Научная статья на тему 'Определение уровня социальных компетенций учащихся общеобразовательных школ города Павлодара (результаты диагностического исследования)'

Определение уровня социальных компетенций учащихся общеобразовательных школ города Павлодара (результаты диагностического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нефёдова Наталья Владимировна

В данной статье речь идет о социальных компетенциях учащихся общеобразовательных школ города Павлодара. Посредством анкетирования и диагностики определяется уровень их развития. С целью выявления уровня сформированности правовых знаний, правовой грамотности молодежи было проведено анкетирование: «Что знают и думают школьники о своих правах?». Методика О.Ф. Потемкиной позволила выявить социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере («альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть», «труд – деньги»). Показателем эффективности социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях является уровень владения проектной деятельностью. Полученные данные будут способствовать определению эффективной реализации педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение уровня социальных компетенций учащихся общеобразовательных школ города Павлодара (результаты диагностического исследования)»

УДК 37.013.42

Н.В. Нефёдова

Управление по защите прав детей Павлодарской области

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ГОРОДА ПАВЛОДАРА (результаты диагностического исследования)

В данной статье речь идет о социальных компетенциях учащихся общеобразовательных школ города Павлодара. Посредством анкетирования и диагностики определяется уровень их развития. С целью выявления уровня сформированности правовых знаний, правовой грамотности молодежи было проведено анкетирование: «Что знают и думают школьники о своих правах?». Методика О.Ф. Потемкиной позволила выявить социально-психологические установки личности в мотива-ционно-потребностной сфере («альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги»). Показателем эффективности социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях является уровень владения проектной деятельностью. Полученные данные будут способствовать определению эффективной реализации педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях. Ключевые слова: молодежные общественные организации, социальное проектирование, педагогические условия, социально значимая деятельность, молодежная политика, меры по формированию гражданской активности, социальная ответственность, патриотическое воспитание.

Проведенный анализ состава молодежи с 2010 г. и по настоящее время позволяет отметить, что на территории Республики Казахстан в Павлодарской области с каждым годом увеличивается количество молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет примерно на 5%. В настоящее время в Павлодарской области насчитывается 188 805 человек в возрасте от 14 до 29 лет, что составляет 26,3% от всего населения области.

Основным приоритетом государственной молодежной политики в Казахстане является создание условий для реализации молодежью права на творческую инициативу, с учетом своих интересов, склонностей, физических возможностей, в соответствии с интересами общества, а также на свободное социальное развитие и правовое сознание [1].

Мы предприняли попытку определить уровень развития социальных компетенций учащихся общеобразовательных школ города Павлодара.

В опытно-экспериментальную работу были включены 150 подростков, юношей и девушек, обучающихся в 10-11-х классах средних общеобразовательных школ № 21 и № 17 города Павлодара Республики Казахстан. Перед началом проведения эксперимента были определены экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ). Экспериментальную группу составили 126 учащихся общеобразовательной школы № 21, контрольную группу - 124 учащихся общеобразовательной школы № 17.

В ходе исследования применялись следующие методы и методики:

1. Анкетирование на выявление уровней:

• информированности молодежи о деятельности молодежных организаций, понимания функций деятельности МОО, сформированности мотивации;

• правовой грамотности среди подростков;

• отношения к общественной деятельности.

2. Диагностики:

• социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной;

• сформированности опыта проектной деятельности по методике А.И. Савенкова.

Результаты анкетирования по выявлению уровня информированности молодежи о деятельности молодежных организаций, понимания функций деятельности МОО, сформирован-ности мотивации показали, что большинство молодых людей предпочитает проводить свой досуг совместно с друзьями (92% молодежи ЭГ и 88% КГ).

В выборе вида отдыха ярко выраженных предпочтений нет.

Из вредных привычек отмечается курение (12% ЭГ и 14% КГ).

Членами молодежной организации, клуба, объединения, творческого коллектива являются немногие (32% подростков ЭГ и 36% КГ).

Источником информации для большинства является интернет (52% подростков ЭГ и 67% КГ). Большинство опрошенной молодежи спорту предпочитает телевизор и компьютерные игры, ведет малоподвижный образ жизни.

Почти половина респондентов проявляет желание участвовать в молодежных мероприятиях, подготовленных для них (60% подростков ЭГ и 49% КГ).

О деятельности молодежных центров знают очень мало, а если знают, то неконкретно (20% подростков ЭГ и 24% КГ).

Больше половины юношей и девушек не знают ни одной молодежной организации (52% подростков ЭГ и КГ).

Очень маленький процент молодежи принимает участие в деятельности молодежных общественных организаций (8% респондентов ЭГ и 12% КГ).

Полученные в ходе анкетирования результаты экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования (констатирующий этап), %_

Уровень Показатель информированности молодежи о деятельности МОО Уровень информирован. молодежи о деятельности МОО

Информированность о деятельности МОО Понимание функции МОО Мотивация к деятельности в МОО

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 12 16 8 12 12 12 12 12

Средний 36 36 44 40 36 40 36 40

Низкий 52 48 48 48 52 48 52 48

Из полученных данных видно, что большинство молодых людей плохо информированы о деятельности молодежных общественных организаций, лишь некоторые респонденты понимают функции молодежных общественных организаций, мотивация к деятельности в МОО на высоком уровне сформирована у небольшого количества подростков.

Обобщая полученные данные, отметим, что основными причинами пассивности молодежи в участии в молодежных общественных организациях являются: недостаточная информированность и недопонимание функций деятельности организаций, а также несформиро-ванность мотивации к общественной деятельности в целом.

С целью выявления уровня сформированности правовых знаний, правовой грамотности молодежи было проведено анкетирование «Что знают и думают школьники о своих правах?» [3].

Анализируя полученные данные, отметим, что более 50% опрошенных полагают, что в их школе недостаточно созданы такие условия для получения знаний р правах человека. Третья часть (33%) считают эти условия вполне достаточными. Лишь незначительная часть респондентов (7%) утверждают, что в их школе нет никаких возможностей для получения знаний о правах человека (остальные дали другие варианты ответа (3%) либо затруднились ответить (7%).

При этом юноши более негативны в оценке возможностей получения знаний о правах человека в своей школе, чем девушки.

Три четверти опрошенных (80%) в качестве источника получения информации о своих правах назвали школу, более чем каждый второй (59%) указал на средства массовой

информации, каждый четвертый (26%) - на семью, а каждый седьмой (17%) - на друзей и знакомых. При этом девушки чаще юношей назвали школу основным источником получения знаний о правах человека.

Дальнейший анализ результатов опроса показал, что подавляющее большинство юношей и девушек получают знания о правах человека на специальных уроках обществознания и права. Третья часть опрошенных назвала источником правовых знаний Устав школы. Классные часы, где они могут повысить свои знания о правах человека считают полезными почти 40% обучающихся, 30% назвали учебную литературу в качестве такого источника.

Более половины опрошенных (63%) считают, что в их школе проводятся занятия по правам человека. Остальные 36% дали другие ответы, а именно: затруднились ответить (20%) и дали отрицательный ответ (16%).

Из полученных данных следует, что вопросам правового просвещения молодежи уделяется недостаточно внимания. В то же время стоит обратить внимание и на тот факт, что среди отличников учебы превалирует доля тех, кто отметил наличие в школе специальных уроков, направленных на изучение защиты прав человека. Среди юношей и девушек, показывающих низкую успеваемость, таких оказалось около 25%.

Результаты опроса показали разную степень осведомленности молодежи о содержании основополагающего правового документа - устава школы. Только небольшой процент (8%) респондентов знакомы с ним, тогда как 9% вообще не знают о его существовании.

Важным составляющим элементом прав молодежи является доступность для них информации о школьной жизни. Опрос показал: только 38% респондентов считают, что они имеют полный доступ к такой информации, каждый второй (50%) - частичный доступ. Остальные либо затруднились ответить на это вопрос (10%), либо посчитали, что такая информация им вообще недоступна (2%).

Ответы юношей и девушек свидетельствуют о том, что учителя и администрация школы - основной и наиболее популярный для них источник информации о жизни школы. Около половины респондентов получают информацию о школьной жизни из материалов стендов и стенгазет. Почти столько же респондентов назвали источником получения информации других подростков, юношей и девушек из своего окружения.

На констатирующем этапе эксперимента был выявлен небольшой процент респондентов с высоким уровнем правовой грамотности. У большинства испытуемых выявлен низкий уровень правовой грамотности.

Высокий уровень правовой грамотности молодежи проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, саморегуляции и самоорганизации вместе с активной гражданской позицией. Для подростка с высоким уровнем правовой грамотности характерно единство поведения и сознания. Такой молодой человек очень хорошо знает свои обязанности, права, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет самостоятельность и инициативу в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя творчество и активность, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Средний уровень правовой грамотности характеризуют способность к саморегуляции, устойчивое положительное поведение, хотя не всегда проявляется активная гражданская позиция по отношению к поступкам товарищей и к деятельности. Молодые люди этой группы знают свои права и обязанности, правдивы, верны своему слову, знакомы с правилами поведения и соблюдают их, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, однако самостоятельно инициативу не проявляют, но участвуют в творческой деятельности, организуемой в школе. У них еще не вполне сформирована активная общественная позиция.

Низкий уровень правовой грамотности характеризуется слабым проявлением еще неустойчивого положительного опыта гражданского поведения. У подростков с низким уровнем

наблюдаются срывы, поведение в основном регулируется требованиями старших и другими побудителями и внешними стимулами, самоорганизация и саморегуляция ситуативны. Такие молодые люди знают нормы морали и права слабо, учатся не в полную силу, равнодушно относятся к труду, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, неохотно участвуют в делах коллектива.

С целью выявления социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере («альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги») мы использовали методику О.Ф. Потемкиной [4].

Исследование показало, что у молодых людей на констатирующем этапе эксперимента в основном средний и низкий уровень сформированности социально-психологических установок личности. Высокомотивированных юношей и девушек с гармоничными ориентация-ми, у которых все ориентации выражены сильно и в равной степени, выявлен небольшой процент (12%). Группу с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать, составляет 40% и 44% молодежи соответственно. Группу низкомотивированных респондентов, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо, составляет 48% и 44%.

Таблица 2

Результаты сформированности проектной деятельности, %_

Показатель проектной деятельности Оптимальный уровень Достаточный уровень Низкий уровень

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Видение проблем 16 16 40 44 44 40

Выработка гипотез 16 20 40 40 44 40

Умение наблюдать 20 20 36 40 44 40

Проведение эксперимента 16 20 40 40 44 40

Умозаключения и выводы 16 20 40 40 44 40

Показателем эффективности социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях является уровень владения проектной деятельностью.

Для того чтобы определить уровень сформированности опыта проектной деятельности респондентов, предлагались следующие виды заданий (по А.И. Савенкову) [3]:

1. Умение видеть проблему.

2. Выработка гипотез.

3. Умение наблюдать.

4. Умение проводить эксперимент.

5. Умение делать умозаключения и выводы.

Полученные результаты представлены в табл. 2.

Обобщая результаты проведенной диагностики, считаем возможным сделать следующие выводы. Исследования показали:

- недостаточность вовлечения молодежи в социально значимую деятельность по реализации региональных проектов (программ);

- невысокий уровень сформированности общественной активности, социальной компетентности молодежи, а также правовой грамотности;

- недостаточный уровень сформированности проектной деятельности молодых людей;

- маленький процент участия юношей и девушек в социально значимой деятельности в молодежных общественных организациях.

Таким образом, на основании полученных данных можно определить пути эффективной реализации педагогических условий социального проектирования деятельности в молодежных общественных организациях.

Результаты констатирующего этапа эксперимента определили направления работы по разработке форм и методов развития социальной и гражданской активности молодежи. А именно, разработке таких форм, в рамках которых осуществлялся бы диалог между моло-

дежью, их родителями, молодежными организациями, педагогами, позволяющий каждой из сторон получать новую информацию, интересный опыт и наладить сотрудничество, направленное на реализацию инициатив молодежи. При этом важно, чтобы сам диалог стимулировал его участников к решению социальных проблем посредством разработки и реализации социальных проектов.

По итогам проведенного диагностического исследования мы пришли к выводу, что у молодежи недостаточно сформированы понимания функций деятельности молодежных общественных организаций, социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере, слабый уровень правовой грамотности, информированности молодежи о деятельности молодежных организаций, мотивации к участию в общественной деятельности. Полученные данные будут способствовать педагогическому поиску новых эффективных и актуальных путей взаимодействия молодежи и взрослых на основе совместной общественной деятельности посредством реализации социальных проектов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию социальных компетенций молодых людей.

Библиографический список

1. Абдирайымова, Г.С. Система ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе: социологический анализ : автореф. дис. ... / Гульмира Сериковна Абдирайымова ; Каз. нац. ун-т им. аль-Фараби. - Алматы, 2006. - 44 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980.

N. V. Nefedova

Protection of Œildren 's Rights, Pavlodar region ON THE LEVEL OF SOCIAL COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOLS STUDENTS IN THE CITY OF PAVLODAR (diagnostic test results)

In this article we are talking about social competence of students of secondary schools in the city of Pavlodar. Theirdevelopment level has been revealed through questionnaires and social diagnostic. In order to identify the level legal knowledge, legal literacy of young people the survey, "What students know and think about their rights?" has been held. Methodology of O.F. Potemkina helped to identify socio-psychological personality installations in need-motivational sphere ("altruism - selfishness", "process - outcome", "freedom - power", "work - money"). Indicator of the effectiveness of social planning activities for the community youth organizations is the level of project activity. The data obtained will contribute to the definition of the effective implementation of pedagogical conditions of social planning activities for the community youth organizations.

Keywords: youth organizations, social engineering, pedagogical conditions, socially significant activity, youth policy, measures to build civic engagement, social responsibility, patriotic education.

References

1. Abdirayymova G.S. Sistema tsennostnykh orientatsiy molodezhi v sovremennom kazakhstanskom obshchestve: sotsiologicheskiy analiz [The system of value orientations of youth in the modern Kazakhstan society: a sociological analysis] : abstract of thesis .... Almaty, Al-Farabi Kazakh National University Publ., 2006. 44 p.

2. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti [Activities and psychology of personality]. Moscow, Nauka Publ., 1980.

© Нефёдова Н.В., 2013

Автор статьи - Наталья Владимировна Нефёдова, заместитель директора Департамента по защите прав детей Павлодарской области, Казахстан, e-mail: nnw76@mail.ru.

Рецензенты:

И.А. Маврина, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета;

Б.Д. Каирбекова, доктор педагогических наук, профессор, Инновационный евразийский университет, Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.