Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ / ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Змановский П. В.

В статье рассматриваются основные способы оптимизации работоспособности атлетов подросткового возраста на занятиях тяжелой атлетикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PHYSICAL PERFORMANCE OF ADOLESCENTS ENGAGED IN WEIGHTLIFTING

The article discusses the main ways to optimize the performance of adolescent athletes in weightlifting classes.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ»

УДК 371.72

Змановский П.В.

магистрант группы ФКОм 22 Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ

Аннотация: в статье рассматриваются основные способы оптимизации работоспособности атлетов подросткового возраста на занятиях тяжелой атлетикой.

Ключевые слова: совершенствование техники, тяжелая атлетика, совершенствование двигательных действий.

Долгое время, в развитии тяжелой атлетики огромное внимание привлекал вопрос совершенствования процесса тренировок у тяжелоатлетов. Некоторые специалисты стояли на том, что наибольшие результаты достигаются в последствии тренировок с большими весами, а некоторые считали, что тренировки со средними весами давали больше результата, и были безопасней.

На данную тематику проводилось много различных исследований, которые показали, что оптимальной нагрузкой на подростковый организм, это то отягощение на снаряде, с которым подросток может выполнить упражнение более 6 повторений подряд.

Большую вариативность тренировочной нагрузки, используемой в спортивной подготовке тяжелоатлетов, отмечает в своих работах ряд авторов. Так, если в одних упражнениях акцент делается на подъем штанги больших весов (более 80%), то в других - небольших и средних весов. В 70-х годах прошлого столетия интенсивно внедрялась математическая система планирования

тренировочной нагрузки с учетом уровня подготовки спортсменов. Эта система заключается в том, что в тренировке штангистов планируется резкая, контрастная смена объема и интенсивности нагрузки - от малой до большой (1-й тип вариативности и исключение из отдельных занятий какого-либо упражнения (2-й тип вариативности) [2].

Так же были проведены исследования, которые полноценно отобразили влияние на результаты, тренировок с предельно большими весами. При тренировках с отягощением в 90-100% от лучшего результата, действительно результат растет, но в нашем случае, при возрасте 13-15 лет, каждодневное использование таких нагрузок приведет к неприятным последствиям.

Экспериментальные исследования А.В. Черняк и его сотрудники говорят, что помимо больших и экстремальных нагрузок, тренировки средней интенсивности положительно влияют на рост спортивных результатов. При этом, по их мнению, в соревновательной фазе подготовки тяжелоатлетов относительная интенсивность должна увеличиваться, а объем - уменьшаться.

Для развития максимальной силы важны вес груза, темп, количество повторений упражнения и интервал отдыха между упражнениями и упражнениями. В результате экспериментальных исследований автор приходит к выводу, что вес гантели вблизи предела лучше развивает силу; во время тренировок выгоднее максимально сократить период постепенного увеличения нагрузки, перейти к оптимальному приближению к максимальному весу и тренироваться на этом уровне определенное время. уровень нагрузки должен постепенно повышаться от упражнения к упражнению.

Целый ряд исследователей доказывали преимущества тренировочной нагрузки в 75-90% от максимального.

Н.И. Лучкин считал, что надо применять в одной тренировке различные варианты тренировочной нагрузки. Данное положение автора в дальнейшем весьма убедительно подтвердил А. В. Черняк. Тем не менее, Н.И. Лучкин был

сторонником преимущественного применения предельных или околопредельных весов штанги для развития максимальной силы тяжелоатлета.

В исследовании А.П. Слободяна мы также находим положительное отношение к различным режимам работы мышц в одной тренировке, в частности при выполнении приседаний, тяг, жимовых упражнений.

При анализе литературы было обращено внимание на то, что имеется недостаточное количество работ, в которых рассматривается суммарная нагрузка в отдельных упражнениях за тренировку, неделю, месяц, год. Впервые наиболее четкие рекомендации по выполнению суммарной нагрузки в упражнении и в целом за тренировку в килограммах поднятого веса даны в учебном пособии Н.И. Лучкина «Тяжелая атлетика». Н.И. Лучкин еще в 1940 году предложил этот метод подсчета объема нагрузки в килограммах. Затем Н.Н. Саксонов стал рассчитывать объем нагрузки в килограммометрах, а РА. Роман, А.И. Фаламеев и АВ. Черняк - по количественному показателю количества подъема штанги (КПШ).

Согласно АС. Медведеву, тренировка с силовой направленностью (до 70% силовых упражнений - тяг, приседаний, наклонов, полутолчков) способствует лучшим достижениям в толчке, а со скоростной (до 40% силовых упражнений) - к лучшим показателям в рывке. В подготовительном периоде наибольшее количество подъемов штанги во всех весовых категориях приходится на небольшие и средние отягощения. Особенность тренировки атлетов тяжелого веса заключается в том, что они чаще поднимают штангу малого веса (50-60%) и реже - большого (70-80%) и субмаксимального (90100%). Суммарная доля подъемов штанги приходится на вторую и третью зоны интенсивности. А.В. Черняк в своих работах утверждает, что небольшие и средние отягощения играют наиболее значительную роль в тренировке штангиста, причем доля этих подъемов не должна быть ниже определенного уровня, так как с их помощью не только развиваются скоростно-силовые способности, но и совершенствуется техническое мастерство.

Подростковый возраст - это время перестройки тела, которое вызывает значительное напряжение во всех нервных процессах и требует разумной и осторожной осанки от взрослых к юным спортсменам.

Анатомическое строение мозга и количественное увеличение его массы в основном завершаются к концу младшего школьного возраста (7-12 лет). Поэтому изменения в нервной системе подростка носят преимущественно качественный характер и заключаются в функциональном улучшении (В.В. Бунак, Е.А. Аркин).

По мнению Р.Е. Мотилянской, Л.И. Стоговой Ф.А. Иорданцы, хотя работоспособность двигательного аппарата более специфична из-за того или иного вида спорта и других двигательных характеристик, существуют такие общие характеристики, которые можно охарактеризовать качественно и количественно и представить сопоставимые данные для разных возрастных групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Теория и методика юношеского спорта: [Учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культуры] / В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987

2. Копысов B. C., Полетаев П.А., Прилепин А.С О распределении некоторых параметров тренировочной нагрузки и восстановительных средств в подготовке тяжелоатлетов // Тяжелая атлетика-1981. М.: Физкультура и спорт, 1981. С. 2023.

3. Дворкин Л.С., Медведев А.С. Спортивно-педагогические аспекты тренировки юных тяжелоатлетов: Лекции для студентов ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 38 с.

Zmanovsky P.V.

Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

OPTIMIZATION OF PHYSICAL PERFORMANCE OF ADOLESCENTS ENGAGED IN WEIGHTLIFTING

Abstract: the article discusses the main ways to optimize the performance of adolescent athletes in weightlifting classes.

Keywords: improvement of technique, weightlifting, improvement of motor actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.