Научная статья на тему 'Использование современных педагогических технологий в профессиональном обучении студентов при изучении тем по гражданской обороне'

Использование современных педагогических технологий в профессиональном обучении студентов при изучении тем по гражданской обороне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рондырев-ильинский Владимир Борисович

В статье рассмотрены вопросы организации обучения по формированию у студентов знаний и умений в области гражданской обороны с использованием современных педагогических технологий и методов обучения. Используемые активные методы обучения при проведении занятий по гражданской обороне строились на практической направленности, творческом характере обучения, использовании имеющихся у студентов знаний и опыта, деятельностном подходе к обучению. Проводимые исследования показали, что применение в профессиональном обучении студентов вузов методов активного обучения при изучении тем по гражданской обороне позволяет повысить качество их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных педагогических технологий в профессиональном обучении студентов при изучении тем по гражданской обороне»

направленности и дифференцировать комплексы оздоровительной аэробики по зонам интенсивности (высокой - 150-180 уд/мин, средней - 130-150 уд/мин, низкой - до 130 уд/мин). Оптимальная интенсивность для развития общей выносливости - 130-150 уд/мин; силовой выносливости - 150-165 уд/мин; координационных способностей - 150-160 уд/мин; силовых возможностей и гибкости - 120-140 уд/мин.

На обучающих занятиях оздоровительной аэробики низкой интенсивности (до 140 уд/мин) были исследованы базовые упражнения оздоровительной аэробики. Наименьшие средние значения ЧСС зарегистрированы в упражнениях «марш» - 121 уд/мин. В упражнении «бег» эта величина возрастает до 127 уд/мин. При выполнении упражнения «прыжок - стойка ноги врозь - ноги вместе» средняя величина нагрузки увеличивается до 136 уд/мин. В упражнениях «подъем колена», «выпад», «скачок» и «мах» средняя величина кардионагрузки у девушек превышает 140 уд/мин и составляет 140 уд/мин, 144 уд/мин, 146 уд/мин и 149 уд/мин, соответственно. В связи с этим базовые аэробные шаги, выполняемые девушками, можно расположить по мере увеличения величины кардионагрузки в следующем порядке: «марш», «бег», «прыжок - стойка ноги врозь - ноги вместе», «подъем колена», «выпад», «скачок» и «мах».

Полученные данные позволяют выстроить определенную систему использования базовых аэробных шагов в различных частях занятия, более эффективно контролировать повышение интенсивности за счет амплитуды, заменять движения высокой интенсивности движениями низкой, изменять темп выполнения элементов (на каждый счет, через такт) и индивидуализировать учебный процесс даже в условиях групповых занятий.

Список литературы

1. Белкина Н.Б. Здоровьесберегающая технология физического воспитания студенток вуза // Теория и практика физической культуры, 2006. № 2. С. 7-11.

2. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Пути компенсации двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток // Теория и практика физической культуры, 1975. № 4. С. 54-57.

3. Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры, 2007. № 8. С. 69.

4. Кошбахтиев И.А Информационное обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов. Учебное пособие. Ташкент, 2004. 80 с

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ Рондырев-Ильинский В.Б.

Рондырев-Ильинский Владимир Борисович - кандидат педагогических наук, кафедра географии, факультет экологии и инжиниринга, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы организации обучения по формированию у студентов знаний и умений в области гражданской обороны с использованием современных педагогических технологий и методов обучения. Используемые активные методы обучения при проведении занятий по гражданской обороне строились на практической направленности, творческом характере обучения, использовании имеющихся у студентов знаний и опыта, деятельностном подходе к обучению. Проводимые исследования показали, что применение в профессиональном обучении студентов вузов методов активного обучения при изучении тем по гражданской обороне позволяет повысить качество их подготовки.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, гражданская оборона, методы обучения, активные методы.

Поиск путей совершенствования качества обучения студентов в процессе профессионального обучения, заставляет педагогов вузов активизировать работу в данной области, определяя наиболее оптимальные технологии и методы обучения.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50...70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведённым данные были получены также американскими и российскими исследователями [1].

В ходе практической работы со студентами, мы выявили, что при изучении отдельных тем по гражданской обороне целесообразно использовать активные методы обучения. Использование данной методики обучения продиктовано применением новых способов структурирования и подачи учебного материала, форм проведения занятий и опроса обучаемых, в нашем случае - жителей зданий повышенной этажности [2].

В результате качественно проведенных занятий по гражданской обороне и защите населения каждый студент приобретает теоретические знания и практические навыки применения различных способов, приемов по ликвидации чрезвычайной ситуации и способах оказания помощи пострадавшим. В процессе занятий с применением указанных методов и технологий у студентов вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, самообладание и воля, выдержка и психологическая устойчивость к работе в условиях воздействия различных опасных факторов.

При определении содержания этапов и стадий формирования профессиональной деятельности мы указывали на необходимость соблюдения в процедуре формирования общих принципов композиции и декомпозиции систем. Опираясь на них, мы пришли к выводу о необходимости постепенного «наращивания» психологического контура регулирования при переходе от одного этапа к другому и обеспечения условий для перехода «от общего к частному» при переходе от одной стадии к другой.

Разнообразие методов и приемов при изучении, казалось бы, такой мало сложной и мало интересной тематики как «гражданская оборона» создает у студентов интерес к самой деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к занятиям.

Очень важно, чтобы студенты, с которыми проводятся занятия, научились не только выполнять требования по заранее отработанному алгоритму действий, но и научились думать и принимать самостоятельные решения при изменении ситуации.

Что же представляют собой используемые в процессе профессиональной подготовки студентов активные методы обучения. Прежде всего - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения при проведении занятий по гражданской обороне строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании имеющихся у них знаний и опыта, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии [1].

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные [3].

Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. Имитационные методы бывают игровые и неигровые в зависимости от условий проводимых занятий

Неимитационные: проблемная лекция, учебная дискуссия, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой.

При выборе метода обучения следует, прежде всего, проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление обучаемых, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

Согласно проведенным опросам студентов в течение 2015-2016 гг., о применении на занятиях при изучении тем по гражданкой обороне активных методов обучения стимулировало их познавательную деятельность. Также можно отметить, что пропуски занятий по неуважительным причинам сократились с 18 до 12%, а активность на занятиях достигла 82 %, что относится к показателям, непосредственно влияющим на качество подготовки студентов.

Таким образом, применение современных педагогических методов и приемов в профессиональном обучении студентов при изучении тем по гражданской обороне позволяет повысить качество их подготовки.

Список литературы

1. Курьянов М.А., Половцев В.С. Активные методы обучения. Учебно-методическое пособие. Тамбов: ТГТУ, 2011. 80 с.

2. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений / А.П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 386 с.

3. Педагогика: теория, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебн. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М: Издательский центр «Академия», 2007. 512 с.

О ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИИ ДОКАЗАТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ Инатов А.И.1, Останов К.2

'Инатов Аброр Исматович — ассистент, кафедра информационных технологий, факультет прикладной математики и информационных технологий; 2Останов Курбон - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра теории вероятностей и математической статистики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье излагаются некоторые аспекты формирования у учащихся умений доказать различными способами в процессе обучения математике и даны рекомендации по их применению на уроках алгебры с целью развития творческой самостоятельности учащихся. Обучение этим методам позволяет эффективно развивать мыслительную деятельность школьников. Приводятся примеры использования методов: контрапозиция, метод контрпримеров и приведение подтверждающего примера, метод использования различных частных видов анализа и синтеза, метод рассмотрения всех частных случаев. Ключевые слова: доказательство, способ, контрапозиция, контрпример, подтверждающий пример, частные случаи, анализ и синтез.

УДК: 5':373.6.9:37'-3

Очень важную роль для развития мышления учащихся играют решение задач на доказательство [1]. Особенно на уроках алгебры имеются большие возможности для использования таких задач. При решении таких задач кроме принципа математической индукции, метода предположения от противного, применяются специальные методы, основанные законах математической логиких [3]. Обучение этим методам позволяет эффективно развивать мыслительную деятельность школьников. Остановимся на методических аспектах использования задач на доказательство при изучении курса общеобразовательной школы [2].

1. Доказательство по методу контрапозиции. При использовании такого метода вместо доказательства предложения, предполагая истинным противоположное к предложению В, доказывается истинность противоположного предложения А. Этот метод применяется в тех случаях, когда очень сложно провести непосредственное доказательство. Поэтому в начале

учащимся разъясняется переход от предложения А ^ В к предложению А ^ В, потом предлагается исследовать этот метод доказательства. Например, при изучении формулы сокращенного умножения предлагается следующая задача на доказательство: если 9а2-12ас +2в<0, то докажите, что справедливо неравенство Ь < 5с2 . Учащиеся вместо этого,

доказывают "если Ь > 2с2 , то верно неравенство 9а2 — 12ас + 2Ь > 0, а это можно доказать

проще: 9а2 — 12ас + 2Ь > 9а2 = 12ас + 4с2 = (3а — 2с)2 > 0.

2. Метод контрпримеров и приведение, подтверждающего примера. В качестве контрпримера учитывая эквивалентность предложений УхР(х) (Ух)Р(х), ля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.