Научная статья на тему 'Определение уровня методической подготовленности родителей детей младшего школьного возраста по физическому воспитанию и здоровому образу жизни'

Определение уровня методической подготовленности родителей детей младшего школьного возраста по физическому воспитанию и здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силованова Ирина Михайловна, Иванова Наталья Юрьевна, Сергеев Андрей Игоревич

В статье представлены результаты опроса родителей детей младшего школьного возраста отдельных школ г. Смоленска к физической культуре и здоровому образу жизни. Определен уровень теоретическо-методических знаний родителей о физическом воспитании младших школьников. Выявлен недостаточный уровень знаний по следующим темам: средства физического воспитания, методы контроля и самоконтроля физического состояния, закаливание, физические качества и двигательные способности, показатели физического развития. Предложен комплекс мероприятий, направленный на формирование знаний и умений родителей в области физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силованова Ирина Михайловна, Иванова Наталья Юрьевна, Сергеев Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of level of methodical readiness of parents of primary school children in physical education and healthy lifestyle

The article presents the results of the survey of parents of the primary school children of some schools of Smolensk concerning the physical education and healthy lifestyle. The level of parents` theoretical and methodological knowledge about the physical education of junior schoolchildren was determined. The lack of knowledge on the following topics has been revealed: the means of physical education, the methods of control and self-control of one`s physical condition, cold training, physical qualities and motor abilities, physical development indicators. The complex of measures directed at the parents` formation of the knowledge and skills in the field of physical education has been offered.

Текст научной работы на тему «Определение уровня методической подготовленности родителей детей младшего школьного возраста по физическому воспитанию и здоровому образу жизни»

pp. 75-80.

9. Sivak, A. N., Dymov, S.A. and Chistyakov, V.A. (2013), Information technologies of distance training (for higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia): education guidance, Publishing house of Polytechnical university, St. Petersburg.

10. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

11. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

12. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.

13. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: minialenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2016

УДК 796.011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Ирина Михайловна Силованова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье представлены результаты опроса родителей детей младшего школьного возраста отдельных школ г. Смоленска к физической культуре и здоровому образу жизни. Определен уровень теоретическо-методических знаний родителей о физическом воспитании младших школьников. Выявлен недостаточный уровень знаний по следующим темам: средства физического воспитания, методы контроля и самоконтроля физического состояния, закаливание, физические качества и двигательные способности, показатели физического развития. Предложен комплекс мероприятий, направленный на формирование знаний и умений родителей в области физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, теоретико-методическая подготовленность, здоровый образ жизни, дети младшего школьного возраста, семья.

DETERMINATION OF LEVEL OF METHODICAL READINESS OF PARENTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION AND HEALTHY

LIFESTYLE

Irina Mikhailovna Silovanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Yurievna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences,

Andrey Igorevich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

The article presents the results of the survey of parents of the primary school children of some schools of Smolensk concerning the physical education and healthy lifestyle. The level of parents' theoretical and methodological knowledge about the physical education of junior schoolchildren was determined. The lack of knowledge on the following topics has been revealed: the means of physical education, the methods of control and self-control of one's physical condition, cold training, physical qualities and motor abilities, physical development indicators. The complex of measures directed at the parents' formation of the knowledge and skills in the field of physical education has been offered.

Keywords: physical culture, healthy lifestyle, theoretical and methodological preparedness, primary school children, family.

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы наблюдается улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта в России - внедрение комплекса ГТО, третьего урока физической культуры в школе, расширение пропаганды здорового образа жизни. Однако уровень развития физической культуры и спорта продолжает оставаться достаточно низким, выражающийся главным образом в снижении состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Одним из основных направлений создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения является разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения [1].

Семья является главной опорой для ребенка младшего школьного возраста, играя важнейшую роль в формировании его мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, жизненных приоритетов. Научная, грамотная забота о здоровье ребенка, развитие его физических способностей, вовлечение в здоровый образ жизни имеют наряду с вышесказанным не меньшее значение и являются на сегодняшний день актуальными направлениями современной педагогики физической культуры [2, 4].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения отношения родителей детей младшего школьного возраста к физической культуре и здоровому образу жизни проведен опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие 147 родителей общеобразовательных школ г. Смоленска. Уровень теоретико-методических знаний родителей о физическом воспитании младших школьников оценивался по разработанному тесту, состоящему из 20 вопросов. Родителям были предложены вопросы закрытого типа и на выбор из нескольких ответов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе социологического исследования установлено, что под термином «здоровье» родители, чаще всего понимают отсутствие болезней и повреждений, не учитывая при этом такие факторы как гармоническое физическое развитие; высокую работоспособность; устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточную способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды.

Большинство родителей (64%) отмечают, что имеются нарушения здоровья ребенка, 26% респондентов указали, что здоровье ребенка в норме, но он часто болеет и 10% считают своего ребенка здоровым и редко болеющим.

При ответе на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень физического развития своего ребенка?» 39% респондентов отметили, что физическое развитие ребенка находится на высоком уровне, 42% - среднем и 19% - на низком

Многие родители не имеют четкого представления о показателях, характеризующих уровень физической подготовленности своих детей. Установлено, что 9% респондентов известны показатели, характеризующие уровень физической подготовленности младших школьников, 68% семей не знают данных показателей, 23% из всех опрошенных родителей могут назвать данные показатели приблизительно.

Большинство опрошенных родителей (63%) не интересуются успеваемостью своих детей по предмету «Физическая культура» и считают, что это не главный предмет в школе, редко проявляют интерес к успеваемости детей 25% респондентов, и 12% регулярно интересуются достижениями детей по данному предмету.

Таким образом, родители невольно формируют в своих детях негативное отношение к физической культуре и как следствие к здоровому образу жизни.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство родителей (72%) не читают специальную методическую литературу по физическому воспитанию, 9% опрошенных проявляют интерес к книгам и журналам по данной теме, 19% иногда обращаются к данной литературе.

Родители закладывают фундамент физического и психического развития ребенка, следовательно, здоровье детей зависит от уровня культуры родителей и их образованности.

В результате проведенного тестирования по вопросам физического воспитания выявлено, что 52% родителей имеют низкий уровень теоретико-методической подготовленности по вопросам физического воспитания, 32% показали средний уровень и 16% обладают высоким уровнем знаний.

Анализ ответов тестируемых родителей позволил выявить наиболее слабые знания по следующим темам: средства физического воспитания, методы контроля и самоконтроля физического состояния, закаливание, физические качества и двигательные способности, показатели физического развития. Таким образом, наблюдается противоречие между уровнем подготовленности родителей и потребности общества в здоровом поколении, в связи, с чем возникают трудности в физическом воспитании детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных ответов следует отметить низкий уровень потенциальных возможностей родителей в сфере организации физкультурной деятельности их детей, что отрицательно влияет на гармоническое развитие и повышение уровня здоровья детей младшего школьного возраста. Наблюдаются трудности в физическом воспитании детей, особенно в том случае, если существует разрыв между интересами родителей и детей, между уровнем подготовленности родителей и потребности общества в здоровом поколении. Задача родителей заключается в том, чтобы уметь регулировать физическую деятельность ребенка, использовать все возможности для таких занятий, поддерживать постоянную связь с учителями физической культуры в школе.

Для выхода из сложившейся ситуации предлагаем комплекс мероприятий, который, на наш взгляд, будет способствовать приобретению знаний и умений родителей в области физического воспитания. А именно использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, гармоничному физическому развитию детей, укреплению их здоровья, повышению уровня физической подготовленности, что в том числе отразится и на успешном выполнении нормативов 1-Ш ступеней «ВФСК» ГТО:

- использование средств Интернета для популяризации здорового образа жизни;

- ведение на сайтах общеобразовательных школ страничек, посвященных физическому воспитанию детей, с размещением обучающих материалов для родителей по проведению занятий физическими упражнениями, комплексов физических упражнений;

- разработка методических рекомендаций для родителей с использованием компьютерных мультимедийных технологий;

- проведение родительских собраний с участием учителей физической культуры, специалистов в области физической культуры, тренеров, спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/. - Дата обращения 21.10.2016.

2. Винник, В.А. Институт семьи в системе формирования физической культуры подростка / В.А. Винник, Д.В. Доронина, В.А. Пономарчук // Научные труды НИИФКС РБ : сб. науч. тр. - Минск, 2011. - Вып. 10. - С. 31-38.

3. Ким, Т.К. Роль семьи в физическом воспитании младших школьников / Т.К. Ким // Проблема сохранения здоровья Сибири и в условиях Крайнего Севера : материалы Всерос. науч.-

практ. конф. / Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск, 2007. - С. 62-66.

4. Широкова, А.А. Физическая культура в семье / А.А. Широкова // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы XVI науч. конф. / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2011. - С. 351-355.

REFERENCES

1. Strategy of development of physical culture and sports up to 2020, available at: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/.

2. Vinnik, V.A., Doronin, D.V. and Ponomarchuk, V.A. (2011), "The family institute in the system of formation of physical culture of teenagers ", Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports. Scientific works of Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports of Republic of Belarus: collection of scientific work, Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports, Minsk, Issue 10, pp. 31-38.

3. Kim, T.K. (2007), "The role of the family in physical education of junior schoolchildren", The problem of health preservation in Siberia and in the Far East: mater. of All-Russian scientific-practical conf., Siberia State University of Physical Culture, Omsk, pp. 62-66.

4. Shirokova, A.A. (2011), "Physical culture in the family", Modern Problems of Physical Culture and Sports: Mater. of the XVI Scientific conf., Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, pp. 351-355.

Контактная информация: nata_575@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2016

УДК 796.856.2

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 13-15

ЛЕТ

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет. Данный факт предполагает рациональное построение эффективной системы подготовки спортсменов, для достижения высоких спортивных результатов с учётом их особенностей биологического развития (сенситивность развития). По существу система подготовки спортсменов на этапе спортивной специализации, является основой следующего этапа, этапа спортивного совершенствования.

Ключевые слова: интегральная подготовка, сенситивный период, тхэквондо, учебно-тренировочный процесс, физические качества, этап спортивной специализации.

FEATURES OF INTEGRATED SYSTEM OF PREPARATION IN TAEKWONDO AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION IN AGE GROUP OF 13-15 YEARS

Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chairman,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of sports specialization for the age group of 13-15 years. This fact assumes the rational planning of the effective system of the athletes training for achievement of high sports results taking into account their features of biological development (sensitivity of development). In its essence the system of training of the athletes at the stage of sports specialization is the basis for the further stage, namely the stage of sports perfection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.