Научная статья на тему 'Опросник для оценки риска развития аддикции у детей и подростков и его апробация на старших дошкольниках'

Опросник для оценки риска развития аддикции у детей и подростков и его апробация на старших дошкольниках Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
448
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опросник для оценки риска развития аддикции у детей и подростков и его апробация на старших дошкольниках»

В.Г. Каменская

ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА РАЗВИТИЯ АДДИКЦИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ЕГО АПРОБАЦИЯ НА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКАХ

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Хорошо известно, что здоровье детей резко ухудшается в период обучения в начальной школе, в то время как к концу дошкольного детства оно напротив стабилизируется. Второй спад потенциала здоровья наблюдается в подростковом возрасте, когда фиксируется манифест многих нервно-психических расстройств, возрастание алкогольной и наркотической зависимости. Естественно, что в 14-15 лет происходит закрепление уже начавшихся ранее патологических процессов, многие из которых имеют социальное, в первую очередь семейную природу. Мы предполагаем, что многие расстройства психо-эмоционального содержания имеют свое начало в дошкольном возрасте, затем эти патогенные процессы в случае отсутствия их коррекции усиливаются в подростковом возрасте. Для проверки этой гипотезы был разработан опросник для детей и подростков, включающий вопросы связанные с алкогольно/наркотической и компьютерно/интернетной зависимостью, а также социальной безнадзорностью. Предполагается, что эти две основные формы аддикций определяются степенью социальной безнадзорности ребенка в семье, т. е. чем меньше уделяют родители дошкольнику времени и внимания, тем выше риск формирования аддикций через степень интереса и знаний об этих патологических вариантах поведения. Ниже приведен тест опросника, разработанного Каменской В.Г. и Никифоровой С.Н. и результаты его пилотной апробации на детях старшего дошкольного возраста.

Опросник оценки риска формирования аддикций в детском возрасте Баллы

1. Как часто ты гуляешь один без родителей?

2 А) Всегда

1 Б) Иногда

0 В) Никогда

2. Что такое алкоголь?

Это:

1 А) то, что можно пить

2 Б) Напиток для взрослых

3

2

0

1

0

0

3

2

0

0

1

2

3

2

0

1

0

1

0

2

2

1

2

3

В)то, что доставляет удовольствие Г) Жидкость, которой можно отравиться Д)не знаю

3. Всегда ли ты переходишь дорогу на зеленый свет?

А) Всегда Б) Не всегда

4. Что в свободное время ты предпочитаешь делать?

A) смотреть телевизор Б) гулять с друзьями

B) читать книги

Г) играть в компьютерные игры Д) ничего не делать

5. Что значит быть взрослым?

A) работать Б) много знать

B) тратить деньги Г) курить

Д) пить пиво

6. Тебе нравиться, когда пахнет бензином, краской или дымом?

A) да Б) нет

B) иногда

7. С кем ты чаще всего гуляешь?

A) с родителями Б) со сверстниками

B) с братом, сестрой

Г) с ребятами старше себя

8. Всегда ли ты говоришь правду? А) да

Б) нет

9. Когда ты встаешь утром, кто тебе готовит еду?

А) сам, сама Б) никто

0 В) мама

0 Г) бабушка

1 Д) кто-нибудь

10. Каким становится человек, который выпил алкоголь?

2 А) веселым,

1 Б) пьяным,

2 В) добрым,

2 Г) злым и раздражительным

1 Д) плохим

0 Е) не знаю

11. Кто чаще всех забирает тебя из детского сада/школы? 0 А) мама

0 Б) папа

1 В) сестра/брат

1 Г) дедушка/бабушка

2 Д) кто-нибудь, иногда соседка

3 Е) никто, иду домой с друзьями и их родителями

12. Как часто ты играешь в компьютерные игры? 3 А) каждый день,

1 Б) когда разрешают родители,

2 В) 2-3 раза в неделю,

3 Г) когда никого нет дома,

0 Д) вообще не играю

13. Когда тебя обзывают или дразнят другие, тебе бывает обидно?

1 А) да.

2 Б) нет

14. Когда тебе в последний раз дарили игрушки или книжки?

0 А) недавно,

1 Б) не помню,

2 В) мне вообще ничего давно не дарили.

15. Среди твоих друзей есть те, кто нюхает клей или бензин?

0 А) не знаю,

2 Б) да,

1 В) нет.

16. Чем дома ты сам (сама) можешь пользоваться?

2 А) компьютером,

3 Б) игровой приставкой,

1 В) телевизором,

0 Г) ничем не могу пользоваться без взрослых.

17. Какие из названных напитков содержат алкоголь?

2 А) пиво,

1 Б) сок,

1 В) лимонад,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Г) вино,

1 Д) чай,

3 Е) водка,

0 Ж) не знаю.

18. Какие компьютерные игры тебе больше всего нравятся?

2 А) квесты (Сибирь, Нэнси, Дрю), 2 Б) стратегии (Цивилизации),

2 В) аркады (Мадагаскар)

2 Г) ЯЯО (ролевые игры),

3 Д) симуляторные (гонки), 1 Е) обучающие,

0 Ж) мне не нравятся компьютерные игры.

19. Пробовал ли ты курить?

2 А) да, 1 Б) нет.

20. Когда к вам приходят гости, что взрослые пьют? 0 А) чай, кофе,

0 Б) сок, лимонад,

1 В) вино, пиво,

2 Г) водку,

0 Д) не знаю.

21. С кем ты играешь дома по вечерам? 0 А) с папой,

0 Б) с мамой,

0 В) сестрой (братом),

1 Г) с кем, кто свободен и хочет со мной играть,

2 Д) ни с кем или сам (сама) с собой.

22.Где ты берешь компьютерные игры, в которые ты играешь? 1 А) тебе покупают родители,

1 Б) ты берешь у друзей,

3 В) скачиваешь из Интернета,

2 Г) берешь на прокат,

0 Д) я не играю в компьютерные игры.

23. Если ты найдешь 100 рублей, ты их отдашь взрослым? 2 А). да,

1 Б) нет.

24. Пробовал ли ты когда-нибудь?

2 А) пиво или вино,

3 Б) водку,

0 В) я ничего не пробовал.

25. Есть ли у тебя доступ к Интернету? 2 А) да,

1 Б) нет,

0 В) я не знаю, что это такое.

26. Кого ты любишь больше всех?

0 А) маму,

0 Б) маму и папу,

1 В) сестру/брата,

1 Г) дедушку/бабушку,

2 Д) кошку/собаку,

3 Е) я никого не люблю.

27. К каким последствиям приводит употребление алкоголя?

2 А) болезни,

3 Б) к появлению новых друзей, 2 В) смерти,

0 Г) не знаю,

1 Д) ни к чему не приводит.

28. С кем ты обычно ходишь на праздники, на елку, например?

0 А) с мамой/папой

0 Б) с папой и мамой

1 В) с бабушкой/ дедушкой

2 Г) с кем-нибудь, кто свободен,

3 Д) я давно не ходил на праздники.

29. Твои родители дома часто пользуются Интернетом? 3 А) да, каждый день,

1 Б) нет,

2 В) иногда,

0 Г) у нас нет дома Интернета.

30. Есть ли среди твоих друзей те, кто пробовал пиво или вино? 2 А) да,

1 Б) нет,

0 В) не знаю.

31. Где ты играешь в компьютерные игры?

1 А) дома,

2 Б) у друзей,

3 В) в компьютерном клубе,

0 Г) нигде не играю.

32. Та знаешь названия марок пива?

1 А) да, (скажи какие?), по 1 баллу за каждое название

0 Б) нет.

33. Кем ты считаешь себя?

2 А) юзером, 2 Б) лузером,

2 В) лаймером,

2 Г) хакером,

2 Д) винером,

2 Е) ньюбом,

1 Ж) никем не считаю,

0 З) я не знаю, кто это такие.

34. Как часто ты остаешься один (одна) дома?

0 А) не помню такого

1 Б)редко

2 В) часто

3 Г) мне лучше быть дома одному (одной)

35. Ты любишь, когда тебе дарят подарки?

1 А) да,

2 Б) нет.

Шкалы:

1. Соци-

альная безнадзорность.

1, 7, 9, 11, 14, 21, 26, 28, 34

2.Алкогольная/наркотическая осведомленность:

2, 5, 6, 10, 15, 17, 19, 20, 24, 27, 32

2. Компьютерно/интернетная осведомленность.

4, 12, 16, 18, 22, 25, 29, 31, 33

3. Контрольная шкала:

3, 8, 13, 23, 35

Обработка:

Сырые баллы по шкале 1 «Социальная безнадзорность» умножить на коэффициент 1,3

Сырые баллы по шкале 3 «Компьютерно/ интернетная осведомленность» умножить на коэффициент 1,2.

Интерпретация:

Результаты можно рассматривать как надежные, если по контрольной шкале баллы равны 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сниженная выраженность значения признака фиксируется при величинах от 0 до 10 баллов.

Умеренная выраженность признака фиксируется при величинах от 10 баллов до 20.

Все, что превышает 20 баллов, свидетельствует о существенном проявлении признака.

Если обследуются школьники 5-7 классов, то необходимо заменить следующие вопросы по шкале 2 «Социальная безнадзорность»

Вопрос 11 формулируется следующим образом.

Как часто родители спрашивают тебя о твоих успехах в школе?

0 А) всегда

1 Б) как правило

2 В)редко

3 Г) никогда

Вопрос 28 формулируется следующим образом.

Помогают ли тебе родители, если у тебя возникли трудности с выполнением домашних заданий?

0 А) часто помогают,

2 Б) редко помогают, так как обычно заняты,

3 В) нет, даже если я и попрошу, 1 Г) если я прошу, то помогают.

Была проведена апробация этого опросника на разных группах детей и подростков, в том числе на 2х подготовительных группах одного и того же ГДОУ №94 Фрунзенского района Санкт - Петербурга со сходными социальными и эколого-санитарными условиями. Общая численность выборки детей - 35 человек, большинство детей происходят из социально-благополучных семей, родители стараются создать своим детям необходимые условия для психического и социального развития, все дошкольники участвуют в системе подготовки к обучению в школе, принятой в данном образовательном учреждении.

Результаты беседы психолога с детьми по заданным вопросам и ключам к ним, затем материал проходил статистическую обработку с помощью корреляционного анализа. Порог значимости коэффициента корреляции по Пирсону равен 0, 39.

Обнаружено, что между отдельными шкалами нет значимых связей, более того они не достигают величин, превышающих 0,1, что свидетельствует об автономности шкал, оценивающих разные качества системы осведомленности (знаний) и отношений ребенка. Установлено, что из 50 рассчитанных коэффициентов корреляции шкал опросника с различными показателями выполнения заданий детьми, в том числе и интеллектуальных заданий, только 5

коэффициентов (10%) достигают принятых уровней значимости, т. е. являются устойчивыми для генеральной совокупности старших дошкольников. Среди них следующие связи: степень социальной безнадзорности положительно связана с компьютерно/интернетной осведомленностью (+0,4), а также с уровнем развития общего и невербального интеллекта (+0,49); степень алкогольно/наркотической осведомленности положительно коррелирует с эффективностью выполнения вербальных заданий в условиях отрицательных эмоциональных подкреплений (+0.33); в свою очередь степень компьютернео/интенетной осведомленности отрицательным образом соотносится с мерой отклонения от нормы эмоциональных состояний, оцененной по рисуночному тесту «Несуществующее животное и человек» (-0,48). Эти связи объясняют риск формирование аддикций с точки зрения интеллектуального развития и состояния эмоций, что, безусловно, очень важно. Переживание отрицательных эмоций (страха, агрессии и напряженности) при условии достаточно развитого невербального интеллекта и выраженной социальной безнадзорности толкает ребенка к бесконтрольной игре на компьютере, что в старших возрастах может привести к кибер-аддикции и связанных с ней отрицательных последствий для здоровья и социальной адаптапции. Алкогольно/наркотическая осведомленность оказалось не достоверным образом связанной только с успешностью интеллектуальной деятельности в отрицательных эмоциональных условиях, проявляя общий радикал негативного социального фона. Интересная связь оказалась у значений контрольной шкалы, которые отрицательным образом соотносятся с возрастание вклада симпатоадрена-лового звена вегетативной нервной системы при выполнении вербальных тестов по сравнению с фоном, что косвенно свидетельствует об отражении в показателях контрольной шкалы нормы адаптационного ресурса и здоровья.

Таким образом, разработанный опросник может оказаться полезным для выявления детей группы риска по двум основным видам аддикций.

Е.В. Кияева, С. В. Нотова ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ НА МИКРОЭЛЕМЕНТНЫЙ

СТАТУС ОРГАНИЗМА

Оренбургский государственный университет

В настоящее время особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение влияния токсических веществ на здоровье человека. В сложившейся ситуации экологического неблагополучия организм, как правило, подвергается одновременному воздей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.