КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АЭРОБИКЕ В ВУЗЕ
Е.В. ТОКАРЬ, А.М. КОРЧЕВСКИЙ, И.В. САМСОНЕНКО, Амурский государственный университет,
г. Благовещенск
Аннотация
Аэробика - популярный вид двигательной активности среди студентов вуза. Преподавателями кафедры физической культуры Амурского государственного университета разработана компьютерная программа по оценке физического состояния студентов, организации оздоровительной тренировки по аэробике. В статье представлена характеристика данной программы, рассмотрены особенности работы с программой.
Ключевые слова: аэробика, студенты, физическое воспитание, компьютерная программа.
Abstract
Aerobics is the popular kind of physical activity among female students of the universities. The teachers of physical culture department of the Amur State University have developed a software program about the evaluation of physical state of students and organization of health-improving training by aerobic. The article deals with the characteristics of the software, working peculiarities of the software program.
Key words: aerobics, students, physical education, software program.
Долгие годы большой популярностью среди девушек нашего вуза пользуется аэробика. Положительное влияние аэробики на физическое и психическое состояние студенток подтверждается исследованиями многих авто-
ров [1, 2, 3]. По результатам опроса студенток Амурского государственного университета мы определили мотивы, побуждающие их к занятиям аэробикой. В процессе опроса были получены результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Статистическая группировка результатов анкетирования
Содержание вопроса Положительные ответы, % Место ответов в зависимости от их значимости
Желание исправить отдельные недостатки фигуры (например, увеличить грудь, уменьшить бедра, талию и т. д.), улучшить осанку 74,2 1
Желание быть стройной, похудеть 51,6 2
Желание снять нервное напряжение после учебы, улучшить нервно-психическое состояние и самочувствие 45,1 3
Развить физические качества: выносливость, силу, гибкость, ловкость. Считаю, что аэробика наиболее гармонично влияет на развитие этих качеств 32,2 4
Снизить заболеваемость 21,5 5
Занятия аэробикой дают возможность научиться красиво двигаться, танцевать 16,1 6
Повысить физическую и умственную работоспособность 12,9 7
Возможность в дальнейшем работать инструктором 3,2 14
Спортзал расположен близко к месту учебы, дому 1,1 15
Наиболее значимыми мотивами являются следующие: желание исправить отдельные недостатки фигуры, улучшить осанку; быть стройной, похудеть; снять нервное напряжение после учебы, улучшить нервно-психическое состояние и самочувствие; развить физические качества: выносливость, силу, гибкость, ловкость; снизить заболеваемость.
Интерес студенток к своему здоровью, физическому состоянию способствует формированию потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Эффективность тренировки может увеличиться, если в процессе занятий использовать популярную сре-
ди студенток аэробику и компьютерные технологии. Внедрение компьютерных технологий в процесс физического воспитания студентов в настоящее время рассматривается как важнейшее направление научно-технического прогресса в области интенсификации и индивидуализации обучения, повышения эффективности двигательной деятельности учащихся. Однако изучение литературных источников и собственные практические исследования позволили нам сделать вывод о том, что эффективных компьютерных технологий для студенческой молодежи в настоящее время явно недостаточно.
В связи с этим нами разработана компьютерная программа, которая включают систему контроля, экспертизы и управления параметрами физического состояния занимающихся на основе использования средств аэробики (свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2011614235).
Основные характеристики компьютерной программы
• Наименование: Оценка физического состояния студенток. Рекомендации по организации оздоровительной тренировки (для девушек).
• Назначение: диагностика физического состояния.
• Среда разработки: Borland Delphi 7.
• Объем: 130 Мб.
• База данных: запись, хранение, сортировка, статистика.
• Контингент: девушки 17-22 года.
• Программа занятий: рекомендации по организации оздоровительной тренировки, упражнения, направленные на коррекцию фигуры.
• Оцениваемые характеристики: оценка показателей физического развития, уровня физического состояния.
• Пользователи: вузы.
Рассмотрим содержание и принципы работы программы.
Структура программы представлена контрольным блоком, включающим комплекс специальных показателей для компьютерного контроля и анализа; экспертным, включающим специальные индексы и нормативные региональные модели; блоком управляющих воздействий с индивидуальными тренировочными программами, направленными на коррекцию антропометрических, функциональных показателей и двигательных качеств занимающихся. В контрольном блоке мы определили ввод следующих данных: дату тестирования, ФИО, дату рождения, № группы, которые необходимы для персона-лизации рекомендаций (рис. 1).
Для определения физического состояния предусмотрен ввод антропометрических и функциональных характеристик (рис. 2).
Эти показатели необходимы для последующей оценки физического состояния занимающихся и выдачи индивидуальных программ тренировок, направленных на коррекцию фигуры, функционального развития.
Показатели тестирования анализируются путем экспертной оценки на основе сопоставления индивидуальных параметров тестируемого с модельными характеристиками. Модельные характеристики разработаны нами на основе обследования студенток АмГУ методом математической статистики при помощи программы Deductor. Данные сгруппированы в специальные оценочные таблицы с учетом возраста, роста и типа телосложения (рис. 3).
Определение уровня физического состояния (УФС) осуществляется по методике Е.А. Пироговой (1986). Для наглядности уровень физического состояния представлен в виде профиля (рис. 4).
гаэ|
Рис. 1. Скриншот КП «Личная карта»
Рис. 2. Скриншот КП «Ввод данных»
Рис. 3. Скриншот КП «Оценка показателей физического развития»
С*)
Рис. 4. Скриншот КП «Оценка уровня физического состояния»
В зависимости от возможных результатов оценки физического состояния разработаны управляющие воздействия, которые направлены на формирование индивидуальных программ занятий с целью физического совершенствования студенток. Разработка программ включает подбор средств аэробной и силовой направленности, определение параметров нагрузки (рис. 5).
Рис. 5. Скриншот КП «Общие рекомендации»
С целью обоснования эффективности использования данной компьютерной программы в процессе занятий по аэробике со студентками вуза нами были проведены экспериментальные исследования.
В педагогическом эксперименте приняли участие две равнозначных по уровню физического состояния группы студенток 18-19 лет - контрольная и экспериментальная, - по 12 чел. в каждой.
Девушки контрольной группы занимались аэробикой по общепринятой методике без использования компьютерных технологий. Их физическое состояние при определении величины нагрузки не учитывалось. Все рекомендации преподаватель давал самостоятельно,
в устной форме, ориентируясь только на свои знания, интуицию и самочувствие студенток.
В экспериментальной группе занятия проводились с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Содержание программы тренировок реализовывалось при помощи разработанной нами компьютерной программы. Каждая студентка экспериментальной группы погружалась в информационную среду, получая максимум доступной информации о своем физическом состоянии и путях его улучшения. Девушкам давались индивидуальные рекомендации по основным направлениям коррекции физического состояния (регуляция массы тела, исправление дефектов осанки, коррекция фигуры, совершенствование физических качеств и функциональных показателей и др.). Ежемесячно в данной группе осуществлялся контроль физического состояния, и по данным объективных количественных показателей, основанных на измерениях, автоматически вносилась коррекция в процесс занятий. Причем каждая студентка экспериментальной группы получала информацию о динамике своего физического состояния, рекомендации для дальнейших занятий и обновленную (скорректированную) программу тренировок. Тренировки организовывались индивидуально-групповым методом. Все участвующие в эксперименте занимались физическими упражнениями (дополнительно, во внеучебное время) 3 раза в неделю по 60 мин в течение учебного года. Контрольные педагогические испытания, по результатам которых определилось влияние применяемых программ на динамику физического состояния студенток контрольной и экспериментальной групп, проводились ежемесячно.
В результате экспериментальных исследований нами доказано положительное воздействие занятий аэробикой с использованием данной компьютерной программы на физическое состояние студенток (табл. 2).
У девушек контрольной группы, занимающихся аэробикой по традиционной схеме, без использования компьютерных технологий, уменьшилась окружность талии и увеличился результат в упражнении на пресс. По остальным показателям физического, функционального развития и физической подготовленности статистически достоверных сдвигов не выявлено. Это объясняется отсутствием индивидуального подхода в выдаче рекомендаций по коррекции показателей. У девушек экспериментальной группы произошли достоверные изменения практически по всем артропометрическим параметрам. Масса тела уменьшилась на 5,2%, окружность талии - на 4,6%, бедер - на 4,4%. Увеличились показатели физической подготовленности: поднимание туловища за 30 с - на 17,8%, прыжок в длину с места -на 4,6%, наклон вперед - на 23,3%, бег 2000 м - на 5%. Изменились функциональные показатели: частота сердечных сокращений в покое уменьшилась на 7,6%, ЖЕЛ увеличилась на 3,5%. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что девушки занимались по индивидуальным программам с учетом физического состояния. Каждая студентка получала информацию о своем физическом и функциональном развитии, физической подготовлен-
С*)
ности. Выдавались дополнительные рекомендации по коррекции фигуры, осанки, использованию упражнений на развитие силы, гибкости, ловкости, общей выносли-
вости, кардионагрузке. По мере улучшения показателей физического состояния вносились изменения в программу тренировки.
Таблица 2
Динамика показателей физического состояния студенток за время эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная группа
Характеристика до после разница до после разница
в ед. в ед. в ед. в % в ед. в ед. в ед. в %
Масса тела, кг М ± т р 59,5 1,02 59,1 0,67 -0,4 > 0,05 -0,7 59,2 0,76 56,1 0,88 -3,1 < 0,05 -5,2
Масса жировой ткани, кг М ± т р 13,4 0,40 13,0 0,32 -0,4 > 0,05 -3,0 13,1 0,41 11,0 0,37 -2,1 < 0,05 -16,0
Окружность талии, см М ± т р 67,8 0,65 66,0 0,56 -1,8 < 0,05 -2,6 67,5 0,83 63,9 0,78 -3,1 < 0,05 -4,6
Окружность бедер, см М ± т р 93,0 0,82 92,7 0,91 -0,3 > 0,05 -0,3 95,1 0,92 90,9 0,64 -4,2 < 0,05 -4,4
ЧСС в покое, уд./мин М ± т р 79,2 1,50 77,4 1,40 -1,8 > 0,05 -2,3 78,6 1,71 72,6 1,50 -6,0 < 0,05 -7,6
ЖЕЛ, л М ± т р 2,7 0,09 2,7 0,06 0 > 0,05 0 2,9 0,09 3,0 0,09 0,1 < 0,05 3,5
Сила кисти, кг М ± т р 26,8 0,66 27,0 0,60 0,2 > 0,05 0,8 24,6 0,55 27,3 0,56 2,7 < 0,05 11,0
Поднимания туловища, кол-во раз за 30 с М ± т р 18,9 0,29 19,8 0,30 0,9 < 0,05 4,8 18,5 0,51 21,8 0,55 3,3 < 0,05 17,8
Прыжок в длину с места, см М ± т р 163,1 3,01 160,0 2,79 -3,1 > 0,05 -1,9 162,3 2,42 169,8 2,50 7,5 < 0,05 4,6
Наклон вперед, см М ± т р 7,5 1,73 8,5 1,28 1,0 > 0,05 13,3 6,0 0,42 7,4 0,57 1,4 < 0,05 23,3
Бег 2000 м, мин, с М ± т р 11,37 0,20 11,35 0,18 2 с > 0,05 0,3 11,18 0,15 10,44 0,20 34 с < 0,05 -5,0
Нами доказано, что такой подход стимулирует появление у студенток интереса к своему здоровью и физическому состоянию, способствует формированию потребности в регулярных занятиях физическими
упражнениями. В связи с этим возникает необходимость создания большего числа альтернативных компьютерных программ по различным видам двигательной активности, популярным в студенческой среде.
Литература
1. Антипова Е.М. Эффективность физкультурно- М.В. Гаврилик // Вестник спортивной науки. - 2013. -оздоровительных занятий с девушками 18-20 лет на № 2. - С. 46-49.
основе средств аэробики и шейпинга / Е.М. Антипова // 3. Лисицкая Т.С. Аэробика: в 2 т. - Т. 1. Теория и ме-
Вестник спортивной науки. - 2012. - № 4. - С. 57-59. тодика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация
2. Гаврилик М.В. Улучшение здоровья учащейся моло- аэробики России, 2002. - 232 с. дежи средствами оздоровительной физической культуры /
References
1. Antipova E.M. Efficiency of sports and improving 3. Lisitskауа T.S. Aerobics: at 2 v. - V. 1. Theory occupations with girls of 18-20 years on the basis of means and methods / T.S. ^йхкауа, L.V. Sidneva. - M.: Aerobics of aerobics and shaping / E.M. Antipova // Vestnik spor- federation of Russia, 2002. - 232 р.
tivnoj nauki. - 2012. - N 4. - P. 57-59.
2. Gavrilik M.V. Improving of students health by means of recreational physical culture / M.V. Gavrilik // Vestnik sportivnoj nauki. - 2013. - N 2. - P. 46-49.
C*)