3. Маркова С.В., Никитская Е.А. Содержательные аспекты организации производственной практики студентов на базе образовательного учреждения для подростков с девиантным поведением. Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания // сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко, 2015. С. 359-365.
4. Мороз Е. Ф. Система образования как фактор обеспечения национальной безопасности // Философия образования, 2014. № 3. С. 33-42.
5. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка курсантов - будущих социальных педагогов к консультативной деятельности. Современные проблемы науки и образования, 2015. № 6-0. С. 429.
ОПТИМАЛЬНОЕ НОРМИРОВАНИЕ НАГРУЗОК В КОМПЛЕКСАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ Бабичева И.В.
Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена разработке технологии оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток. Выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое физическое упражнение в процессе проведения практических занятий. Комплексы оздоровительной аэробики дифференцированы по зонам интенсивности.
Ключевые слова: технология, оздоровительная аэробика, частота сердечных сокращений, регулирование, оптимизация.
В настоящее время большой популярностью пользуются различные виды гимнастики танцевальной направленности, что является одним из эффективных средств вовлечения студенческой молодежи в систематические занятия физическими упражнениями. Следует отметить, что отношение студенток к различным танцевальным направлениям характеризуется положительной мотивацией, заметно растёт интерес к занятиям, удовлетворённость ими. В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость внесения изменений в процесс физического воспитания студенток, а именно: совершенствование учебного процесса средствами определенного вида двигательной активности [1, 2].
Для организации и построения образовательного процесса, а также определения средств и методов компенсации двигательной активности студенток была разработана и экспериментально обоснована технология поэтапного применения средств оздоровительной аэробики, подобранных в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся.
Разработанная программа была основана на использовании различных видов двигательной активности, применяемых в оздоровительной тренировке женщин: классической аэробики, ритмической гимнастики, системы Пилатес, шейпинга, восточных танцев, стретчинга, йоги, статических упражнений. Такое сочетание обеспечивает равномерное распределение физической нагрузки на основные мышечные группы, не приводит к однообразию, снижению эмоциональности занятий и потере к ним интереса, упрощает оптимизацию физической нагрузки. Средства из вышеназванных видов оздоровительной гимнастики достаточно популярны и доступны большинству занимающихся. Однако задачи, принципы, компоненты и методика их применения несколько различаются [3, 4].
При составлении программы для определения соответствия применяемых средств и методов особенностям женского организма, сочетания различных по направленности упражнений в одном комплексе с оптимальным нормированием нагрузок по объему и интенсивности использовали монитор сердечного ритма. Непрерывная регистрация и анализ показателей ЧСС на протяжении всего занятия позволили проследить за изменениями функционального состояния сердечнососудистой системы занимающихся и определить оптимальное соотношение используемых средств.
Использование монитора сердечного ритма позволило выявить, что в комплексах оздоровительной аэробики используются упражнения аэробно-анаэробной и анаэробной
направленности и дифференцировать комплексы оздоровительной аэробики по зонам интенсивности (высокой - 150-180 уд/мин, средней - 130-150 уд/мин, низкой - до 130 уд/мин). Оптимальная интенсивность для развития общей выносливости - 130-150 уд/мин; силовой выносливости - 150-165 уд/мин; координационных способностей - 150-160 уд/мин; силовых возможностей и гибкости - 120-140 уд/мин.
На обучающих занятиях оздоровительной аэробики низкой интенсивности (до 140 уд/мин) были исследованы базовые упражнения оздоровительной аэробики. Наименьшие средние значения ЧСС зарегистрированы в упражнениях «марш» - 121 уд/мин. В упражнении «бег» эта величина возрастает до 127 уд/мин. При выполнении упражнения «прыжок - стойка ноги врозь - ноги вместе» средняя величина нагрузки увеличивается до 136 уд/мин. В упражнениях «подъем колена», «выпад», «скачок» и «мах» средняя величина кардионагрузки у девушек превышает 140 уд/мин и составляет 140 уд/мин, 144 уд/мин, 146 уд/мин и 149 уд/мин, соответственно. В связи с этим базовые аэробные шаги, выполняемые девушками, можно расположить по мере увеличения величины кардионагрузки в следующем порядке: «марш», «бег», «прыжок - стойка ноги врозь - ноги вместе», «подъем колена», «выпад», «скачок» и «мах».
Полученные данные позволяют выстроить определенную систему использования базовых аэробных шагов в различных частях занятия, более эффективно контролировать повышение интенсивности за счет амплитуды, заменять движения высокой интенсивности движениями низкой, изменять темп выполнения элементов (на каждый счет, через такт) и индивидуализировать учебный процесс даже в условиях групповых занятий.
Список литературы
1. Белкина Н.Б. Здоровьесберегающая технология физического воспитания студенток вуза // Теория и практика физической культуры, 2006. № 2. С. 7-11.
2. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Пути компенсации двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток // Теория и практика физической культуры, 1975. № 4. С. 54-57.
3. Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры, 2007. № 8. С. 69.
4. Кошбахтиев И.А Информационное обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов. Учебное пособие. Ташкент, 2004. 80 с
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ Рондырев-Ильинский В.Б.
Рондырев-Ильинский Владимир Борисович - кандидат педагогических наук, кафедра географии, факультет экологии и инжиниринга, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы организации обучения по формированию у студентов знаний и умений в области гражданской обороны с использованием современных педагогических технологий и методов обучения. Используемые активные методы обучения при проведении занятий по гражданской обороне строились на практической направленности, творческом характере обучения, использовании имеющихся у студентов знаний и опыта, деятельностном подходе к обучению. Проводимые исследования показали, что применение в профессиональном обучении студентов вузов методов активного обучения при изучении тем по гражданской обороне позволяет повысить качество их подготовки.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, гражданская оборона, методы обучения, активные методы.
Поиск путей совершенствования качества обучения студентов в процессе профессионального обучения, заставляет педагогов вузов активизировать работу в данной области, определяя наиболее оптимальные технологии и методы обучения.