Научная статья на тему 'Особенности ценообразования в сфере услуг'

Особенности ценообразования в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1582
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГИ / РЫНОК / ЖКХ / МЕТОД / ПОТРЕБЛЕНИЕ / КЛИЕНТ / ТАРИФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева А. А.

В данной статье рассматриваются особенности ценообразования в сфере услуг, основные положения и факторы, влияющие на цену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования в сфере услуг»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

потребностей организации в формировании необходимых активов, обеспечивающих развитие ее хозяйственной деятельности в стратегической перспективе. Данная цель предполагает выполнение следующих основных задач:

1) обеспечение положительной динамики прироста объема финансовых ресурсов из внутренних источников организации;

2) обеспечение положительной динамики прироста объема финансовых ресурсов из внешних источников организации;

3) оптимизация структуры капитала организации по критерию стоимости с учетом риска.

С учетом данной цели и задач процесс формирования финансовых ресурсов организации строится на основе следующих принципов:

- учет перспектив развития хозяйственной деятельности организации посредством долгосрочного планирования объема и структуры источников финансовых ресурсов;

- выделение в общем объеме финансовых ресурсов части, направляемой на инвестирование. Общая потребность в инвестиционных ресурсах организации основывается на расчетах объемов инвестиций, обеспечивающего реализацию ее корпоративной, функциональных стратегий и стратегий отдельных бизнес-единиц;

- обеспечение оптимальной структуры формирования финансовых ресурсов с позиции финансовой безопасности организации, которая направлена на обеспечение ее финансового равновесия в процессе стратегического развития.

Реализация данных принципов составляет основное содержание процесса стратегического управления формированием финансовых ресурсов организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия формирования финансовых ресурсов, являясь важнейшей доминантной сферой общей корпоративной финансовой стратегии, направлена на обеспечение реализации главных стратегических целей организации путем привлечения необходимого объема финансовых ресурсов из различных источников. Список использованной литературы:

1. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. - М.: Издательство «Омега-Л»: ООО «Эльга», 2011. - 768с.

2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. - 656 с.

3. Козлова М.А. К вопросу о понятии и функциях финансовых ресурсов коммерческой организации // Вестник СГУТиКД. - 2011. - № 3. - С.73-76.

4. Костина Р.В., Уколов А.И. Финансовые стратегии компаний АПК: учебное пособие / Р.В. Костина, А.И. Уколов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 741с.

© Шумская Ю.Б., 2016

УДК 33

А.А Яковлева

студентка 2 курса факультета Института Нефтегазового Бизнеса Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет

г. Уфа, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности ценообразования в сфере услуг, основные положения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

и факторы, влияющие на цену.

Ключевые слова

Ценообразование, услуги, рынок, ЖКХ, метод, потребление, клиент, тариф.

Сфера услуг - это комплекс отраслей, предназначение которых в обеспечении населения услугами и духовными благами. К сфере услуг относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, образования, различные виды перевозок, обеспечение телефонной и мобильной связи населения, и т.д.

Выделяют две крупные отрасли в сфере услуг. Одна направлена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека. Другая отвечает за материально-бытовое обслуживание.

Услуги имеют набор характерных черт, обусловливающих их принципиальное различие с товарами. Этими чертами являются:

1) нематериальный характер (неосязаемость);

2) индивидуальное потребление;

3) невозможность хранения;

4) тесная взаимосвязь производства и потребления услуг;

5) нестабильность качества;

6) необходимость учета не только результата, но и самого процесса оказания услуг.

Очень важным моментом при определении цен на услуги также является асимметричность информации, характерная для сферы услуг. Цена на услугу часто рассматривается потребителем как показатель ее качества и рыночный сигнал, так как потребитель не всегда имеет возможность получить достоверную информацию о качестве оказываемой ему услуги.

Цены на услуги могут рассчитываться:

1) на единицу потребляемой услуги (билеты в театр, в кино);

2) как сумма цен на работы, необходимые для оказания данной услуги (услуги стоматолога);

3) как комплекс цен на реализацию взаимодополняющих услуг (услуги туристических компаний);

4) по принципу абонемента, который дает право на пользование данной услугой в определенный временной промежуток без ограничения объема (проездные билеты на городской транспорт).

В различных отраслях состав цены на услуги неодинаков. В состав цены может входить только себестоимость и прибыль (квартирная плата), а могут включаться и налоги (туристические услуги).

Исходя из информации, представленной выше, можно выделить три основные проблемы в ценообразовании:

Первой проблемой при ценообразовании услуг является эффект затруднённости сравнения. Например, крайне тяжело оценить качество услуг в сфере медицинских и образовательных услуг. Отсюда берет свои корни проявление в сфере ценообразования еще одного эффекта - оценки качества через цену.

Вторая главная проблема при ценообразовании услуг, это их комплексность (т.е. комплекс взаимосвязанных услуг). Сюда относят: туристические услуги, банковское обслуживание, обслуживание ПО, другое. Существует два набора услуг: разбиваемые (можно купить часть работ) и не разбиваемые (нельзя купить по частям).

Третья проблема — это потребление услуг. Сюда входят: время на организацию получения услуги, физические усилия, нервно-психические затраты, сенсорные затраты. Смысл уделения внимания таким затратам состоит в том, что за избавление от них многие клиенты готовы платить повышенную цену. И если фирма способна предотвратить эти затраты клиентов, то она может акцентировать это в своей рекламе и обоснованно потребовать с клиентов более высокой оплаты

Важнейшей особенностью этой сферы является быстрый рост, который опережает рост внутреннего валового продукта.

ВВП в РФ,%

ВВП в РБ,%

44

37

63

■ Сфера услуг ■ Остальное

■ Сфера услуг Остальное

Рисунок 1 - Процентное соотношение сферы услуг в ВВП Российской федерации и Республике Башкортостан.

• 69 % - в среднем в мире

• 47 % - в странах с низким доходом

• 73 % - в странах с высоким доходом

Как видно из статистики данные по России в целом неплохие, но показатели в РБ удручают, а скорость развития находится на крайне низком уровне.

Существует несколько основных способов развития сферы услуг в РБ.

Это: финансовая поддержка предприятий, обеспечивающих услуги, поддержка научно-технической сферы, приватизация и акционировании ряда услуг, обеспечение кредитными ресурсами предприятия малого и среднего бизнеса.

В основе динамичного развития сферы услуг находится ряд факторов:

1) рост потребностей и спроса на услуги, причем в основном на нетрадиционные;

2) либерализация торговли услугами (предполагает сокращение барьеров в торговле услугами, что расширяет возможности экспортеров и импортеров услуг и стимулирует развитие данной сферы. Особое значение в GATS уделяется торговле финансовыми услугами, в том числе страхованию, банковской деятельности, услугам брокеров и иных посредников на финансовых рынках, торговле валютой и ценными бумагами и так далее.

3) выделение услуг из других отраслей экономики в самостоятельную сферу.

4) приватизация государственных услуг

5) зависимость торговли услуг от торговли товарами

В США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест (в том числе в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации) и 74% ВВП. В ней сосредоточено 40% основных производственных фондов. Аналогичная тенденция и в странах Западной Европы, где в сфере услуг занято более 66% от общего числа занятых. В странах Европейского союза на долю услуг приходится около 63% ВВП и 62% занятых; в Японии - 59% и 56% соответственно. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире.

В большинстве стран происходили сокращение занятости в промышленности и значительный рост рабочих мест в сфере услуг, оказавшийся наибольшим на Тайване, в Великобритании и США. В развитых странах в сфере услуг в настоящее время сосредоточено в среднем 62% всего экономически активного населения. Чем выше уровень душевого дохода населения, тем выше доля занятых в сфере услуг.

Список использованной литературы:

1. Тришкина, Н. А. Модели ценообразования в рыночном секторе экономики России :

2. Пастернак, Ю. Д. Зарубежный опыт и российская практика формирования механизма ценообразования :

3. http://www.rbc.ru/special/society/16/02/2015/54da02219a7947e0b214fb11

© Яковлева А.А., 2016

УДК 330.3

Г.Х. Ямалетдинова

к.э.н., доцент

Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОТБОРА ИВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация

В статье автором рассматриваются вопросы обоснования разработки унифицированного инструментария отбора инвестиционных проектов (ИП), необходимости совершенствования действующего регионального законодательства в области методологического обеспечения экономической оценки при осуществлении государственной поддержки ИП.

Ключевые слова

Инвестиционный проект, бюджетное финансирование, инструментарий отбора инвестиционных проектов, методология оценки инвестиционных проектов, эффективность инвестиционных проектов

Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики государства. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства. В условиях падения темпов экономического роста, снижения доходной части бюджета, необходимость повышения эффективности использования государственных средств приобретает более актуальный характер, в том числе в области бюджетного финансирования инвестиционных проектов. Однако действующая система отбора инвестиционных проектов в регионах, финансируемых за счет бюджетных средств, не позволяет в полной мере оценить их эффективность, имеет недостатки и недоработки теоретического и методологического характера. Предлагаемое исследование направлено на разработку инструментария по повышению эффективности использования государственных финансов при отборе и финансировании инвестиционных проектов в регионах, включающее совершенствование методологии оценки эффективности инвестиционных проектов, учитывающей региональную и налоговую составляющую бизнеса, что позволит повысить эффективность использования государственных финансов.

Основная задача исследования - разработать унифицированный инструментарий отбора и финансирования инвестиционных проектов в регионах, который позволил бы увеличить эффективность использования средств республиканского бюджета. Разработка данного инструментария предусматривает совершенствование действующей методологии оценки инвестиционных проектов, применяемой в регионах при отборе инвестиционных проектов для финансирования, разработку соответствующих рекомендаций для совершенствования норм регионального законодательства в сфере принятия решений по отбору приоритетных инвестиционных проектов и оценке их экономической эффективности.

Инструментарий отбора и финансирования инвестиционных проектов в регионах, включающий унифицированную методологию оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом моделей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.