Научная статья на тему 'Оптимисты и пессимисты в современном мире'

Оптимисты и пессимисты в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1970
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
OPTIMISM / PESSIMISM / SOCIAL PRACTICES / SOCIAL INSTITUTIONS / EVERYDAY LIFE / SOCIAL EXPECTATIONS / SOCIAL WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полюшкевич Оксана Александровна

В данной работе рассматриваются особенности изучения оптимизма и пессимизма в разных сферах социальной жизни. А также анализируются результаты эмпирического исследования оптимизма и пессимизма в современном российском обществе. Автор пришел к выводу о том, что оптимизм и пессимизм формируются в обществе через различные социальные институты, закрепляется через обычаи и присвоенные адаптивные формы социализации, как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, социальные практики, социальные институты, повседневность, социальные ожидания, социальный мир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimists and pessimists in the modern world

This paper discusses the features of the study of optimism and pessimism in different areas of social life. It also analyzes the results of an empirical study of optimism and pessimism in modern Russian society. The author came to the conclusion that optimism and pessimism are formed in society through various social institutions, reinforced through customs and the appropriated adaptive forms of socialization, both at the individual and social levels.

Текст научной работы на тему «Оптимисты и пессимисты в современном мире»

Оптимисты и пессимисты в современном мире

Полюшкевич Оксана Александровна - доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления института социальных наук Иркутского государственного университета, [email protected]

В данной работе рассматриваются особенности изучения оптимизма и пессимизма в разных сферах социальной жизни. А также анализируются результаты эмпирического исследования оптимизма и пессимизма в современном российском обществе. Автор пришел к выводу о том, что оптимизм и пессимизм формируются в обществе через различные социальные институты, закрепляется через обычаи и присвоенные адаптивные формы социализации, как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, социальные практики, социальные институты, повседневность, социальные ожидания, социальный мир

В современном мире, изучение оптимизма и пессимизма как эмоциональных состояний индивида и группы мало изучено и может иметь интерес не только для социальной практики, но и теории. Оптимизм и пессимизм в повседневной жизни обусловлен психологическими, историческими, социокультурными рамками. Он влияет на социальные отношения на уровне принятия политических и экономических решений, на взаимодействие с друзьями и в семье, на личное самочувствие и самооценку, на оценку жизненных перспектив как в личном, так и в групповом аспектах.

Термин «оптимизм» («орйтиз» -наилучший) впервые был использован Лейбницем в работе «Теодицея» (1711 г.), где раскрывалась идея о том, что наш мир - лучший из миров. Оптимизм в целом - это взгляд на мир, угол зрения, который позволяет видеть позитивные перемены в любых личных и социальных событиях в прошлом, настоящем и будущем. Именно в это время идеи пессимизма (от лат. «резз^иБ» -наихудший) набирают обороты, так как пессимизм предлагает обратную картину - возможность видеть негативные ситуации и последствия в жизни. Сложно говорить об оптимизме, когда вокруг все плохо. Столетие спустя, Шопенгауэр использовал эти идеи, провозглашая принципы доминирования зла и страдания.

Выбор оптимизма или пессимизма зависит как от индивидуальных особенностей человека, его опыта социализации, особенностей преодоления трудностей, так же и от функционирования социальных институтов, конструирующих нормы оптимизма или пессимизма (религия, образование, политика, медицина). Рассматриваемые категории всегда имеют индивидуальные особенности проявления, подчеркивает уникальные ценности и формы конструирования идентичности. Оптимизм и пессимизм - это не только когнитивные, но и эмоциональные составляющие общественного воспроизводства.

Оптимизм в эпоху Просвещения подвергался сомнению и верующими людьми, так как лучшего мира созданного Богом в своей жизни они не наблюдали и светские доктрины не предлагали позитивных перспектив развития. Вместе с тем, благодаря идеям Грамши, стало формироваться убеждение что человек и человечество само создает лучший мир. В современных интерпретациях это звучит так, как хорошее случается чаще, чем плохое, главное это хорошее замечать.

Но ХХ век принес пессимистические оценки настоящего и будущего человечества, рациональность сводилась к суммированию негативных перспектив, а не возможных положительных вариантов выхода из ситуации. Разочарование в социальном прогрессе, его последствиях стало формой общественного развития.

Во второй половине ХХ века пессимистичные взгляды на будущее переместились и в другие сферы жизни - экологических катастроф (как от глобального потепления, так же как и от глобального похолодания; наводнений; землетрясений;

столкновения с метеоритом и проч.); политологии (разрушение целостности государств, разрушение границ и действующих договоров); экономике (глобализации, виртуализации); культурологии (стирании культурных особенностей, массовой культуры). Прогресс с ликами отчаяния и бессилия что-либо изменить. Пессимизм стал постоянной практикой и нарративом общественного развития.

Оптимисты на этом фоне воспринимались как представители человеческого страдания. Но без оптимизма не было возможно социальное и культурное воспроизводство общества. Благодаря оптимизму сохраняется общество. Оптимизм, как и пессимизм, зависит от ценностей и мировоззрения представителей разных возрастов и культур.

Отдельно стоит говорить о масштабности или малой значимости данных категорий. В первом случае, мы говорим о том, что касается множества людей (курс валюты, войны, победа в выборах), во втором - носит локальный индивидуальных характер, имеет установку на личные события (поступление / не поступление в университет, повышение по служебной лестнице или нет). Иными словами, рассматривается макро и микроуровень данных состояний индивида и общества.

Следует различать оптимизм и пессимизм как установки, включающие эмоциональные и когнитивные компоненты и как установки, определяющие образы будущего (это форма будущего, которая может не совпадать с содержательным разнообразием, так как оно относится к неопределенному будущему одного человека или всего человечества). Но и в том и в другом случае - происходит

формирование траекторий жизненного пути индивида, выявление его внутреннего стержня, что находит отражение в повседневной деятельности и социальных ожиданиях.

Классиком изучения оптимизма и пессимизм в психологии признан М. Селигман [13]. Он на большом количестве примеров пришел к выводу о том, что оптимизм связан с субъективным благополучием. Негативные установки не дают выти за рамки ограничивающих убеждений, тогда как оптимизм предлагает больше вариантов решения задач.

Таблица 1

Характеристика стилей мышления по М. Селигману

Оптимизм

Успехи Неудачи

Приписываются себе (я это сделал сам, это моя заслуга) Приписываются стечению обстоятельств (не повезло, не по моей вине, так сложились обстоятельства)

Широко в пространстве (если очень захотеть - успех обеспечен в любом месте) Локально в пространстве (в этом месте случайно оказались не очень хорошие условия)

Широко во времени (всегда так было и будет) Локально во времени (время оказалось не очень удачным, надо попробовать еще раз)

Пессимизм

Успехи Неудачи

Стечение обстоятельств (случайно сложились обстоятельства, повезло, по воле случая и других людей) Приписываются себе (это произошло закономерно, я это сделал сам, сам виноват)

Локально в пространстве (в этом месте случайно сложились благоприятные для меня обстоятельства) Широко в пространстве (при любых обстоятельствах, в любой стране неудачи мне обеспечены)

Локально во времени (время оказалось удачным, вряд ли когда-нибудь еще так повезет) Широков во времени (и раньше так было и в будущем так будет -неудачи проследуют меня всегда)

Такие ученые как М. Шейер и Ч. Карвер [12] рассматривали диспо-зиционный оптимизм, который предполагает, что произойдут скорее хорошие события, чем плохие; и данные ожидания устойчивы по времени и по содержанию.

М. Цукерман [14] изучал биологические аспекты оптимизма и полагал, что на генетическом уровне оптимизм связан с экстравертностью, а пессимизм с интравертностью и склонностью к неврозам. Иными словами, изучаемые нами черты оптимизма и пессимизма являются зависимыми переменными личности.

Другие ученые полагали, что оптимизм - это природный эволюционный механизм, характерный для всех культур, опирающийся на нейрофизиологическую и химическую основу. Будущее могут конструировать (придумывать) только оптимисты, так как пессимисты не верят в его по определению. Это экспериментально доказано в исследованиях при притуплении действия отдельных участков мозга, что было выявлено при помощи магнитно-резонансной томографии [11]. Соответственно, развитие общества, его эволюция, происходила благодаря оптимистам.

Условием психологического здоровья выступает поддержание позитивных иллюзий и наоборот, рациональная оценка событий приводит к ухудшению здоровья (давлению, сердечным болезням, гастритам и язвам). Позитивные иллюзии касаются, как правило, собственных качеств и достоинств, при параллельном нивелировании слабостей, а также уверенностью в том, что они контролируют события и более оптимистично смотрят в будущее (т.е. хорошее случается с ними, а не с их

окружением; что они более счастливы, чем их окружение и т.д.). Статистически данные показатели невозможны, поэтому Их можно назвать позитивными иллюзиями и соответственно сам оптимизм иллюзорен. Но в рамках микропрактик, микроистории - люди, проживающие в позитивных иллюзиях более здоровы и счастливы, ценят то, что имеют и наслаждаются жизнью чаще, чем те, кто более трезво и рационально оценивает свое прошлое, настоящее и будущее. Например, оптимисты меньше рефлексируют над своими болезнями, реже заражаются инфекциями. Оптимисты более здоровы, так как делают правильные вещи - реализуется «повседневная поведенческая траектория». Оптимизм позволят достигать больших социальных и личных успехов в политике, экономике, образовании, бизнесе, т.к. они вырабатывают более успешные стратегии реализации поставленных задач и эффективные стратегии решения проблем. Оптимисты видят всю ситуацию, а пессимисты только ее часть. Медики статистически подтверждают данные о том, что помимо лечения (вне зависимости от диагноза), необходима вера пациента в положительный исход лечения. Безусловно, нельзя однозначно оценивать как оптимистов, так и пессимистов, и взгляды первых могут быть разрушительны, и подход вторых оправдан и эффективен. Однозначно можно сказать лишь то, что оптимизм выполняет социально-защитные функции.

Поведенческая психология обосновала необходимость существования оптимистов - во имя (для) достижения светлого будущего, развития,

блага, счастья и так далее. Экзистен-циональная психология ставила акценты на жизненных обстоятельствах, которые смещают личность индивида или группы людей в сторону оптимизма или пессимизма. Когнити-висты формировали свои идеи, опираясь на положительные или отрицательные представления о своей жизни, что приводило к формированию оптимистов или пессимистов.

Рассматривая особенности изучения оптимизма и пессимизма в рамках социологии ХХ века, стоит сказать о том, что в советском обществе оценивались не перспективы развития, не уверенность в будущем и уровень удовлетворенности настоящим (от семьи до работы, от места жительства до досуга), не субъективное благополучие и счастье, а формальные показатели соответствия идеям, мыслям и действиям, соответствующим советской идеологии строительства «светлого будущего» (Кемпбел и др. [Ю],Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. [2]).

Значительно чаще оптимизм и пессимизм стал изучаться при исследованиях потребительского спроса, проводимых ВЦИОМ [7] уже после перестройки. Изучение оптимизма / пессимизма в разных регионах страны, социальных группах стали проводиться регулярно и позволяют проследить общую динамику социальных настроений россиян. Но механизмы и структурные особенности формирования данных состояний обычно ускользают от интереса исследователей. Так как благодаря им формируется не индивидуальное восприятие оптимизма / пессимизма, а форма распространения данных установок на

ц Гп::а 1

целые социальные группы и все общество.

По мнению Беннета [9], Ахерна [8] и других оптимизм, как пессимизм передается через работу социальных институтов и представляет собой стратегию культурной политики многих государств. При этом, травматические события (революции, войны, природные катастрофы) могут разрушать сложившиеся нормы культуры оптимизма и пессимизма. Также, особенности нормы отношения к жизни следует воспринимать через специфику индивидуалистических и коллективных культур.

Символическая легитимность власти, культурный и исторический порядок предаются через неявную культурную политику через установки оптимистического или пессимистического характера в воспроизводстве общества. Существуют социальные рамки, защищающие индивида от внешних негативных условий или наоборот, подчеркивающие их необходимость, что формирует определенные стратегии адаптации и поведения в реальных условиях социального взаимодействия. Эти нормы поддерживаются в обществе, передаются из поколения в поколение в семьях. То, что в современном мире растет количество депрессий, у людей из разных социальных групп, говорит о том, что семья перестала быть стабилизирующим, защитным механизмом от внешнего воздействия и адаптации к внешним вмешательствам. Это можно объяснить тем, что старшие члены семьи сами не справляются с негативными рамками и условиями жизни, в которые помещены.

Также в рамках виталистской социологии (Дитяев А.Ю. [1]) формируется представление о формировании оптимизма и пессимизма через жизненные перспективы: ближайшая (планирование средств достижения цели), средняя (постановка жизненных целей), дальняя (мотивы - ради чего достигается жизненная цель). Отсутствие долгосрочных планов на жизнь, отсутствие жизненных целей - указывает на доминирование пессимистических установок и наоборот - наличие разнообразных планов и возможностей - указывает на оптимистические настроения. Социальные условия и сложившиеся формы адаптации к ним будут накладывать основной отпечаток при их реализации. Воля к жизни, социальной реализации является условием оптимизма и наоборот - смирение и апатия, ожидание решений проблем от кого-то говорит о пессимистических настроениях.

В рамках теории выученной беспомощности (Селигман [13]), через призму когнитивно-атрибутивной модели пессимизм формируется как условие ожидания от Других (органов власти, социальных институтов, членов семьи и т.д.), каких-то действий, которые смогут изменить жизнь человека или группы людей. На этом формируется «социальный паразитизм» (не желание проявлять инициативу, преодолевать трудности в работе, создание семьи, реализации с оговоркой на то, что кто-то или что-то должно «дать мне»). Во многом такая позиция является наследием социальной политики советского времени, когда базовые нормы в обязательном медицинском обслуживании, образо-

вании, трудоустройстве - предоставлялись априори. Отсутствие таких условий сегодня, формирует потребность в том, чтобы быть иждивенцем государства, членов семьи и так далее. В целом, это формирует пессимистические социальные установки в отношении себя самого, своей семьи и общества в целом.

Другим подходом, с позиции социальной динамики выступает «теория разбитых окон». Она исходит из того, что не участие в благоустройстве пространства в котором живем (от граффити на стенах и разбитых окон в домах, до неоплаты проезда в общественном транспорте и мелкого хулиганства), приводит к еще большему разрушению, росту преступности и увеличению негативных оценок своего будущего. Чем больше безразличия к тому, что творится у соседа, тем больше неудовлетворенности своей жизнью [3]. Это становится нормой формирования пессимистичных оценок в оценках своей жизни и жизни общества.

Также стоит учитывать, что в рамках влияния социальных институтов поддерживаются не одинаковые стратегии развития оптимизма или пессимизма. Например, возможность получения образования (или определенного образования) дает различные жизненные старты для выпускников. В Западных странах, получение образования в Гарварде, Оксфорде, Йеле или Сорбонне позволяет выходить на работу с более высокой заработной платой, нежели чем выпускников других вузов (не менее профессиональных). В России такая практика также прослеживается, но в более мягкой форме - дифференциация существует для выпускников

МГИМО, Шанинки, НИУ ВШЭ, МГУ и, например, региональных вузов.

Принадлежность к тем или иным религиозным или национальным организациям позволяет получать больше социальных и экономических благ, в отличие от тех, кто к ним никак не относится - определяет оптимистичную или пессимистичную оценку своего будущего и будущего значимых людей. Участие в политических или некоммерческих организациях, волонтерском или добровольческом движении в определенных сферах государственной или общественной деятельности создает «имидж» человека, который в последующем запускает его успешные оптимистические или неуспешные пессимистические модели встраивания в социум [4].

Таким образом, идеи оптимизма и пессимизма становятся ключевым лейтмотивом в изучении социальной динамики и выстроенных в эти процессы жизненных траекторий индивидов. Оптимизм и пессимизм выступают точкой пересечения индивидуальных ощущений и социальных оценок и соответственно, влияют как на личность конкретного человека, так и на общество в целом. Оптимизм и пессимизм могут рассматриваться как ценностная ориентация, как состояние, как процесс и цель развития индивида и общества, подкрепляемая индивидуальным опытом и социальным контекстом, культурным наследием и коллективными представлениями.

Эти позиции оптимизма и пессимизма становятся объектами внимания для аналитиков в области политики и экономики, культуры и рекламы, для воздействия на аудиторию, усиления уже существующих стратегий и тактик поведения, через

Ц гп::а 1

социальное подтверждение и подкрепление из СМИ и сети Интернет. Общественное мнение становится регулируемым инструментом в сторону оптимизма или пессимизма.

Анализ результатов исследования

Рассмотренные нами подходы при изучении оптимизма и пессимизма тесно переплетаются, хотя в отдельных моментах и противостоят друг другу. Мы использовали контент-анализ в интерпретации интервью (28 человек) и фокус-групп (9 фокус-групп, всего 84 человека), который позволил выявить оценку и отношение к различным жизненным событиям, касающимся как их личного жизненного мира, так и внешних социально-политических и экономических изменений в обществе. Помимо этого был проведен анкетный опрос, в котором приняло участие 3600 человек в разных регионах РФ. Для всех участников применялся тест жизненных ориентаций, для выявления субъективной склонности к оптимизму или пессимизму.

В ходе исследования выяснилось, что среди россиян 47% пессимистов, 41% оптимистов и 12% неопределившихся.

Среди молодых людей (18-25 лет) больше оптимистов, чем пессимистов (70% на 30%), среди людей среднего возраста (26-45 лет) 55% оптимистов и 45% пессимистов; в 46 -60 лет 35% на 65%, среди представителей старшего поколения (61-75 лет) картина прямо противоположная (27% на 73%). Чем старше становятся респонденты, тем больше пессимистических установок появляется (неоправданные ожидания, нереализованные мечты

и понимание, что они никогда уже не воплотятся в жизнь).

Безусловно, соблюдается традиционное соотношение того, что молодые люди более оптимистичны, чем пожилые. Но в то же время, резкие социальные разрывы приводят к тому, что стирание границ между группами становится более очевидным, что приводит к новым формам социальной дифференциации.

В оценках своего будущего мнения респондентов разошлись. На вопрос «Как вы полагаете, ваше материальное положение улучшиться, ухудшиться или останется тем же в ближайшее время?» мы получили следующие ответы. 18% знают, что положение ухудшится, еще 26% предполагают, что такое может произойти, для 25% положение останется таким же и только 12% полагают, что улучшится и 16% надеются на улучшение. Остальные 3% затруднились с ответом.

Каждый второй молодой человек ожидает улучшения своего материального положения, среди людей среднего возраста - каждый третий, среди респондентов старшего возраста каждый пятый. В младшем возрасте больше иллюзий и надежд, в старшем - безысходности и разочарованности.

Оценка внешних и внутренних условий развития общества также неодинакова среди представителей различных поколений. Среди старшего поколения доминируют страхи экономических и политических потрясений, среди среднего экономические и культурные, среди младшего экологические и экономические. Иными словами, для всех поколений внешние условия развития общества, зависящие от экономических условий являются доминирующими.

Таблица 2

Оценка внешних условий развития общества

Сфера Форма реализации Младшее поколение Среднее поколение Старшее поколение

Экологические ката- Глобальное потепление 8,9 7,4 6,2

строфы Глобальное похолодание 8,9 7,2 5,5

Наводнения 8,7 6,4 6,8

Пожары 8,4 6,9 6,9

Землетрясения 8,1 6,6 6,2

Столкновение с метеоритом 8,0 6,1 5,4

Политические ката- Революции и бунты 8,1 8,9 8,7

строфы Войны 8,2 9,2 9,5

Разрушение государств 7,5 8,8 8,1

Разрушение договоров 7,4 7,7 7,6

Экономические ката- Глобализация 7,7 8,1 8,2

строфы Виртуализация 6,5 7,7 8,3

Финансовые кризисы 8,5 9,5 9,8

Социокультур- Массовая культура 6,5 8,9 8,5

ные трансформа- Разрушение религий 5,4 8,3 8,0

ции Стирание национально-культурных особенностей 5,1 8,2 7,3

Захват инопланетян 4,8 6,1 5,9

Таким образом, пессимизм в разных формах стал постоянной практикой и нарративом общественного развития. Более того, анализируя внутренние условия развития общества и человека, мы видим не готовность людей брать на себя ответственность за то, что происходит вокруг. Жизнь проходит мимо их, кто-то осуществляет события, в которые они вовлекаются, а не сами участники этих событий. И чем старше респонденты, тем более это проявлено.

Таблица 3

Оценка внутренних условий развития общества и человека

Внут- Сфера Млад- Сред- Стар-

ренняя шее по- нее по- шее по-

позиция коление коление коление

Я могу Экологи- 7,2 5,4 4,3

повли- ческие ка-

ять тастрофы

Экономи- 7,8 5,2 4,1

ческие ка-

тастрофы

Политиче- 7,1 4,9 5,3

ские ката-

строфы

Социо- 6,5 5,1 5,4

культур-

ные ката-

строфы

Я не Экологи- 6,3 5,3 4,2

могу повли- ческие катастрофы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ять Экономические катастрофы 5,3 5,1 4,1

Политиче- 5,1 4,4 3,7

ские ката-

строфы

Социо- 4,2 3,6 3,1

культур-

ные ката-

строфы

Сравнивая ответы оптимистов и пессимистов, то можем утверждать, что пессимисты по всем представленным внешним и внутренним критериям оценивают свою жизнь более негативно (от 62 до 84%), среди

оптимистов такие оценки в разы меньше (от 12 до 19 %).

По нашим данным, оптимизм положительно коррелирует с жизнестойкостью (г = 0,62) и позитивным будущим (г = 0,32), и отрицательно с негативным прошлым (г = - 0,36), трагичным настоящим (г = - 0,25). Пессимизм положительно коррелирует с нигилизмом (г = 0,51), апатией (г = 0,58), негативным настоящим (г = 0,72) и отрицательно с позитивным будущим (г = - 0,39)и позитивным прошлым(г = - 0,43).

Также мы прослеживали индикаторы субъективного благополучия через изучение оценки своей жизни. Отличия между старшим и младшим поколением не существенны.

Таблица 4

Оценка своей жизни среди оптимистов и пессимистов (% от численности каждой группы)

Как видно из таблицы у оптимистов только уровень удовлетворения здоровьем (49,1 и 50,9) примерно

одинаков и в оценке уровня удовлетворенности материальным положением больше тех, кто не удовлетворен (58,7). В остальных категориях оптимисты более позитивно оценивают свою жизнь и жизненные перспективы. Среди пессимистов доминируют во всех сферах те, кто не удовлетворен ни своей жизнью, ни обществом, ни своими жизненными шансами.

Оптимисты более адаптивны, ориентированы на успех и готовы быть гибкими и именно это позволяет им быть на шаг впереди. Условия, среда, внешняя ситуация для всех одинакова, но в каждой трудности оптимисты видят возможности, а пессимисты преграды.

По нашим данным, оптимисты ориентированы на настоящее (54%) и будущее (46%), тогда как пессимисты на прошлое (59%), либо не имеют четкой временной ориентации (41%). Для пессимистов настоящее всегда негативно, из них только половина видит позитивные моменты в прошлом, вторая половина и там видит негативные моменты. Постоянная усталость (83,7%) и жалобы на здоровье (87,6) - основные критерии узнавания пессимистов в социуме, среди оптимистов 24,5 и 50,9% соответственно. Также среди них много тех, кто чествует себя отчужденным и ненужным (73,9), среди оптимистов таких лишь 2,5%.

В исследовании мы выявили культурные практики, поддерживающие нормы оптимизма и пессимизма в обществе.

Первый тип культурных практик задан массовой культурой, транслирующей через СМИ ценности, нормы и ориентиры недоступные для большей части населения. Примеры «красивой», «богатой»,

Индикаторы субъективного благополучия Оптимисты Пессимисты

Настроение в последние дни? Хорошее 48,5 30,4

Пло- 51,5 69,6

хое

Счастливы ли вы в Да 67,4 17,9

настоящее время? Нет 32,6 82,1

Удовлетворены ли Да 64,4 12,1

вы своей жизнью в Нет 35,5 87,9

настоящее время?

Удовлетворены ли Да 41,3 11,4

вы материальным по- Нет 58,7 88,6

ложением в настоя-

щее время?

Удовлетворены ли Да 49,1 12,4

вы состоянием здо- Нет 50,9 87,6

ровья в настоящее время?

Чувствуете ли вы Да 24,5 83,7

усталость? Нет 75,5 16,3

Чувствуете ли вы Да 2,5 73,9

себя отвергнутым, забытым? Нет 97,5 26,1

«успешной» жизни в фильмах и историях жизни публичных людей. В повседневной реальности обывателя - это становится примером и ориентиром личного развития. При этом оптимисты видят для себя пути и возможности постепенного приближения к эталону (68%), тогда как пессимисты ограничивают свои возможности не готовностью рисковать, менять и реализовывать себя (79%).

Второй тип культурных практик передается через семейную историю, традиции и нормы социальной адаптации, передаваемые из поколения в поколение, чтимые традиции и ритуалы семьи, и совсем забытые истории и легенды про предков, предсказания о будущем детей и внуков и так далее. Семейная история как личная история становится культурной практикой вписанной в социальную реальность [6]. Для оптимистов семья выступает опорой и поддержкой (66%), ресурсом, для которого многое достигается (44%), для пессимистов семья выступает сферой вытягивания ресурсов (37%), эмоциональным и материальным источником потерь (63%).

Третий тип культурных практик опосредован повседневной публичной средой, создающей обыденную реальность участников исследования. Сюда относятся повседневные практики перемещения в транспорте, взаимодействия в магазинах и иных общественных местах, посещение публичных мест города, таких как парки, набережные, кафе, библиотеки и прочее. Это те пространства - где обыватели либо снимают, либо одевают маски «при-личности» или «неприличности» и

конструируют себя и Другого как образ, включенную в социокультурную среду города [5]. Для оптимистов публичные пространства дают возможности для развития (57%), новые идеи (27%), новые социальные связи (социальные сети или социальный капитал) 16%. Для пессимистов публичные пространства выматывают силы (56%), наполняют негативом и тревожностью (44%).

Оптимизм и пессимизм - это не столько эмоциональные состояния, сколько способ мышления, способ интерпретации реальности, в которую погружен человек. И что он видит вокруг и внутри себя - зависит от его акцентуации. Оптимизм как форма некой внутренней и внешней активности, а пессимизм как форма апатии и замирания, неготовности включаться в процессы. Оптимизм проявляется не просто в словах, но и в реальных действиях, тогда как пессимизм - это способ пассивного восприятия себя и жизни, которая со мной случается, но не творится мной.

Также мы можем обозначить следующие механизмы передачи состояний оптимизма и пессимизма в обществе, обусловленные историческими событиями, традициями и индивидуальными и общественными стратегиями адаптации к ним.

Социокультурные механизмы обуславливаются мировоззренческими ценностями заложенными культурой и религией, определяющие общие ритмы уклада, представления и верования, жизненную философию людей, проживающей на определенной территории в определенное время.

Для 72% оптимистов привычный уклад жизни, религиозные нормы и

ц Гп::а 1

ценности предков помогают чувствовать себя в безопасности и с уверенностью смотреть в будущее. Для 84% пессимистов, представления и взгляды родителей и других родственников воспринимаются как прожитки прошлого, которые мешают и тормозят развитие.

Социально-исторические механизмы обусловлены экономическими, политическими и социальными переменами в разные исторические периоды, изменяющими повседневный уклад многих социальных групп.

Среди оптимистов 56% верят в то, что социально-исторические трансформации приведут к всеобщему благу, и 79% полагают, что последние точно приведут к их личному благу. Среди пессимистов 78% полагают, что социально-исторические перемены приведут к разрушению общества, страны, государства и что лично их в этих условиях ждет крах, поражение, неудачи - 92%.

Социально-психологические механизмы опираются на индивидуальные и коллективные стратегии преодоления кризисных и радостных ситуаций, объясняющие стратегии правильного и ложного, доброго и злого, формирующие определенные типы социально-психологической адаптации личности к общественной эволюции.

Среди оптимистов 87% тех, кто ориентирован на успех, на достижение личных и социальных целей. Среди пессимистов 93% тех, кто ориентирован на избежание неудачи.

Нами выявлен индивидуальный и коллективный характер усвоения и применения состояний оптимизма

и пессимизма в обществе. Он обусловлен личностными и социальными (заложенными исторически и культурно) мнениями, настроениями и представлениями, отражающими позитивные или негативные ожидания себя, других людей, событий в прошлом, настоящем и будущем.

Среди пессимистов нами выявлено 38% скептиков (критически и недоверчиво относящихся к чему-либо людях и социальных процессах), 34% нигилистов (отрицательного восприятия мировоззренческих установок в отношении себя и мира), 28% безразличных или неопределившихся.

Таким образом, оптимизм и пессимизм зависят не только от личностных стратегий адаптации и социализации, но и от социальных и культурных норм, политических и экономических рамок развития личности и всего общества. Оптимизм и пессимизм выступают социальной практикой и личным выбором в условиях социальной неопределенности. Механизм социального подражания актуализирует воздействие внешних условий, тогда как личные внутренние установки позволяют реализоваться или заглохнуть этим процессам.

Сегодня многообразно внедряются в повседневный опыт культурные практики, поддерживающие нормы оптимизма и пессимизма в обществе, расширяются механизмы и технологии передачи данных состояний в публичной сфере на соци-етальном уровне. Различия оптимизма и пессимизма, выявленные у представителей различных поколений являются результатом усвоенных культурных практик и вынуж-

денных стратегии адаптации к социальным изменениям, ожиданиям и реальным возможностям у представителей различных поколений.

Литература

1. Дитятев А.Ю. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа социологического изучения феноменов оптимизма и пессимизма в современном обществе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-2 (29). С. 198-203.

2. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Индивидуальный экономический оптимизм/пессимизм в трансформирующемся обществе // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 39-54.

3. Кучурян А.В. Применение теории разбитых окон как способ повышения качества жизни в г. Обнинске // Теория и практика современной науки. 2017. № 12 (30). С. 402-406.

4. Мареева С.В. Жизненные шансы жителей столиц и провинций в массовом сознании// Мониторинг общественного мнения:экономиче-ские и социальные перемены. 2018. № 6. С. 365-385.

5. Полюшкевич О.А. Креативность и открытость публичного пространства Иркутска // Социология. 2019. № 43. С. 143-149.

6. Полюшкевич О.А. Семейная история как социальная практика // Социология. 2019. № 3. С. 88-92.

7. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. М.: ВЦИОМ - Аспект-Пресс, 1993-1997.

8. Ahearne J. Between cultural theory and policy: The cultural policy thinking of Pierre Bourdieu, Michel de Certeau and Régis Debray. Coventry: Univ. of Warwick press, 2004. 148 р.

9. Bennett O. Cultures of optimism // Cultural sociology. L., 2011. Vol. 5, N 2. P. 301-320.

10.Campbell A., Converse P. E., Rodgers W. L. The quality of American life: Perceptions, Evaluations and Satisfactions. New York: Russel Sage Foundation, 1976.

11. Neural mechanisms mediating optimism bias / Sharot T., Riccardi A.M., Raio C.M., Phelps E.A. // Nature. L., 2007. Vol. 7166, N 1.P. 102-105.

12.Scheier M., Carver C., Bridges M.W. Optimism, pessimism and psychological well-being // Optimism and pessimism: Implications for theory, research and practice /Ed. by E.C. Chang. Wash.: American psychological association, 2001. P. 189-216.

13.Seligman M. Learned optimism. N.Y.: Pocket books, 1998. P. 207.

14.Zuckerman M. Optimism and pessimism: Biological foundations // Optimism and pessimism: Implications for theory, research and practice / Ed. by E.C. Chang. Wash.: American psychological association, 2001. P. 177-183

Optimists and pessimists in the modern

world Polyushkevich O.A.

Irkutsk State University

This paper discusses the features of the study of optimism and pessimism in different areas of social life. It also analyzes the results of an empirical study of optimism and pessimism in modern Russian society. The author came to the conclusion that optimism and pessimism are formed in society through various social institutions, reinforced through customs and the appropriated adaptive forms of socialization, both at the individual and social levels. Key words: optimism, pessimism, social practices, social institutions, everyday life, social expectations, social world References

1. Dityatev A.Yu. The concept of human vitality as a methodological basis for the sociological study of the phenomena of

ц Гп::д. 1

optimism and pessimism in modern society // World of science, culture, education. 2011. No. 4-2 (29). S. 198-203.

2. Keselman L.E., Matskevich M.G. Individual

economic optimism / pessimism in a transforming society // Sociological Journal. 1998. No. 1-2. S. 39-54.

3. Kuchuryan A.V. Application of the theory of

broken windows as a way to improve the quality of life in Obninsk // Theory and practice of modern science. 2017. No. 12 (30). S. 402-406.

4. Mareeva S.V. Life chances of residents of

capitals and provinces in the mass consciousness // Monitoring of public opinion: economic and social changes.

2018. No. 6. S. 365-385.

5. Polyushkevich O.A. Creativity and openness

of the public space of Irkutsk // Sociology.

2019.No 43.P. 143-149.

6. Polyushkevich O.A. Family history as a social

practice // Sociology. 2019.No 3. S. 88-92.

7. Economic and Social Change: Monitoring Public Opinion: Newsletter. M .: VTsIOM -Aspect-Press, 1993-1997.

8. Ahearne J. Between cultural theory and policy: The cultural policy thinking of Pierre Bourdieu, Michel de Certeau and Régis

Debray. Coventry: Univ. of Warwick press, 2004.148 p.

9. Bennett O. Cultures of optimism // Cultural

sociology. L., 2011. Vol. 5, N 2. P. 301-320.

10. Campbell A., Converse P. E., Rodgers W. L. The quality of American life: Perceptions, Evaluations and Satisfactions. New York: Russel Sage Foundation, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Neural mechanisms mediating optimism bias / Sharot T., Riccardi A.M., Raio C.M., Phelps E.A. // Nature. L., 2007. Vol. 7166, N 1.P. 102-105.

12. Scheier M., Carver C., Bridges M.W. Optimism, pessimism and psychological well-being // Optimism and pessimism: Implications for theory, research and practice / Ed. by E.C. Chang. Wash .: American Psychological Association, 2001. P. 189-216.

13. Seligman M. Learned optimism. N.Y .: Pocket books, 1998. R. 207.

14. Zuckerman M. Optimism and pessimism: Biological foundations // Optimism and pessimism: Implications for theory, research and practice / Ed. by E.C. Chang. Wash .: American Psychological Association, 2001. P. 177-183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.