Научная статья на тему 'Оптимальное распределение ресурсов мобильного оператора на новые услуги связи'

Оптимальное распределение ресурсов мобильного оператора на новые услуги связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ОПЕРАТОРЫ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ожерельев Сергей

В статье предлагается методика расчета оптимального варианта распределения капитальных вложений на внедрение новых услуг операторами мобильной связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальное распределение ресурсов мобильного оператора на новые услуги связи»

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Услуги связи

Оптимальное распределение ресурсов мобильного оператора на новые услуги связи

Сергей ОЖЕРЕЛЬЕВ,

аспирант МТУСИ

В статье предлагается методика расчета оптимального варианта распределения капитальных вложений на внедрение новых услуг операторами мобильной связи

Іоссиискии рынок сотовой связи приблизился к полному насыщению. В апреле 2009 г. количество зарегистрированных в России 81М-карт выросло до 193,1 млн. Уровень проникновения в целом по России составил 136%.

По прогнозам аналитиков, в следующие несколько лет тарифы на сотовую связь будут незначительно падать. Чтобы сохранить прежний уровень доходов, операторам придется развивать дополнительные услуги связи. Сюда входят услуги 8М8/ММ8, информационно-развлекательные услуги, услуги передачи данных и др.

С переходом к системам 30 операторы связи смогут предоставлять своим абонентам ряд новых услуг. Таким образом, появляется задача оптимального распределения ресурсов компании на создание новых услуг.

В качестве итогового показателя оценки эффективности той или

с с с.

инои услуги предлагается использовать величину чистоИ текущей стоимости NPV (Net Present Value), создаваемой этой услугой:

NPV=CF0 - I0,

(1)

CF,

где

CF0 =

s——

£(1 + a)J

приведенные к начальному моменту времени чистые доходы;

СБ]= Пг] + А - ожидаемая чистая прибыль к концу ]го года;

Пг] - ожидаемая чистая прибыль к концу ]-го года;

А] - амортизационные отчисления в ]-т году;

а - дисконт-фактор; т - количество рассматриваемых лет;

Г

— + Ihg

(2)

где 1нач - требуемые инвестиции на начальный момент времени;

I - ожидаемые инвестиции в 1-м году.

Значения дисконт-фактора а для СЕ0 и !0 в общем случае различны.

К0

Примеры оптимального распределения ресурсов по трем услугам

ЫРУ, млн у.е.

0% 0 0 0

33% 4 5 4

66% 9 9 8

100% 11 12 13

коммуникационной сети ведущих сотовых компаний располагается на больших пространствах и во многих населенных пунктах, то проекты, как правило, хорошо поддаются дроблению.

Для нахождения оптимального варианта распределения капитальных вложений на создание различных услуг, при которых будет обеспечен максимальный прирост КРУ, воспользуемся методом динамического программирования.

Покажем методику нахождения оптимального распределения ресурсов на простом примере, где рассматривается всего три услуги и капитальные затраты (Ко) разбиваются на три части (см. таблицу).

Пусть общая

сумма финансо- Методика нахождения оптимального

вых ресурсов опе- распределения ресурсов на примере трех услуг

ратора мобильной связи на начальный момент времени ограничена величиной Ко и имеется несколько проектов по внедрению различных услуг с суммарным объемом требуемых инвестиций, превышающим имеющиеся у предприятия финансовые ресурсы

(Х1нач>Ко). Требуется составить инвестиционный портфель, максимизирующий суммарный возможный прирост капитала.

Так как инфраструктура теле-

Сентябрь-октябрь 2009 і

а

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Услуги связи

Условия задачи представлены на рисунке. Начальная точка 8о соответствует состоянию системы, когда капиталовложения (Ко=100%) предстоит распределить на создание трех услуг. Конечная точка 83 соответствует состоянию системы, когда все капиталовложения израсходованы (Ко=0%).

Решение задачи разбивается на три этапа, каждый из которых соответствует одной из трех рассматриваемых услуг. Сумма капиталовложений в каждую услугу может составлять 0%, 33%, 66% или 100% от Ко.

Управление на к-ом этапе к решения задачи сводится нахождению такого варианта распределения имеющейся на начало этапа суммы капиталовложений между услугами, при котором суммарное значение ЫРУ было бы максимальным. А в целом задача сводится к нахождению пути от 80 к 83. При этом движение осуществляется с последнего шага (услуга 3).

Каждой сумме капиталовложений соответствует единственное

значение ЫРУ, или из каждой вершины в 83 ведет единственный путь. Выбор этого пути является условно оптимальным управлением по распределению ресурсов. Значение ЫРУ записывается в квадрате справа у каждой вершины 82. Затем переходим к планированию услуги 2.

Показатель ЫРУ обладает свойством аддитивности, что позволяет складывать значения этого показателя при различных долях капиталовложений. Суммарное значение ЫРУ указываем в квадрате справа у каждой вершины 81. Далее переходим к последнему шагу решения задачи.

Суммарные значения ЫРУ различных услуг представлены в квадратах справа от вершины 80. По максимальному значению ЫРУ выбираем путь от 80 к 83 (выделен жирными линиями). Как видно из рисунка, на первую услугу необходимо выделить 66% от капиталовложений, на вторую - 33% и 0% на третью услугу. В этом случае получаем максимальное значение суммарного показателя

Ÿ.NPV = 14 млн у.е.

Следует отметить, что распределение капиталовложений можно начинать с любой услуги и в любой последовательности, достаточно лишь в начале решения определить, какому этапу какая услуга соответствует.

Таким образом, представленный метод способствует формированию оптимального пакета задач по внедрению новых услуг операторами мобильной связи.

Литература

1. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ. под ред. А.Н. Шохина. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1997. 247 с.

2. Экономико-математические мето-

ды и модели в планировании и управлении в отрасли связи: Учебник для вузов/ Н.М. Губин, А.С. Добронравов, Б.С. Дорохов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Радио и связь, 1993. 376 с. ^

ХРОНИКА I Новости компаний J

Autodesk Форум: технологии для инновации 23 сентября 2009 г. состоялся Autodesk Форум - крупнейшее событие для инженеров, архитекторов, конструкторов и проектировщиков России и СНГ, призванное способствовать развитию инновационной экономики. В рамках Форума около 4000 специалистов посетили более 140 семинаров, конференций и тест-драйвов в 42 городах СНГ (Актау, Алма-Ата, Архангельск, Астана, Аты-рау, Волгоград, Воронеж, Днепропетровск, Донецк, Екатеринбург, Иваново, Казань, Калининград, Караганда, Киев, Краснодар, Красноярск, Минск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Одесса, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сумы, Темиртау, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уральск, Усть-Каменогорск, Уфа, Хабаровск, Харьков, Ярославль). Инициатор Форума - компания Autodesk - ведущий производитель программных решений для проектирования, дизайна и инноваций. АиК^еэк Форум - это один из шагов к преодолению обозначенной президентом России Дмитрием Медведевым проблемы технологического отставания нашей страны, образовательная программа для тысяч профессионалов: представителей машиностроительной отрасли, проектных организаций в промышленном, гражданском, инфраструктурном строительстве, а также специалистов творческих студий, работающих с анимацией и графикой. Она позволила им познакомиться с наиболее актуальными тенденциями - самыми современными технологиями, помогающими реализовать ин- новации, повысить производительность, сократить время проектирования и просто получать удовольствие от работы. Традиционно технологическим партнером АиК^еэк Форума выступила компания НР - мировой лидер в сфере информационных технологий. По окончании Форума в 60 городах СНГ проходило еще около 400 мероприятий, в которых принимали участие свыше 10 тыс. профессионалов, которые смогли получить информацию о наиболее современных технологиях в области разработки новых изделий, проектирования более качественных и привлекательных зданий и объектов инфраструктуры. www.autodesk.ru МГТС подключила к Интернету более 200 тыс. москвичей Абонентская база активных пользователей услуг высокоскоростного широкополосного доступа (ШПД) в Интернет Московской городской телефонной сети, входящей в Группу компаний «КОМСТАР-ОТС», по итогам двух лет работы на московском рынке Интернет-доступа превысила 200 тыс. По данным на 1 октября, МГТС подключила к услугам широкополосного доступа в Интернет более 210 тыс. абонентов. Таким образом, прирост абонентской базы за третий квартал составил 28 тыс. активных пользователей. Этот рубеж был преодолен за счет уникальных возможностей МГТС по работе со своей телефонной абонентской базой и принципиального улучшения качества обслуживания абонентов, совершенного компанией в рамках анонсированной в начале этого года программы «КОМСТАР-Клиент-Каче- ство». Дальнейший рост абонентской базы услуг Интернет-доступа и повышение качества предоставляемых услуг планируется достичь благодаря реализации следующих мероприятий: У начало продаж Интернет-комплекта («Коробочный Интернет»), который позволит абоненту МГТС самостоятельно подключать услугу, не тратя времени на ожидание мастера; У запуск услуги «ускоренного» подключения к Интернету в течение суток; У SMS-информирование об этапах подключения нового пользователя, чтобы клиент компании не чувствовал себя «потерянным» на протяжении периода подключения; У появление функции новой настройки модема, позволяющей самостоятельно подключать несколько компьютеров одновременно; У возможность подключения и оказания техподдержки пользователями Macintosh. «Число абонентов, подключенных к Интернету от МГТС, достигло планки в 200 тыс. благодаря нашим уникальным возможностям, таким как кредитная система оплаты, единый счет за все потребляемые телекоммуникационные услуги МГТС, сервисы сессионного доступа в Интернет, цифровое интерактивное телевидение IPTV и многое другое. Не останавливаясь на достигнутом, мы планируем открывать перед нашими клиентам все новые возможности, которые сделают услуги МГТС еще более привлекательными для наших абонентов», - отметил генеральный директор МГТС Сергей Назаров. www.mgts.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.