Научная статья на тему 'Оптимизационная модель развития сферы услуг'

Оптимизационная модель развития сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СФЕРА УСЛУГ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / БАЗОВЫЙ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ УРОВНИ ОПТИМИЗАЦИИ / OPTIMIZATION MODEL / SERVICES / RATIONAL CONSUMPTION / BASIC AND COMPARATIVE LEVELS OF OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хижняк А. Н., Леонова Ж. К.

Статья посвящена разработке оптимизационной, динамической модели сферы услуг, которая позволяет определить рациональный уровень потребления, возможных ограничений ресурсов. коэффициентов социально-экономической значимости. Модель позволяет выбрать приоритетную отрасль сферы услуг с учётом удельных весов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization model of development of service industries

The article is devoted to the development of an optimization, a dynamic model of service that determines the level of rational consumption, possible limitations of resources. factors of socio-economic importance. The model allows to select the priority sector of services, taking into account the weights.

Текст научной работы на тему «Оптимизационная модель развития сферы услуг»

Создание, освоение и распространение инноваций происходит в ходе реализации инновационного процесса, определяемого как процесс коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг в результате научно-те^шческой интеллектуальной деятельности. К основным характеристикам инновационного процесса следует отнести его многогранность и непрерывность.

Таким образом, инновационная деятельность представляет собой целенаправленную и организованную деятельность, состоящую из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий.

Не стоит забывать также, что инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников, гибкость и адаптивность к постоянно изменяющейся среде инновационных процессов.

Следовательно, «инновадионная модернизация» представляет собой комплексное целенаправленное воздействие на экономическую систему, предполагающее коренное обновление ее элементов за счет генерации или трансфера инноваций.

При этом важнейшей особенностью современного инновационного процесса в России является сложная система государственных, общественных, корпоративных институтов, организаций и хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационный процесс, взаимодействующих в этой сфере с целью создания, внедрения и развития инноваций в различных секторах экономики для повышения конкурентоспособности и образующих национальную инновационную систему - взаимосвязь институтов, занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ [6].

Выводы

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что для проведения инновационной модернизации в России требуются глубокие институциональные реформы, так как нынешние институты, определяющие инвестиционный климат и предпринимательскую среду, совершено не способствуют инновационной направленности развития российской экономики.

Литература

1. Глазьев СЮ. О стратегии развития российской экономики: науч. докл. - М.: [б. и ], 2001.

2. Ерошок Д Б. Теоретические аспекты инновационной модернизации российской экономики. - М: Университет им. В.И. Вернадского. №10-12(31). 2010.

3. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленной политики // Экономист № 11, 2004.

4. Трофилова А А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Ильенкова С Д. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Рьшкова Ю.А.Особенности инновационной модернизации российской экономики // Вестник Пензенского государственного университета

7. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми», № 2 (12) - 2011

Оптимизационная модель развития сферы услуг

д.э.н. проф. Хижняк АН., к.э.н. доц. Леонова Ж.К.

ГАОУВПО «ЖОСГИ» kafedramim@yandex.ru, zh_leonova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена разработке оптимизационной, динамической модели сферы услуг, которая позволяет определить рациональный уровень потребления, возможных ограничений ресурсов. коэффициентов социально-

экономической значимости. Модель позволяет выбрать приоритетную отрасль

сферы услуг с учётом удельных весов.

Ключевые слова:опт^шационная моделъ,сфера услуг,рационалъный уровень потребления, базовый и сравнительный уровни оптимизации

Оптимизационные модели способствуют решению экономически важной задачи определения основных параметров целесообразного, эффективного состояния исследуемого процесса [1]. Большинство разработанных оптимизационных моделей относятся к задачам линейного программирования. Основные преимущества такого типа задач заключаются в простоте решения при традиционной экономической интерпретации, например максимизации, например максимизации прибыли или минимизации затрат при ограниченности ресурсов. Однако подобный подход не оправдан при исследовании социально-эконошгаеских процессов, так как каждая конкретная экономическая и социальная ситуация вносит определённые коррективы в развитие процессов, которые необходимо учитывать при моделировании [3]. Поэтому при решении таких задач вместо одного критерия, как правило, используют набор критериев, среди которых важную роль играют критерии социального характера, особенно при моделировании развития сферы услуг [4].

Основной целью функционирования сферы услуг является удовлетворение потребностей населения, которые отражают осознанное стремление общества в целом и индивида в отдельности к достижению лучших условий жизни. Рациональный уровень потребления услуг отражает потребности населения, поэтому в качестве основного критерия оптимальности развития отраслей сферы услуг возможно использовать степень достижения научно обоснованного рационального уровня потребления услуг, иначе говоря, осуществлять минимизацию отклонений планируемого и рационального уровней показателей, характеризующих развитие сферы услуг. В то же время существующие ограничения в обеспечении сферы обслуживания материальными и трудовыми ресурсами не позволяют прогнозировать развитие всех отраслей высокими темпами [2]. Такая ситуация требует определения социально-экономических приоритетов развития сферы услуг. Следовательно, целесообразно выбрать интегральный критерий оптимальности, учитывающий как степень достижения рационального уровня потребления услуг, так и социально-экономическую приоритетность развития отраслей сфер услуг [4].

Упрощённый вариант задачи оптимизации можно показать следующим образом:

i^Hr-Y»)^ min, (1)

r=1

где: Yrr - рассчитанный по модели уровень показателя (t е.!;K = = п +1,n + ...n + k j);

n - длина ряда; k - длина периода прогнозирования), характеризующего развитие r-ж отрасли сферы услуг;

YHr - рациональный уровень потребления услуг в r-й отрасли сферы услуг.

Чем отклонение YHr-Ytr (t е!,r е R) по своему значению больше, тем более высокими

темпами должно происходить приближение к рациональному уровню. Наличие коэффициентов социально-экономической приоритетности позволяет выбрать приоритетную отрасль сферы услуг, если отклонение YHr- Ytr существенно не отличается.

Дополняя формулу (1) коэффициентами социально-экономической приоритетности и реальными ограничениями, получаем задачу линейного программирования:

Z(YHr-Ytr)-Cr^> min, (2)

r=1

S

, (3)

r=1

anYw<A4r (4)

где: сг - коэффициент приоритетности развития г-й отрасли сферы обслуживания;

А - ограничение на 1-й вид ресурсов (/ е L; L = = 1,2,..., /|);

- коэффициент использования 1-го вида ресурсов в г-й отрасли сферы услуг.

Однако определение ресурсных ограничений по отраслям сферы услуг затруднено, поэтому модели типа (4) более приемлемы при оптимальном прогнозировании развития подотраслей сферы услуг. К тому же решением модели (4) является скачкообразное распределение оптимальных значений, которое не имеет ни экономического, ни социального обоснования. Кроме того, нередко решением линейной оптимизационной модели является сочетание минимальных и максимальных ограничений. Решение данной проблемы состоит в применении специфических нелинейных моделей.

Модель оптимизации должна быть составлена так, чтобы она соответствовала критерию оптимальности и позволяла проводить балансировку показателей отраслей и общего показателя уровня развития сферы услуг[2].

В действительности ограничения в сфере услуг действуют не мгновенно, а постепенно, т. к. проявляются факторы противодействия со стороны потребителя. Влияние положительно и отрицательно действующих факторов суммируются и в итоге снижает вероятность появления оптимального прироста YHr-Ytr(t€.K, г е Щ.

Для более полного описания процесса оптимизации применительно к сфере услуг необходимо ввести понятия:

• базисный уровень оптимизации - Yб;

• сравнительный уровень оптимизации - .

Базисный уровень ^ является уровнем, отклонение от которого оптимизируется, т.е. Yб - база для оптимизации.

Сравнительный уровень - это уровень, с которым в процессе оптимизации соизмеряется оптимизационное отклонение. Соответственно отклонение ¿ср назовём сравнительным отклонением.

В силе равенство

dfi+d =Yfi-Ycn. (5)

б ср о ср 4 у

Вышеизложенное позволяет представить целевую функцию оптимизационной модели следующим образом:

¿в/г

Ъ = Е • е ^ ^ эк стр. (6)

г=1

Целевая функция (6) в общем имеет вид:

Ъ Л (¿ъг, ^, сг) -> экстр. (7)

г=1

Без учёта ограничений экстремальное решение получаем, определяя частные производственные функции (7):

_ Л , Л 2 , дYa дYn Л дYl 1 + Л ^ 1

дY11

Щ ^ 2 _ Л 1 , Л 2 , ^2 ЬYa ^ 2 + Л ^ 2 . (8)

Л _ Л , Л 2 , дТ дY г ^ г ^ Л дГ г ^ + Л

Очевидно, что не собственные производные от по Уп, У2, ..., У, равны нулю по оп-

дF

ределению —-. Следовательно, система уравнений (8) принимает следующий вид:

дУ

Щ Фп

8Уп 5У:

щ # 2

^ 2 5У 2. (9)

В зависимости от выбора базисного уровня оптимизации осуществляется минимизация или максимизация[1]. В случае, когда в качестве сравнительного уровня используется прогнозируемое значение развития отрасли сферы обслуживания У = У1г, а базисным уровнем

является рациональный уровень потребления услуг Уб = УНг, целевая функция принимает вид:

(

а

Р< = ТАУнг-У*)- ехР

г= 1

-(Унг-У.)2

—> min

У-У*)

Наглядно это можно проиллюстрировать графически (рисунок 1).

(10)

^Нг

Уср-Унг

У*

^г-^с^ -»(тах)

Рисунок 1 - Оптимизационная модель развития сферы услуг

Если вместо е К, г е Я) использовать достигнутый уровень УНг, функция (10) становится статической:

'-(Унг-УгТ- 4

^^(Ун^У^-ехр

г= 1

—> min

(11)

У~УНг) Выводы

Разработанная модель рекомендуется использовать для оценки возможного (^нималь-ного) расхождения между реальным и предполагаемым (прогнозным) спросом на выбранный вид услуг.

Литература

1. Васильев ФЛ. Методы оптимизации. - М: Филиал пресса, 2002

2. Глухов В.П., Некрасова ТВ. Комплексная оценка ресурсов: оптимизационная модель-СПб: «Питер», 2003

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

t

3. Мажукин В И. Математическое моделирование в экономике. - М: Флинта, 2005

4. Федосеев ВВ. Математическое моделирование в экономике и социологии труда - СПб: «Питер», 2005

5. Шимко П.Д. Исследование операций в экономике - СПб: Питер, 2004

Ценообразование на предприятиях автомобильного сервиса и формирование ценовой политики

д.э.н. проф. Яковенко Г.В., д.т.н. проф. Шупляков В С., Полякова Н С.

Университет машиностроения 8(499)267-07-74, atis@mami.ru Аннотация: В статье рассмотрены основные способы установления цен на услуги автосервиса. Проведен анализ используемых предприятием цен на оказываемые услуги и реализацию запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования на конкретном примере.

Ключевые слова: иенообразование,иеновые стратегии,методы расчета цен

Продажа и прибыль является конечным пунктом установления цены на конкретные товары и услуги. Нельзя ставить цену слишком завышенной или слишком заниженной. Предприниматели малого бизнеса, общаясь напрямую с клиентами, могут узнавать мнения своих потребителей, а также их претензии. Отрицательную реакцию могут вызвать как высокие цены с полной утратой интереса к предмету или услуге приобретения, так и низкие цены, вызываемые у клиента сомнения качества «^одукта» и опыта предпринимателя. В итоге та цена, которая запрашивается, формирует в сознании покупателей мнение о качестве товара или услуги и помогает занять определенный сегмент этого продукта на рынке.

Если в случае с высокой ценой понятны негодования потребителей, то чем же «неприятна» низкая цена? Товару необходимо послепродажное, гарантийное и другое обслуживание, и когда установлена на него слишком малая цена, то соответствующая прибыль от продажи будет неудовлетворительной для дальнейшего обслуживания клиента на хорошем уровне, и, как следствие, разочарование клиента в этом товаре, обслуживании и данной организации.

Задача любой организации в установлении цены является наиболее трудной, так как от этого зависят и объемы продаж, и доходы, и прибыль.

Очевидна взаимосвязь «цены» и «прибыли». Выше цена - выше прибыль, ниже цена -ниже прибыль. Но, взглянув на ситуацию с иной стороны, можно предположить, что недорогой товар или услугу будет легче реализовать, и за аналогичный период времени они будут реализовываться в большем объеме, чем дорогие товары-ададоги. В итоге важно определить зависимость между ценой и количеством реализуемых его единиц.

Необходимо применять следующие способы установления цен на услуги автосервиса:

• ценообразование по издержкам - установление цены на основании издержек на производство и сбыт продукции;

• ценообразование по спросу цены - установление цены происходит на основании возможностей рынка, то есть покупательской способности;

• ценообразование исходя из цен конкурентной продукции.

При выборе одного из способов ценообразования на товары или услуги, предприятия автосервисов руководствуются некоторыми факторами:

Фактор ценности. Любая услуга нацелена на удовлетворение потребностей клиента в той или иной степени. Выработать единое мнение о цене и полезность услуги можно с помощью рекламы, придав тем самым услуге в глазах потребителя большую ценность, указав на ее полезность и необходимость и скорректировав таким образом, чтобы она сопоставлялась истинной ценности услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.