УДК 37.013.42
С.А. Маврин
Омский государственный педагогический университет
Т.А. Черникова Омский институт водного транспорта
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ МОЛОДЕЖНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
В статье рассмотрена социальная значимость общественных молодежных организаций, описана
история их развития, раскрыто влияние на процесс воспитания молодежи.
Ключевые слова: молодежная общественная организация, студенчество, социализация, воспитание.
В современном российском обществе процесс социализации личности, который осуществляется посредством воспитания в семье, в образовательном учреждении, протекает под влиянием многих негативных факторов, связанных со сложной социально-экономической ситуацией в стране. Важно отметить тот факт, что ценности, привитые личности в семье и образовательном учреждении, нередко разрушаются, когда молодой человек начинает свою самостоятельную жизнь в социуме. Исходя из этого следует, что воспитание должно быть всесторонним, в том числе и социальным, т.е. оно должно готовить подрастающее поколение к жизни в социуме с его реалиями. Здесь особое место занимают молодежные общественные организации и объединения, работа которых строится прежде всего с учетом интереса молодежи и предполагает развитие ее инициативы и общественной активности в продвижении традиционных социальных ценностей.
Социальная значимость общественных институтов в процессе воспитания имеет большое значение. В силу психолого-педагогических и физиологических особенностей молодежи свойственно объединяться в группы по интересам, и это должны быть положительно направленные общественные объединения с активной воспитательной функцией, а не группировки неформального характера с отрицательными идеями и «ценностями».
Формальные (официальные) группы - это специально организуемые, большей частью взрослыми, объединения (спортивные команды, кружки движения и т.п.) для организации некоторой общественной деятельности [4, с. 5]. Неформальные группы - стихийно возникшие добровольные объединения, компании, складывающиеся на основе дружеских отношений, симпатий, близости взглядов и интересов, совместного времяпровождения [3, с. 3].
Положение, в котором находятся современные молодежные общественные организации и объединения, во многом обусловлено историей и традициями развития молодежного движения. Исторически сложилось так, что во времена советского строя молодежным общественным объединениям уделялось особое внимание со стороны общества и государства в целом. Комсомольские организации представляли собой целую систему с огромным воспитательным потенциалом, имевшим мощное влияние на формирование у молодежи ценностей, социальной активности и личностно значимого отношения к проблемам, существовавшим в обществе.
Через структуру комсомольской организации осуществлялось идеологическое воспитание молодежи, реализовывались политические и социальные проекты. Под руководством комсомола была создана детская политическая организация - Всероссийская, а позже - Всесоюзная пионерская организация.
Комсомол воспитывал самоотверженных патриотов, готовил стойких, высокообразованных, любящих труд людей. Эта общественная организация в своей работе декларировала в качестве основных привлекательные и в наше время положения о строгом соблюдении принципов коллективного руководства, всестороннем развитии внутрикомсомольской демо-
кратии, широкой инициативе и самодеятельности всех членов, критике и самокритике. Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга.
После распада комсомола образовывались различные молодежные организации и объединения, но все они были недолговременными. На смену комсомолу в новом обществе могли прийти новые массовые общественные организации со своими идеями, целями и задачами, однако таковых не оказалось.
Место и роль современных молодежных общественных объединений и организаций обусловлены их целевой направленностью и содержанием деятельности. В поле зрения педагогической науки попадают различные аспекты молодежного движения, в том числе и влияние молодежных организаций на формирование и социализацию личности.
Обратимся к сущности понятий и определений по тематике.
Общественная организация - это неправительственное, негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.
Молодежная общественная организация - это сообщество молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, объединенных общими идеями и целями.
Студенческая общественная организация - это социальная система, которая порождается прежде всего по замыслу, в соответствии с определенной идеологией, общей целью и частными задачами.
Общественные организации и объединения в большей мере могут способствовать формированию жизненной перспективы молодежи через:
- поддержку личностного и творческого развития, формирование активной жизненной позиции;
- применение личностно ориентированных подходов в образовательном процессе;
- активное использование увлечений, интересов и способностей молодых людей в учебной, воспитательной деятельности и их дальнейшее развитие;
- формирование социальных установок молодежи - ее готовности к реализации своей активности по отношению к определенным социальным объектам.
В юношеские годы активность как природная способность преобразуется в социальную систему потребностей и интересов. Этот процесс предполагает:
- осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений, социальных и нравственных ценностей общества;
- развитие социальных чувств и потребностей, имеющих гражданскую направленность;
- включение в практическую деятельность, имеющую социальную направленность.
Социальная активность выступает как побудитель к деятельности, свойство личности
на определенном этапе ее развития, результат социально ценной деятельности. Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе развития личности является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в общественно значимой деятельности и социально ценном общении.
И.С. Кон отмечает, что в юношеском возрасте происходит становление мировоззрения. «Мировоззренческий поиск включает в себя, - утверждает автор, - социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы элемента социальной общности и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения». В юности наиболее интенсивно происходит нравственное развитие личности. Оценка своих нравственных качеств -один из важнейших аспектов юношеского «Я» [2].
В современной педагогической литературе определяются характеристики степени активности личности:
1) мобильность как различного рода перемещения личности или социальной группы;
2) разнообразие способов и сфер действия (большую активность обеспечивает большое число общественных связей и взаимодействий);
3) сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков;
4) использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов;
5) творческий потенциал субъекта, его установка на инновационный поиск [5, с. 37].
Цель деятельности любого общественного объединения можно рассматривать в двух
аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставит перед собой молодежь, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят руководители, участвующие в работе молодежных объединений. Добровольное объединение возможно лишь тогда, когда молодежь видит в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.
Педагогическая ценность студенческих объединений проявляется, прежде всего, в целях, связанных с воспитанием и развитием студентов. Участие в деятельности объединений способствует осознанию молодыми людьми себя, своих возможностей, своей тождественности или различия с другими людьми; формированию ценностного отношения к социальному творчеству.
Выделяются педагогические функции, которые присущи молодежным объединениям: развивающая, ориентированная, компенсаторная.
Участвуя в программах молодежного общественного объединения, реализуемых преимущественно посредством организации разнообразной коллективно-творческой деятельности, студенты постоянно сталкиваются с различными нестандартными ситуациями. Поиск вариантов выхода из них активизирует развитие таких качеств, неотъемлемых для любого современного человека, ориентированного на успешную жизнедеятельность, как креативность, сообразительность, наблюдательность.
Участие студентов в деятельности молодежных общественных организаций способствует формированию многих необходимых для жизни в обществе качеств личности:
- осознания и принятия ценностей человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;
- социальной активности;
- потребности и способности взаимодействовать с людьми на принципах равноправия и ненасилия;
- готовности к реализации своего индивидуально-личностного потенциала в различных социальных сферах;
- готовности к творческому преобразованию социальной действительности.
Для того чтобы сформировать вышеперечисленные качества личности, в объединениях, как правило, реализуются следующие виды деятельности и формы работы:
а) обучение социальным навыкам (обеспечение безопасности жизни, общение и коммуникация, социальная адаптация и ориентация, социально-правовое образование);
6) организация совместной творческой деятельности по тематическим периодам, коллективная творческая деятельность;
в) выездные лагерные сборы различной тематики;
г) ролевые и деловые игры социальной направленности;
д) социально значимая деятельность, социально-ориентированные акции;
е) создание условий для развития личности, овладения навыками творческого взаимодействия в различных сферах социальной жизни [1; 4].
Молодежные общественные организации обладают достаточно высоким воспитательным и развивающим потенциалом. Важную роль в реализации подобного ресурса играют открытость объединения как социальной системы и мотивация молодежи на вступление в общественные организации.
Под открытостью системы мы понимаем:
- доступность вступления в общественные организации;
- информированность молодежи о существовании общественных организаций;
- открытость целей и задач организаций;
- наличие динамичного плана работы, при составлении которого учитывается инициатива участников;
- представление результатов деятельности.
Мотивация молодежи на вступление в общественные организации раскрывается как наличие желания, которое формируется при следующих условиях:
- задачи общественной организации отвечают интересам и склонностям личности;
- организация является привлекательной для молодежи;
- деятельность общественной организации является понятной молодежи.
В Омском институте водного транспорта существует порядка пятнадцати молодежных студенческих организаций и объединений, в это число входят научные, спортивные кружки и секции, клубы по интересам, профессиональные команды, основная часть которых активно действует и достигает успешных результатов не только на уровне вуза, но и на других уровнях. Несмотря на это, лишь некоторые объединения информируют студенческий коллектив о своей деятельности и успехах, остальные не видят в этом необходимости либо существуют формально.
Для проверки открытости студенческих молодежных организаций и выявления мотивированности студентов на вступление в них было проведено анкетирование студентов 1-2-го курсов Омского института водного транспорта. В анкетировании приняли участие 108 студентов (30 девушек и 78 юношей) в возрасте от 17 до 22 лет.
72 человека (66%) ответили, что не знают о существовании общественных студенческих организаций, объединений, движений, действующих в институте; 36 человек (34%) сказали, что знают об их существовании, однако только 18 человек (16%) смогли назвать, какие именно общественные организации и объединения действуют в вузе.
Анкетирование показало, что ни один из опрошенных не является участником какой-либо студенческой организации. Проявили желание быть членами молодежных организаций 42 человека (39%), 66 человек (61%) остались равнодушными к подобному виду деятельности.
Полученные результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты младших курсов не имеют возможности быть членами существующих молодежных организаций, прежде всего потому, что не знают об их существовании и содержании их деятельности. Практические данные подтвердили теоретическое утверждение о том, что важными факторами, способствующими реализации воспитательного ресурса общественных организаций является их открытость как системы и мотивация молодежи на вступление в подобные организации.
В современном обществе решить задачу воспитания жизнеспособного поколения можно только путем целенаправленного процесса формирования личности. Это может происходить в связи со сменой внешних обстоятельств, с изменением элементов поведения, вызванным перестройкой мотивационной системы личности. Однако основой последующей перестройки поведения должно стать новое мировоззрение, система взглядов молодого человека и его отношений к окружающей действительности и к самому себе, а также жизненные позиции, установки, убеждения, идеалы, принципы познания действительности.
Учреждение профессионального образования как социальный институт призвано готовить молодежь к жизни. В процессе профессионального становления личность приобретает социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой его частью. В большой мере этот опыт приобретается в ходе участия в деятельности общественных молодежных организаций. Конкретные формы работы (мероприятия, творческие дела, игры и др.), предполагающие организацию разнообразной, достаточно свободной, творчески
самоуправляемой деятельности студентов, сотворчество, партнерское взаимодействие, позволяют в соответствии с поставленными целями и задачами осуществить внедрение новейших эффективных педагогических технологий.
Библиографический список
1. Воропаева, О.Ю. Самовыражение студентов через участие в работе клубов по интересам / О.Ю. Воропаева // Демократизация работы с молодежью (практические проблемы социальной работы: психологические и социально-педагогические аспекты) : материалы Четвертой междунар. науч.-практич. студенч. конф. факультета психологии и педагогики ОмГПУ. 26-27 апреля 2001 г. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001 - С. 132-134.
2. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 254 с.
3. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. - М. : Педагогика, 1988. - 144 с.
4. Мартынова, В.Ф. Педагогические возможности детских общественных объединений в современных условиях / В.Ф. Мартынова, А.А. Петрусевич. - Омск : ОмГПУ, 2004. - 115 с.
5. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. - М. : Академия, 2002. - 272 с.
© Маврин С.А., Черникова Т.А., 2012
Авторы статьи:
Сергей Анатольевич Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет;
Тамара Алесандровна Черникова, специалист УМО, Омский институт водного транспорта.
Рецензент - Г.И. Косенко, доктор физико-математических наук, доцент, Омский институт водного транспорта.