14.10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Акопян Каринэ Агасиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и управления на предприятии
Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет» филиал в г. Пятигорске
Егорушина (Рогозова) Мария Геннадьевна, магистрант Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь
Ляшенко Людмила Анатольевна, магистрант Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь
Аннотация: В статье проведен детальный анализ
специфических возможностей и способностей развития сферы образования. Сформулирован вывод, что дальнейшее развитие сферы образования возможно на основе активного использования инструментов маркетинга
Ключевые слова: Сферы образования, развитие,
потенциал, рыночные инструменты, маркетинг
IDENTIFICATION OF VECTORS OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF EDUCATION ON THE BASIS OF MARKET INSTRUMENTS
Karine Hakobyan Agasievna, associate Professor of the Department of Economics and management at the enterprise branch RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk
Place of employment: branch RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk
Egorushina (Rogozova) Maria Gennadyevna, master student of Stavropol state pedagogical Institute, Stavropol
Lyashenko Lyudmila Anatolievna, master student of Stavropol state pedagogical Institute, Stavropol
Annotation: The article presents a detailed analysis of the specific opportunities and capabilities in the development of education. A conclusion was formulated that the further development of the sphere of education is possible through the active use of marketing tools
Keywords: In the sphere of education, development of the potential of market-based instruments, marketing
Сфера образования рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания и навыки, способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях, становятся главной ценностью общества. И именно сфера образовательных услуг способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть экономику к качественно новому витку развития.
В сфере образовательных услуг возникает настоятельная потребность в определении инновационных направлений, обеспечивающих ее дальнейшее эффективное функционирование и
развитие. Учреждениям сферы образования необходимо определить условия, удовлетворяющие потребителей образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия, сформировать конкурентную стратегию, повышать качество предоставляемых образовательных услуг, что требует организации постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. Эта работа может быть реализована на базе использования рыночных инструментов, которые способны оперативно и функционально обеспечить в перспективе конкурентоспособность и качество образовательной системы.
Современное развитие сферы образовательных услуг характеризуется сложностью и противоречивостью. Сущность образования проявляется в общественной жизни посредством предоставления системы знаний, умений и навыков людям и возможности их применения в своей профессиональной деятельности.
Особую значимость сфера образовательных услуг стала приобретать во второй половине ХХ века, в процессе создания концепций социального и экономического развития: постиндустриального
общества, теории человеческого капитала, идеи деятельностного общества и др. Однако более глубокое осмысление системы знаний нашло отражение в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации. Переход человеческой деятельности к информационному типу развития сопровождается изменением роли и содержания информации, навыков и знаний в социальном и экономическом развитии общества.
Развитие сферы образования занимает приоритетное место во всех национальных и международных проектах формирования и дальнейшего созревания информационного общества. Состояние образовательной системы, ее специфические возможности и способности удовлетворять потребности индивидуума и общества в качественных образовательных услугах, определяют направления и перспективы общественного развития1.
На сферу образовательных услуг значительное влияние оказывают государство и соответствующие органы управления. В частности, к их специфическим функциям в сфере образования относятся:
- формирование, содействие и поддержание благоприятного общественного мнения и позитивного имиджа образовательных учреждений и организаций;
- финансовое обеспечение сферы образования и предоставление гарантийных условий для осуществления долгосрочных вложений другими субъектами в исследуемую сферу;
- использование налоговых льгот и иных форм управления и регулирования с целью содействия развитию приоритетных специальностей, форм, методов и инструментов подготовки кадров, а также данной сферы в целом;
1 Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе//Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т.15. №1. - С. 347353.
Бизнес в законе
5’2013
- лицензирование и аттестация образовательных учреждений, реализуемых и новых специальностей, мониторинг качества услуг;
- информационная поддержка образовательных учреждений и др.
Проведенный анализ позволил выделить положительные тенденции развития сферы образовательных услуг, среди которых:
- рассмотрение сферы образования как одной из
ключевых отраслей для улучшения
жизнедеятельности людей и всего общества;
- частичный переход права собственности от государственного управления к частным образовательным учреждениям, образованным в ходе проведения приватизационных процессов;
- появление образовательных услуг нового
поколения: дистанционных, бизнес и делового
образования и др.;
- формирование конкурентных условий, в результате проявления которых у потребителей возникло право выбора.
Подобные тенденции современной сферы образования выявляют чрезвычайную сложность и противоречивость процессов ее развития, ход которых во многом зависит от того, насколько эффективные методы будут применяться в управлении ими. Роль управления в применении соответствующих рыночных инструментов в деятельности столь быстро развивающейся и усложняющейся системы как образование, существенно возрастает. Таким образом, сфера образовательных услуг, являясь частью социальной экономики, сочетает процессы воспроизводства человеческого капитала и рабочей силы. В этой связи необходимо уделять особое внимание рыночным инструментам, способствующим развитию специфических характеристик данной сферы и разработке способов их защиты.
Сущность рыночных инструментов в сфере образования проявляется в реализации определенной устойчивой функции процесса регулирования образовательной деятельности. Рыночные
инструменты можно рассматривать в виде многообразных функциональных форм,
соответствующих реальным потребностям
воспроизводственного процесса и обеспечивающих отдельные аспекты конкурентоспособности образовательных услуг. При этом конкретный рыночный инструмент способен регулировать определенный аспект эффективности
образовательных процессов в рыночной среде их осуществления. Совокупным результатом применения рыночных инструментов в деятельности образовательных учреждений выступает
конкурентоспособность их услуг.
Сфера образования становится главным ресурсом экономической системы, что оказывает значительное влияние на формирование и дальнейшую реализацию притязаний к деятельности образовательных учреждений.
Для рыночной экономики необходимы высококвалифицированные специалисты высочайшего уровня, настроенные на его постоянное повышение в соответствии с вновь возникающими потребностями общества, базой для которого служит парадигма экономики знаний. Актуальные требования общества в целом, государства, региона, конкурентоспособного рынка труда, побуждают к возникновению
определенных трансформаций в содержании сферы образования, т.к. современная наука развивается значительными темпами, инициирующими острое увеличение нужды в знаниях.
Формирование и дальнейшее развитие креативного мышления управленческого и профессорско-преподавательского состава, способного быть эффективным и конкурентоспособным в рыночных условиях, является одной из приоритетных и одновременно самых сложных задач региональной сферы образования, ориентированной на активное использование инструментов маркетинга.
Учитывая специфические особенности услуг и взаимоотношений в данной отрасли экономики, выделены следующие инструменты маркетинга в сфере образования:
- оказание финансовой поддержки для подготовки и осуществления образовательных программ, разработки инновационных образовательных методик;
- направление инвестиционных ресурсов в развитие квалифицированной рабочей силы и реализацию творческого потенциала.
Маркетинг в сфере образования представляет собой специфическую систему управления, направленную на определение условий, удовлетворяющих
потребителей образовательных услуг, реализацию маркетинговых мероприятий с учетом выделенных условий, формирование конкурентной стратегии образовательного учреждения, распространение и доведение информации о качестве образовательных услуг до реальных и потенциальных потребителей в виде комплекса знаний общеобразовательного и профессионального характера, практических навыков для их эффективного последующего применения, с целью разработки концепции формирования и развития сферы образовательных услуг региона.
Конкурентная стратегия базируется на решениях, определяющих комплекс средств, в том числе, инструменты обновления ассортимента услуг, ценообразования, коммуникаций, распределения и персонала и конкретизируется в планах маркетинговых действий, подкрепляется соответствующим бюджетом, воплощается через организацию маркетинга и последующее управление им.
Конкурентные стратегии можно разделить на ценовые и неценовые. Неценовые не имеют прямой зависимости от изменения уровня цен на образовательные услуги, но направлены на достижение конкурентных преимуществ организации и увеличение добавочной стоимости (ценности). Когда основой является ценовая стратегия, возникает ситуация снижения уникальности предлагаемой образовательной услуги. В сфере образовательных услуг превалирует неценовая конкуренция (качество услуг, стандартизация и др.), оказывающая тем не менее влияние на ценовые параметры услуги.
Выбор конкурентной стратегии зависит от внутренних свойств образовательного учреждения: количества обучающихся студентов, предоставляемых видов услуг, квалификации профессорско-преподавательского состава, объемов и форм финансирования и др. Решение задач по оптимизации деятельности образовательных учреждений как самостоятельных единиц на рынке услуг, в конечном итоге, могло бы способствовать гармоничному развитию как отдельно взятого вуза, так и сферы образовательных услуг региона в целом, что
неизбежно положительно отразится на общем уровне подготовки квалифицированных специалистов.
На основе исследования инструментов интеграции образовательных услуг и маркетинга, предложены принципы, определяющие стержневые ориентиры развития исследуемой отрасли:
- принцип комплексности, который предполагает сочетание профессиональных и культурнонравственных элементов в соответствии с основными направлениями развития сферы образования в регионе, стране;
- принцип инновационности означает использование передового опыта, новых методик, методологий и технологий преподавания для повышения конкурентоспособности сферы образовательных услуг;
- принцип креативного мышления обуславливает поощрение проявления инициативы и нестандартного видения решения возникающих проблем;
- принцип компетентности, обеспечивающий наличие профессиональных кадров и специалистов в сфере образования;
- принцип функциональности, гарантирующий карьерный рост получателю образовательной услуги;
- принцип динамизма обеспечивается непрерывным инновационным развитием учреждений сферы образования;
- принцип адаптированности предполагает
удовлетворение потребностей региональной
экономики в профессиональных кадрах среднего специального, высшего, послевузовского,
дополнительного образования;
- принцип научности заключается в том, что
практически все виды образовательных услуг
предоставляются высококвалифицированными
специалистами в тесной увязке с фундаментальной наукой на базе научно-исследовательских учреждений;
- принцип оптимальности выражается в непрерывном соответствии показателей деятельности учреждений сферы образовательных услуг критериальным показателям системы государственной аккредитации;
- принцип целесообразности, ориентированный на потребности рынка труда при соблюдении требований Государственных образовательных стандартов;
- принцип оперативности достигается максимальным
соответствием перечня предоставляемых
образовательных услуг образовательными
учреждениями требованиям внешней среды и возможностью гибкого реагирования на потенциальные изменения;
- принцип управляемости достигается наличием и эффективной работой соответствующего аппарата власти и контролирующих органов.
Список литературы:
1. Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социальноэкономических задач в регионе//Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т.15. №1. - С. 347-353.
2. Акопян К. А., Агаян Ш. А. Исследование потребностей и принципов формирования и развития услуг сферы образования // Бизнес в законе №6, 2012, с. 99-101
Reference list:
1. Novoselova N. N. The directions of effective use of educational, scientific and technical and innovative potentials for the solution of social and economic tasks in the region//the Engineering messenger of Don. - 2011 . - T.15. No. 1. - Page 347-353.
2. Akopyan K. A. Agayan Sh. A. Research of requirements and the principles of formation and development of services of education//Business in law No. 6, 2012, page 99-101
ОТЗЫВ
на статью Акопян К.А., Егорушиной М.Г., Ляшенко Л.А. «Определение векторов развития сферы образования на основе использования рыночных инструментов» Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях развития общества наблюдается значительная востребованность на услуги сферы образования как инструмента создания и реализации интеллектуального и инновационного потенциала населения и государства в целом, направленного на повышение качества жизни граждан, и как катализатор процессов роста конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития региональной экономической системы. Сфера образования занимает приоритетное, ключевое место в системе социально-экономической политики, служит индикатором государственного и регионального развития. Кроме того, сфера образования активизирует процессы формирования рыночного общества и сама воспроизводит его состояние.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО Северо-Кавказского Федерального университета в г. Пятигорске
Слепаков С. С.