Научная статья на тему 'Оптимальные стратегии организации рестартов в системах реального времени'

Оптимальные стратегии организации рестартов в системах реального времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / ПОДСИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДАННЫХ / ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСТАРТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гречук Б. В., Фуругян М. Г., Петрухин В. А.

Рассматривается задача организации рестартов в системах реального времени. Показана важность порядка выполнения рабочих и контролирующих модулей. Предложена альтернативная стратегия поведения при обнаружении ошибки, при которой рестарт системы происходит не сразу после обнаружения ошибки некоторым модулем контроля. Рассмотрен пример, в котором новая стратегия приводит к уменьшению среднего времени работы системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of restart organization in real-time systems is considered. The importance of the order of performance of working and supervising modules is shown. An alternative strategy of error handling, according to which the restart of the system does not follow immediately after error detection by a verifying module is proposed. An example according to which new proposed strategy leads to reduction of the expected execution time is considered

Текст научной работы на тему «Оптимальные стратегии организации рестартов в системах реального времени»

УДК 78.01

Щербакова А.И., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и философии культуры

Российский государственный социальный университет, г. Москва

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕТРА Ш

Обращение к истории культуры России открывает широчайшее поле для современного исследователя, которому предстоит осмыслить сложившиеся мифологические представления о личности Петра III и воссоздать реальную картину, базирующуюся на глубоком анализе сохранившихся источников.

Ключевые слова: Петр III, Екатерина II, личность, история России, культура, миф, реальность.

Личность Петра III оценивается историками в основном крайне негативно. Племянник Елизаветы Петер Ульрих, объявленный ею наследником российского престола, был сыном старшей дочери Петра I Анны и голштинского герцога Карла Фридриха. Когда до четырнадцатилетия ему оставался один месяц, личный посланец Елизаветы майор Н.Ф. Корф доставил его в Петербург, где его крестили по православному обряду, как это положено будущему правителю России, и нарекли Петром Федоровичем. Наследником Елизавета объявила его в ноябре 1742 г.

Следует заметить, что у юного претендента на российский престол были не меньшие основания стать шведским королем, поскольку он приходился внучатым племянником Карла XII. То есть с точки зрения его прав на то, чтобы в дальнейшем стать одной из значительнейших персон европейской истории, Петер Ульрих представлял собой чрезвычайно перспективную фигуру. В жены ему Елизаветой была выбрана пятнадцатилетняя София - Августа - Фредерика Ангальт Цербская - будущая Екатерина Великая, которую через Германию, Польшу, Прибалтику привезли в 1744 г. в Россию, чтобы познакомить, а затем и выдать замуж за наследника российского престола - странного и некрасивого юношу.

Но действительно ли Петр III был настолько зауряден и бездарен, как принято считать, в значительной степени благодаря воспоминаниям Екатерины II и ее окружения? Ведь не секрет, что его образ в русской истории формировался не только на основании «Записок» Екатерины, но и под ее неустанным контролем. Свергнутый законный наследник русского престола, внук Петра Великого, царствование которого продлилось всего лишь 186 дней, должен был выглядеть и в глазах современников, и в памяти потомков как настоящеее чудовище. Иначе, как могла очаровательная, добрая, пропитанная самыми современными либеральными идеями императрица совершить переворот и, вопреки всем российским законам и традициям, отнять трон у законного наследника?

В «Записках» Екатерины II рассказ о тяжелом детстве ее супруга начинается с того момента, когда ему исполнилось 11 лет, в это время он полностью осиротел. Но не следует забывать, что с трех лет его воспитанием занимался пастор Хосманн, личность значительная - выдающийся ученый, чрезвычайно почитаемый автор трудов по теологии и математике. Позже Хосманн стал ректором Кильского университета, пользующегося большим уважением в академических кругах. Неужели же в воспитании юного герцога пастор Хосманн потерпел столь полное фиаско? И можно ли назвать совершенно невежественным юного герцога, который читал и писал на немецком, французском и латыни, что уже говорит об определенном уровне образованности?

При этом он очень любил читать, о чем свидетельствуют не только около 1000 томов его личной библиотеки, но и в гораздо в большей степени пометки, сделанные его рукой во многих из этих книг. Несомненно, отец, согласно сложившейся традиции, готовил своего наследника к военной карьере понимая, что защита своего отечества - обязанность каждого правителя. К 12 годам будущий российский государь уже имел чин лейтенанта, был членом гильдии стрелков. Более того, он знал фортификацию и владел всем набором знаний, необходимых не просто профессиональному военному, а командиру, готовому выполнять свой долг перед отечеством. То есть, с трех лет мальчик

упорно и прилежно учился под руководством лучших наставников в его стране. Более того, из него готовили воина, а отнюдь не галантно расшаркивающегося на балах молодого человека. Идеалом государя для Петра III всегда был и оставался прусский король Фридрих II.

Стремление к порядку, дисциплине, организованности никак не согласовываются с часто упоминающимися рассказами о пьянстве, разгульности Петра III, что заставляет усомниться в правдивости мемуаров Екатерины II, написавшей, что своим вступлением на престол «спасла империю, себя самое и своего сына от безумца, почти бешеного, который бы стал несомненно таковым, если бы он пролил или увидел бы пролитой хоть каплю крови; в этом не сомневался в то время никто из знавших его»[2, с.500]. Удивительная логика: человека, не пролившего ни капли крови, но, якобы страстно желавшего этого, нужно немедленно уничтожить из человеколюбия. Реально пролитая кровь Петра III становится расплатой за безумие, которое могло бы наступить.

Можно было бы поверить великой императрице в том, что это было ее искреннее убеждение, если бы накануне свадьбы, совсем еще молодая женщина не написала следующие слова: «Сердце не предвещало мне большого счастья, одно честолюбие меня поддерживало; в глубине души у меня было что-то, что не позволяло мне сомневаться ни минуты в том, что рано или поздно мне самой по себе удастся стать самодержавной русской императрицею^, с.500] . Рано или поздно, - пишет Екатерина, но вполне естественно, что она хочет стать самодержавной императрицей как можно раньше.

Подводя итоги своей деятельности, анализируя ее, Екатерина уже перед смертью напишет: «Царствовать или умереть! -вот наш клич. Эти слова надо бы с самого начала выгравировать на нашем щите»[2, с. 500]. Этому девизу она и следовала всю жизнь, устраняя все препятствия, которые возникали на ее пути. Женщина яркая, талантливая, готовая пойти на все во имя достижения цели, умело использовала каждую возможность, которая могла ей помочь в осуществлении гпмеченных планов.

Итак, что же все-таки совершил Петр III, чтобы заслужить репутацию «бешеного безумца»? Как известно, после завершения семилетней войны он поселился в Ораниенбауме, где пьянствовал и развлекался, поскольку дела государственные его совершенно не интересовали. Но тогда непонятно, откуда возник указ об упразднении Тайной канцелярии? Если его совершенно не инетересовало то, что знаменитая секретная государственная полиция, имела право по одному доносу своего агента схватить любого человека, практически без суда и следствия заключить его в казематы, предать самым страшным пыткам, даже казнить, то зачем он освободил подданных? Или же все-таки его возмущал произвол властей? Показательно, что просвещенная и либеральная императрица, любящая и любимая своим народом, сразу после смерти Петра III восстановила секретную полицию -под названием "Тайная экспедиция". И это уже не вымысел, а реальность.

Что же еще такого совершил Петр, что свидетельствовало о его неспособности править Россией? Он отменил церковный надзор за личной жизнью, прекратил преследования старообрядцев, объявил об освобождении всех монастырских крепостных. Монастырские имения он передал гражданским коллегиям, а пахотные земли, обложив их рублевым налогом, отдал в вечное пользование бывшим монастырским крестьянам. Для со-

держания духовенства им было назначено "собственное жалование". Эти действия вызвали огромное раздражение в кругах духовенства. Власть церкви теряла свои неограниченные возможности. Как должна была отреагировать на это высокообразованная Екатерина, поклонница Вольтера и Руссо?

Она отреагировала именно так, как и должно человеку, стремящемуся любой ценой получить власть, - использовала раздражение церковнослужителей, чтобы привлечь их на свою сторону. Все эти либеральные реформы Петра III были немедленно ликвидированы, как и разрешение дворянам беспрепятственного выезда за границу, как и введение в Российской империи гласного суда, как и запрещение преподносить сенаторам и государственным чиновникам подарки крестьянскими душами и государственными землями. Просвещенная и справедливая Екатерина на протяжении всего своего правления будет щедро одаривать своих соратников и фаворитов крестьянами и поместьями.

Вокруг таинственной смерти Петра тоже скопилось множество легенд. Знаменитое письмо Алексея Орлова, в котором он пишет: «Матушка, пощади и помилуй, дурак наш вздумал драться и мы его порешили»[1, с. 5] , многие ученые не признают подлинным. А между тем образ полубезумного, ничтожного, глупого, безграмотного солдафона прочно живет в российской истории. В предисловии к «Запискам Екатерины II» предпосланы следующие слова: «Пусть утешатся друзья Истории: истина когда-нибудь да выходит наружу!»[1, с.8].

А пока мы знаем, что «глупый» и «ничтожный пьяница» писал умные и опережающие время указы, стремился к «исправлению нравов» и очень любил музыку, чем так раздражал немузыкальную Екатерину, что она порой не могла скрыть от окружающих бешеные приступы ненависти. Его игра на скрипке, которую она называла фальшивой, невыносимой, ужасной, тоже интерпретировалась ею как выражение его безумия. А между тем «принц Г олштинский являл собой неподражаемый контраст всем царствующим особам российского XVIII века. Он играл и импровизировал на всех музыкальных инструментах»[4, с. 46] . Его страсть к музыке казалась Екатерине нелепой, деньги, которые он тратил на покупку бесценных скрипок (среди которых были скрипки работы Амати, Штейнера и других выдающихся мастеров), казались ей истраченными впустую. Заметим, что свои огромные траты на украшения и развлечения она считала вполне оправданными.

Я. Штелин вспоминал, что «выбирая одну из скрипок из своей коллекции, наследник вечерами собирал знатных особ, квале-ров и даже иностранных послов и заставлял их садиться в оркестр. Присоединяя к ним некоторых музыкантов-профессионалов, князь закатывал многочасовой концерт, в котором сам играл партию первой скрипки, а порой выдавал пассажи на флейте-траверсе (так обозначалась в те времена флейта «поперечная», ныне всегда применяемая в симфоническом оркестре - в противовес «продольным», впоследствии оставленным флейтам)»[4, с. 47].

Постоянные концерты и музыкальные спектакли шли в подаренном Елизаветой своему племяннику Ораниенбауме - изумительном по красоте загородном дворце, первым владельцем которого был Светлейший князь А.Д. Меншиков. В Ораниенбауме, по настоятельному требованию Великого князя, был построен оперный дом. Строился он довольно долго, до 1755 года,

а до этого времени функционировала небольшая сцена, на которой проходили «комнатные спектакли» - исполнялись сценические и сольные кантаты, серенады (во время дневных или вечерних праздничных обедов), спектакли в Ораниенбаумском саду (об этом вспоминает Екатерина II в своих «Записках).

Петр мечтал о том, чтобы театральная и музыкальная жизнь переместилась в Оранинбаум. Ему необходимо было доказать, что он не только «солдафон», а подлинный ценитель и знаток искусства. То что ненавидевшая его супруга называла бессмысленными тратами, на самом деле воплотилось в создание отборного оркестра. В числе первых скрипок в нем играл сам великий книзь, и играл отнюдь не так скверно, как утверждала Екатерина, не только мало, что понимавшая в музыке, но и изначально убежденная в том, что ее «ничтожный» супруг ничего не может делать хорошо. Заметим, что она очень успешно (как и все, что она делала) внушала эту мысль и всему своему окружению.

После смерти Елизаветы в декабре 1761 года был объявлен траур на год и поэтому оперные спектали не шли. Петр заказал Манфредини реквием по усопшей императрице, который был исполнен в петербургской церкви францисканцев в феврале 1762 года. В течение месяца полный состав инструменталистов придворного хора и четыре солиста готовили это произведение к исполнению и результат оказался очень достойным. Специально был сооружен траурный помост, оформлением занимались театральный художник Градицци и машинист сцены Бригонци.

По воспоминаниям современников, это было потрясающее действо. Прекрасно пели солисты - три итальянца и один немец, изумительно играл оркестр, а музыка «была такой сильной и привлекательной, что если бы она продолжалась и четыре часа, то слушатели и тогда бы не нашли ее скучной. Император сам слушал ее внимательно от начала и до конца» [4, с. 50]. Но если этот концерт - поминание Екатерина еще должна была вытерпеть, то следующее музыкальной действо, задуманное и выполненное Петром уже стало последней каплей, переполнившей чашу ее терпения.

Это было исполнение музыкальной драмы «Мир героя», которое состоялось 3 июня 1762 г. Постановка этого спектакля была посвящена крайне не популярному в России празднеству по случаю заключения мира с Пруссией. Музыкальная драма представляла собой героическую пастораль. Музыка принадлежала Манфредини, а текст - поэту Лацарони. Отпечатанное на итальянском и немецком языках либретто раздавал зрителям сам Петр. Он был счастлив: мир с Пруссией заключен, он император, владыка, а вовсе не «ничтожный солдафон», о чем ему постоянно напоминала «любимая» супруга. И хотя траур еще не закончился, но Россия уже ликует вместе с ним. Так ему казалось.

Заговор, затем переворот и убийство царя стали завершением его короткого правления. А ярлыки, прочно прикрепленные Екатериной и ее верным окружением к его имени, живут по сей день. Дело историков обратиться, наконец, к этой личности, чтобы подтвердить или опровергнуть созданный Екатериной миф о царе-недоумке, безумце, способном уничтожить Россию. Миф, в котором множество деталей вступает в противоречие, не позволяя увидеть подлинную картину. Будем следить за исследованиями историков, которым еще предстоит прояснить для нас те «незначительные» полгода, которые судьба подарила законному наследнику российского престола.

Литература

1. Записки императрицы Екатерины II - М., 1999.

2. История России с древнейших времен до начала XXI века /под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007.

3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга Ш-Мн., 2007.

4. Ковалев К. Бортнянский. - М.,1989.

5. Эйдельман Н.Я. Твой 18-й век. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.