Научная статья на тему 'Определения содержания внутреннего плана субъекта деятельности'

Определения содержания внутреннего плана субъекта деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ. / THE SUBJECT OF THE ACTIVITY / THE CONTENT OF THE INTERNAL PLAN OF ACTIVITY / THE SCHEME OF THE INDICATIVE BASIS OF ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосенков Валерий Сергеевич

В статье продолжается рассмотрение понятия субъекта деятельности как психического образования и исследуются некоторые вопросы разработки методики определения содержания внутреннего плана профессиональной деятельности, как психологической основы субъекта деятельности. Автор приводит некоторые результаты апробации данной методики в процессе повышения квалификации преподавателей военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determining the content of the internal plan of the business entity

The article continues to consider the concept of the subject of activity as a mental education and explores some issues of developing a methodology for determining the content of the internal plan of professional activity as the psychological basis of the subject of activity. The author provides some results of testing this technique in the process of professional development of teachers of military universities.

Текст научной работы на тему «Определения содержания внутреннего плана субъекта деятельности»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9.072.422+378.147

В. С. Мосенков

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. Определение степени выраженности субъекта профессиональной деятельности как психического образования, рассмотренное в предыдущей статье [1], позволяет сделать лишь обобщенное предположение о реальном уровне подготовки действующего специалиста. Гораздо больший интерес, на наш взгляд, представляет разработка подходов к определению содержания внутреннего плана специалиста, то есть, того, насколько полно представлен в психике образ профессиональной деятельности того или иного специалиста.

В настоящее время в соответствии с руководящими документами по организации образования в вузе, проектируемое содержание внутреннего плана специалиста представляется в виде совокупности соответствующих компетенций, составляющих основные элементы профессиональной деятельности, к выполнению которых он должен быть готов и способен. Эти компетенции указываются, как правило, в учебных програм-

мах подготовки специалистов и далее раскрываются в виде учебных дисциплин и их тематических планов. Методика разработки этих компетенций, на наш взгляд, вызывает много вопросов и является актуальной научной проблемой в настоящее время, однако она не является предметом исследования в данной статье. Здесь нас интересует в первую очередь содержание внутреннего плана деятельности специалиста. Основой внутреннего плана деятельности является внутренний образ этой профессиональной деятельности. При этом следует различать внешний образ деятельности, как совокупность действий и операций, выполняемых специалистом, который доступен наблюдению. А также внутренний образ деятельности, который представлен в психике специалиста и, который не может быть доступен экспериментальному наблюдению.

В отечественной психологии вопросами формирования внутреннего плана деятельности занимались многие известные уче-

ные-психологи. Так, авторы теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин и его последовательница Н. Ф. Талызина утверждали, что внутренний план составляет образ так называемой схемы ориентировочной основы деятельности. По их мнению, «ориентировочная основа деятельности — это своеобразный внутренний план деятельности, образ её выполнения» [2, с. 118]. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека: «В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа, как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия» [тамже, с. 120].

Процесс последовательного формирования умственных действий, описанный П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной, перекликается с понятием интериоризации, о котором упоминал Б. Г. Ананьев, рассуждая о формировании субъекта деятельности: «Интериоризация, как переход внешних действий во внутренние, образование внутреннего плана деятельности осуществляется не только посредством учения, но и всеми способами накопления жизненного и трудового опыта. По мере развития умения и умелости в определенной области деятельности постепенно повышается уровень регуляции движений и действий благодаря интериоризации, которая связана как с процессом усвоения знаний, так и непосредственно с накоплением опы-

та. Соединение знаний с опытом относится к важнейшим условиям формирования человека как субъ-ектадеятельности» [3, с. 193].

Представления о психологическом строении индивидуальной деятельности были разработаны автором системного подхода в отечественной психологии Б. Ф. Ломовым на материале исследований различных видов операторского труда. По мнению Б. Ф. Ломова, «механизм психической регуляции деятельности — предмет собственно психологического её изучения — представляет собой многомерную, многоуровневую, развивающуюся систему. Компонентами, или составляющими, этой системы выступают мотив, цель, концептуальная модель, план деятельности, действия, а также процессы переработки текущей информации, принятия решения, проверки результатов и коррекции действий. В качестве системообразующего фактора деятельности рассматривается вектор «мотив — цель» [4, с. 20].

Вопрос о соотношении психики и деятельности решался Б. Ф. Ломовым с позиции единства «внешнего» и «внутреннего». «Любое внешнее действие опосредствуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее» [тамже, с. 21].

Кроме того, Б. Ф. Ломов разработал положение об отражательной природе психики, которое распространялось им на психические процессы и явления, в том

числе познавательные. Б. Ф. Ломов выделяет три уровня психического отражения: «сенсорно-перцептивный (ощущения, восприятие), «представленческий» (воображение, эйдетическая память, образное мышление) и речемыс-лительный (понятийное мышление). Каждый из уровней обеспечивает определенную глубину и объем отражения, а также разные возможности регуляции активности субъекта. Психические процессы разных уровней взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга. В зависимости от цели деятельности и решаемых задач тот или иной уровень оказывается ведущим» [тамже, с. 18].

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что существуют два психических плана деятельности внешний и внутренний. При этом особую роль для формирования внутреннего плана деятельности играет речь. Последовательное преобразование внешней речи во внутреннюю является ключевым этапом интериориза-ции, когда осваиваемое действие становится внутренним процессом и максимально автоматизированным. Таким образом, очевидно, что для исследования содержания внутреннего плана деятельности целесообразно использовать содержание речи, связанной с профессиональной деятельностью специалиста, так как они оказываются тесно связаны друг с другом в результате освоения специалистом этого вида деятельности.

Обоснование методики. При исследовании содержания внутрен-

него плана деятельности мы исходим из того, что он представлен в основном в виде образа схемы ориентировочной основы деятельности (ООД). Этот образ схемы ООД может быть вербально описан специалистом, если он имеет реальный опыт её выполнения. Насколько полно представлено это содержание можно судить по степени полноты воспроизведенных испытуемым элементов схемы ООД.

Для целей исследования мы сделали предположение, что схема ООД состоит из следующих элементов:

1 — тезауруса — активного словаря понятий предметной области деятельности;

2 — принципов и закономерностей выполнения данного вида деятельности, на основе которых решаются ситуативные задачи при её реализации;

3 — формулировки конкретных умений выполнения базовых элементов этой деятельности — основных операций и сложных действий.

Указанные элементы могут входить в состав обязательных элементов так называемой методической профессиограммы, которая по мнению В. С. Николаевой, разрабатывается для «исследования методов изучения качеств и состояний субъекта труда, имеющих профессиональное значение для проведения анализа динамики их изменения и характера действия» [5]. Кроме того, они являются базовыми элементами схемы ориентировочной основы деятельности специалиста.

Рабочая гипотеза данного исследования состоит в следующем. Полнота содержания внутреннего плана данного вида деятельности, зависит от полноты вербального воспроизведения элементов содержания схемы О ОД.

Для проведения исследования нами был разработан опросник, включающий восемь вопросов, содержащих сведения об элементах схемы ООД в следующем составе: четыре первых вопроса содержали элементы тезауруса; следующие три касались принципов и закономерностей; восьмой вопрос имел отношение к формулированию основных умений. Оценка ответов осуществлялась по четырех-баль-ной системе: 1 — полный ответ, 2 — неполный ответ, 3 — неправильный ответ, 4 — нет ответа.

В качестве субъекта деятельности, подлежащего исследованию, могут выступать различные виды специальностей, подготовка по которым осуществляется в тех или иных образовательных организациях. В данном случае в качестве субъекта деятельности был выбран преподаватель вуза.

Разработанная нами методика допускает индивидуальное и групповое применение. Длительность выполнения задания 20 минут.

В инструкция в качестве цели исследования указывается определение остаточного уровня обучен-ности, который сохранился через несколько лет после получения данной специальности. В нашем случае после окончания Программы переподготовки специалистов для выполнения нового вида дея-

тельности в сфере педагогики высшей школы.

Перед испытуемым ставилась задача работать вдумчиво, но без лишней траты времени, если он не знает ответа, то следует переходить к следующему заданию. В качестве основной мотивировки было указано, что результаты тестирования не оказывают влияния на текущую успеваемость слушателей.

Данная методика проходила апробацию в течение трех лет в процессе повышения квалификации преподавателей военных вузов на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова с 2019 по 2021 гг. За это время выборка составила 243 испытуемых. В исследовании принимали участие специалисты, имеющие педагогический стаж более трёх лет, для которых педагогическая деятельность являлась основным видом профессиональной деятельности. Средний возраст участников составил 46,7 года. Процедура исследования проводилась во время учебного процесса в рамках практического занятия по дисциплинам курса.

Анализ результатов. Рамки данной статьи не позволяют привести большую часть материалов исследования, поэтому мы ограничимся здесь лишь наиболее общими выводами из анализа и интерпретации результатов.

При описании результатов исследования ещё раз отметим, что содержание опросника строилось не на специальных знаниях препо-

Рис. 1. Диаграмма результатов опроса испытуемых

даваемых испытуемыми учебных дисциплин, а на специальном педагогическом знании, которое составляет основу их профессиональной деятельности как преподавателя.

Из представленной диаграммы видно, что наибольшую трудность у испытуемых вызвали вопросы, связанные с принципами и закономерностями профессиональной деятельности. Они предпринимали попытки интуитивно найти ответ на поставленный вопрос или объяснить их своими словами, однако точного воспроизведения было мало. Более того, часть испытуемых вообще не смогла дать ответ.

Наиболее употребительные элементы тезауруса воспроизводились испытуемыми активно, но в основном неправильно или неполно. Часто результаты ответа на один вопрос, оказывались ближе к ответу на другой вопрос. Такие результаты могут свидетельствовать о том, что несмотря на то, что многие испытуемые занимаются педагогической деятельностью более трех лет, некоторые понятия и термины они воспринимают и трактуют по-разному. Полные и непол-

ные ответы, как правило, демон -стрировали слушатели, которые имели педагогический стаж не более пяти лет и относительно недавно закончили профессиональную переподготовку в сфере педагогики высшей школы.

При формулировании своих основных профессиональных умений, испытуемые, как правило, пользовались нетехнологичными и неконкретными понятиями, используя в основном общеупотребительные слова и выражения.

Таким образом, на основании результатов апробации методики определения внутреннего плана деятельности специалиста, в данном случае в области педагогики высшей школы, можно сделать предположение, что ориентировочная основа деятельности у участников опроса сформирована неодинаково и неполно. Это означает, что они могут в целом успешно заниматься педагогической деятельностью, однако вероятнее всего строят её на основе своих личных интуитивных представлений о ней, или опыта выполнения другого вида профессиональной деятельности, не используя в полной мере научного педагогического знания.

Дальнейшее направление исследований внутреннего плана субъекта деятельности представляется нам в определении специальных психологических характеристик субъекта деятельности.

Заключение. Представленная в данной статье методика определения содержания внутреннего плана деятельности может быть ис-

пользована в процессе повышения ректировки содержания и уровня квалификации специалистов раз- усвоенияотдельныхкомпетенций. личных специальностей для кор-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мосенков В. С. Определение уровня выраженности субъекта деятельности с помощью методики незаконченных предложений // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2024. №1 (9). С. 16-22.

2. Талызина Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Управление процессом усвоения знаний (психологические

основы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 345 с.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

4. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 296 с.

5. Николаева В. С. Методика составления профессиограммы // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ, 2018. № 11. С. 214-218.

REFERENCES

1. Mosenkov Y. S. Determining the level of expression of the subject of activity using the technique of unfinished sentences // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2024. No.l (9). P. 16-22. (In Russ.).

2. Talyzina N. F. Theory of step-by-step formation of mental actions // Management of the process of knowledge acquisition (psychological foundations). M.: Moscow University Press, 1984. 345 p. (In USSR).

3. Ananyev B. G. On the problems of modern human knowledge. St. Petersburg: St. Petersburg, 2001. 272 p. (In Russ.).

4. Lomov B. F. Questions of general, pedagogical and engineering psychology. M.: Pedagogy, 1991. 296 p. (In USSR).

5. Nikolaeva V. S. Methods of compiling a professionogram // Scientific notes of the Tambov branch of ROSMU, 2018. No. 11. P. 214-218. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 11.03.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.