Научная статья на тему 'Определение узловых проблем и направлений развития общероссийского рынка труда'

Определение узловых проблем и направлений развития общероссийского рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение узловых проблем и направлений развития общероссийского рынка труда»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

НЕКРЕСТЬЯНОВА С.Я.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЗЛОВЫХ ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ общероссийского рынка труда

На основе анализа ситуации на общероссийском рынке труда можно подтвердить нашу трактовку понятия «рынок труда» как системы общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и стандартов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда, или как рыночной формы сферы всего труда и занятости населения. Отсюда следует, что система регулирования отношений на рынке труда не может ограничиваться регулированием безработицы и занятости.

Для этого должен быть привлечен широкий спектр нормативно-правовых, экономических и организационных мер по регулированию сферы труда и его приложения в условиях развития рыночных отношений.

При этом упомянутые меры могут различаться следующим образом:

а) по характеру воздействия на субъекты отношений на рынке труда, направленные на: нормативно-правовое обеспечение эффективной занятости и повышение гибкости функционирования рынка труда; создание экономически благоприятных условий для расширения сферы приложения труда и повышения качества производственной среды и занятости; совершенствование институциональных структур, функционирующих в сфере рынка труда (службы занятости, института социального партнерства, программ содействия занятости);

б) по объекту воздействия: система совокупного спроса и предложения на рабочую силу; система подготовки кадров; миграционная политика;

в) по конечной цели воздействия: сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы; конкурентоспособность рабочей силы; качество занятости и достижение комфортных и благоприятных условий труда; социальная защищенность безработных и наиболее уязвимых групп населения, представленных на рынке труда; территориальная мобильность рабочей силы.

Все эти меры, как правило, между собой переплетаются, поскольку в большинстве своем носят комплексный характер воздействия на объект приложения труда или на отношения контрагентов рынка труда.

Поэтому их обоснование может быть нами проведено по произвольной схеме.

1. Что касается совершенствования законодательства в сфере труда и занятости, то оно должно быть направлено на: формирование гибкого рынка труда, повышение мобильности рабочей силы, развитие производственной среды, совершенствование условий и охраны труда, введение системы страхования от безработицы, развитие института социального партнерства в системе отношений на рынке труда, регулирование внутренней трудовой миграции, привлечение и легализация внешней, общественно значимой трудовой миграции.

В целях формирования гибкого рынка труда следует внести изменения в трудовое законодательство, касающееся снятия законодательных ограничений, связанных с гибкостью найма, увольнения работников, использованием рабочего времени по схеме неполной занятости, свободного графика работы и т.д.

Для повышения качества производственной среды, совершенствования охраны труда, снижения травматизма на производстве необходимы нормативно-правовые меры, предусматривающие:

- внесение изменения в систему предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также совершенствование государственной экспертизы условий труда;

- развитие организационных форм проведения экспертизы условий труда, включая привлечение для этих целей негосударственных организаций;

- совершенствование системы льгот и компенсаций за особые условия труда на основе

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- повышение экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников;

- усиление ответственности работодателей и работников за обеспечение и соблюдение требований охраны труда.

В целях обеспечения необходимого уровня социальной защиты безработных граждан и создания источников средств для финансирования мероприятий по содействию занятости целесообразно введение системы обязательного социального страхования на случай безработицы, что предполагает:

- разработку соответствующего Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай безработицы в Российской Федерации»;

- обоснование и введение комплекса правовых, экономических и организационных мер, направленных на реализацию основных положений Закона: На основе увеличения гарантированных финансовых ресурсов для страхования от безработицы возможно: осуществлять повышение уровня материальной поддержки безработных граждан, последовательно приближая уровень пособия по безработице к величине ПМ; усилить адресность социальной поддержки и защиты безработных граждан; расширить возможности разработки и повышения уровня обоснованности территориальных программ по содействию занятости, созданию новых и модернизации действующих рабочих мест.

Совершенствование нормативной правовой базы социального партнерства позволит развивать договорное регулирование социально-трудовых отношений в сфере занятости.

Создание нормативной правовой базы межрегионального перераспределения трудовых ресурсов позволит активизировать процессы внутренней трудовой миграции на регулирующей государством основе.

Аналогично этому уточнение миграционного законодательства в части его либерализации относительно общественно значимых мигрантов и ужесточения, относительно нежелательных на территории страны лиц, будет способствовать повышению уровня управляемости внешней (нелегальной) трудовой миграцией.

2. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда может быть достигнуто на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, включающего:

- развитие системы непрерывного профессионального образования, предполагающее преемственность программ общего, начального, среднего и высшего профессионального образования как звеньев единой системы образования;

- повышение качества профессионального образования, его соответствия потребностям экономики и социального развития;

- создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования;

- разработка прогнозов потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам в целях увязки потребностей с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования и достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

- совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;

- развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

- развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобож-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

2^0

дению в целях повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

- разработка системы профессиональных стандартов, которая закладывает требования к профессиональному уровню работников с учётом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

- создание системы оценки деловых качеств работников, направленной на определение уровня их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к уровню квалификации и профессиональной подготовке работников, обусловленные соответствующими профессиональными стандартами;

- совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства.

3. Реализация на рынке труда принципов социального партнерства. Социальное партнерство на рынке труда призвано обеспечивать эффективное взаимодействие между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления в направлении обеспечения продуктивной занятости. Конкретная ситуация на рынке труда обусловливает необходимость совершенствования сложившихся и реализации новых механизмов взаимодействия социальных партнеров на рынке труда.

В этой связи необходимо обеспечить:

- расширение социального партнерства через участие работодателей, инвесторов, как в формировании стандартов, так и в создании условий для значительного повышения качества предоставляемых услуг в области обеспечения занятости населения и профессиональной подготовки выпускников учебных заведений;

- стимулирование работодателя на организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, а также внутрипроизводственного обучения персонала, создание благоприятных условий для профессионального роста работников;

- формирование рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве и включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров;

- разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых и региональных рынках труда;

- разработку системы показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом разрезе, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, необходимых для использования: при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу; при разработке и реализации инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест;

- поддержку малого предпринимательства и самозанятости населения с целью создания новых рабочих мест, включая развитие инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями, а также поддержка всех форм малого бизнеса и самозанятости населения в сельской местности.

4. Повышение качества оказания услуг в сфере содействия занятости населения. Главной задачей Федеральной государственной службы занятости населения является расширение доступности и повышение качества услуг безработным и незанятым гражданам с целью их трудоустройства.

В условиях динамичных изменений на отраслевых и региональных рынках труда в среднесрочной перспективе и повышения требований работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого роста уровня заработной платы, необходимо принять меры для того, чтобы органы службы занятости стали важным инструментом повышения качества и трудовой мобильности рабочей силы. Совершенствование работы органов службы занятости по линии использования новейших технологий предоставления услуг безработным и незанятым гражданам предполагает:

- реализацию превентивных мер содействия занятости граждан; введение эффективных

механизмов профилирования безработных граждан, повышение эффективности активных мер в области содействия занятости, в том числе разработку и реализацию целевых подпрограмм по приоритетным направлениям работы с отдельными категориями безработных граждан (женщинами с детьми, инвалидами, молодежью в возрасте до 20 лет), учащимися общеобразовательных и средних специальных учреждений;

- качественное улучшение системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики, включая развитие сотрудничества с работодателями в целях расширения информационной базы банка вакансий;

- развитие внутрифирменного обучения персонала, а также организации опережающего обучения высвобождаемых работников;

- расширение номенклатуры и разработку стандартов услуг государственной службы занятости;

- участие органов службы занятости в координации программ по поддержке малого предпринимательства, включая микрокредитование и лизинг оборудования;

- взаимодействие с негосударственными организациями по содействию занятости населения.

5. Регулирование трудовой миграции. Состояние демографической ситуации в России, оказывающее все более существенное влияние на развитие национального рынка труда, обусловливает необходимость выработки мер по активизации миграционной политики по нескольким направлениям: регулированию процессов а) внутренней трудовой миграции, б) внешней трудовой миграции и в) защиты национальных рынков труда.

A. Внедрение и реализация активной политики внутренней трудовой миграции на основе:

- создания нормативной правовой базы перераспределения трудовых ресурсов; формирования и использования гибкой системы государственного стимулирования внутренней трудовой миграции, включающей компенсацию непосредственных расходов по переселению (единовременные социальные пособия на обустройство, кредитование строительства жилья), развитие частного предпринимательства, налоговое льготное и земельное стимулирование, информационное обеспечение и правовую поддержку;

- определение приоритетов расселения и направлений внутренней трудовой миграции;

- создание единого федерального банка вакансий с возможностью доступа удаленных пользователей.

Б. Реализация комплекса мер по масштабному привлечению иммигрантов и временных трудовых мигрантов из других стран, легализация иностранных рабочих, осуществляющих нелегальную трудовую деятельность на территории Российской Федерации путём:

- существенной либерализации законодательства, в том числе в части регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы (включая передачу функций по выдаче разрешений на занятие трудовой деятельность и определение объемов привлекаемой рабочей силы федеральному органу исполнительной власти, ведающему вопросами рынка труда и занятости населения);

- легализации лиц, незаконно осуществляющих трудовую деятельность на территории страны в течение продолжительного времени.

B. Защита интересов национального рынка труда. Политика, направленная на защиту национального рынка труда должна содержать как запретительные меры для лиц, ухудшающих ситуацию в сфере занятости, так и смягчающие условия привлечения рабочей силы, оздоровляющей здесь положение. В этих целях необходимо: развернуть общенациональную компьютеризованную систему контроля за миграцией населения; установить строгую уголовную ответственность за нарушение миграционного законодательства (в частности, за выдачу виз, регистрационных документов, способствующих нелегальной миграции и «работорговле»); ввести федеральный налог (штраф) за использование нелегальной рабочей силы с отчислением в региональные и местные бюджеты до одной трети налоговых поступлений; использовать визовый порядок въезда и выезда для граждан всех стран, предусмотрев упрощенный порядок предоставления гражданам СНГ титульных национальностей России и Беларуси.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

В целях предупреждения оттока из страны научных кадров, так называемой «утечки мозгов» целесообразно:

- увеличение ассигнований из государственного бюджета на развитие отечественной науки для: обеспечения целенаправленного инвестирования средств на оснащение и переоснащение научной базы по приоритетным направлениям развития науки; существенного повышения заработной платы научным работникам, профессорско-преподавательскому составу Вузов, относящихся к сфере бюджетного финансирования; селективной поддержки научных школ, научных направлений и молодых ученых, продолжающих традиции отечественной науки; расширения практики выделения научных грантов за участие в перспективных научных исследованиях, включая молодых ученых, и возможности для них зарубежных стажировок, участия в научных конференциях и др.; обеспечения возможности для семей молодых научных работников улучшения жилищных условий (приобретение квартир) на льготных принципах;

- разработка межгосударственных соглашений с развитыми странами о порядке привлечения высококвалифицированных специалистов для временной работы на территории этих стран;

- создание на базе отечественных организаций международных консультационных пунктов с привлечением зарубежных специалистов для передачи либо обмена опытом по наиболее актуальным практическим вопросам;

- введение практики обучения специалистов на договорной основе с государством, либо с работодателем, поддерживающим их материально, по поводу обязательности возмещения вложенных в них средств путем работы в пределах своей страны, либо на основе денежной компенсации.

Меры по содействию возвращению уехавших специалистов, а также привлечению квалифицированной рабочей силы из других стран предполагают:

- сохранение возможности возвращения в прежние организации и на прежнее место жительства (для муниципальной собственности) специалистам, научным работникам, выезжающим для временной работы за рубежом;

- существенную либерализацию миграционного, а также национального законодательства на приобретение гражданства относительно квалифицированной рабочей силы и специалистов российского происхождения (русскоязычного населения) в части снижения сроков получения видов на жительство и гражданства;

- реализацию активной внешней политики по определению географических приоритетов привлечения иммигрантов русскоязычного сообщества за рубежом с разработкой согласованного комплекса мер по привлечению квалифицированной рабочей силы из числа соотечественников за рубежом.

6. Развитие региональных рынков труда. В целях смягчения социальной напряжённости на региональных рынках труда, обусловленной неравномерным социально-экономическим развитием территорий, необходима выработка эффективной региональной политики в сфере занятости, учитывающей особенности территориального развития.

В этой связи необходимо обеспечить:

- разработку и реализацию территориальных программ содействия занятости, а также федеральных целевых программ по приоритетным направлениям функционирования территориальных рынков труда, включая территориальные рынки труда с кризисной ситуацией в сфере занятости.

С учётом этого стоят задачи:

- разработки нормативов выделения из федерального бюджета финансовых средств, направленных на:

- во-первых, обеспечение государственных гарантий в сфере занятости населения, исходя из прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан), нормативно закрепленного уровня социальных выплат и объемов оказываемых услуг;

- во-вторых, на обеспечение государственной политики выравнивания уровня социально-экономического развития регионов на основе перераспределения средств феде-

рального бюджета и оказание за счет фонда финансовой поддержки регионов помощи субъектам Российской Федерации с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Если определение нормативов выделения бюджетных средств на обеспечение социальной защиты от безработицы не представляется достаточно сложной задачей, поскольку все расчеты могут базироваться на более или менее точном прогнозировании как численности нуждающихся в социальной защите от безработицы, так и размеров выплат по каждой категории, то расчёты объемов средств, направляемых на финансовую поддержку регионов с напряженной ситуацией в сфере занятости, требуют более сложных обоснований.

Отсюда следует, что особую актуальность приобретает система оценки уровня социальноэкономического развития регионов с учетом ситуации на территориальных рынках труда.

лмтература

1. АйгумовА.Д. Региональные аспекты формирования и регулирования рынка труда. М.: НИИ труда, 1999.

2. Бабушкина Т., Гарсия-Мсер М.Молодёжь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. 2004. № 6.

3. Волкова О. Молодёжь и профессиональный труд // Человек и труд. 2006. № 10.

4. Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2006 году // Российская газета. 14.03.2007. № 4314.

5. «Круглый стол» Актуальные проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов // Человек и труд. 2004. № 7.

ПЕШКОВА А.А.

системный подход к исследованию предприятия КАК ОБЪЕКТА фИНАНСОВОгО УПРАВЛЕНИЯ

Решение проблем повышения финансово-экономического потенциала хозяйствующих субъектов возможно на основе применения системного подхода, позволяющего в современных условиях и на положениях теории финансов определить закономерности развития предприятия.

В настоящее время большинство исследователей при рассмотрении тех или иных проблем финансового управления руководствуются системным подходом [7; 10; 6; 9]. Применение системного подхода при анализе развития открытой системы «предприятие» является закономерным результатом роста сложности его функционирования в условиях рыночной среды.

Результативность системного подхода при исследовании проблем финансового управления обеспечивается тем, что он позволяет представить экономическую систему как целостный комплекс взаимосвязанных подсистем и их элементов, обладающих специфичными особенностями и целями, достижение которых является необходимым условием устойчивого функционирования системы в целом.

Как было обосновано многими экономистами [3; 4; 5], возможность использования системного подхода подтверждается тем, что предприятие обладает всеми основными свойствами сложных систем. Современная экономическая система является не совокупностью индивидуальных хозяйств одного уровня, а сложной субординированной системой четырех уровней, которые взаимодействуют между собой: международного, государственного, регионального, микроэкономического.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систематизирующими свойствами любых социально-экономических систем является наличие комплекса целей формирования, функционирования и развития. Руководствуясь известными теориями бизнеса, можно выделить три составляющие, раскрывающие содержание системы как организации: люди, цели, управление. Так, согласно теории М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, организация - это группа сознательно координируемых действий двух или более человек для достижения значимой цели (желаемого конечного результата) [5].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.