Научная статья на тему 'ОПТИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА'

ОПТИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая компетентность / общение / умения и навыки / речь / культура речи / профессиональные качества.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

В данной статье говорится о составной части профессиональных качеств человека умение вести диалог в разных ситуациях, грамотно строить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произносить торжественную речь, добиваться принятия аудитории своих целей. Отсюда следует, что любая профессиональная деятельность, которая сопровождается интеллектуальной работой, невозможна без владения средством, которое поможет преобразовать, выразить в реальной материальной форме результаты этой интеллектуальной деятельности, то есть языком. Таким образом, профессиональная речь понимается как оптимальное использование языковых средств с учетом литературной нормы для достижения профессионально значимых целей в процессе речевого общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА»

ОПТИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО

СПЕЦИАЛИСТА

ИШМАТОВА ШОИРА АБДУГАНИЕВНА

к.п.н., доцент кафедры методики преподавания

русского языка и литературы ГОУ «ХГУ имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

В данной статье говорится о составной части профессиональных качеств человека -умение вести диалог в разных ситуациях, грамотно строить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произносить торжественную речь, добиваться принятия аудитории своих целей. Отсюда следует, что любая профессиональная деятельность, которая сопровождается интеллектуальной работой, невозможна без владения средством, которое поможет преобразовать, выразить в реальной материальной форме результаты этой интеллектуальной деятельности, то есть языком. Таким образом, профессиональная речь понимается как оптимальное использование языковых средств с учетом литературной нормы для достижения профессионально значимых целей в процессе речевого общения.

Ключевые слова: речевая компетентность, общение, умения и навыки, речь, культура речи, профессиональные качества.

Проблема формирования русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции особенно остро встает при организации подготовки специалистов нефилологического профиля, для которых успешная коммуникация является одним из основных показателей профессионализма.

В современных условиях жизни готовность к адекватному общению с партнерами и коллегами по трудовой деятельности является важным критерием оценки профессионализма любого специалиста, так как от этой готовности напрямую зависит успешность деловых контактов.

Составная часть профессиональных качеств человека - умение вести диалог в разных ситуациях, грамотно строить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произносить торжественную речь, добиваться принятия аудитории своих целей.

Следовательно, речь - это показатель профессионального опыта, характера, результат развития, саморазвития, интеллекта, духового и эмоционального мира.

Согласно точке зрения И.А. Зимней, речевая компетентность включает группы умений в области четырех видов деятельности: говорения, слушания, чтения, письма [3].

По мнению современных исследователей, речевая компетентность по праву может рассматриваться как метапредметная, в связи с тем, что владение устной и письменной речью, необходимо как при решении проблем в профессиональной сфере, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью человека [5].

В рамках психолингвистики речь- это высшая психическая функция, является одной из составляющих интеллектуальной деятельности человека, а язык, в свою очередь, представляется средством реализации речевой деятельности и мыслительных процессов [2]. Отсюда следует, что любая профессиональная деятельность, которая сопровождается интеллектуальной работой, невозможна без владения средством, которое поможет преобразовать, выразить в реальной материальной форме результаты этой интеллектуальной деятельности, то есть языком.

Важным и крайне необходимым в контексте рассматриваемой темы «язык и речь» представляет такой раздел науки о языке как культура речи,

Культура речи - сравнительно молодая наука о языке. Как самостоятельный раздел она оформилась под влиянием коренных социальных изменений, произошедших в России. Усиленное внимание к повышению уровня речевой культуры студентов является, таким образом, основным требованием современной общественной деятельности.

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Культура речи - это раздел в лингвистике, в котором устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного литературного языка.

Вторым, не менее важным после нормативности выступает компонент коммуникативный, который характеризует специфику речи как средства общения. В основе общения лежит обмен информацией, а потому определяющую роль в этом процессе играет соответствие отбора языковых средств заданной речевой ситуации.

Важный компонент культуры речи — этический — связан с нормами поведения. Он позволяет определить соответствие целенаправленных речевых действий принятым в данном обществе этическим нормам.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

- владение терминологией данной специальности;

- умение строить выступление на профессиональную тему;

- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо

в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении. Для этого необходимы следующие качества:

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

- владение стилем профессиональной речи;

- умение определять цель и понимать ситуацию общения;

- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- знание этикета и четкость выполнения его правил.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист, - ведущую часть, поскольку для этих профессий, речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному

состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

[7].

Социальный аспект культуры речи определяется социальной ролью человека -особенностями его поведения, обусловленного положением в обществе.

Культура речи включает в себя две ступени освоения литературного языка: достижение правильности речи, т.е. овладение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), и речевое мастерство - не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из вариантов речевых средств наиболее точное в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместные, выразительные. Высокая культура речи предполагает и высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку.

Язык и речь тесно связаны с речевым этикетом. Профессиональный речевой этикет — это система формул общения, устойчивых выражений, используемых в ситуациях профессиональной коммуникации [7].

Владение профессиональным речевым этикетом предполагает использование общих и профессиональных речевых умений. Необходимо помнить, что общие речевые умения - это владение языковыми средствами, соблюдение речевых норм, умение строить тексты различного назначения (как письменные, так и устные) с учётом их особенностей, избегание речевых штампов; логическая, чёткая формулировка высказываний, использование путей усовершенствования собственного вещания; владение речевым этикетом [7].

Из вышесказанного можно утверждать, что наиболее востребованным в трудовой деятельности на сегодняшний день является творческий конкурентоспособный специалист, обладающий профессиональной и социально-психологической компетентностью, развитой коммуникативной компетентностью. Успех в трудовой деятельности человека зависит во многом от уровня развития ключевых языковых компетенций, поведенческой компетенции и культуры речи.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками не только культуры речи, но и обладать лингвистической, коммуникативной, а также поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

В понятие «профессиональная речь» обычно включают три признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи студента - юриста является значительный запас профессиональной лексики, основу которой составляют термины, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность и выразительность речи определяются выбором таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль и в наибольшей мере соответствуют целям и задачам общения. Обладая правильной и хорошей речью, студент юридического факультета может достичь высшего уровня речевой культуры. Это означает, что он не только не должен допускать ошибок, но и уметь наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Таким образом, профессиональная речь понимается как оптимальное использование языковых средств с учетом литературной нормы для достижения профессионально значимых целей в процессе речевого общения.

В современном учебном процессе преобладает идея взаимосвязанного обучения разным видам речевой деятельности, которое рассматривается как фактор оптимизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Исходя из этого методически принципиального положения, разные виды речевой деятельности положительно влияют друг на друга. Различные виды речевой деятельности имеют общие и дифференциальные механизмы, от чего оказываются взаимосвязанными, но не взаимообусловленными, то есть успешность в овладении одним видом не сопровождается таким же успехом в овладении

другими и, наоборот, если обучаемый хорошо читает, это совсем не значит, что он так же хорошо слушает, тем более на иностранном языке. Именно поэтому в дидактической литературе проблеме взаимосвязи видов речевой деятельности посвящены многочисленные научные труды психологов и методистов.

Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, в процессе которой осуществляется формирование, формулирование и передача мыслей в устной форме.

При этом, как отмечают сами студенты, они испытывают значительные трудности в говорении. Поэтому, как справедливо отмечает О. Митрофанова, «организация обучения устной речи на материале будущей специальности иностранных студентов-нефилологов требует самого пристального внимания» [6].

Таким образом, рассмотрение продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности в сравнительно-сопоставительном аспекте позволяет, с одной стороны, более четко разграничить эти речевые процессы, с другой стороны, установить существование неразрывного единства между ними, что обусловливает необходимость обучения им во взаимосвязи. Изучение внутренних механизмов этих процессов позволяет более эффективно управлять обучением продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности на русском языке.

Культура профессиональной деятельности человека во многом определяет её эффективность, репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Специальные навыки, культура поведения, этические нормы приобретаются во время профессионального обучения в вузе. В вузе представляется важным, наряду с речевым этикетом, научить студентов эмоциональной культуре: способности регулировать собственное психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, справляться с эмоциями, снимать тревогу, преодолевать нерешительность и устанавливать эмоциональный контакт включает в себя [1].

Профессиональные речевые умения, кроме применения общих речевых умений, предусматривают владение профессиональной лексикой, терминологией, различными формами письменной и устной профессиональной речи; умение создавать тексты, используемые в ситуациях профессиональной коммуникации; использование отраслевой терминологии, специальной фразеологии, устойчивых выражений, соответствующих социально значимым ситуациям профессиональной коммуникации; анализировать эффективность профессиональной коммуникации; совершенствование собственной профессиональной речи; отбор наиболее целесообразных в профессиональном общении речевых моделей [4]

Будущему специалисту необходимо овладеть «профессиональным общением». Это общение, представляющее собой голосовое взаимодействие специалиста с коллегами и клиентами организации в процессе профессиональной деятельности.

Необходимо помнить, что важной частью профессиональной культуры является культура общения. Культура общения чрезвычайна важна для таких профессий, как учитель, журналист, менеджер, юрист и других специалистов гуманитарной сферы, т.к. в этих профессиях речь является основным инструментом работы.

Профессиональная культура также включает в себя следующие компоненты: владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культурой поведения, эмоциональной культурой, общей культурой речи и культурой профессионального общения [8].

Использование профессионального речевого этикета позволяет планомерно строить различные этапы коммуникативных процессов, разнообразить и выражать собственную речь; осуществлять общение на основополагающих принципах о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой. Целесообразно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, составлять документы различного назначения,

конструировать учебно-содержательные материалы, осуществлять контроль, самоанализ и саморегуляцию в профессиональной деятельности.

В заключение можно отметить, что язык и речь, являясь основой человеческого мышления и общения, составляют две стороны одного феномена.

Язык и речь существуют в зависимости друг от друга и оказывают двухстороннее влияние в процессе своего формирования и непрерывного развития, и изменения. Участвуя в образовании коммуникативной компетенции, составляют ядро профессиональной компетентности.

Вслед за Р.Б. Сабаткоевым мы считаем, что при определении методов обучения русскому языку нерусских студентов следует исходить из лингвистического понимания языка и речи как двух аспектов одного явления, каждый из которых имеет свою специфику. Только взаимодействие и единство языка и речи обеспечивают успешное общение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева-Вовк, М. И. Педагогические условия социализации студентов средствами культуры речи [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / / М. И. Алексеева-Вовк ; Нац. мед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - К., 2008. - 18 с.

2. Глухов, В. П. Психолингвистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 361 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.]. Глухов, В. П.

3. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова H.A. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М., 1999

4. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989 С. 3-8..

5. Косянова О.М. Коммуникативная компетентность как одна из основ качественного профессионального образования студентов правовых специальностей // Наука и школа № 1, 2008. С. 8-12.

6. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения / О. Д. Митрофанова. - М.: Русский язык, 1985. - 232 с.

7. Русский язык и культура речи: учебное пособие для высшего профессионального образования / Б.Г. Бобылев [и др.]; под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. Б.Г. Бобылева. -Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014 - 401 с.

8. Сабаткоев Р. Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе: метод, пособие. Орджоникидзе, 1979. С. 8.

9. Фонарев, А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализа-ции / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 88-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.