Научная статья на тему 'Ценообразование в предприятиях автомобильного сервиса и формирование ценовой политики'

Ценообразование в предприятиях автомобильного сервиса и формирование ценовой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5198
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ / МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЦЕН / PRICING / PRICE STRATEGY / METHODS OF CALCULATION OF THE PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Г. В., Шупляков В. С., Полякова Н. С.

В статье рассмотрены основные способы установления цен на услуги автосервиса. Проведен анализ используемых предприятием цен на оказываемые услуги и реализацию запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования на конкретном примере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pricing in enterprises of automotive service and pricing policy

The article considers the main ways of establishment of the prices for car-care center services. The analysis of the prices used by the enterprise on rendered services and realization of spare parts, operational materials, the equipment on a concrete example is carried out.

Текст научной работы на тему «Ценообразование в предприятиях автомобильного сервиса и формирование ценовой политики»

3. Мажукин В.И. Математическое моделирование в экономике. - М: Флинта, 2005

4. Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда - СПб: «Питер», 2005

5. Шимко П.Д. Исследование операций в экономике - СПб: Питер, 2004

Ценообразование на предприятиях автомобильного сервиса и формирование ценовой политики

д.э.н. проф. Яковенко Г.В., д.т.н. проф. Шупляков В С., Полякова Н.С.

Университет машиностроения 8(499)267-07-74, [email protected] Аннотация: В статье рассмотрены основные способы установления цен на услуги автосервиса. Проведен анализ используемых предприятием цен на оказываемые услуги и реализацию запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования на конкретном примере.

Ключевые слова: ценообразование, ценовые стратегии, методы расчета цен

Продажа и прибыль является конечным пунктом установления цены на конкретные товары и услуги. Нельзя ставить цену слишком завышенной или слишком заниженной. Предприниматели малого бизнеса, общаясь напрямую с клиентами, могут узнавать мнения своих потребителей, а также их претензии. Отрицательную реакцию могут вызвать как высокие цены с полной утратой интереса к предмету или услуге приобретения, так и низкие цены, вызываемые у клиента сомнения качества «^одукта» и опыта предпринимателя. В итоге та цена, которая запрашивается, формирует в сознании покупателей мнение о качестве товара или услуги и помогает занять определенный сегмент этого продукта на рынке.

Если в случае с высокой ценой понятны негодования потребителей, то чем же «неприятна» низкая цена? Товару необходимо послепродажное, гарантийное и другое обслуживание, и когда установлена на него слишком малая цена, то соответствующая прибыль от продажи будет неудовлетворительной для дальнейшего обслуживания клиента на хорошем уровне, и, как следствие, разочарование клиента в этом товаре, обслуживании и данной организации.

Задача любой организации в установлении цены является наиболее трудной, так как от этого зависят и объемы продаж, и доходы, и прибыль.

Очевидна взаимосвязь «цены» и «прибыли». Выше цена - выше прибыль, ниже цена -ниже прибыль. Но, взглянув на ситуацию с иной стороны, можно предположить, что недорогой товар или услугу будет легче реализовать, и за аналогичный период времени они будут реализовываться в большем объеме, чем дорогие товары-ададоги. В итоге важно определить зависимость между ценой и количеством реализуемых его единиц.

Необходимо применять следующие способы установления цен на услуги автосервиса:

• ценообразование по издержкам - установление цены на основании издержек на производство и сбыт продукции;

• ценообразование по спросу цены - установление цены происходит на основании возможностей рынка, то есть покупательской способности;

• ценообразование исходя из цен конкурентной продукции.

При выборе одного из способов ценообразования на товары или услуги, предприятия автосервисов руководствуются некоторыми факторами:

Фактор ценности. Любая услуга нацелена на удовлетворение потребностей клиента в той или иной степени. Выработать единое мнение о цене и полезность услуги можно с помощью рекламы, придав тем самым услуге в глазах потребителя большую ценность, указав на ее полезность и необходимость и скорректировав таким образом, чтобы она сопоставлялась истинной ценности услуги.

Фактор затрат. Минимальную цену услуги составляют затраты и прибыль. Если к издержкам и расходам прибавить приемлемую норму прибыли, это будет самый простой способ образования цены. Но даже если цена будет только покрывать расходы, не будет никакой гарантии в том, что услуга будет востребована. Существуют случаи, когда предприятия становятся банкротами, потому что оценка рынком их услуг была значительно занижена, нежели стоило их производство и оказание услуг на самом деле.

Фактор конкуренции. Если установить на рынке высокую цену, это может вызвать всплеск конкуренции, и, наоборот, минимальная цена конкуренцию устранит или сведет ее на нет. Если же услуга применяет особое, сложнотехнологичное производство, то низкие цены не привлекут к ней конкурентов, но высокие цены на рынке укажут новое направление деятельности.

Фактор стимулирования сбыта. Как мы знаем, наценка включена в цену услуги, окупая мероприятия по стимулированию рынка. Когда на рынок выводится новая услуга, применяется реклама, которая должна перейти порог восприятия, прежде чем потребители узнают о ней.

Фактор общественного мнения. Обычно потребители имеют конкретное представление о цене услуги, покупая ее, они ориентируются на определенные границы цен, так называемый ценовой радиус, исходя из которого они знают, по какой цене готовы приобрести эту услугу.

Поэтому предприятия должны либо не выходить за ценовой радиус, либо разъяснить покупателю, почему цена на данную услугу выше или ниже существующих на рынке цен. Например, услуга удовлетворяет определенные, специфические потребности потребителя и обладает качеством, которым не обладают аналоговые услуги конкурентов. В связи с этим если цена воспринимается положительно потребителями, то ее можно увеличивать, а если очевидность преимущества данной услуги ставится под сомнение, то следует воспользоваться дополнительной рекламой.

Фактор обслуживания. Обслуживание в сфере сервиса в целом и в частности в автосервисе является частью процесса производства и оказания услуги. Как правило, обслуживание влияет на положительное или отрицательное восприятие потребителей услуг предприятия. В цену услуги входят расходы, связанные с обслуживанием, хотя сложно разделить процесс производства услуги и процесс по обслуживанию клиента.

Перед тем как воспользоваться тем или иным методом ценообразования, предприятию нужно сформулировать цели относительно ценовой политики, например обеспечить существование предприятия на рынках, максимизировать прибыль, максимально увеличить объемы реализации услуг, оптимально увеличить объемы реализации услуг.

Предприятия автосервиса могут отдавать предпочтения совершенно разным целям ценовой политики на разных этапах, что в целом связано с ценовой стратегией, применяемой в настоящее время или планируемой для применения в будущем. Как показывает практика, на предприятиях используются следующие ценовые стратегии:

• стратегия вы соких цен, где первоначально реализация услуг проводится по ценам, в несколько раз превышающим издержки производства, с их последующим снижением;

• стратегия низких цен, или стратегия проникновения на рынок, стимулирует спрос и эффективно применяется на рынках с большим объемом производства и высокой эластичности спроса;

• стратегия дифференцированных цен, применяется в установлении цен совместно с возможными скидками и надбавками к среднему уровню цен;

• стратегия льготных цен, предусматривает работу с потребителями, в которых заинтересовано предприятие, предлагая ему услуги по льготной цене (^огие предприятия автосервиса используют данную стратегию при работе с постоянными потребителями);

• стратегия гибких, эластичных цен, изменение цены происходит в зависимости от воз-моясностей потребителя;

• стратегия стабильных, стандартных, единых цен, применяется при расчете цены за ока-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. занную услугу исходя из стоимости 1 нормо-ч ремонтных работ;

• стратегия неокругленных цен, цена устанавливается не ровной цифрой, а несколько меньшей, например, не 100,0 руб., а 99 руб. 90 коп.

• стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством услуги, очень действенная для сферы услуг, однако сложна в применении, поскольку потребитель всегда оценивает не абсолютное, а относительное качество услуги. Так как услуга - это процесс комплексный, состоящий из набора ряда мелких услуг, а также обслуживания, то субъективная оценка качества услуги потребителем зависит от очень многих факторов, таких как известность предприятия, оказывающего услугу, мнение знакомых, друзей и т.п. об услугах предприятия, собственный прошлый опыт, личные потребности.

Таблица 1

Сравнительная характеристика цен на услуги ООО Сервис WAG» относительно основных конкурентов, руб. (Стоимость работ представлена по автомобилю WV с 2009-2011гг., мощность двигателя 1,6- 2,0л.)

Вид услуг Цены ООО «C^bhcWAG» ООО «Луксойл» ООО «Весь сервис»

2010 2011 Д+/— Цена, руб д+/—, относительно ООО «Сервис WAG» Цена, руб Д+/—, относительно ООО «Сервис WAG»

Замена масла ДВС, (выточена работа о замене масляного фильтра) 400 500 +100 480 -20 550 +50

Замена масла в трансмиссии 900 1000 +100 1000 - 1000 -

Замена тормозных колодок (1 ось) 550 600 +50 400 -200 600 -

Замена любой лампочки 350 400 +50 500 +100 800 +400

Замена фильтра (возданного, топливного, салонного) 400 300 -100 500 +200 800 +500

Замена свечей зажигания 550 700 +150 500 -200 700 -

Замена комплекта шаровых опор 850 1000 +150 1300 +300 1000 -

Замена рулевых наконечников (выгачен сход-р^вал колес) 1100 1200 +100 1100 -100 1400 +200

Установка охранных и проти-воугоных средств 3000 3000 - 3500 +500 4000 +1000

Диагностика ходовой части автомобиля 400 400 — 350 -50 - -

Диагностика ДВС 400 400 450 +50 - -

Диагностика электрики 400 400 450 +50 - -

Комплексная диагностика 1200 1000 -200 1100 +100 1500 +500

Капитальный ремонт ДВС 32000 33000 +1000 35000 +2000 38000 +5000

Замена ГРМ комплекта 1800 2000 +200 2000 - 2500 +500

Ремонт капота с покраской 4000 4200 +200 4400 +200 4400 +200

Ремонт выхлопной системы 2150 200 -150 1800 -200 2100 +100

Замена тормозного диска 820 800 -20 1300 +500 850 +50

Замена амортизаторной стойки передней 950 900 -50 800 -100 1300 +400

Замена амортизаторной стойки задней 1250 1200 -50 1200 - 1300 +100

При выборе ценовой стратегии необходимо провести анализ используемых предприятием цен на оказываемые услуги и/или реализацию запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования. Рассмотрим это на примере.

В процессе анализа рынка было выяснено, что конкурентами ООО «Сервис WAG» являются ООО «WV3^rnacTb», ООО «Зачасти для немецких автомобилей», концерн «Весь ремонт» и ООО «Луксойл». Однако только ООО «Луксойл» имеет ремонтную базу и обладает возможностью реализовать запасные части и оборудование для автомобилей. Концерн «Весь сервис» занимается только ремонтом автомобилей, но он более 15 лет существует на рынке ремонта. Поэтому цены на услуги (таблица 1) будем сравнивать у ООО «Сервис WAG», концерн «Весь ремонт» и ООО «Луксойл», а по реализации - ООО «Луксойл» и ООО «WV3M4acTb» (таблица 2).

Таблица 2

Анализ цен ООО «Сервис WAG» на реализацию запасных частей и оборудования в

сравнении с основными конкурентами, руб.

Вид услуг Цены ООО «CepBHcWAG» ООО «Л^сойл» ООО «Весь сервис»

2010 2011 А+/— Цена, руб Д+/-, относительно ООО «CepBHcWAG» Цена, руб А+/-, относительно ООО «CepBHcWAG»

Масло полусинтетическое ДВС, 4л. 750 750 - 710 -40 850 +100

Комплект фильтров ДВС 1500 1500 - 1600 +100 1400 -100

Колодки передние тормозные 1650 1500 -150 1000 -500 1700 +200

Комплект для замены ГРМ 2350 2200 -150 2200 - 2350 +150

Датчик износа колодок 180 200 +20 100 -100 200 -

Сайлент-блоки рычагов задних (комплект) 750 750 - 750 - 1250 +500

Капот 8900 8900 - 9900 +1000 7900 -1000

Дверь 7540 7600 +60 8000 +400 8600 +1000

Датчик температуры охлаждающей жидкости 328 350 +22 450 +100 350 -

Прокладка клапанной крышки 350 430 +80 480 +50 380 -50

Шаровая опора 400 500 +100 450 -50 400 -100

Колодки тормозные задние 800 1000 +200 1000 - 1200 +200

Выхлопная система в сборе 8790 8900 +110 9000 +100 8800 -100

Тормозной диск 1480 1500 +20 1500 - 1500 -

Комплект гидрокомпенсаторов 6480 6500 +20 6600 +100 6500 -

Амортизаторная стойка передняя 1860 1900 +40 1800 -100 2000 +100

Амортизаторная стойка задняя 1690 1600 -90 1600 - 1800 +200

Комплект свечей зажигания 820 820 - 820 - 820 -

Кольца поршневые (комплект) 3000 3000 - 3400 +400 5000 +2000

Стекло лобовое 3950 4000 +50 4000 - 3900 -100

Как следует из таблицы 2, цены у конкурентов по многим позициям одинаковые, но есть и расхождения. Например, по самому дорогостоящему оборудованию у ООО «Сервис

WAG» самые низкие цены, по другим - отклонения незначительные. Это значит, что данное предприятие не использует такое преимущество, как дилерская скидка, получаемая у поставщиков, а держит цены на уровне рыночных. Такое положение позволяет сделать вывод об использовании метода ценообразования на основе равнения на цены конкурентов.

Для определения запаса конкурентоспособности по ценовому фактору необходимо проанализировать уровень наценки (таблица 3), используемый ООО «Сервис WAG».

Таблица 3.

Уровень наценки на основные запасные части и оборудование ООО «Сервис WAG»

Вид продукции Наценка Объем реализации в 2010 г.

% руб. ед. тыс. руб.

Масло полусинтетическое ДВС, 4л. 35 200 450 90,0

Комплект фильтров ДВС 20 250 419 104,75

Колодки передние тормозные 22 270 110 29,7

Комплект дня замены ГРМ 24 425 361 153,43

Датчик износа колодок 43 60 2967 178,02

Сайлент-блоки рычагов задних (комплект) 30 175 1980 346,5

Капот 28 1950 226 440,7

Дверь 27 1615 320 516,8

Датчик температуры охлаждающей жидкости 28 75 313 23,48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прокладка клапанной крышки 30 100 268 26,8

Шаровая опора 33 125 515 64,38

Колодки тормозные задние 25 200 135 27,6

Выхлопная система в сборе 32 2160 28 60,48

Тормозной диск 45 465 172 79,98

Комплект гидрокомпенсаторов 15 850 115 97,75

Амортизаторная стойка передняя 45 590 175 103,25

Амортизаторная стойка задняя 51 540 117 63,18

Комплект свечей зажигания 15 110 665 73,15

Кольца поршневые (кошшект) 18 460 195 89,7

Стекло лобовое 27 850 35 29,75

Итого: 29,1 9566 2599,4

На основании данных таблицы 3 делаем вывод, что наценка на запасные части и оборудование у ООО «Сервис WAG» колеблется в пределах от 14 до 51 %. При этом средняя наценка составляет 29,1%, что позволяет ООО «Сервис WAG» безболезненно снизить цены на 5-10 % на некоторые запасные части и оборудование с целью привлечения клиентов.

Таким образом, основным конкурентом по оказанию услуг для ООО «Сервис WAG» является концерн «Весь сервис», несмотря на некоторое превосходство в ценах. Однако оно не занимается продажей запасных частей и оборудования для автомобилей. Характерна политика ООО «Сервис WAG» по ценообразованию - цены на услуги устанавливаются в зависимости от цены основного конкурента (^ть меньше или одинаковые), при этом остается без внимания ООО «Луксойл», у которого цены на некоторые услуги значительно ниже. Следовательно, ценовая политика требует совершенствования, и существующие цены дают запас на разработку гибкой системы скидок для пользователей услуг.

Чтобы своевременно принять решение о ценообразовании, необходима достоверная информация о ходе реализации услуг конкурентов по следующим показателям:

• динамика объема реализации услуг в нату ральных и стоимостных измерителях;

• динамика объема реализации услуг по различным сегментам и видам услуг;

• изменения цен конкурентов по различным видам и отраслевым группам услуг;

• сегмент потребителей, приобретающих наибольшую выгоду от снижения цен;

• динамика затрат на маркетинговые исследования;

• мнение потенциальных покупателей о предлагаемых предприятием автосервиса услугах и

услугах его конкурентов;

• неудовлетворенность (удовлетворенность) потребителей и работников предприятия предлагаемой ценой;

• изменения позиции потребителей относительно предприятия-кон^рента и его цен;

• число потерянных (новых) потребителей в сравнении с предыдущим периодом.

Главным результатом анализа информации о ценах, получаемой из различных источников, должно быть сокращение вероятности непредвиденных ситуаций в области ценовой политики.

Рассмотрим методы расчета цен, которые весьма многообразны.

Обеспечение расчета конечной цены на все услуги предоставляются за счет суммирования с издержками или себестоимостью производства услуг определенной величины - таким образом, действуют затратные методы ценообразования, среди которых наиболее известные и действенные методы: метод «издержки плюс», метод минимальных затрат, метод надбавки к цене, метод целевого ценообразования. Более подробно об этих методах.

Рассчитывая цену путем суммирования цены производства услуги и фиксированной, дополнительной величины, а именно прибыли, действует метод «шдержки плюс». Данный метод пропагандируется при образовании цен услуг широкого спектра отраслевых групп и видов (парикмахерские услуги, строительно-монтажные услуги). Но есть и сложности применения этого метода:

• определение добавочной суммы, так как конкретного и точного способа расчета суммы нет;

• зависимость добавочно й суммы от сезона, вида отрасли, конкуренции на рынке;

• данная сумма может у страивать продавца, а не покупателя.

Выдвигая новые услуги на рынок, предприятия могут установить достаточно высокую первоначальную цену, для того чтобы быстро окупить все расходы на разработку и внедрение. В процессе реализации услуги и увеличения объемов реализации обеспечивается прибыль, цены на услуги снижаются, для удержания и обеспечения конкурентного преимущества.

Цены устанавливаются на минимальном уровне, только чтобы покрыть расходы на производство определенных услуг, здесь не берутся в расчет совокупные издержки, в том числе постоянные и переменные затраты на производство и реализацию - в этом суть минимального метода затрат. Если рассматривать предельные издержки, то они определяются на уровне окупаемости суммы минимальных затрат.

Существуют стадии, на которых оптимально реализовывать услуги, рассчитанные именно по этому методу:

• стадия насыщения, увеличение объемов реализации не происходит, цель предприятия -сохранить объем реализации услуги на определенном уровне;

• стадия внедрения новой услуги на рынок, при ожидании значительного увеличения объемов ее реализации вследствие предложения по низким ценам. Достижение хороших результатов происходит при увеличении числа потребителей, что даже при низкой цене дает достаточную прибыль за счет масштабов реализации.

При неграмотном использовании этого метода предприятие в дальнейшем понесет убытки. Низкая цена может привести потребителя к отказу от услуги. Важным является установление цены в таком диапазоне, который обеспечит прибыль выше предельных затрат и будет умело сочетать целевую прибыль с формированием условий для принятия данной цены целевым рынком.

Метод надбавки к цене связан с использованием формулы, учитывающей коэффициент добавочной стоимости:

Ц = С (1+ Кп),

где: Ц - планируемая цена на услугу, руб.; С - себестоимость оказания услуги, руб.; Кп - повышающий коэффициент. Указанный коэффициент определяется как частное, от деления общей суммы прибыли

от реализации к другим услугам на их полную себестоимость или общей суммы прибыли от реализации услуг на полученную выручку от реализации услуг.

Рассчитать себестоимость единицы продукции с учетом объема продаж, который может обеспечить получение намеченной прибыли, поможет метод целевого ценообразования, или как его еще называют метод определения целевой цены, или метод определения цены в соответствии с целевой прибылью. Изменение себестоимости, связанной с сокращением или наращиванием загрузки производственных мощностей и объемов реализации, дает необходимость применения показателей степени загрузки производственных мощностей, на которые могут повлиять многие факторы, в том числе конъюнктура. После этого проводится процедура определения цены реализации за единицу услуги продукции, которая и обеспечит целевую прибыль при вышеперечисленных условиях. Есть и минус данного метода. Расчет цены исходит из интересов производителя, не включая мнение и будущее отношение потребителя к рассчитываемой цене.

Метод расчета цены с ориентацией на спрос берет в расчет состояние конкуренции на рынке. Если, например, цена рассчитывается с учетом покрытия себестоимости и целевой прибыли, но игнорируются изменения и требования покупателей, то это может привести к подрыву финансовой деятельности предприятия. Принятие потребителем дифференциации услуг и товаров поможет предприятию осуществлять контроль и регулирование цены реализации с обеспечением максимальной прибыли.

Если предприятие нацелено на достижение максимальной прибыли, в этом ему поможет метод определения цены на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей. В этом случае предприятие должно иметь подробную информацию о постоянных и переменных издержках и условиях, располагающих точно спрогнозировать спрос. Изменение цен может повлиять на спрос на рынке, а сопутствующий уровень цены - на объем реализации. Определение уровня расходов весьма сложная задача, а тем более разделение этих расходов на постоянные и переменные издержки, так же как оказание влияния рыночного спроса как на цены, так и на маркетинговые мероприятия и на конкуренцию между предприятиями. По этой причине способ определения цены на основе анализа пределов помогает дать лишь некий ориентир ее расчетного уровня.

Учет конкурентного положения предприятия и его услуг, включая конкурентную ситуацию на рынке, ведет метод определения цены с ориентацией на конкуренцию. Весьма вероятна зависимость роста числа предприятий с предложениями похожих услуг при развитии рынка. При развитии конкуренции становится необходимым применение стратегии дифференциации и диверсификации, определяя цены на услуги путем анализа и сравнения возможностей услуг предприятия, сложившихся цен на рынке по сравнению с конкурентами. В этом методе важное значение имеет уточнение цены с учетом конкурентной ситуации и положения предриятия на рынке. При этом применяются следующие методы определения цены: путем ориентации на рыночные цены, следования за ценами лидера на рынке, на основе цен, принятых на данном рынке, метод престижных цен и состязательный метод.

Метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены, когда каждый производитель услуги на рынке устанавливает цены исходя из ценообразования и уровня сложившихся цен, не нарушая традиций рынка. Такой метод применяется при определении цены на трудно дифференцируемые услуги, например химчистка и т.д. Устанавливаемая таким образом цена определяется в особой ценовой зоне каждым предприятием самостоятельно.

Метод формирования цены за счет следования за ценами лидера на рынке, когда предприятие конкретизирует свои цены исходя из уровня цен лидера, обладающего наибольшей рыночной долей. Лидер на рынке располагает самой высокой степенью доверия потребителей, а также возможностями устанавливать на рынке цены на более выгодном для себя уровне, чем другие, способен свободно формировать цены с учетом конкуренции. Предприятия, следующие в формировании своей ценовой политики за лидером, неконкуренты и по степени известности, и по степени признания потребителями их услуг, поэтому они придерживаются цен на свои услуги, определенных лидером. Цены каждого предприятия ограничены опреде-

ленными рамками и не бывают выше установленных лидером.

Метод ценообразования на основе цен, принятых на данном рынке, подразумевает применение стабильных цен на конкретные услуги в течение длительного времени на определенном рыночном сегменте. В этом случае независимо от объема рыночной доли предприятия на рынке даже при незначительном повышении цены происходит резкое сокращение реализации соответствующих услуг, и, наоборот, при небольшом ее снижении возможно резкое увеличение объемов реализации. Отказаться от привычных цен и обеспечить их повышение можно только при улучшении качества услуги, ее большей привлекательности, формировании новой потребности в обновленной услуге, адаптации ее к рынку прогнозируемых потребителей.

Учет экономических и психологических факторов, таких как престижность предприятия сферы сервиса, уровень и качество обслуживания, включает в себя метод установления престижных цен. Примерами услуг такого рода ценообразования, являются установка на автомобили дорогостоящих аудио- и видеосистем, охранных комплексов, своеобразная окраска автомобиля, тюнинг и т.д. Ассортимент по оказанию престижных услуг в последнее время расширяется, обладая «люксовым» уровнем качества. Если данные услуги будут недорогими, они станут легкодоступными и потеряют свою актуальность и заинтересованность для престижных потребителей.

Рисунок 1 - Процесс разработки и расчета цены па услугу На предприятиях автосервиса могу быть использованы различные методы ценообразования. Например, на СТОА обычно применяют метод, основанный на определении рыночной стоимости одного нормо-часа. При этом трудоемкость выполненных работ, рассчитанная в нормо-часах, умножается на стоимость 1 нормо-часа, которая может быть различна для разных марок автомобилей или разного вида работ (ремонт подвески автомобиля, ремонт двигателя автомобиля, ремонт электрооборудования автомобиля, установка дополнительного оборудования на автомобиль, кузовно-м^шрные работы и др.). Рассчитать цену в этом случае можно по формуле:

п

Ц = ЪгЦ- *,

г=1

где: п - число операций, выполненных при проведении тех или иных ремонтных работ; и - трудоемкость *-й операции, нормо-ч;

Дн-Ч I - стоимость 1 нормо-часа для определенного вида работ или принятая на предприятии, руб.

Цены на запасные части и комплектующие, эксплуатационные материалы и т.п. устанавливаются на основе закупочной цены и издержек обращения торговой организации, их реализующей. Очень часто запасные части и комплектующие приобретаются по заказу по-

требителя, тогда в цену войдут издержки по поставке данной запасной части.

Выводы

1. Для предприятий автосервиса, при установлении цены на услуги следует использовать следующие способы:

• ценообразование по издержкам, когда цены устанавливают исходя и издержек на производство и сбыт продукции;

• ценообразование по спросу, цены устанавливают из возможностей рынка ( покупательной способности);

• ценообразов ание, основанное на ценах на конкурентную продукцию.

2. Выбор способа ценообразования на услуги автосервиса основывается на следующих факторах: фактор ценности, фактор затрат, фактор конкуренции, фактор стимулирования сбыта, фактор общественного мнения, фактор обслуживания.

Литература

1. Автосервис: Станции технического обслуживания автомобилей. Учебник (под ред. В.С. Шуплякова, ЮЛ. Свириденко.) М.^ш>фа - М, 2008, 384с.

2. Грибов В.Д., Леонов АЛ. Экономика предприятия сервиса. Уч. пособие. -М.: КНОРУС, 2006.

3. Полшцук ИИ. Ценообразование. Учебник. Минск, 2001, 295с

4. Шуляк Ф.Н. Ценовая политика. -М.: ИНФРА-М , 2003.

Диверсификация и интеграция промышленного предпринимательства

в субрегиональных локалитетах

к.э.н. Попов АР. Университет машиностроения 8(499)267-07-74, [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрен процесс диверсификации производственных структур на практике, выявлены проблемы и предложены решения по устранению этих проблем.

Ключевые слова: диверсификация, кластерные структуры, интеграция. Происходящий под влиянием внедрения в промышленность информационных технологий процесс диверсификации производственных структур на практике проявляется в выносе за городскую черту крупных промышленных предприятий, их технологическом раздроблении на отдельные отраслевые подсистемы и перебазировке к местам сосредоточения свободной рабочей силы, а именно в сельские поселения. В результате этого крупные города «де-индустриализируются», превращаясь в административно-финансовые, образовательные, медицинские центры, а сельские поселения наполняются филиалами промышленных комбинатов, которые с течением времени могут перенять и основные объемы производственной деятельности, оставив за метрополиями лишь конструирование, маркетинг и финансовый менеджмент.

Подобные процессы весьма рельефны в наиболее развитых странах. Что касается российских реалий, то в таких регионах, как Московская, Ленинградская, Ростовская области, Краснодарский край, можно заметить весьма заметные симптомы подобной тенденции. Такие изменения затрагивают сельские районы и поселения, выдвигая перед ними проблему социально-эконош!ческого балансирования под воздействием подобных интервенций.

Это формирует как перед отраслевым менеджментом, так и территориальной управленческой наукой и практикой проблему оптимизационного регулирования такого процесса. Соответственно, очерчивается задача разработки аналитического инструментария для мониторинга процессов в отраслевых комплексах и территориально-хозяйственных системах, построения адекватных организационно-упрадленческих структур. Нужна ли территориально-отраслевая специализация в таком процессе или предпочтительно многоотраслевое предпринимательство, в каких территориальных границах наиболее эффективным может оказаться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.