УДК 796.853.23
Аккуин Александр Данисович
аспирант кафедры теории и методики борьбы Уральского государственного университета физической культуры, старший тренер-преподаватель Аргаяшской детско-юношеской спортивной школы тел.: (961) 265-16-20
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ В ДЗЮДО
Akkuin Alexandr Danisovich
PhD student of the Theory and Methodology of Wrestle, Ural State University of Physical Culture, Senior teaching coacher of the municipal institution for supplementary education “Argayash sport school for children and youth” tel.: (961) 265-16-20
DETERMINATION OF THE LEVEL OF MASTERING THE TECHNICAL ACTIONS IN JUDO
Аннотация:
В статье описаны критерии качества овладения техническими действиями в дзюдо. В процессе овладения техникой дзюдо из-за целого ряда причин в структуре движений возникают и закрепляются ошибки, не позволяющие эффективно использовать имеющийся двигательный потенциал борца. Одним из путей решения проблемы овладения техническими действиями является их по-уровневое освоение с оценкой качества овладения, что может способствовать более эффективному совершенствованию ТТП юных спортсменов.
Ключевые слова:
обучение, средства подготовки, уровни, задания, оценка качества овладения техническими действиями.
Summary:
The article describes criteria of judo technical actions acquirement. During the mastering of judo techniques due to various grounds there may appear and become permanent mistakes, which keep an athlete from using moving potential in future. Level-by-level mastering of the judo techniques with up-to-date assessment of the acquisition degree in the process of training young judoists promotes the most efficient improvement of the tactical and technical training of the athletes.
Keywords:
training, means of training, levels, assignments, assessment of the level of technical actions acquirement.
ВВЕДЕНИЕ
В качестве одного из факторов, лимитирующих уровень подготовленности борцов в целом, является техническая подготовленность. При этом отставание в технике борьбы переходящих в категорию взрослых юных спортсменов от высококвалифицированных борцов намечается уже на начальных этапах подготовки [1; 2; 3].
Это следствие того, что в процессе овладения техникой из-за целого ряда причин в структуре движений возникают и закрепляются ошибки, не позволяющие впоследствии эффективно использовать имеющийся двигательный потенциал. Все ошибки имеют свои глубокие корни в самом начальном обучении. Обращает на себя внимание факт, что основные из этих ошибок прослеживаются абсолютно на всех уровнях спортивного мастерства, то есть приобретаются еще в начальном обучении, а затем все более закрепляются в двигательном навыке. Мельчайшие технические ошибки, перешедшие в навыки, влияют на структуру приема в усложненных условиях. Это связано с тем, что образовавшиеся нервные связи не разрушаются, а участвуют вследствие тормозных процессов и могут появляться вновь. Несовершенная техника мешает прогрессу спортивных результатов, поэтому с самого начала необходимо обучать юных борцов рациональной базовой технике, соответствующей индивидуальным особенностям занимающихся [4]. Так, изучая опыт работы тренеров, а также анализируя существующие программы по греко-римской борьбе для ДЮСШ А.Е. Павлов [5] пришел к выводу, что методика начального обучения, тренировки отстает от современных требований и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Виной тому - низкий уровень методических разработок, тренеры берут устаревшие рекомендации и готовят неполноценные резервы. Методика начального обучения технике строится по старинке. Разучивают одиночные атакующие действия на неподвижном и несопро-тивляющемся партнере, таким же образом осуществляется изучение действий защиты, освоение контрприемов. Происходит это еще и потому, что общим качеством для всей литературы по дзюдо является отвлеченность состава контролируемой техники бросков от кинематических особенностей условий их проведения и отсутствие логики их тактического использования [6].
Проблема овладения навыками ведения единоборства весьма многогранна. С одной стороны, это начальное знакомство с основными действиями, реализация которых несет преимущество одному сопернику над другим, с другой - опробование «оружия» борца в поединке.
В этом и других случаях требуются доступные средства обучения, формы организации учебного процесса, соответствующие задачам конкретного периода обучения [7].
Недостаточно обоснованное распределение времени и энергии на совершенствование различных компонентов мастерства приводит к проблемам в спортивной подготовленности на различных этапах. Проблемы, появившиеся на начальных этапах становления спортивного мастерства, впоследствии бывает очень трудно, а иногда и практически невозможно решить [8; 9].
Известно, что формирование технических действий (ТД) проходит в несколько этапов, на каждом из них необходимо контролировать освоенность техники движений для своевременного перехода на следующий. Окончанием того или иного этапа можно считать достижение определенного уровня владения ТД, для чего используют такие критерии, как: результат и биомеханические характеристики упражнения, где оцениваются стабильность и устойчивость техники. С учетом закономерностей формирования двигательных действий для каждого уровня должна стоять конкретная задача, предлагаться способ, условия и средства ее решения, критерии оценки качества владения ТД (основные и дополнительные) [10].
Разработанная Д.Ю. Аккуином, О.В. Романцовым, Ф.Ф. Сыроватским поуровневая схема [11] является по своей сути системой овладения техническими действиями, в основе которой лежат тренировочные задания (блоки) направленного воздействия как первичные звенья в реализации целенаправленного и более эффективного управления тренировкой. В борьбе все воздействия нацелены на соперника, поэтому задания даются двум спортсменам - овладевающему техническими действиями и его партнеру, выполняя которые каждый из спортсменов должен знать, какие, в какой последовательности он должен выполнять элементы, детали ТД и какое воздействие при этом оказывать на другого спортсмена. В научно-методической литературе нет определения, конкретно характеризующее выполнение техники движений на уровне умения, имеющиеся носят весьма малопонятные характеристики. В биомеханическую характеристику освоенности движений входят такие критерии, как стабильность спортивного результата и ряда характеристик движения при выполнении его в стандартных условиях; устойчивость, сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке; автоматизированность.
МЕТОДИКА
Определение уровня владения борцом различными техническими действиями проводится путем оценивания качества освоения им ТД в соревновательных, контрольных, тренировочных, учебно-тренировочных, учебных схватках, с этой целью организуется тестирование технической подготовки. Тестирование проводится методом стенографии, успешно зарекомендовавшим себя в педагогических наблюдениях в единоборствах. Предположим, тренер определил, что у борца в ходе 3-4 тренировочных схваток с равными своему весу и квалификации спортсменами количество удачных попыток выполнения ТД равно 50 %, а качественная надежность: стоя - 50 %, лежа - 90 %.
Таблица 1 - Оценка уровня практического овладения ТД
Уровень Условия Оценка
Основная Дополнительная
2 В благоприятноопределенных условиях - 1. Относительно правильная последовательность выполнения элементов ТД. 2. Умение выделить, показать основное отличие изучаемого ТД от освоенных ранее
3 В учебных схватках, при слабом воздействии ФК партнером в благоприятных определенновариативных условиях 1. Количество удачных попыток выполнения ТД - 90 % 2. Качественная надежность ТД: стоя 70 %, лежа 90% 1. Точная последовательность выполнения элементов, деталей ТД 2. Умение правильно выполнять части, элементы основных действий, образующих технику
4 В учебно-тренировочных схватках, при слабом воздействии ФК партнером в неблагоприятных определенновариативных условиях 1. Количество удачных попыток выполнения ТД 50 % и более 2. Качественная надежность ТД: стоя 70 %, лежа 90 % 1. Автоматизированность частей, элементов основных действий, образующих технику в борьбе стоя и лежа. 2. Точное воспроизведение амплитуды движений. 3. Целесообразная быстрота
5 В учебно-тренировочных схватках, при среднем воздействии ФК партнером в неблагоприятных определенновариативных условиях 1. Количество удачных попыток выполнения ТД - 50 % и более 2. Качественная надежность ТД: стоя 70 %, лежа 90 % 1. Стабильное и точное выполнение основных действий, образующих технику борьбы. 2. ТД выполняется с максимально доступной в нем силой и скоростью
Продолжение таблицы 1
6 В тренировочных схватках 1. Количество удачных попыток выполнения ТД -50 % 2. Качественная надежность ТД: стоя 70 %, лежа 90 % Высокая вариативность ТД (почти все ТД удается выполнить с различными подготовительными действиями)
7 В контрольных схватках 1. Количество удачных попыток выполнения ТД -50 % 2. Качественная надежность ТД: стоя 70 %, лежа 90 % Высокая устойчивость к сбивающим факторам (ТД удается выполнить при любых неблагоприятных воздействиях как внешних, так и внутренних сбивающих факторов)
8 В соревновательных схватках 1. Количество удачных попыток выполнения ТД -70 % 2. Качественная надежность ТД: стоя 70 %, лежа 90 % 1. Высокая маневренность ТД (ТД почти всегда удается выполнить в любых ситуациях). 2. Высокая результативность ТД (почти всегда удается выполнить ТД на высокую оценку)
По таблице 1 находим соответствующую оценку и определяем, что спортсмен овладел ТД на 6-м уровне, а значит, совершенствование ТД на данном уровне завершено, и необходимо перейти на выполнение заданий 7-го уровня. Данные тестирования заносим в таблицу 2 для того, чтобы определить объем выполняемых технических действий, уровень владения ими спортсменом и дальнейшей корректировки его технической подготовки. Если один из параметров оценки ниже заданных величин, то путем анализа технического действия, выполняемого борцом, его опроса, выявляем причины, влияющие на снижение данного параметра. Для этого на этом же уровне в зависимости от того, в какой части технического действия определена причина, даем задания на ее устранение из соответствующих данной части средств технической подготовки.
Например, при выполнении броска через спину с колен очень часто соперник, передвигаясь вправо или влево вокруг атакующего борца, падает на руки либо на живот, снижая при этом качество выполнения броска атакующим. Для повышения качества выполнения данного броска, борцу необходимо совершенствовать свои навыки в заданиях: «учикоми»; «набрасываниях» с передвижением партнера вправо или влево. При этом воздействие физическими качествами партнером на совершенствующего технические действия борца должно быть строго регламентированным и способствовать повышению качества выполнения действия.
После определения уровня владения тем или иным ТД, соответственно средствам технической подготовки, составляются задания на каждое совершенствуемое ТД, где даются конкретные указания совершенствующемуся и его партнеру. Иногда в ходе выполнения заданий возникают ситуации, которые вызывают затруднения в проведении ТД. Они выявляются путем наблюдения, анализа, опроса борца; очень часто спортсмен сам определяет их. И на основе этого корректируются действия совершенствующегося, если затруднения вызваны его неверными действиями. Но затруднения могут быть вызваны и действиями партнера, которыми он неверно создает ситуацию или дозирует воздействие. Поэтому, перед тем как начать выполнять то или иное задание, совершенствующему нужно знать, что делать, как, когда и для чего, а его партнеру необходимо четко описать условия, какие он должен создавать и какое воздействие оказывать.
Таблица 2 - Итоговый протокол оценки уровня владения техническими действиями
Условия № п/ п Схватки Технические действия
1- 2- 3- 4-
НТД*, % КОТД**, % НТД, % КОТД, % НТД, % КОТД, % НТД, % КОТД, %
Неблаго- приятные 1 Соревнова- тельные (основные соревнования)
2 Соревнова- тельные (неосновные соревнования)
Продолжение таблицы 2
3 Контрольные
4 Тренировоч- ные
б Учебно- тренировоч- ные:
а) слабое воздействие партнера
б) среднее воздействие партнера
в) полное воздействие партнера
Благопри- ятные б Учебные (полное воздействие партнера ФК)
Уровень овладения ТД
*НТД - надежность ТД, характеризует эффективность проводимого ТД, определяется по следующей формуле: НТД = (п^) х 100 %, где п - оцененное количество выполняемого ТД, N - общее количество оцененных и неоцененных выполняемых ТД.
**КОТД - качественная оценка ТД, характеризует качество проводимого ТД, определяется по следующей формуле: КОТД = (ВЮхЮ+ВВхВ+ВИхИ) / КО, где ВЮ - количество оценок «юко»; ВВ - количество оценок «вазаари»; ВИ - количество оценок «иппон»; КО - количество всех оценок ТД; Ю, В, И, - оценка ТД в процентах, соответственно «юко», «вазаари», «иппон», И = 100 %.
Система заданий в методике обучения базовой технике должна быть построена с учетом усиления сопротивления соперника, сокращения времени отдыха, увеличения длительности и объема борьбы, усложнения исходных и промежуточных позиций борцов, замены статических положений динамическими ситуациями, подбора партнеров с различными анатомоморфологическими и психологическими особенностями, обусловливающими изменение стойки, дистанции, направления маневрирования, способов выведения из равновесия, уровня и точности выполнения захвата, степени расслабления и напряжения и т. д. Эти задания осуществляются методом моделирования.
Моделирование различных ситуаций единоборства позволяет, во-первых, разнообразить умения и навыки юного борца на основе закономерностей овладения борьбой как видом деятельности и, во-вторых, выработать коронные приемы и в дальнейшем совершенствовать их на основе вновь осваиваемых способов тактической подготовки и использования благоприятных динамических ситуаций. Такой подход в обучении, по мнению Ю.А. Шахмурадова [12], обеспечивает органическую взаимосвязь начального обучения и высшего спортивного мастерства.
ВЫВОДЫ
1. Для формирования ТД в дзюдо на начальном этапе необходимо определить критерии и оценки овладения техническими действиями на уровне умения, разработать задания, направленные на овладение техническими действиями на уровне умения.
2. Поуровневое освоение технических действий, критериев оценки овладения в процессе подготовки юных дзюдоистов на начальном этапе может способствовать более качественному совершенствованию ТТП спортсменов. Включение в учебно-тренировочный процесс заданий на совершенствование каждого технического действия, которым должен овладеть спортсмен, оправдает потраченное время и не позволит тренеру и спортсмену расходовать его на не приносящую результатов работу.
Ссылки:
1. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. М., 1986. 304 с.
2. Дахновский В.С. Совершенствование техникотактической подготовленности дзюдоистов // Спортивная борьба : ежегодник. М., 1986. С. 72-74.
3. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь, 1993. 303 с.
References (transliterated):
1. Alikhanov I.I. Tekhnika i taktika vol'noy bor'by. M., 1986. 304 pp.
2. Dakhnovskiy V.S. Sovershenstvovanie tekhniko-takticheskoy podgotovlennosti dzyudoistov // Sportiv-naya bor'ba : ezhegodnik. M., 1986. P. 72-74.
3. Parkhomovich G.P. Osnovy klassicheskogo dzyudo. Perm', 1993. 303 pp.
- 1б8 -
4. Медведь А.В., Кочурко Е.И. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы. Минск,
1985. 144 с.
5. Павлов А.Е. Пути повышения эффективности методики начального обучения в классической борьбе // Теория и практика физической культуры.
1986. № 9. С. 31.
6. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба: Научно-
методические основы многолетней подготовки борцов. М., 1997. 189 с. ; Пархомович Г.П. Указ. раб.
7. Ларионов Г.Е. Планирование и организация учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки юных борцов : лекция. Омск, 1996. 24 с.
8. Сиротин О.А., Семенов В.М. Возрастноквалификационные аспекты формирования спортивного мастерства в борьбе дзюдо // Теория и практика физической культуры. 1995. № 10. С. 10-12.
9. Спортивная борьба : учеб. пособие / под ред. Г. С. Туманяна. М., 1985. 144 с.
10. Аккуин Д.Ю. Овладение техническими действиями в спортивной борьбе на начальном этапе подготовки // Проблемы методического обеспечения физической подготовки в органах внутренних дел : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / под ред. А.В. Еганова, А.Ю. Сырникова ; ЧЮИ МВД России. Челябинск, 2006. С. 59-64.
11. Аккуин Д.Ю., Романцов О.В., Сыроватский Ф.Ф. Поуровневая схема овладения техническими действиями в спортивной борьбе // Сборник научных трудов кафедры борьбы / под ред. Е.В. Елисеева, А.Е. Миллера ; УралГАФК. Челябинск, 2001. Вып. 3. С. 35-42.
12. Шахмурадов Ю.А. Указ. раб.
4. Medved' A.V., Kochurko E.I. Sovershenstvovanie podgotovki masterov sportivnoy bor'by. Minsk, 1985. 144 pp.
5. Pavlov A.E. Puti povysheniya effektivnosti metodiki nachal'nogo obucheniya v klassicheskoy bor'be // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1986. № 9. P. 31.
6. Shakhmuradov Y.A. Vol'naya bor'ba: Nauchno-
metodicheskie osnovy mnogoletney podgotovki bortsov. M., 1997. 189 pp. ; Parkhomovich G.P. Op. cit.
7. Larionov G.E. Planirovanie i organizatsiya uchebno-trenirovochnogo protsessa na etape nachal'noy podgotovki yunykh bortsov : lektsiya. Omsk, 1996. 24 pp.
8. Sirotin O.A., Semenov V.M. Vozrastno-kvalifikatsionne aspekty formirovaniya sportivnogo masterstva v bor'be dzyudo // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1995. № 10. P. 10-12.
9. Sportivnaya bor'ba : textbook / ed. by G. S. Tuman-yan. M., 1985. 144 pp.
10. Akkuin D.Y. Ovladenie tekhnicheskimi deystviyami v sportivnoy bor'be na nachal'nom etape podgotovki // Problemy metodicheskogo obespecheniya fizi-cheskoy podgotovki v organakh vnutrennikh del : ma-terialy Vseros. nauch.-metod. konf. / ed. by A.V. Eganov, A.Y. Syrnikov ; CHYUI MVD Rossii. Chelyabinsk, 2006. P. 59-64.
11. Akkuin D.Y., Romantsov O.V., Syrovatskiy F.F. Pourovnevaya skhema ovladeniya tekhnicheskimi deystviyami v sportivnoy bor'be // Sbornik nauchnykh trudov kafedry bor'by / ed. by E.V. Eliseev, A.E. Miller ; UralGAFK. Chelyabinsk, 2001. Issue 3. P. 35-42.
12. Shakhmuradov Y.A. Op. cit.