Педагогические науки
УДК 796.853.23
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ НАДЁЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЗЮДОИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Александр Данисович Аккуин, соискатель,
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),
г. Челябинск
Аннотация
Исследуя проблему повышения надёжности технических действий дзюдоистов в условиях соревновательной деятельности, автор определяет основные задачи и условия, применения средств технической подготовки дзюдоистов. В работе показано, что результативность соревновательной деятельности дзюдоистов значительно повышается, если совершенствование технических действий в тренировочном процессе, основано на тренировочных заданиях, направленных на повышение надёжности технических действий дзюдоистов.
Ключевые слова: надёжность, технические действия, дзюдо, тренировочные задания, средства, условия выполнения заданий.
METHODOLOGY FOR IMPROVEMENT OF RELIABILITY OF JUDOKAS TECHNICAL ACTIONS IN THE CONDITIONS OF COMPETITIVE ACTIVITY
Aleksandr Danisovich Akkuin, the competitor, The Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk
Annotation
Exploring the problem of improving the reliability of technical actions of the judokas in the conditions of competitive activity, the author defines the main tasks and conditions for application in the technical training of judokas. It has been shown that the efficiency of the judokas competitive activity is vastly improved if perfection of the technical actions in frames of the training process is based on the personal selection of tasks designed to increase the reliability of technical actions
Keywords: reliability, technical actions, judo, training tasks, means, conditions of assignments.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня нельзя добиться высоких результатов в соревновательной деятельности без применения в тренировочном процессе наиболее эффективных средств подготовки.
Учебно-тренировочное занятие в основном состоит из тренировочных заданий, направленных на повышение подготовленности дзюдоистов. Применяемые средства подготовки могут одновременно решать не одну, а несколько задач: совершенствование техники атаки и защиты, развитие физических качеств, повышение уровня психологической подготовленности и др. Насколько рационально будут применяться эти средства, зависит конечный результат тренировки - место, занятое на соревновании [3; 4].
Правильный подбор средств их рациональное чередование и соотношение в тренировочных заданиях, важнейшее направление работы тренера-преподавателя, способствующее повышению показателей соревновательной деятельности [2; 6].
Одним из основных показателей соревновательной деятельности в дзюдо является надежность техники соревновательных действий, которую следует понимать, как способность борца проводить технические действия в соревновательном поединке на соперниках, не уступающих ему в классе. В оценки показателей надёжности техники используется соотношение удачных и неудачных попыток проведения приёма в процессе соревнования. Надёжность техники соревновательных действий складывается из показате-
лей ее стабильности в относительно стандартных условиях, устойчивости по отношению к сбивающим факторам, целесообразной вариативности в меняющихся условиях состязания. Стабильность и вариативность лежат в основе надежности техники соревновательных действий [5].
На начальном этапе освоения техники дзюдо стабильность оценивается в правильном выполнении технической основы, в борьбе стоя - принятие позы для сбрасывания, подбив, в борьбе лёжа - действия контроля лёжа, вариативность в изменении подготовительной части - смена стойки, дистанции, захватов, передвижений и подготовки контроля лёжа. Биомеханическая оценка освоенности движений включает критерии стабильности спортивного результата и ряда характеристик движения при выполнении его в заданиях с определёнными условиями.
Таким образом, повышению надёжности технических действий дзюдоистов в условиях соревновательной деятельности, способствует правильный подбор тренировочных заданий.
МЕТОДИКА
В разработке методики, повышения надёжности выполнения технических действий дзюдоистов в условиях соревновательной деятельности, мы опирались на уровни овладения техническими действиями дзюдо [1]. Тренировочные задания выполняются определёнными средствами и способами технической подготовки, в разнообразных условиях, которые решают конкретную двигательную задачу. Разнообразие условий обеспечивается дозированием сопротивления соперника, определением исходных и промежуточных позиций борцов, замены статических положений динамическими ситуациями, обусловливающими изменение стойки, дистанции, направления маневрирования, способов выведения из равновесия, уровня и точности выполнения захвата, степени расслабления и напряжения и т.д. Построение тренировочных заданий, осуществляется методом моделирования соревновательных действий. В основе моделирования лежит манипулирование элементами, деталями технического действия дзюдо, предусматривающее разделение его на части позволяющие спортсмену и тренеру легко создавать разнообразные ситуации, в ходе изучения и совершенствования технического действия. Соответственно возникающим ситуациям формируются наиболее оптимальные задания, направленные на решение конкретных проблем.
Основные средства, задачи и условия выполнения тренировочных заданий, направленных на повышение надёжности технических действий дзюдоистов представлены ниже.
Учикоми:
1-е условие: благоприятно-определённое (партнёр средним либо полным воздействием физическими качествами (ФК), создаёт строго определённые ситуации, способствующие проведению 2-й, части ТД напарником).
Задача выполняющего учикоми - выполнять быстро с различными подготовительными действиями 1-й части ТД.
2-е условие: благоприятно-разнообразное (партнёр различным воздействием ФК, создаёт разнообразные ситуации, способствующие проведению 2-й, части ТД напарником);
Задача выполняющего учикоми - точно и быстро использовать благоприятные ситуации создаваемые партнёром.
3-е условие: неблагоприятно - определённое (партнёр средним либо полным воздействием ФК, создаёт строго определённые ситуации, препятствующие проведению 2-й части ТД напарником).
Задача выполняющего учикоми - выполнять с различными действиями 1-й части ТД, быстро и максимально доступной силой.
Набрасывания:
1-е условие: благоприятно-определённое (партнёр различным воздействием ФК, создаёт строго определённые ситуации, способствующие проведению 2-й и 3-й части ТД напарником).
Задача выполняющего набрасывания - выполнять с различными подготовительными действиями 1-й части ТД, быстро.
2-е условие: благоприятно-разнообразное (партнёр различным воздействием ФК, создаёт разнообразные ситуации, способствующие проведению 2-й и 3-й части ТД напарником);
Задача выполняющего набрасывания - выполнять точно и быстро, используя благоприятные ситуации создаваемые партнёром.
3-е условие: неблагоприятно - определённое (партнёр средним либо полным воздействием ФК, создаёт строго определённые ситуации, препятствующие проведению 2-й, 3-й части ТД напарником).
Задача выполняющего набрасывания - выполнять с действиями 1-й части ТД, быстро и максимально доступной силой.
Преследования:
1-е условие: смешанное, последовательно-определённое (партнёр средним либо полным воздействием ФК создаёт последовательно-определённые ситуации, способствующие и препятствующие проведению 4-й и 5-й частей ТД напарником).
Задача выполняющего преследования - использовать создаваемые партнёром ситуации, способствующие проведению ТД.
2-е условие: смешанно-вариативное (партнёр различным воздействием ФК, создаёт разнообразные ситуации, способствующие и препятствующие проведению 4-й и 5-й частей ТД напарником).
Задача выполняющего преследования - использовать создаваемые партнёром ситуации, способствующие проведению ТД либо такие ситуации создавать самому.
3-е условие: неблагоприятно-определённое (партнёр средним либо полным воздействием ФК, создаёт строго определённые ситуации, препятствующие проведению 4-й и 5-й частей ТД напарником).
Задача выполняющего преследования - выполнять с действиями 4-й части ТД, быстро с максимально доступной силой.
Учебно-тренировочные схватки:
1-е условие выполнения ТД: смешанно-вариативное (партнёр различным воздействием ФК, создаёт разнообразные ситуации, способствующие и препятствующие проведению ТД напарником).
Задача выполняющего ТД - использовать создаваемые партнёром ситуации, способствующие проведению ТД либо создавать самому.
2-е условие выполнения ТД: неблагоприятно-определённое (партнёр средним либо полным воздействием ФК, создаёт строго определённые ситуации, препятствующие проведению ТД напарником).
Задача выполняющего ТД - выполнять с максимальной быстрой, силой и различными подготовительными действиями 1-й и 4-й частей ТД.
3-е условие выполнения ТД: неблагоприятно-вариативное (партнёр средним либо полным воздействием ФК, создаёт разнообразные ситуации, препятствующие проведению ТД напарником).
Задача выполняющего ТД - с учётом индивидуального стиля деятельности (ИСД) используя ФК (быстроту, силу, ловкость, выносливость) и различные подготовительные действия 1-й и 4-й частей ТД создать ситуацию способствующую выполнению ТД.
Тренировочные схватки:
Условие выполнения ТД: неблагоприятно-вариативное (партнёр средним либо полным воздействием ФК, выполняет свои ТД, создавая разнообразные ситуации, пре-
пятствующие проведению ТД напарником).
Задача выполняющего ТД - с учётом ИСД максимально используя физические, волевые, психологические качества, подготовительные действия, создать ситуацию способствующую выполнению ТД.
Оценка качества освоения ТД:
1. Стабильное выполнение ТД (почти всегда удается выполнить при полном воздействии ФК партнером в неблагоприятных условиях тренировочных схваток).
2. Высокая вариативность ТД (почти всегда удается выполнить ТД с различными подготовительными действиями в различных ситуациях тренировочных схваток).
Характеристика уровня:
1. Не всегда удается выполнить ТД в соревновательной схватке.
ЦЕЛЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования оценить эффективность тренировочных заданий, направленных на повышение надёжности технических действий дзюдоистов.
Для достижения поставленной цели на базе отделения дзюдо МУ ДОД «Аргаяш-ская ДЮСШ» с. Аргаяш был проведён педагогический эксперимент. В двух учебно-тренировочных группах третьего года обучения по 10 человек в каждой, занятия проводил один тренер-преподаватель. В первой, контрольной группе спортсмены совершенствовали технические действия по программе дзюдо для детско-юношеских спортивных школ. Вторая, экспериментальная группа совершенствовала технические действия, используя тренировочные задания, направленные на повышение надёжности технических действий дзюдоистов. Для определения эффективности разработанных тренировочных заданий в подготовки юных дзюдоистов использовались методы математико-статистической обработки, распространенных в исследованиях связанных с практикой спорта. Рассчитывались среднее арифметическое х, характеристика рассеяния по стандартному отклонению (с), достоверность различий средних значений (а) определялся по 1 - критерию Стьюдента. В начале и в конце эксперимента спортсмены участвовали в соревнованиях, где по результатам 4-5 схваток определялась надёжность технических действий. Средние значения показателя надёжности технических действий между группами в начале эксперимента не имели статистически значимых различий, таблица 1. Таблица 1 - Сравнение средних значений показателя надёжности технических действий между группами в конце педагогического эксперимента
Критерии В начале эксперимента В конце эксперимента
К Э К Э При рост
К Э
X = 18,1 17,4 20,4 26,5 2,3 9,1
с = 4,6 4,8 4,8 4,8
г = 0,75 6,20
а = 0,05 0,05
Обозначения: К - контрольная группа; Э - Экспериментальная группа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение средних значений групп в конце педагогического эксперимента показало, что прирост среднего значения показателя надёжности технических действий в контрольной группе составил 2,3 в экспериментальной - 9,1. Показали спортсменов экспериментальной группы, совершенствовавших технические действия, используя тренировочные задания, направленные на повышение надёжности технических действий дзюдоистов в процессе технико-тактической подготовки были выше. Различия средних значений между группами достоверны на статистически значимом уровне, а = 0,05.
Выводы. Использование тренировочных заданий направленных на повышение надёжности технических действий дзюдоистов, в процессе спортивной подготовки, по-
вышает результативность соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аккуин, Д.Ю. Поуровневая схема овладения техническими действиями в спортивной борьбе / Д.Ю. Аккуин, О.В. Романцов, Ф.Ф. Сыроватский // Сборник научных трудов кафедры теории и методики борьбы / Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2001. - Вып. № 4. -С. 35-42.
2. Багаев, С.В. Современные тенденции в структуре средств технико-тактических действий в вольной борьбе и методика их совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Багаев С.В. - М., 1998. - 23 с.
3. Герасимов, Ю.Н. Соревновательная надежность дзюдоистов высокого класса и педагогические методы ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Герасимов Ю.Н. -М., 1985. - 23 с.
4. Еганов, А. В. Динамика показателя надежности защиты и его связь со спортивным результатом в процессе многолетнего спортивного совершенствования дзюдоистов высокой квалификации / А.В. Еганов, А.Е. Миллер // Образование. Здоровье. Спорт : материалы III межвуз. науч. практ. конф. / Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2000. - С. 106-108.
5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
6. Осколков, В. А. Ранжирование двигательных действий боксёров по сложности их выполнения / В.А. Осколков // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 123-127.
REFERENCES
1. Akkuin, D.Yu., Romantsov, O.V. and Syrovatsky F.F. (2001), "Pourovnevaja scheme of mastering the technical actions in wrestling", Collection of scientific works of the Department of theory and methods of wrestling, Chelyabinsk, UralGAFK, Vol. No. 4, pp. 35-42.
2. Bagaev, S.V. (1998), Modern trends in the structure of assets of technical and tactical wrestling action and method of improving, dissertation, Moscow.
3. Gerasimov, Yu.N. (1985), Competitive reliability judokas high class and improve teaching methods, dissertation, Moscow.
4. Eganov, A.V. and Miller, A.E. (2000), "Dynamics of an indicator of reliability of protection and his communication with sports result in the course of long-term sports improvement of judokas of high qualification", Education. Health. Sport: materials of III hunting rituals. Researcher. Scient. conf., UralGAFK, Chelyabinsk, pp. 106-108.
5. Matveev, L.P. (2005), General theory of sport and its applied aspects, publishing house "Hind", St. Petersburg.
6. Oskolkov, V.A. (2012), "Motor action ranking boxers on the complexity of their implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 123-127.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.08.2017
УДК 796.011
МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВОЗДУШНО-
КОСМИЧЕСКИХ СИЛ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ЗОНЫ БОЕВЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Роман Вячеславович Богатырев, соискатель,
Александр Викторович Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославское высшее военное училище ПВО, г. Ярославль
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию модели физической подготовки офицеров Воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых дей-