталкивался. Напротив, среди правильно ответивших на вопрос о путях передачи ВИЧ было существенно больше людей, сталкивавшихся с материалами кампании, направленной на пропаганду использования средств контрацепции, чем тех, кто с ними не сталкивался. Средняя по возрастам составила 18,2 ± 2,4 %.

Среди интересующихся проблемой ВИЧ-инфекцией число лиц, сталкивавшихся с материалами обеих информационных кампаний, было больше, чем среди неинтересующихся (на 7-9 %).

Оценка эффективности кампании «Ты положительный или отрицательный?» показала, что в 2015-2016 гг. обследовались на ВИЧ 56 % опрошенных, но лишь 10,8 % обследовались по собственному желанию, тогда как подавляющее число опрошенных обследовались случайным образом, при обращении в медицинскую организацию (89,2 %).

Заключение

Большинство респондентов (87,9 %) верно обозначили основную цель проводимого анкетирования, а именно определение уровня информированности, варьируя различными синонимическими конструкциями, не меняющими смысл сказанного. Вопрос о цели анкетирования был сформулирован в открытой форме. Работа респондентов с предложенной анкетой показала, что основная масса понимает смысл вопросов, заполняет анкету корректно, что позволяет работать с результатами опроса как с релевантными фактами и мнениями. Таким образом, предложенный инструментарий является валидным и может быть использован для проведения масштабного социологического опроса.

Первоначальная гипотеза исследования подтвердилась частично. Корреляционная зависимость между уровнем информированности населения различных возрастных групп и их знакомством с материалами первой кампаний не выявлена. В случае второй кампании корреляция приобретает направление слабовыраженного положительного тренда.

Библиографический список

1. ВИЧ-инфекция и СПИД: национальное руководство / под ред. В. В. Покровского. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с. - (Национальные руководства).

2. Прохорова, О. Г. Совершенствование организации профилактики ВИЧ-инфекции среди молодежи, женщин и детей в субъекте Федерации : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.02.03 / Прохорова О. Г. - Екатеринбург, 2015. - 26 с.

3. Кинчарова, А. В. Исследовательские практики российских социологов / А. В. Кинчарова, М. М. Соколов // Социологические исследования. - 2015. -№ 6. - С. 58-68.

4. Орлов, А. И. Статистические методы в российской социологии (тридцать лет спустя)) / А. И. Орлов // Социология: методология, методы и математическое моделирование. - 2005. - № 20. - С. 32-53.

References

1. VICh-infektsiya i SPID: natsional'noe rukovodstvo [HIV infection and AIDS: national guidelines]. Ed. V. V. Pokrovskiy. Moscow: GEOTAR-Media, 2013, 608 p.

2. Prokhorova O. G. Sovershenstvovanie organizatsii profilaktiki VICh-infektsii sredi mo-lodezhi, zhenshchin i detey v sub"ekte Federatsii: avtoref. dis. kand. med. nauk: 14.02.03 [Enhancement of HIV infection prevention organization among youth, women and children in a Russian region: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of medical sciences]. Ekaterinburg, 2015, 26 p.

3. Kincharova A. V., Sokolov M. M. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2015, no. 6, pp. 58-68.

4. Orlov A. I. Sotsiologiya: metodologiya, metody i matematicheskoe modelirovanie [Sociology: methodology, methods and mathematical modeling]. 2005, no. 20, pp. 32-53.

Дмитриев Александр Павлович

кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, Медицинский институт, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: Goziz59@mail.ru

Dmitriev Aleksandr Pavlovich Candidate of medical sciences, head of sub-department of hygiene, public health and healthcare, Medical Institute, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Зубриянова Наталья Сергеевна кандидат медицинских наук, доцент, кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, Медицинский институт, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: Goziz59@mail.ru

Zubriyanova Natal'ya Sergeevna Candidate of medical sciences, associate professor, sub-department of hygiene, public health and healthcare, Medical Institute, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Головяшкина Наталья Петровна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, Медицинский институт, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: natalyaberina@mail.ru

Мошенская Ольга Алексеевна кандидат психологических наук, доцент, кафедры гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, Медицинский институт, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ogm@yandex.ru

Ондрикова Елена Алексеевна студент, Медицинский институт, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ofcmail@bk.ru

Golovyashkina Natal'ya Petrovna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of hygiene, public health and healthcare, Medical Institute, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Moshenskaya Ol'ga Alekseevna Candidate of psychological sciences, associate professor, sub-department of hygiene, public health and healthcare, Medical Institute, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Ondrikova Elena Alekseevna Student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 614.446.1

Оптимизация инструментария для проведения исследования уровня информированности населения различных возрастных групп г. Пензы и Пензенской области по вопросам ВИЧ-инфекции / А. П. Дмитриев, Н. С. Зубриянова, Н. П. Головяшкина, О. А. Мошенская, Е. А. Ондрикова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 119-128. БОТ 10.21685/2072-3032-2017-4-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.