Акопян К. А., Ласковый А. А.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
13.2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
Акопян Каринэ Агасиевна, доцент кафедры Экономики и управления на предприятии, канд.экон.наук Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск
[email protected] Ласковый Александр Анатольевич, доцент кафедры Экономики и управления на предприятии, канд.экон.наук, доцент
Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем формирования модели перспективного развития сферы образовательных услуг в современных условиях. Исследованы признаки классификации рыночных инструментов. Обоснована роль маркетингового инструментария в формировании ценности образовательной услуги
Ключевые слова: сфера образования, услуги, развитие, качество
DEVELOPMENT OF A CONCEPTUAL MODEL OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE REGION
Hakobyan Karine Agasieva, associate Professor of the Department of Economics and management at enterprise, kan-dakova
Work place: Autonomous Federal state educational institution of higher professional education "The North Caucasus Federal University", Pyatigorsk
Laskovii Alexander Anatolievich, associate Professor of the Department of Economics and management at enterprise, kandakova, associate Professor
Work place: Autonomous Federal state educational institution of higher professional education "The North Caucasus Federal University", Pyatigorsk
Annotation: The article considers the problems of forming a model of the future development of the sphere of educational services in modern conditions. Investigated the classification indications of market instruments. Substantiated the role of marketing tools in the formation of the value of educational services
Keywords: education, services, development, quality
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием становления и развития общества и экономики, веду-
щими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Рост экономики знаний или новой экономики, когда производство, распространение, обмен и использование информации обеспечивают решающий вклад в экономику, превращает систему образования в одну из наиболее инвестиционно-привлекательных сфер. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан. Сохранение и поддержание динамичного развития образовательной сферы становится залогом динамичного социального и экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста к росту, опирающемуся на развитие современных отраслей, на использование и производство новых технологий.
Развитие системы непрерывного профессионального образования создает механизмы включения работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, позволяет более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда. В этом контексте обеспечение доступности образования приобретает еще одно измерение: формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи, способствующего сохранению единства образовательного пространства страны и одновременно интеграции и обеспечения конкурентоспособности образования в мировом образовательном пространстве.
Проведенный анализ позволил выделить положительные тенденции развития сферы образовательных услуг, среди которых:
- рассмотрение сферы образования как одной из ключевых отраслей для улучшения жизнедеятельности людей и всего общества;
- частичный переход права собственности от государственного управления к частным образовательным учреждениям, образованным в ходе проведения приватизационных процессов;
- появление образовательных услуг нового поколения: дистанционных, бизнес и делового образования и др.;
- формирование конкурентных условий, в результате проявления которых у потребителей возникло право выбора.
Подобные тенденции современной сферы образования выявляют чрезвычайную сложность и противоречивость процессов ее развития, ход которых во многом зависит от того, насколько эффективные методы будут применяться в управлении ими. Роль управления в применении соответствующих рыночных инструментов в деятельности столь быстро развивающейся и усложняющейся системы как образование, существенно возрастает. Таким образом, сфера образовательных услуг, являясь частью социальной экономики, сочетает процессы воспроизводства человеческого капитала и рабочей силы. В этой связи необходимо уделять особое внимание рыночным инструментам, способствующим развитию специфических характеристик данной сферы и разработке способов их защиты.
Сущность рыночных инструментов в сфере образования проявляется в реализации определенной устойчивой функции процесса регулирования образовательной деятельности. Рыночные инструменты можно рассматривать в виде многообразных функциональных форм, соответствующих реальным потребностям
133
Бизнес в законе
3’2014
воспроизводственного процесса и обеспечивающих отдельные аспекты конкурентоспособности образовательных услуг. При этом конкретный рыночный инструмент способен регулировать определенный аспект эффективности образовательных процессов в рыночной среде их осуществления. Совокупным результатом применения рыночных инструментов в деятельности образовательных учреждений выступает конкурентоспособность их услуг.
Существование различных рыночных инструментов можно классифицировать по следующим обобщающим признакам (рис. 1).
Рис. 1. Признаки классификации рыночных инструментов
Авторская разработка.
Важнейшим вопросом на сегодняшний момент является сохранение и увеличение качества предоставляемых образовательных услуг. Для поддержания необходимого уровня качества используются следующие виды инструментария:
- проведение опросов учеников (студентов), родителей, работодателей;
- рассмотрение мнений на специализированных образовательных сайтах;
- обмен мнениями и мониторинг отзывов студентов и родителей на сайтах самих образовательных учреждений и т.д.
Опираясь на вышеизложенное, можно схематически представить формирование ценности образовательной услуги с использованием инструментов маркетинга для устранения недостатков, связанных с отдельными характеристиками услуги как товара (рис. 2).
- внедрение
инновационных технологий в учебный процесс;
- совершенствование системы распространения инноваций в образовании;
- реализация гибкой ценовой политики;
- разработка сопутствующих видов услуг
Рис. 2. Роль маркетингового инструментария в формировании ценности образовательной услуги
Авторская разработка.
На основе исследования инструментов интеграции образовательных услуг и маркетинга, авторами предложена концепция формирования и развития сферы образовательных услуг в регионе, базирующаяся на ряде принципов (комплексности, инновационности, креативного мышления, компетентности, функциональности, динамизма, адаптированности, научности,
оптимальности, целесообразности, оперативности, управляемости), определенных стержневыми ориентирами развития исследуемой отрасли:
- принцип комплексности, который предполагает сочетание профессиональных и культурно-нравственных элементов в соответствии с основными направлениями развития сферы образования в регионе, стране;
- принцип инновационности означает использование передового опыта, новых методик, методологий и технологий преподавания для повышения конкурентоспособности сферы образовательных услуг;
- принцип креативного мышления обуславливает поощрение проявления инициативы и нестандартного видения решения возникающих проблем;
- принцип компетентности, обеспечивающий наличие профессиональных кадров и специалистов в сфере образования;
- принцип функциональности, гарантирующий карьерный рост получателю образовательной услуги;
- принцип динамизма обеспечивается непрерывным инновационным развитием учреждений сферы образования;
- принцип адаптированности предполагает удовлетворение потребностей региональной экономики в профессиональных кадрах среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования;
- принцип научности заключается в том, что практически все виды образовательных услуг предоставляются высококвалифицированными специалистами в тесной увязке с фундаментальной наукой на базе научно-исследовательских учреждений;
- принцип оптимальности выражается в непрерывном соответствии показателей деятельности учреждений сферы образовательных услуг критериальным показателям системы государственной аккредитации;
- принцип целесообразности, ориентированный на потребности рынка труда при соблюдении требований Государственных образовательных стандартов;
- принцип оперативности достигается максимальным соответствием перечня предоставляемых образовательных услуг образовательными учреждениями требованиям внешней среды и возможностью гибкого реагирования на потенциальные изменения;
- принцип управляемости достигается наличием и эффективной работой соответствующего аппарата власти и контролирующих органов.
Концептуальная модель воспроизводит основные потребности и принципы формирования и развития услуг сферы образования, способствует расширению и углублению инновационного влияния образовательных учреждений региона на процессы его устойчивого развития; диверсификации предоставляемых образовательных услуг, привлечению потенциальных потребителей инновационными формами (технопарками, технологическими инкубаторами, научно-
исследовательскими лабораториями в рамках реализации целевых программ и проектов), интеграции с ведущими научными, проектно-изыскательскими, производственными и непроизводственными предприятиями, организациями и учреждениями соответствующей направленности; разработке единой информационной базы данных и электронной библиотеки образовательных учреждений различных уровней; поиску новых источников ресурсов для развития приоритетных специальностей и т.д.
Список литературы:
1. Акопян К.А. Направления развития рынка образовательных услуг в регионе// Известия КБНЦ РАН. - 2010.-№3.-Нальчик. -0,5 п.л.
2. Акопян К.А. Исследование направлений развития сферы образовательных услуг//Бизнес в законе.- 2010.- №4.- 0,5 п.л.
134
Акопян К. А., Ласковый А. А.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
Reference list:
1. Hakobyan K.A. directions of development of educational services market in region// news of kbnz RAS. - 2010.-№3.- Nalchik. -0,5 P.L.
2. Hakobyan K.A. Research directions of development of education services//Business-in-law.- 2010.- №4.- 0,5 printer's sheets
ОТЗЫВ
на статью Акопян К.А., Ласкового А.А. «Разработка концептуальной модели формирования и развития сферы образовательных услуг в регионе»
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время наблюдается значительная востребованность на услуги сферы образования как инструмента создания и реализации интеллектуального и инновационного потенциала населения и государства в целом.
Важнейшим вопросом на сегодняшний момент является сохранение и увеличение качества предоставляемых образовательных услуг. Для поддержания необходимого уровня качества в статье выделены следующие виды инструментария: проведение опросов учеников (студентов), родителей, работодателей; рассмотрение мнений на специализированных образовательных сайтах; обмен мнениями и мониторинг отзывов студентов и родителей на сайтах самих образовательных учреждений и т.д.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, филиала ФГАОУ ВПО Северо-Кавказского Федерального университета в г. Пятигорске
Слепаков С. С.
135