Научная статья на тему 'Определение уровня кризисности семьи'

Определение уровня кризисности семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRITERIA OF CRISIS / THE LEVEL OF DISTRESS / THE AMOUNT OF INTERVENTION REQUIRED / STATUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барабохина Вероника Альбертовна

В статье представлен обзор отечественных социологических исследований детства по материалам журнала «Социологические исследования» за период 1990-2014 гг. Обзор позволил обозначить ведущие темы изучения детства, эмпирические проблемы организации, проведения и интерпретации полученных данных, охарактеризовать исследования с точки зрения их локализации, длительности проведения, возрастных групп детей-информантов, используемых методов сбора и обработки данных. Трудности изучения детей и детства связаны как с эмпирическим уровнем исследования, так и с его теоретико-методологическими основаниями, с развитием социологии детства как отраслевой науки. Российская социология детства испытывает проблемы статусной неопределенности, разобщенности научного сообщества, недостаточной включенности молодых исследователей. Все это тормозит разработку методологических оснований социологических исследований детства. Обобщены рекомендации по упрочению статусных позиций социологии детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measuring the Family’s Crisis Level

The article describes a method of measuring the crisis situation of the family, developed by charitable fund Korchakovsky Center (now the Foundation for Socio-Cultural Programs «Resources»). The method gives results in numerical form that gives us opportunity to provide an accurate representation of the level of distress in the family.

Текст научной работы на тему «Определение уровня кризисности семьи»

В. А. Барабохина ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КРИЗИСНОСТИ СЕМЬИ

В статье описан метод оценки кризисности семейной ситуации, разработанный специалистами благотворительного фонда «Корча-ковский центр» (ныне Фонд социально-культурных программ «Ресурсы»). Метод дает оценку в числовой форме, что позволяет получить точное представление об уровне неблагополучия в семье. Ключевые слова: критерии кризисности, уровень неблагополучия, объем необходимого вмешательства, статус.

Известно, что успешность родителя в воспитании ребенка заключается в его интуиции и способности выполнять элементарные функции в соответствии с возрастом ребенка. Это предоставление эмоционального тепла и поддержки (в период младенчества); умение проявить власть и распорядиться имеющимися ресурсами (в период раннего и позднего детства); способность быть образцом и примером для подражания (в период младшего школьного возраста); умение оказаться другом и советчиком (в подростковый период). Для молодых родителей, лишенных в детстве возможности принимать заботу родителей, наблюдать и подражать их примерам, эта обде-ленность ведет к тому, что у них формируется более низкий воспитательный потенциал, в сравнении с другими молодыми родителями, не лишенными этого опыта. Причем не имеет значения то, что воспитание осуществлялось как в полных, так и в неполных семьях. Воспитательная неуверенность молодых

родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем больше, чем больше у молодого родителя личный опыт лишения родительской заботы и меньше наблюдаемых примеров для подражания позитивных детско-роди-тельских отношений.

БФ «Корчаковский центр» (ныне Фонд социально-культурных программ «Ресурсы») в течение десяти лет проводил работу, содействующую социализации семей выпускников детских домов и профилактике отказа родителей из числа детей-сирот от своих детей. В ходе работы возникла необходимость в разработке критериев, позволяющих в числовой форме определить уровень неблагополучия и спланировать объем необходимого вмешательства в семейную ситуацию. Оценка кризисности в числовой форме также позволяет специалисту планировать свою нагрузку. Предлагаемый ниже метод оценки кризисности оценивает семейную ситуацию с точки зрения специалиста по следующим статусам:

— социально-бытовой;

— социально-медицинский;

— социально-экономический;

— социально-правовой;

— социально-психологический;

— социально-педагогический.

Оценка ситуации может проводиться в течение нескольких дней или недель (в случаях высокой скрытности членов семьи). Информация должна собираться из различных источников:

— заявлений самих членов семьи, в том числе и детей;

— информации от социальных служб;

— информации из социального окружения (соседи, друзья, воспитатели детского сада и др.);

— собственные наблюдения специалиста по социальной работе.

Каждый статус описывается при помощи 4—9 критериев, сумма которых позволяет дать окончательную оценку глубины кризиса, который переживает оцениваемая семья.

Также важны временные наблюдения за процессами изменений, происходящих с семьей в процессе работы с нею. Это:

— входная оценка — в начале работы;

— промежуточная оценка — в период непосредственной работы через определенные временные промежутки;

— завершающая оценка — оценка результативности проведенной работы.

Если принять период в 9 месяцев за условную единицу оценивания — цикл оказания помощи семье по выведению ее из кризиса и наблюдение за происходящими изменениями, то входная оценка проводится в первый месяц начала работы с семьей; промежуточная — через 3—4 месяца, а завершающая — через 4—5 месяцев.

Когда специалист собрал информацию о состоянии семейной ситуации и о членах семьи, она обобщается и фиксируется в учетной форме — бланк для оценивания кризисной ситуации в семье (см. Приложение 1).

В данном перечне перечислено 38 критериев кризисности, по которым специалистом проводится оценивание и присваивается соответствующий балл — от 1 до 3. Один балл — «хорошо» — означает, что ситуация не требует вмешательства. Два балла — «удовлетворительно» — означает, что ситуация требует некоторого вмешательства. Три балла — «неудовлетворительно» — означает, что ситуация требует значительного вмешательства. Таким образом, для избежания различного подхода к оценке каждого критерия была разработана 3-х бальная пояснительная шкала, подробно раскрывающая содержание каждого критерия (по аналогии с медицинскими степенями или спортивными местами).

Полученная итоговая оценка (суммарный уровень кризис-ности семьи) позволяет в дальнейшем определить необходимый объем работы, формы, методы и стратегию работы для преодоления трудной жизненной ситуации. Далее составляется индивидуальный план работы с семьей и заполняется учетная форма.

3-х бальная пояснительная шкала к бланку для оценивания кризисной ситуации в семье

Критерии 1 хорошо 2 удовлетворительно 3 неудовлетворительно

1. Социально-бытовой статус

1. Наличие жилья (отдельная, коммунальная квартира) соответствует принятым нормам (9 м2) от 5 до 9 м2 на человека меньше 5 м2 на человека или отсутствие жилья (БОМЖ)

2. Санитарно-гигиеническое состояние жилья чаще всего чисто, сделан косметический ремонт уборка только для конкретной ситуации, жилье нуждается в косметическом ремонте антисанитарное состояние

3. Наличие необходимой мебели и предметов быта (мягкий и твердый инвентарь) есть все необходимое в наличии не полностью нет основных вещей или ими невозможно пользоваться

4. Посуда, средства ухода за ней есть в наличии и ею пользуются недостаток посуды или ею не пользуются минимальный набор или не-удовлетворительное состояние

5. Наличие телефона (домашний, мобильный) есть нет домашнего, есть мобильный/есть возможность звонить от соседей и др. нет связи

Критерии 1 хорошо 2 удовлетворительно 3 неудовлетворительно

6. Наличие детского пространства соответствует материальным возможностям семьи и возрасту ребенка не соответствует материальным возможностям семьи и возрасту ребенка отсутствует

7. Наличие навыков приготовления пищи умение приготовить пищу для себя и ребенка однообразное меню или полуфабрикаты практически не умеют готовить

2. Социально-медицинский статус

1. Наблюдения у специалистов наблюдаются регулярно наблюдаются нерегулярно не наблюдаются

2. Простудные заболевания 1-2 раза в год 1 раз в 3 месяца 1 раз в 1-2 месяца

3. Хронические заболевания нет (= 0) при регулярном наблюдении есть, но наблюдается нерегулярно есть, но нет лечения и профилактики

4. Инвалидность нет (= 0), при наличии все мероприятия проведены установлена, но сроки не продлены есть основания, но не оформлены документы

5. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков возможно курение, редкое употребление алкоголя регулярное употребление алкоголя частое употребление алкоголя или др. ПАВ (зависимость)

6. Наличие аптечки, умелое пользование лекарствами есть в наличии, умеют пользоваться есть, но не пользуются нет необходимых средств

Критерии 1 хорошо 2 удовлетворительно 3 неудовлетворительно

7. Индивидуальное пользование полотенцами, смена постельного белья наличие индивидуального комплекта общее пользование одним комплектом нет/есть, но не стирается

8. Внешний вид родителей и детей опрятны чаще всего мотивация опрятности — социально желательное поведение (редко, по ситуации) чаще всего неопрятны

9. Наличие навыков по уходу за ребенку, соответствующее его возрасту обеспечивают необходимый уход ребенок периодически испытывает дефицит внимания и игнорирование потребностей ребенок испытывает хроническое игнорирование своих базовых потребностей

3. Социально-экономический статус

1. Уровень благосостояния и обеспеченности доход соответствует или выше прожиточного минимума оформлены документы на по-собия,доход ниже прожиточного минимума ниже прожиточного минимума, документы на пособия не оформлены

2. Наличие постоянной или временной работы постоянная работа по трудовой или договору (или оформленный декретный отпуск) нестабильная работа, неоформленный декретный отпуск не работает

Критерии 1 хорошо 2 удовлетворительно 3 неудовлетворительно

3. Навык самостоятельно вести семейный бюджет умеют планировать и тратить деньги адекватно приоритетным потребностям семьи умеют планировать, но тратят под внешним контролем траты семейного бюджета не соответствуют реальным потребностям

4. Оплата коммунальных услуг оплачивают регулярно оплачивают от случая к случаю/внешний контроль не оплачивают/ большая задолженность

4. Социально-правовой статус

1. Наличие паспорта, свидетельства о рождении, регистрации, трудовой книжки, ИНН, страхового свидетельства, мед. полиса все есть есть частично нет основных документов

2. Состояние брачных отношений родителей официальный брак или отцовство. Супруги живут вместе и воспитывают ребенка. вдовство, развод, неполная семья, сожительство. На ребенка выплачивается пособие или есть помогающий сожитель неполная семья. Мать (отец) реально одна (один) воспитывает ребенка и не имеет пособий, отсутствует помощь со стороны второго родителя

3. Образование родителей 9-11 классов и выше неоконченное среднее образо-вание/вспомо-гательная школа начальная школа/нет образования

Критерии 1 хорошо 2 удовлетворительно 3 неудовлетворительно

4. Наличие профессии (специальность) есть нет, но получает специальность (профессию) нет

5. Наличие правонарушений, судимости нет состоит на учете (ОПН), наличие судимости, находится под следствием находится в местах лишения свободы

6. Посещение детей: ясли, детский сад, школа (адекватно возрасту — от полутора лет) посещают детское учреждение нерегулярное посещение ничего не посещают

5. Социально-психологический статус

1. Способность самостоятельно принимать решения (социальная зрелость) способны принимать социально зрелые решения и действия при выходе из трудной жизненной ситуации высокий уровень адаптивности через стратегии манипуляции, иждивенчества и т. д. самостоятельно принятые решения не способствуют выходу семьи из кризиса

2. Коммуникативные навыки взаимодействия с представителями различных учреждений (социальный страх) способны выстраивать контакт сами или просят помощи для организации взаимодействия перед взаимодействием требуется доп. консультация — написание текста, репетиция и др. не могут сами выстраивать взаимодействие

Критерии 1 хорошо 2 удовлетворительно 3 неудовлетворительно

3. Социальная сеть друзья из различных социальных групп друзья из одной («своей») социальной группы одиноки, не поддерживают длительных контактов

4. Было ли временное изъятие ребенка нет 1 раз более 1 раза

5. Идентификация социальных ролей в семье роли идентифицированы и распределены искажение ролей, недостаточное распределение нарушенная идентифика-ция/распреде-ление приводит к конфликтам

6. Идентификация социальных ролей в социуме роли идентифицированы и распределены искажение ролей, недостаточное распределение нарушенная идентифика-ция/распреде-ление приводит к конфликтам

7. Половая идентичность адекватная недостаточно выраженная неадекватная

8. Планы на будущее Есть долгосрочные и краткосрочные, реалистичны Отсутствие долгосрочных или краткосрочных планов/частично нереалистичны Отсутствуют/ нереалистичны

В разделе отдельно выделены такие пункты как: идентификация социальных ролей в семье, идентификация социальных ролей в социуме, половая идентичность. Обращаем внимание читателя на то, что у сирот, в разной степени, нарушено ощущение собственной идентичности и соответственно ощущение себя в той или иной социальной роли. Специалистами по со-

циальной работе также проводилась работа в направлении коррекции подобных нарушений.

Половая идентичность — ощущение себя в качестве мужчины или женщины, внутреннее переживание половой роли.

Половая роль — модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола.

Социальная роль — социальная функция личности, соответствующая принятым нормам поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Идентификация — уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним.

Критерии 1 хорошо 2 удовлетворительно 3 неудовлетворительно

6. Социально-педагогический статус

1. Способность самостоятельно писать письма, представлять их в соц. институтах способны сами требуется внешнее участие и контроль не способны

2. Взаимодействие с ребенком (принятие, игнорирование, сотрудничество) способны обеспечить взаимодействие с ребенком есть трудности при выстраивания взаимодействия (коммуникативные, ролевые) игнорирование потребности ребенка во взаимодействии/насилие

3. Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка благополучные отношения часто ссорятся открытый конфликт, насилие, мать одиночка

4. Организация досуга семьи организовывают от случая к случаю отсутствует

Пример расчета уровня кризисности

Проведя диагностику семейной ситуации, то есть оценив уровень кризисности по предлагаемым критериям, специалист может получить:

— минимальную оценку — 38 баллов. Каждый критерий получил оценку в 1 балл.

— среднюю оценку — 76 баллов. Каждый критерий получил оценку в 2 балла.

— максимальную оценку — 114 баллов. Каждый критерий получил оценку в 3 балла.

То есть получается неравенство:

0—38 баллов < 39—76 баллов < 77—114 баллов 3-й уровень < 2-й уровень < 1-й уровень

38 баллов 76 баллов 114 баллов

3-й уровень 2-й уровень 1-й уровень

Это формальные границы. Реальные оценки могут распределяться иначе. Например, при «хорошем» социально-бытовом статусе социально-медицинский статус получил оценку «удовлетворительно». То есть граница между уровнями оказалась взаимно перекрытой. Если рассмотреть содержание 2-го и 3-го уровней, то вы увидите, что в них оцениваются ситуации благополучия или отдельного неблагополучия на фоне удовлетворительного состояния семьи в целом. Поэтому, разрабатывая оценочную шкалу, была «раздвинута» граница между 2-м и 3-м уровнями. При этом граница между 1-м и 2-м уровнями была оставлена без изменения, так как взаимное наложение оценочных критериев говорит об ухудшающейся ситуации в семье.

Каким образом, в таком случае, определяется уровень кризисной ситуации в семье, в соответствии с которым будет планироваться работа с семьей и исчисляться занятость специалиста, осуществляющего эту работу?

Предлагается следующий расчет:

— Разделить пополам сумму баллов третьего уровня — 38 : 2 = 19.

— Прибавить полученную цифру 19 к сумме баллов 3-го уровня — 38 + 19 = 57. Эта цифра будет считаться нижней границей кризисности: между третьим и вторым уровнем.

Получается неравенство:

38—56 баллов < 57—75 баллов < 76—114 баллов 3-й уровень < 2-й уровень < 1-й уровень

Использование количественных оценок критериев кризис-ности наглядно показывает глубину проблемной ситуации, в которой оказалась семья. Метод позволяет структурировать работу специалиста по социальной работе, осуществлять детальное планирование, облегчает оценку эффективности его интервенции в семью.

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Барабохина В. А. К вопросу об особенностях педагогической культуры одиноких матерей // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. 22—23 июня, г. Смоленск / Под ред. И. А. Бобылевой. М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. С. 140—150.

Приложение 1

Бланк для оценивания кризисной ситуации в семье (учетная форма)

№ Критерии Сентябрь Январь Июнь

1. Социально-бытовой статус

1 Наличие жилья (отдельная, коммунальная

квартира)

2 Санитарно-гигиеническое состояние жилья

3 Наличие необходимой мебели и предметов бы-

та (мягкий и твердый инвентарь)

4 Посуда, средства ухода за ней

5 Наличие телефона (домашний, мобильный)

6 Наличие детского пространства

7 Наличие навыков приготовления пищи

2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Социально-медицинский статус Наблюдения у специалистов Простудные заболевания Хронические заболевания Инвалидность Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков Наличие аптечки, умелое пользование лекарствами Индивидуальное пользование полотенцами, смена постельного белья Внешний вид родителей и детей Наличие навыков по уходу за ребенку, соответствующее его возрасту

Продолжение прил. 1

ь р ю ь р ь

№ Критерии к н а м н а

н е С н еч 8

3. Социально-экономический статус

1 Уровень благосостояния и обеспеченности

2 Наличие постоянной или временной работы

3 Навык самостоятельно вести семейный бюджет

4 Оплата коммунальных услуг

4. Социально-правовой статус

1 Наличие паспорта, свидетельства о рождении, регистрации, трудовой книжки, ИНН, страхового свидетельства, медицинского полиса

2 Состояние брачных отношений родителей

3 Образование родителей

4 Наличие профессии (специальность)

5 Наличие правонарушений, судимости Посещение детей: ясли, детский сад, школа (адекватно возрасту — от 1 г 6 м)

5. Социально-психологический статус

1 Способность самостоятельно принимать решения (социальная зрелость)

2 Коммуникативные навыки взаимодействия с представителями различных учреждений (социальный страх)

3 Социальная сеть

4 Было ли временное изъятие ребенка / наличие регресса

5 Идентификация социальных ролей в семье

6 Идентификация социальных ролей в социуме

7 Полоролевая идентичность

8 Планы на будущее

Продолжение прил. 1

ь р ю ь р ь

№ Критерии к н а м н а

н е С н еч И

6. Социально-педагогический статус

Способность самостоятельно писать письма,

представлять их в соц. институтах

Взаимодействие с ребенком (принятие, игнори-

рование, сотрудничество)

Влияние супружеских отношений на воспита-

ние ребенка

Организация досуга семьи

Уровень развития ребенка

Итого (суммарный уровень кризисности семьи):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.