Цыбиков Анатолий Сергеевич, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией инновационных технологий подготовки спортсменов, Бурятский государственный университет. Е-mail: [email protected]
Kalmykov Stepan Vladimirovich, ^responding member of the RAO, doctor of pedagogical sciences, professor, rector of Buryat State University. Е-mail: [email protected]
Sagaleyev Andrey Sergeevich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of sports disciplines, Buryat State University. Е-mail: [email protected]
Tsybikov Anatoly Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, head of the laboratory for innovative technologies of athletes training, Buryat State University. Е-mail: [email protected]
УДК 373.5
© Т.Л. Кириенко, Т.А. Жукова
ОПТИМИЗАЦИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЛИЦЕЯ ЗАБГУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статье рассматриваются вопросы адаптации к условиям обучения старшеклассников в вузе. Актуальным в этом процессе является применение рейтинговой системы оценки по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система оценки, контроль успеваемости, физическая подготовленность.
Т.L. Kirienko, T.A. Zhukova
OPTIMIZATION OF POINT-RATING SYSTEM OF ASSESSMENT KNOWLEDGE, SKILLS AND HABITS OF SENIOR GRADERS OF LYCEUM OF ZABSU ON “PHYSICAL CULTURE” DISCIPLINE
The article considers the issues of senior graders adaptation to conditions of studying in institutions of higher education. The use of rating assessment system on “physical culture ” discipline is of current importance in this process. In this article the extracts from the Regulations on point-rating progress assessment system for senior graders of lyceum are proposed.
Keywords: point-rating assessment system, progress in studies control, physical readiness.
С переходом на двухуровневую систему образования и кредит-систему оценки и учета знаний студентов на кафедре физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (в настоящее время ЗабГУ) в 2008 г. было разработано Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов [2].
Поскольку многопрофильный лицей является структурным подразделением университета, а преподаватели кафедры физвоспитания работают с учащимися лицея, мы решили с целью скорейшей адаптации будущих студентов вузов ввести данное положение для старшеклассников лицея с определенными изменениями, учитывающими условия проведения занятий в лицее и дифференцированный подход к старшеклассникам в 2010/11 учебном году.
В начале учебного года старшеклассники были ознакомлены с оценками каждого вида контроля и положением о рейтинговой системе.
Рейтинг вводился по трем позициям:
- отношение учащихся к обязательным занятиям по физической культуре (3 часа в неделю);
- своевременность сдачи контрольных тестов (в начале и конце учебного года) по физической подготовленности в начале и конце учебного года и учету спортивно-физкультурной активности учащихся;
- посещение спортивных секций СДЮСШОР и университета, значимость спортивных достижений и участие в спортивно-массовых соревнованиях, олимпиадах по предмету.
За посещение одного академического занятия (90 мин) учащийся лицея получает 1 балл.
Балльно-рейтинговая система оценки используется с целью личностно-ориентированного обучения, стимулирования физкультурной активности, повышения физической подготовленности и укрепления здоровья старшеклассников. В связи с тем, что обучение по дисциплине «Физическая культура» оценивается пятибалльной
Т.Л. Кириенко, Т.А. Жукова. Оптимизация балльно-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков старшеклассников лицея ЗабГУ по дисциплине «Физическая культура»
шкалой, рейтинг является обобщенным показателем качества обучения старшеклассников и определяется как суммарный результат контроля знаний, умений и навыков в виде дифференцированного зачета.
Рейтинговая система обучения призвана способствовать повышению активности и заинтересованности учащихся в результатах учебнопознавательной деятельности, стимулированию к получению знаний по основам истории, теории физической культуры и здорового образа жизни.
Цель работы заключалась в выявлении эффективности применения рейтингового контроля для формирования необходимых физических качеств в процессе физического воспитания старшеклассников.
Данный контроль побуждает учащихся получить как можно более высокий рейтинг. В дальнейшем, если этот интерес становится устойчивым, он стимулирует стремление к самостоятельным дополнительным занятиям.
Для оценки знаний по основам теории физической культуры и спорта нами разработаны закрытые тесты с тремя вариантами ответов, которые включили 15 вопросов для учащихся 10-х классов и 20 вопросов для учащихся 11-х классов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 рейтинг-балл.
Спортивно-физкультурная активность учащихся также оценивается баллами: занятия в ДЮСШ - при наличии 1 юношеского или 3
взрослого разрядов соответственно 5 и 8 баллов, 2 и 1 взрослые разряды - 10 и 15 баллов, участие в соревнованиях университета - 3 балла, в городских и республиканских соревнованиях 5 и 10 баллов. За занятые призовые места также начисляются баллы в зависимости от ранга соревнований.
Занятия по физической культуре внеурочных форм проводятся по заданию преподавателя, по индивидуальному плану, по расписанию работы секций университета и СДЮСШОР, по плану спортивно-массовых мероприятий различного ранга.
Включение балльно-рейтинговой системы явилось эффективным средством повышения мотивации учащихся на получение оценки по предмету, на постановку и достижение определенных целей и мотивов, побуждающих заниматься физическими упражнениями в секциях университета по различным видам спорта.
Применение различных таблиц для перевода разномерных результатов в баллы помогает выявить индивидуальные способности и уровень физической подготовленности старшеклассников, стимулировать их к устранению недостатков.
Для оценки результатов тестирования были разработаны таблицы для юношей и девушек. Выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности основной группы (см. табл. 1-3).
Таблица 1
Обязательные тесты для определения физической подготовленности юношей
тест Рейтинг - балл
5 4 3 2 1
Бег 3 000 м (мин) 11.50 12.30 13.30 14.30 16.00
Бег 100 м (сек) 12.8 13.1 13.7 14.2 14.7
Челночный бег 5х10 м (сек) 12.3 12.8 13.5 14.0 14.7
Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 16 14 12 10 8
Прыжок в длину с места (см) 250 240 230 220 210
Комплексное силовое упр-е: 30 сек. - поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги упор, руки за голову; 30 сек. -сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу (общее кол-во раз) 55 50 48 46 40
Прыжки со скакалкой 1 мин. (кол-во раз) 150 145 140 135 130
Плавание 12 мин. (м) 700 650 550 475 400
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, выполняют тесты, которые доступны им по состоянию здоровья.
Применение рейтинговой системы позволяет реализовать принцип вариативности, основанный на индивидуализации и дифференциации при оценке успеваемости учащихся по дисцип-
лине «Физическая культура». Учащиеся, имеющие высокие показатели физических качеств и не обладающие таковыми, идут к цели разными путями: одни набирают баллы посещаемостью, а
другие - сдачей контрольных нормативов (между двумя этими крайностями возможно бесконечное множество вариантов).
Таблица 2
Обязательные тесты для определения физической подготовленности девушек
Тест Рейтинг - балл
5 4 3 2 1
Бег 2 000 м (мин) 9.20 10.50 11.50 12.20 14.00
Бег 100 м (с) 15.0 15.5 16.3 17.8 18.2
Челночный бег 5х10 м (с) 14.0 14.5 15.0 15.8 16.8
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу (общее к-во раз) 20 16 14 12 10
Прыжок в длину с места (см) 190 180 170 160 150
Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги упор, руки за голову 55 50 45 40 35
Прыжки со скакалкой 1 мин. (кол-во раз) 170 165 160 155 150
Плавание 12 мин. (м) 600 500 400 300 250
Практический опыт трехлетнего внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» в лицее показал, что система позволяет: преподавателю -ясно определить цель каждому учащемуся, установить простые и понятные правила контроля успеваемости и личностного развития, свести критерии оценки к одной единице измерения; учащемуся - ясно представить цель обучения и
Общая т
личностного развития, самостоятельно оценить свою успеваемость на любом этапе обучения и скорректировать свои усилия, свои возможности и выбрать пути достижения цели, быстро адаптироваться к условиям бально-рейтинговой системы на первом курсе вуза (95-98% лицеистов ежегодно становятся студентами различных вузов России).
Таблица 3
тца оценок
Средний балл выполнения всех контрольных нормативов 5 4 3 2 1
Рейтинговый балл 50 40 30 20 10
Таблица 4
Рейтинг оценок
Оценка Количество рейтинг-баллов за полугодие Количество рейтинг-баллов за год
Удовлетворительно (три) 60 120 - 159
Хорошо (четыре) 80 160 - 180
Отлично (пять) 100 181 - 200
Анализируя анкетный материал, мы выявили значительное улучшение настроения и самочувствия, активизацию работоспособности, укрепление здоровья, снятие умственного напряжения, успешное выполнение тестов физической подготовленности, развитие отстающих физических качеств, улучшение фигуры, осанки, походки, снижение веса.
На 11,7% улучшилась посещаемость занятий по физической культуре. На 5,8% уменьшилось количество занятий, пропущенных по болезни, на 14,8% - без уважительной причины. Средний балл оценки по физической культуре возрос с 3.8 до 4.7.
А.А. Кишинский, А.В. Гаськов, М.В. Пружинина, Т.Ц. Дугарова. Мотивационно-ценностное отношение студентов экономического университета к занятиям физической культурой и спортом
Литература 2. Старчеков М.М., Борисов В.В. Рейтинговая оценка
1. Рейтинговая система оценки студентов на занятиях деэтетшосш студенте® нефизкультурных вузс® п° дищи-
физкультуры: метод. указ. / сост. М.К. Галлиев. Набереж- плине «Физическая кулыура»: учебное пособие. Чита: №д-
ные Челны: Изд-во Камск. ин-та, 2006. 22 с. во Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та, 2009. 83 с.
3. URL: http://ru-ects.csu/ru/ru/node/11
Кириенко Татьяна Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного университета, Чита. Тел. (3022) 45-34-03.
Жукова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Забайкальского госуниверситета, Чита. Тел. (3022) 20-32-18.
Kirienko Tatyana Leonidovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph. (3022) 45-34-03
Zhukova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph. (3022) 20-32-18
УДК 796.0
© А.А. Кишинский, А.В. Гаськов, М.В. Пружинина, Т.Ц. Дугарова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Занятия физической культурой в образовательных учреждениях по-прежнему направлены на решение задач, отражаемых показателями физической подготовленности, но самое главное, что при этом не решаются такие задачи, как формирование мoтивaционно-ценностнoго отношения студентов к физической культуре и потребности в регулярном использовании арсенала средств физической культуры.
Ключевые слова: мотивационно-ценностная направленность, самооценка физической подготовленности, физическая культура и спорт, потребности студентов.
A.A. Kishinsky, A. V. Gaskov, M. V. Pruzhinina, T. Ts. Dugarova
MOTIVATIONAL AND VALUABLE ATTITUDE OF STUDENTS OF ECONOMIC UNIVERSITY TO CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Classes of physical culture in educational institutions are still directed on the solution of the problems reflected by indicators ofphysical readiness, but the most important is that such problems, as formation of motivational and valuable attitude of students to physical culture and needs in regular use of arsenal of physical culture means thus aren't solved.
Keywords: motivational and valuable orientation, self-assessment of physical readiness, physical culture and sport, needs of students.
В высших учебных заведениях отмечена уже закрепившаяся тенденция ухудшения здоровья студентов, так как все больше свободного времени учащаяся молодежь тратит на пассивные формы проведения досуга.
В связи с этим для получения информации о запросах и потребностях студентов основного отделения Байкальского государственного университета экономики и права в сфере физической культуры и спорта была разработана анкета, включавшая в себя: сведения о респондентах, их запросах по предмету «физическая культура», мотивационно-ценностные направленности в сфере физической культуры и спорта, а также самооценка физической подготовленности.
В анкетировании приняли участие 1365 студентов 1-3-х курсов БГУЭП в период с 2003 по
2010 г. (из них 753 девушки и 612 юноши). Анализ анкетных данных показал, что состав студентов неоднороден не только по полу, возрасту, социальной принадлежности, но и опыту физкультурно-спортивной деятельности. Более половины респондентов (62,31%) являются жителями Иркутской и других областей; процент выпускников городских школ и колледжа бизнеса и права составляет соответственно 24,08 и 13,12; 0,49% - это молодые люди, поступившие в университет после службы в армии.
Анализ данных, полученных при опросе студентов первых курсов в период с 2003 по 2006 г., показал, что 76,03% респондентов до поступления в вуз не занимались в спортивных секциях и их мало интересуют занятия физической культурой. Так, на вопрос «в период учебы в школе