Научная статья на тему 'Проблемы передачи ценностей физической культуры кубанского казачества родителями детям дошкольного возраста'

Проблемы передачи ценностей физической культуры кубанского казачества родителями детям дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА / ETHNIC CULTURE OF THE KUBAN COSSACKS / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / РОДИТЕЛИ / PARENTS / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / FOLK TRADITIONS / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING / ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / VALUES OF PHYSICAL EDUCATION / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова З.В.

В статье представлен аналитический обзор проблем передачи ценностей физической культуры кубанского казачества старшим поколением детям дошкольного возраста. Физическая культура как часть общей этнокультуры кубанского казачества является одним из мощных средств воспитания национальных традиций у подрастающего поколения. Однако, наряду с вышеизложенным, возникают противоречия: с одной стороны, и ученым, и практикам, и обществу в целом понятен вектор воспитания молодого поколения, связанный с возрождением народных традиций, любви к Родине, а с другой стороны очень малое количество исследований посвящено проблемам физического воспитания как составной части традиционной казачьей культуры. в рамках исследования предполагается частично восполнить указанный пробел, что является актуальным. Эмпирическая база статьи результаты анкетирования родителей с целью изучения особенностей сформированности знаний у них о традициях физкультурного воспитания кубанского казачества и передаче их детям старшего дошкольного возраста. В период предварительного эксперимента проводилось массовое анкетирование родителей детей 6-7 лет, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях города Краснодара. В анкетировании приняли участие 180 родителей. Главная цель анкетирования заключалась в выявлении места и роли физической культуры кубанского казачества в жизни детей 6-7 лет и в определении основных социальных факторов, оказывающих, по мнению респондентов, влияние на формирование этнокультурных ценностей физической культуры у дошкольников. в результате анкетирования родителей было выявлено, что с возрастом роль физической культуры в традициях кубанского казачества возрастает, но ее место в режиме дня детей 6-7 лет, по мнению родителей, уменьшается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова З.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the transmission of values of physical education of the kuban cossacks by parents to children of preschool age

Physical education as part of a common ethnic culture of the Kuban Cossacks is one of the powerful tools of education of national traditions among the younger generation. However, along with the above, there are contradictions: on the one hand scientists, practitioners, and society understand the vector of upbringing of the younger generation associated with the revival of folk traditions, love for the country, and on the other hand there is a very small amount of researches of the problem of physical education as an integral part of traditional Cossack culture. The empirical base of article is results of questioning of parents for the purpose of studying of features of formation of knowledge at them of traditions of sports education of the Kuban Cossacks and transfer to their children of the senior preschool age. During preliminary experiment mass questioning of parents of children of 6-7 years old who are brought up in the preschool educational organizations of the city of Krasnodar was carried out. 180 parents took part in questioning. The main purpose of the questionnaire was to identify the place and role of physical education of the Kuban Cossacks in the lives of children aged 6-7 and to identify the key social factors which, in the opinion of respondents, have the influence on the formation of ethno-cultural values of physical education of preschool children. The survey of parents revealed that with age the role of physical education in the traditions of the Kuban Cossacks increases, but its place in the daily routine of children aged 6-7, according to parents opinion, decreases.

Текст научной работы на тему «Проблемы передачи ценностей физической культуры кубанского казачества родителями детям дошкольного возраста»

Conference]. Naberezhnye Chelny, 2015, pp. 192-194 (in Russian).

5. Kudryashov E. V. The content of the model power readiness of qualified athletes in table tennis. Mate-rialy I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Innovatsionnye tekhnologii v fizicheskom vospitanii, sporte i fizicheskoi reabilitatsii.[Proceedings of the I International Scientific

and Practical Conference "Innovative technologies in physical education, sport and physical rehabilitation]. Orekhovo-Zuevo, 2015, pp. 24-28 (in Russian).

6. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpi-iskom sporte. Obshchaia teoriia i ee prakticheskie prilozhe-niia [System of training athletes in Olympic sports. The general theory and its practical applications].Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p. (in Russian).

УДК 373.203.71

проблемы передачи ценностей физической

культуры кубанского казачества родителями

детям дошкольного возраста

Аспирантка кафедры социальной и дошкольной педагогики З. В. Кузнецова, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350012, Россия, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 109, кв.160, zinaidakyznecova@mail.ru

В статье представлен аналитический обзор проблем передачи ценностей физической культуры кубанского казачества старшим поколением детям дошкольного возраста.

Физическая культура как часть общей этнокультуры кубанского казачества является одним из мощных средств воспитания национальных традиций у подрастающего поколения. Однако, наряду с вышеизложенным, возникают противоречия: с одной стороны, и ученым, и практикам, и обществу в целом понятен вектор воспитания молодого поколения, связанный с возрождением народных традиций, любви к Родине, а с другой стороны - очень малое количество исследований посвящено проблемам физического воспитания как составной части традиционной казачьей культуры.

в рамках исследования предполагается частично восполнить указанный пробел, что является актуальным.

Эмпирическая база статьи - результаты анкетирования родителей с целью изучения особенностей сформированности знаний у них о традициях физкультурного воспитания кубанского казачества

и передаче их детям старшего дошкольного возраста.

В период предварительного эксперимента проводилось массовое анкетирование родителей детей 6-7 лет, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях города Краснодара. В анкетировании приняли участие 180 родителей.

Главная цель анкетирования заключалась в выявлении места и роли физической культуры кубанского казачества в жизни детей 6-7 лет и в определении основных социальных факторов, оказывающих, по мнению респондентов, влияние на формирование этнокультурных ценностей физической культуры у дошкольников.

В результате анкетирования родителей было выявлено, что с возрастом роль физической культуры в традициях кубанского казачества возрастает, но ее место в режиме дня детей 6-7 лет, по мнению родителей, уменьшается.

Ключевые слова: этнокультура кубанского казачества; дети старшего дошкольного возраста; физическая культура; родители; народные традиции; анкетирование; ценности физического воспитания; дошкольные образовательные организации.

С развитием общества человек вступает во все более широкие и универсальные связи с окружающей средой. Это требует от него всестороннего развития [4, с. 11].

Формирование нового человека не происходит само по себе. Только в процессе преобразующей деятельности и только в совместном труде можно воспитать новую мораль [11, с. 166; 12, с. 135; 16, с. 4; 18, с. 5].

Но всестороннее развитие человека - это сложный длительный и многогранный процесс, зависящий от многих объективных и субъективных факторов. Чтобы быть на уровне современного развития общества, каждый человек должен освоить максимум знаний, накопленных человечеством, своего народного культурного наследия [1, с. 3].

Путь решения данной проблемы состоит в реализации трех групп задач:

1. Приобщение масс к тем знаниям, которые требуются в условиях производства.

2. Превращение созданных всех культурных ценностей в общенародное достояние.

3. Развитие у народа потребности в культуре, потребности в самовыражении личности и народа через социально значимое творчество.

Причем, если первая группа задач является ближайшей перспективой, то вторая и третья группы постоянно расширяются с взаимопроникновением и расцветом культуры [3, с. 6; 5, с. 45].

Педагогика, возникнув под влиянием воспитательного опыта, постоянно внедряет в жизнь наиболее эффективные народные средства, методы и формы. Изучение народного педагогического опыта позволит найти именно те национальные средства и методы, которые будут способствовать интернациональному воспитанию, сближению и взаимообогащению национальных культур, формированию общечеловеческой культуры [5, с. 16].

Повышение эффективности воспитания возможно только в случае систематического изучения и внедрения в жизнь достижений педагогики прошлого. Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений внутри семьи. Мы разделяем точку зрения О. И. Давыдовой, что особенно плодотворны идеи и опыт народной педагогики в дошкольном воспитании, как в общественном, так и в семейном [8, с. 11].

Физическая культура как часть общей этнокульту-ры кубанского казачества является одним из мощных средств воспитания национальных традиций у подрастающего поколения [19, с. 20; 20, с.13].

Изучению ее особенностей посвящены многие научно-методические труды ученых и практиков [1, с. 5; 9, с. 57; 10, с. 142; 12, с. 57; 13, с.11; 15, с. 4].

Однако, наряду с вышеизложенным, возникают противоречия: с одной стороны, и ученым, и практикам, и обществу в целом понятен вектор воспитания молодого поколения, связанный с возрождением народных

традиций, любви к Родине, верности Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга, а с другой стороны - очень малое количество исследований посвящено проблемам физического воспитания как составной части традиционной казачьей культуры. На это, в частности, указывает и исследователь традиционного воспитания казаков Северного Кавказа А. В. Григорьева: «На наш взгляд, представляется перспективным дальнейшее исследование таких проблем, как система военно-физической подготовки казаков», незначительно количество методических источников по физическому воспитанию в традициях кубанского казачества детей дошкольного возраста. Исследование предполагает частично восполнить указанный пробел и является, таким образом, актуальным [6, с. 4; 7, с. 143].

Цель исследования - выявить в процессе анкетирования степень освоенности ценностей физической культуры кубанского казачества у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование и методы математической статистики.

В рамках предварительных исследований проводилось массовое анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях №№ 6, 100, 115, 116, 132, 169 города Краснодара. В анкетировании участвовало 180 родителей (сентябрь - ноябрь 2014 года).

Главная цель анкеты заключалась в выявлении места и роли физической культуры кубанского казачества в жизни детей 6-7 лет и в определении основных социальных факторов, оказывающих, по мнению респондентов, влияние на формирование этнокультурных ценностей физической культуры дошкольников.

Анкета состояла из 14 вопросов, которые по смысловому значению можно сгруппировать в 6 блоков:

- данные о респонденте и его ребенке (вопросы 1, 2, 3);

- состояние этнокультурной двигательной деятельности ребенка (вопросы 5, 9);

- воспитательная деятельность родителей, уровень их педагогической культуры в процессе передачи традиций физической культуры кубанского казачества (вопросы 7, 8, 12, 13);

- ценностные ориентации родителей при формировании личностных качеств ребенка, характерных для кубанского народа (вопрос 6);

- особенности двигательной активности родителей и детей в процессе освоения народных традиций кубанских казаков (вопросы 4, 14);

- роль дошкольных организаций в физическом воспитании детей в традициях кубанского казачества (10,11).

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- изучить отношение родителей к физическому воспитанию детей в традициях кубанского казачества;

- определить степень готовности семьи к передаче народных традиций физического воспитания детям 6-7 лет;

- выявить систему ценностей, на которую ориентируются родители в процессе физической подготовки в традициях кубанского казачества детей 6-7 лет;

- раскрыть основные факторы, определяющие эффективность физического воспитания детей в процессе их приобщения к культурным ценностям кубанского казачества.

Результаты исследования. Общие сведения респондентов дают возможность определить их потенциальные возможности в области воспитания ребёнка. Так, в анкетировании приняло участие 68% женщин и 32% мужчин. Из них 63% имели высшее образование, 10% - среднее специальное и 27% - среднее общее образование.

По результатам ответов респондентов на вопросы второго блока анкеты определялось влияние различных форм физкультурных занятий и двигательной активности на этнофизическую подготовку детей. Для этого изучалась структура деятельности ребенка в свободное время. Поскольку общее развитие ребёнка зависит от различных видов обучения (физкультурное, предметное и т. п.), рассматривались не только физкультурные виды деятельности, но и такие как занятия рисованием, пением, рукоделием и т. д.

Так, 12,5% опрашиваемых родителей сообщили, что в детском саду мальчики дополнительно посещали спортивные и другие кружки. Девочки в детском саду - 25% посещают спортивные, 37,5% музыкальные кружки. Это объясняется, по нашему мнению, большей коммуникабельностью девочек. Однако что касается этнокультурного образования, то из опрашиваемых родителей никто не дал положительного ответа.

Третий, четвёртый блоки вопросов предполагают исследование целого комплекса факторов, воздействующих на физическое воспитание детей в семье. Большое значение в интересующем нас аспекте приобретают факторы, связанные со структурой деятельности в свободное время родителей дошкольников, с их ценностными ориентациями, с целями, которые они перед собой ставят в этновоспитании детей, со степенью активности в их практической реализации.

В связи с тем что кубанские казаки в общефизическую подготовку включали не только двигательную, но и личностную составляющую, нас интересовало, какие качества родители хотят воспитать в своих детях. Так, 50% родителей мальчиков и 83,5% девочек - доброту, совестливость, честность и чуткость, на втором месте - трудолюбие - соответственно 37,5% и 33,4% и на третьем месте - аккуратность (30,1%). Значение занятий по физическому воспитанию стоит в детском саду, по мнению родителей, на четвертом месте.

Известно, что эмоциональное отношение к физкультуре людей не всегда совпадает с их реальным поведением [2, с. 3]. Поэтому с помощью пятого блока вопросов мы попытались выявить предпосылки, формы,

инициативность практической деятельности родителей в области физического воспитания детей в традициях кубанского казачества. По анкетным данным выяснилось, что в основном интерес к спорту родители проявляют как зрители (75%). Соответственно с детьми дошкольного возраста отцы занимаются от 1 до 2 часов (37,5%) и более 3-х часов матери (37,5%). Место народных игр кубанского казачества в совместной деятельности с детьми по ответам родителей достаточно велико и значимо. Однако игры и элементы традиционного физкультурного воспитания кубанского казачества, используемые ими с детьми, назвать затруднились.

Анализируя совместную деятельность детей и родителей, можно отметить, что она сводится к просмотру телепередач (от 62,5% до 88,5%). На вопрос о совместных занятиях физкультурой и двигательной деятельностью с детьми положительно ответили только 12,5% респондентов.

Интересно, что большинство родителей в физическом воспитании детей исходит из личного опыта, просмотра телевизионных передач, что дает большие возможности, по их мнению, для расширения средств, способов и методов пропаганды физкультуры и спорта с целью оптимизации процесса физического воспитания в традициях кубанского казачества.

В шестом блоке анкеты были подобраны вопросы для выявления мнения родителей об уровне постановки воспитательного процесса в дошкольной организации. Большинство родителей считают, что в детском саду их ребенок получает хорошее воспитание, хотя по какой программе детей обучают педагоги смогли ответить только 7% респондентов. По поводу дополнительных мероприятий по этническому воспитанию мнение 89,2 % родителей положительное и только 10, 8 % затрудняются ответить.

По поводу организованной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе 12,5% родителей мальчиков считают, что достаточно детям посещать традиционные занятия и 87,5% - специально разработанные формы работы по усвоению детьми традиций кубанского казачества. Родители девочек предполагают, что достаточно традиционных занятий в детском саду - 16,7%, необходимо заниматься приобщением к казачьим традициям - 76,7% и не надо заниматься -16,4%. Родители хотят, чтобы их дети занимались физической культурой в традициях кубанского казачества, мотивируя это желанием, что занятия будут содействовать гармоническому развитию.

выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что отношение родителей к физическому воспитанию детей зависит от системы их ценностных ориентаций на различные качества личности, в том числе и на физические способности, на место, которое они в этой системе отводят физической культуре кубанского казачества. Использование родителями этнофизкуль-турной деятельности в воспитании детей существенным образом зависит от оценки её культурно-воспитательной роли.

Как показывают результаты анкетирования, степень активности детей на занятиях по освоению детьми традиций физкультурных ценностей кубанского казачества, а также любимые формы деятельности зависят от половых и возрастных особенностей ребёнка.

Решающее влияние на приобщение детей к физкультуре кубанских казаков оказывает личный пример родителей, их ценностные ориентации, спортивно-физкультурные умения и этнофизкультурная грамотность, а также совместные занятия с детьми.

В последнее время всё большее внимание учёных привлекают вопросы оптимизации физического, психического развития и физической подготовленности в период адаптации детей к обучению в школе, используя средства народной педагогики [17, с. 51]. Это направление научных исследований становится всё более актуальным в связи с отсутствием единых научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию данного процесса и, как следствие, низким уровнем этнической культуры детей [8, с. 11; 10, с. 9].

В результате анкетирования родителей было выявлено, что с возрастом роль физической культуры в традициях кубанского казачества возрастает, но ее место в режиме дня старшего дошкольника, по мнению родителей, уменьшается.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Александров, С. Г. Генезис, систематика и технология использования народных игр кубанского казачества в физической подготовке учащихся кадетских корпусов: автореф. дис... канд. пед. наук. - Краснодар, 1999. - 24 с.

2. Ахметов, С. М. Формирование личностной физической культуры и ее целевая направленность / С. М. Ахметов, Н. И. Дворкина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 2-7.

3. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 50 с.

4. Бальсевич, В. К. Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений чл. Рос. акад. образования в СПбГУП / В. К. Бальсевич // Рос. акад. образования, С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов (Эксперим. площадка РАО). - СПб.: СПбГУП, 2011. -666 с.

5. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков - М., 2001. - 168 с.

6. Григорьева, А. В. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Григорьева. - Пятигорск, 1999. -19 с.

7. Гурин, В. Е. Современные проблемы нравственного воспитания и самовоспитания личности / В. Е. Гурин // Вестник АГУ. - 2001. - № 1. - С. 143-145.

8. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

9. Карпухин, А. П. Традиционные казачьи средства в содержании физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Карпухин. -Краснодар, 2011. - 230 с.

10. Козлов, В. И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика / В. И. Козлов. - М.: Старый сад, 1999. - 343 с.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность и личность // Психология личности. - Т. 2: хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. - С.165-196.

12. Михайлов, Н. Г. Двигательная активность как показатель культуры здоровья детей дошкольного и школьного возраста / Н. Г. Михайлов, С. М. Чечельницкая // Вестник Адыгейского университета. - 2011. - № 12. -С. 133-141.

13. Ползикова, Е. В. Динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / Е. В. Ползикова, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2013. - № 4. - С. 11-14.

14. Рунаев, Ю. В. Казачество как социально-этническая группа: генезис, традиции, перспективы: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.11 / Ю. В. Рунаев. -Ставрополь, 1999. - 21 с.

15. Саркисьян, Т. Н. Духовное наследие кубанского казачества: автореф. дис. ... канд. культ. наук: 24.00.01. / Т. Н. Саркисьян. - Краснодар: Гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2009. - 48 с.

16. Соленова, Р. И. Подготовка и адаптация детей 6-8 лет к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания: автореф. дис. . канд. пед. наук / Р. И. Соленова. - Краснодар, 1999. - 24 с.

17. Фомина, Н. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода / Н. А. Фомина, С. В. Карпухина // Актуальные проблемы и пути совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов всероссийской научной конференции. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - С. 51-56.

18. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 50 с.

19. Чернышенко, Ю. К. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ю. К. Чернышенко, С. А. Ахметов, В. А. Баландин, Е. В. Демидова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 4. - С. 20-25.

20. Яровой, А. В. Использование элементов традиционной культуры в современном воспитательном процессе / А. В. Яровой // Итоги фольклорно-этнографи-ческих исследований этнических культур Северного Кавказа за 2004 год. Дикаревские чтения. - № 11. -Краснодар: ООО РИЦ «Мир Кубани», 2005. - С.13-18.

the problem of the transmission of values of physical education of the kuban cossacks by parents to children of preschool age

Kuznetsova, Z. V. Postgraduate Student of Social and Preschool Pedagogy Department.

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Kuban State University of Physical

Education, Sport and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Krasnykh Partizan 109/160 zinaidakyznecova@mail.ru

Physical education as part of a common ethnic culture of the Kuban Cossacks is one of the powerful tools of education of national traditions among the younger generation.

However, along with the above, there are contradictions: on the one hand scientists, practitioners, and society understand the vector of upbringing of the younger generation associated with the revival of folk traditions, love for the country, and on the other hand there is a very small amount of researches of the problem of physical education as an integral part of traditional Cossack culture.

The empirical base of article is results of questioning of parents for the purpose of studying of features of formation of knowledge at them of traditions of sports education of the Kuban Cossacks and transfer to their children of the senior preschool age.

During preliminary experiment mass questioning of parents of children of 6-7 years old who are brought up in the preschool educational organizations of the city of Krasnodar was carried out. 180 parents took part in questioning.

The main purpose of the questionnaire was to identify the place and role of physical education of the Kuban Cossacks in the lives of children aged 6-7 and to identify the key social factors which, in the opinion of respondents, have the influence on the formation of ethno-cultural values of physical education of preschool children.

The survey of parents revealed that with age the role of physical education in the traditions of the Kuban Cossacks increases, but its place in the daily routine of children aged 6-7 , according to parents opinion, decreases.

Keywords: ethnic culture of the Kuban Cossacks, children of senior preschool age, physical education, parents, folk traditions, questioning, values of physical education, pre-school educational institution.

References:

1. Alexandrov S. G. Genesis, taxonomy and technology national games of the Kuban Cossacks in the physical training of pupils of the cadet corps. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 1999, 24 p. (in Russian).

2. Akhmetov S. M. Formation of personal physical culture and its target orientation. Fizicheskaya kul'tura, sport -

naukaipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2012, no 4, pp. 2-7 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Balandin V. A. Scientific and technological basis of the update process of physical education in the elementary school. Extended abstract of Doktor's thesis. Krasnodar, 2001, 50 p. (in Russian).

4. Balsevich V. K. Nauchnye osnovy razvitey obrazovaney v XXI veke: 105 vystupleney chlenov Rosseyskoy akademee obrazovaney v CPbGUP[Scientific basis for the development of education in the XXI century: 105 member performances. ROS. Acad. education in social Sciences/ ROS. Acad. education, St. Petersburg. humanitarian. University of trade unions (Experim. Playground RAO)]. SPb.: Social Sciences, 2011, 666 p. (in Russian).

5. Volkov G. N. Etnopedagogezacey celostnogo uchebno-vospetatelnogo processa [Ethnopedagogical holistic educational process]. Moskow, 2001, 168 p. (in Russian).

6. Grigoriev V. A. Traditional education and the school of the Cossacks of the North Caucasus. Extended abstract of candidate's thesis. Pyatigorsk, 1999, 19 p. ( in Russian).

7. Gurin V. E. Modern problems of moral education and self-identity. Vtstnek AGY [Vestnik of Astrahan state University]. 2001, no 1, pp. 143-145 ( in Russian).

8. Davydov O. I., Bogoslovec L. G., Mier A. A. Rabota s ro-detelymu v detskom sady: etnopedagogechisky podhod [Work with parents in kindergarten]. Moscow, shopping center of the Sphere, 2005, 144 p. (in Russian).

9. Karpukhin A. P. Traditional Cossack tools in the content of physical education students 11 to 14 years in institutions of further education. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2011, 230 p. (in Russian).

10. Kozlov V. I. Etnos. Naciy. Nacionalezm. Sushnost i prob-lematika.[Ethnos. Nation. Nationalism. The essence of the problem]. Moskow, An old orchard, 1999, 343 p. (in Russian).

11. Leont'ev A. N. Activity and personality. Psihology li-chnosty [ Personality Psychology]. Samara, Publishing House. Home "BAHRAKH", 1999, pp. 165-196 (in Russian).

12. Mikhailov N. G. Locomotor activity as an indicator of culture of health of children of preschool and school age. VestnikAdygiskogo universiteta [Bulletin of Adyghe state University], 2011, no 12, pp. 133-141( in Russian).

13. Polzikova E. V., Chernyshenko U.K. Dynamics of physical and motor fitness of children of 6-7 years in terms of sales of traditional physical education programs in preschool educational institutions. Fizicheskaya kul'tura, sport - naura i praktika [Physical culture, sport - science

and practice], 2013, no. 4, pp. 11-14(in Russian).

14. Runaew Y. Cossacks as a socio-ethnic group: Genesis, traditions, perspectives. Extended abstract of Doktor's thesis. Stavropol, 1999, 50p. ( in Russian).

15. Sarkisian T. N. Spiritual heritage of Kuban Cossacks. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2009, 48 p.( in Russian).

16. Solenova R. I. Preparation and adaptation of children 6-8 years of learning in a secondary school by means of physical education. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 1999, 24p. ( in Russian).

17. Fomina N. A., Karpukhina S. V. Physical education of preschool children on the basis of an integrated approach. Aktualnye problem ipute sovershenstvovaniyphezichesro-go vospitaniydetey doshkolnogo vozrasta: sbornik trudov vserossyskoy nauchnoy konferencee [Actual problems

and ways of improvement of physical education of preschool children]. Volgograd, FGBOU VPO "VSAPC", 2012, pp. 51-56 ( in Russian).

18. Chernyshenko J. K. Scientific and pedagogical foundations of innovation in the system of physical education of preschool children. Extended abstract of Doktor's thesis. Krasnodar, 1998, 50 p. ( in Russian).

19. Chernyshenko Y. K. Innovative ways of improving the system of physical education of children of preschool and younger school age. Fizicheskaya kul'tura, sport -nauka i praktika (Physical culture, sport - science and practice), 2011, no. 4, pp. 20-25 (in Russian).

20. Yarovoy A. V. the Use of elements of traditional culture in the modern educational process. Dekarevskie chteniy [Dicarevque reading]. Krasnodar, LLC the RITZ World of Kuban", 2005, no 11, pp.13-18 ( in Russian).

УДК 796.07

динамика показателей физической подготовленности курсантов полиции в процессе обучения в образовательных организациях мвд россии

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта А. Б. Медников,

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350005, Россия, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128, mednikov.1974@mail.ru

В ходе анализа научно-методической и специальной литературы выявлены недостатки в уровне профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников полиции, обусловливающие возникновение ситуации риска для состояния их здоровья и жизни. В процессе экспериментальной работы изучены особенности динамики показателей физической подготовленности 171 курсанта полиции 1-3 курсов Краснодарского университета МВД России и прогностическая ценность первичного теста оценки двигательных способностей. В ходе анализа научно-методической литературы выделено четыре принципа развития физических качеств: единство формы

и содержания, иерархичность, специализация и сопряженность развития. Представлена характеристика содержания методики педагогического контроля общей физической подготовленности курсантов, включающей контрольные упражнения для оценки уровня развития гибкости, координационных способностей, силы и силовой выносливости. На основе анализа результатов тестирования изложены данные, отражающие особенности динамики показателей физической подготовленности курсантов 1-3 курсов на базовом этапе профессиональной подготовки. Выявлены проблемы в уровне физической подготовки обучающихся. Основной из них является наличие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.