УДК 371.72
Змановский П.В.
магистрант группы ФКОм 22 Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ
Аннотация: в статье рассматриваются основные особенности подготовки атлетов подросткового возраста к занятиям в секциях тяжелой атлетики. Указывается какое время должно быть отведено на занятия общей физической подготовкой и специальной физической подготовкой.
Ключевые слова: совершенствование техники, тяжелая атлетика, совершенствование двигательных действий.
Совершенствование техники двигательных действий в тяжелой атлетике направлены на развитие сформированных двигательных навыков. Совершенствование происходит в совокупности, а не направлен на определенный навык.
Многие специалисты настоятельно рекомендуют более детально рассмотреть этап развития ОФП, в процессе тренировок спортсменов данного возраста. Использовать больше упражнений, направленных на ОФП, а также специальные упражнения, но с меньшим отягощением снаряда. На протяжении некоторого времени тренировок, сокращать упражнения направленных на ОФП и заменить их упражнениями, направленными на СФП.
Этап проведения СФП в подростковом возрасте не должен на этапе обучения, не должен превышать 20% тренировочного времени, нежели ОФП. Но на этапе совершенствования, упражнения, направленные на СФП преобладают в
тренировочном процессе, с одним условием, отягощение на снаряде не должно превышать 50% от лучшего результата спортсмена в одном из двух классических упражнений [2].
Тренировка, направленная на совершенствование двигательных действий непременно должна опираться на СФП, которая относится только к выбранному виду спорта, в нашем случае это тяжелая атлетика. Как отметил известный специалист Коробков А.В., не каждая тренировка спортсмена может являться рациональной. Это означает, что для достижения лучших результатов как в технике, так и в килограммах, поднимаемых над головой, необходимо строить тренировочный процесс так, чтобы применяемые средства гармонично взаимодействовали с основными требуемыми навыками для занятий тяжелой атлетикой.
В определенный период занятия тяжелой атлетикой, время, выделяемое на ОФП, заметно падает, и заменяется на СФП. Так же стоит отметить, что на этапе высшего спортивного мастерства, достигнутого спортсменом, упражнения, которые были направлены на ОФП, так же перестраиваются на определенную направленность, которая определяется избранным видом спорта. Исходя из этого мы можем заявить, что каждый избранный вид спорта формирует у спортсмена определенную морфофункциональную гармонию. У людей занимающихся тяжелой атлетикой, это проявляется в развитии силы мышц, а также в высоком развитии скоростно-силовых способностей [1].
При проектировании учебного времени в тренировочном процессе юных штангистов наряду с СФП большее внимание уделяется ОФП. Если проследить, как изменялось отношение авторов программ по тяжелой атлетике на распределение учебных часов на ОФП и СФП, то, например, Б.Е. Подскоцкий в 1968 году на занятия ОФП в группе начальной подготовки отводил 104 ч, а на СФП - 182 ч в год, в 1974 году Н.С. Ипполитов и А.И. Фаламеев - соответственно 130 и 306 ч, АД. Ермаков в 1977 году — 170 и 414 ч в год, В.Ф. Скотников, В.Е. Смирнов, Я.Э. Якубенко в 2005 году - 180 и 175 часов.
На вопрос о возрастном ограничении для занятий тяжелой атлетикой точного ответа нет. Многие специалисты утверждают, что занятия по тяжелой атлетике оптимально начинать в 11-12 лет, однако есть и такие специалисты, которые, изучив этот вопрос, могут утверждать, что занятия могут начинать дети младше данного возраста. Главным условием является компетентность тренера в вопросе тренировок детей младше 11-12 лет. Так как преподаваемые упражнения, а также отягощение снаряда должны учитывать возраст и особенности занимающегося ребенка. В данном возрасте, при занятиях тяжелой атлетикой организм начинает изменяться. Так организм в данном возрасте реагирует на нагрузки и ту двигательную активность, которые предлагает тяжелая атлетика.
Воробьев А.Н. заявил, что в различных видах спорта роль играет не только его тип телосложения и его формирование. Наибольшую роль играют соотношение фракционных значений, таких как вес тела, подкожного и общего жира скелета и т.д. Это исследование было проведено для изучения возрастной динамики в процессе занятий различными видами спорта.
Начиная занятия тяжелой атлетикой в подростковом возрасте, тренеру следует определить параметры телосложения, готовность подростка к занятиям данным видом спорта, а также наблюдать реакцию организма к высоким физическим нагрузкам, которые будет испытывать юный атлет.
Следует учитывать и возраст занимающегося. Работа строится на совершенствовании двигательных действий у подростков. Возраст подростков отличается от остальных тем, что в этом возрасте начинается период полового созревания, это придает данному возрасту свою особенность, которую тренер обязан учитывать в процессе тренировок. Исследователи отмечают, что в данный возрастной период наблюдается ускорение в процессе роста организма, массы тела, повышается скорость развития мускулатуры и окружность грудной клетки. Особенно следует уделить внимание к работе сердца и деятельности центральной нервной системы, а также к изменениям в работе половых желез. У
мальчиков этот период имеет продолжительность в среднем от 12 лет до 16 лет, а у девочек данный период имеет продолжительность от 11 лет до 15 лет.
Подводя итоги, мы можем сказать, что возрастных ограничений в таком виде спорта, как тяжелая атлетика, нет. Основным условием тренировок детей разных возрастных групп является учет все индивидуальных особенностей занимающегося. Работа в этом направлении должна вестись не только педагогами и тренерами, но и врачами. Врачебные исследования владеют важной информацией в структуре тренировочного процесса. Врач может более детально изучить вопрос принадлежности к виду спорта, а также дать некоторые советы, которые будут иметь место в тренировках, во имя избежание травм опасных моментов. Именно этот аспект имеет достаточно важное место в подборе спортсменов различного возраста, и пренебрежение этим правилом может в негативной сфере повлиять как на компетентность тренера, так и на спортсмена в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пилипко В.Ф., Распитин В.И. К вопросу обучения и совершенствования техники выполнения соревновательных упражнений в тяжелой атлетике //Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского. 2009. № 7. С. 19-25
2. Скотников В.Ф., Соловьев В.Б. - Скоростно-силовая подготовка как наиболее важный раздел специальной физической подготовки: от теории к практике, Москва 2018
3. Полетаев П.А. О необходимости нового подхода к планированию, контролю и анализу тренировок тяжелоатлетов с целью разработки эффективных тренировочных программ Часть третья (окончание): Основные параметры тренировочной нагрузки (методологический анализ) //Олимп. 1999. № 2-3. С. 18-20.
Zmanovsky P.V.
Zabaikalsky State University (Chita, Russia)
FEATURES OF THE PREPARATION OF TEENAGERS IN WEIGHTLIFTING CLASSES
Abstract: the article discusses the main features of the preparation of teenage athletes for classes in weightlifting sections. It is indicated what time should be allocated for general physical training and special physical training.
Keywords: improvement of technique, weightlifting, improvement of motor actions.