Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ К СЕБЕ КАК К СУБЪЕКТУ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ К СЕБЕ КАК К СУБЪЕКТУ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООТНОШЕНИЕ / МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / PROFESSIONAL RETRAINING / SUBJECT OF ACTIVITY / SELFATTITUDE / METHOD OF UNFINISHED SENTENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосенков Валерий Сергеевич

В статье рассмотрен предложенный автором подход к исследованию самоотношения к себе как к субъекту нового вида деятельности в контексте профессиональной переподготовки специалистов к выполнению нового вида деятельности в сфере педагогики высшей школы. В основу подхода положена модифицированная методика незаконченных предложений. Автор приводит некоторые результаты применения данной методики в процессе обучения будущих преподавателей военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF SELF-ATTITUDE AS A SUBJECT OF A NEW TYPE OF ACTIVITY USING METHODS OF ILLEGAL OFFERS

The article discusses the approach proposed by the author to the study of selfattitude as a subject of a new type of activity in the context of professional retraining of specialists to perform a new type of activity in the field of higher education pedagogy. The approach is based on a modified technique of unfinished sentences. The author presents some results of using this methodology in the process of training future teachers of military universities.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ К СЕБЕ КАК К СУБЪЕКТУ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

УДК 378.046.4+159.9.072.422

В. С. Мосенков

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ К СЕБЕ КАК К СУБЪЕКТУ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Введение. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» [1]. С психологической точки зрения это означает, что в результате освоения этой программы в психике человека должно появиться новообразование, которое позволит ему в дальнейшем осуществлять новый вид профессиональной деятельности. Этот психологический феномен Б. Г. Ананьев называл «субъектом деятельности» [2].

В современных условиях, на наш взгляд, весьма актуальной представляется задача определения психологических характеристик «субъекта нового вида деятельности», для того чтобы можно было сделать предположение о его готовности и способности к реализации себя в этом качестве. Из всего комплекса психологических характеристик субъекта деятельности наиболее важным для нас представляется самоотношение к

себе как к субъекту нового вида деятельности. Особое значение оно имеет именно в начале освоения этой деятельности, в процессе профессиональной переподготовки.

В отечественной психологии самоотношение в общем смысле понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В. В. Столин [3] в основу понимания самоотношения заложил концепцию самосознания, в которой выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение и близость. В настоящее время широко известна методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева [4], которая предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Данная методика представляет собой опросник из 110 утверждений, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается.

Однако, по нашему мнению, эта методика не подходит для определения самоотношения к себе как к субъекту деятельности. Кроме того, она достаточно большая чтобы её использовать в рамках учебного процесса, и направлена на исследование самоотношения к себе в целом как к личности. Поэтому мы предложили несколько иной вариант методики исследования самоотношения, направленный в большей степени на исследование самоотношения к себе не как к личности, а как к субъекту профессиональной деятельности.

Обоснование методики и анализ результатов. Для исследования самоотношения к себе как субъекту нового вида деятельности в сфере педагогики высшей школы мы предложили небольшой опросник, содержащий десять одинаковых незаконченных предложений, начинающихся со слов «как преподаватель, я...». Тест «незаконченные предложения» относится к так называемым полу-структурирован-ным проективным методам. Теоретические основания для них получены на основе широко известного теста Сакса-Леви и позволяют разрабатывать рекомендации по формированию новых частных методик, использующих принципы метода незаконченных предложений [5].

Основным достоинством этого метода является то, что он позволяет получать сведения о различных внутри психических явлениях и внешней реальности в том виде, в котором они воспринимаются

самими действующими субъектами в ситуации, когда отсутствуют навязанные им какие-либо априорно заданные схемы.

Предложенная нами методика допускает индивидуальное и групповое применение. Длительность выполнения задания 5 минут. Инструкция, не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Основной мотивировкой при тестировании обычно является изучение или тренировка памяти и внимания. Перед испытуемым ставится задача работать как можно быстрее, завершать начало предложений не раздумывая, первым, что приходит в голову. Применяется только письменный вариант проведения методики, при котором испытуемый получает готовый бланк с незаконченными предложениями и ручку.

Данная методика проходила апробацию в течение трех лет в процессе профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида деятельности в сфере педагогики высшей школы на факультете ПК и ПП в Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова с 2019 по 2021 год. За это время выборка составила 186 испытуемых. В исследовании принимали участие только специалисты, не имеющие педагогического стажа, для которых педагогическая деятельность является новым видом профессиональной деятельности. Средний возраст участников составил 38,1 года. Процедура исследования проводилась во время учебного процесса в

рамках практического занятия по дисциплине «Психология человека».

Для обработки результатов было принято, что показатель самооценки к себе как преподавателю может иметь три значения: положительный, нейтральный или отрицательный.

Обработка результатов проводилась вручную. Самооценка считалась положительной в случаях, если:

- в предложении содержится явное обозначение положительного отношения к себе как к преподавателю;

- в предложении содержится указание на готовность к выполнению элементов педагогической деятельности;

- в предложении указывается положительный прогноз в отношении себя в качестве субъекта нового вила деятельности.

Самооценка считалась невыраженной или нейтральной в случаях, если:

- в предложении не содержится явного обозначения положительного или отрицательного отношения к себе как к преподавателю;

- в предложении содержится указание не на готовность или неготовность, а на возможность выполнения элементов педагогической деятельности;

- в предложении не указываются прогнозы в отношении себя в качестве субъекта нового вила деятельности.

Самооценка считалась негативной или отрицательной в случаях, если:

- в предложении содержится явное обозначение негативного отношения к себе как к преподавателю;

- в предложении содержится указание на нежелание или неготовность к выполнению элементов педагогической деятельности;

- в предложении указывается негативный прогноз в отношении себя в качестве субъекта нового вила деятельности.

Возле каждого предложения на бланке опросника ставился либо знак плюс, либо — минус, либо знак нейтральной оценки. Если самоотношение было невозможно определить по содержанию законченного предложения, то оно исключалось из обработки. Значение показателя самооценки определялось по наибольшему числу предложений, соответствующих одному из трех значений.

Кроме этого, для каждого испытуемого определялся уровень устойчивости показателя самооценки (Ш), который был равен отношению количества предложений, по которым был определен вид самоотношения, к общему количеству предложений — 10.

Таким образом суждение о самооценке к себе как к субъекту нового вида деятельности складывалось из показателя самооценки и уровня его устойчивости О).

В качестве дополнительной характеристики, которая предназначалась для более углубленного исследования, определялось общее количество слов, написанных испытуемым на бланке опросника (№). При этом предлоги, союзы и

междометья также засчитывались как отдельные слова.

Анализ результатов (табл. 1) показывает, что в начале обучения нейтральная самооценка себя как

субъекта нового вида деятельности в сфере педагогики высшей школы несколько преобладает над положительной. При этом относительно высоким является показатель отрицательной самооценки. Очевидно, это связано с многими факторами в жизни уже взрослых людей, ставших на путь освоения новой специальности.

Интерес в данном случае представляют результаты второго испытания, которое проводилось на той же выборке испытуемых в конце обучения, за несколько дней до итогового экзамена. Показатель положительной самооценки при этом значительно вырос, а нейтральной и отрицательной упал. Можно предположить, что это в том числе связано с началом формирования в психике нового субъекта деятельности, повышением его активности и соответственно отношения к нему как к активной и полезной части себя.

Кроме того, относительно возрос показатель количества слов,

используемых испытуемыми для описания себя как субъекта нового вида деятельности, что могло бы свидетельствовать об увеличении активного словаря новой дея-

тельности, которое произошло в результате обучения на курсах профессиональной переподготовки.

Помимо указанных показателей методика незаконченных предложений может также дать информацию для исследования других характеристик субъекта деятельности, таких, например, как его актуальность, что может быть предметом специального анализа.

Заключение. Предложенный в данной статье способ определения самоотношения к себе как к «субъекту нового вида деятельности» показал свою эффективность в процессе профессиональной переподготовки специалистов. Он может использоваться как в учебных целях для получения опыта в исследовании психологических характеристик обучающихся, так и для мотивации слушателей к освоению нового вида деятельности и его актуализации.

Таблица 1

Результаты апробации методики незаконченных предложений для определения самоотношения к себе как к субъекту нового вида деятельности

№ исп. Выборка V Ср. возраст Т г ср Ср.пед. стаж т ср Кол-во слов N ср Полож. СО, S+ % ' +ср Нейтр. СО, Sn % ' 0ср Отриц. СО, S % ' -ср

1 226 38,1 0,0 31,2 41,2 47,5 11,3

2 226 38,1 0,0 48,8 66,7 27,4 5,9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // https://edu.sbor.ru/sites/ default/files/FZ273_23.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

3. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

4. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

5. Пахомов А. П. Методика «незаконченные предложения» Сакса-Ле-ви как учебное пособие // Экспериментальная психология. 2012. № 4. С. 99-116.

REFERENCES

1. About Education in Russian Federation (Federal Law 29.12.2012 № 273-03) // https://edu.sbor.ru/sites/default/files/ FZ273_23.pdf (date of the application: 09.12.2023).

2. Ananyev B. G. Man as an object of knowledge.St.Petersburg:Peter,2001.288p. (In USSR).

3. Stolin V. V. Self-awareness of the individual. M.: Moscow State University Publishing House, 1983. 284 p. (In USSR).

4. Pantileev S. R. Methodology for studyingself-attitude. M.: Smysl, 1993.32p. (In Russ.).

5. Pakhomov A. P. The sentence completion test (Sacks & Levy) as a training manual // Experimental psychology. 2012. № 4. P. 99-116 (In Russ.).

Поступила в редакцию: 09.12.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.