ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ № 1, 2019
нарушений показателя, за 5 баллов - максимум отклонений. Оценивали субъективные проявления, выносливость мышц спины, показатели электромиографии (ЭМГ) широчайших мышц спины, велоэргометрии, периферической гемодинамики и вегетативной регуляции, жизненного индекса (ЖЕЛ/кг), частоту адаптационных реакций стресса и переактивации III и IV уровня реактивности (по общему анализу крови), показатели психоэмоционального статуса по тесту дифференцированной самооценки функционального состояния (ТДСФС). Суммарная балльная оценка результатов лечения составила в I группе с гидропланшетной терапией 1,14 ± 0,09, во II группе с термоконтрастным душем - 1,08 ± 0,03 (с разницей в 5,5 %). Показатель медицинской результативности составил соответственно 0,86 и 0,73. Более благоприятная динамика показателей выявлена в сравнительных группах у детей с I и II степенью сколиоза по сравнению с III степенью. При этом в группах с различными методами гидротерапии отмечено улучшение самочувствия и состояния, у детей с I и II степенью сколиоза наблюдалось достоверное повышение выносливости мышц спины (в секундах) и прирост физической работоспособности в пределах до +5,0% (со снижением уровня максимального потребления кислорода во II группе на 4,9 %). В первой сравниваемой группе прирост показателя электрогенеза широчайших мышц спины на вогнутой стороне искривления составил +10,2 % (до 820,0 ± 84,4 мВ), во второй +15,4 (до 815,0 ± 78,6 мВ). Во II группе с курсом термоконтрастного душа, в отличие от I группы с курсом гидропланшетной терапии, отмечено достоверное снижение исходно пониженного показателя суммарного эффекта вегетативной регуляции кровообращения, достоверное повышение индекса напряжения (до 95,5 ± 1,32 усл. ед.), учащение реакций стресса и переактивации (до 31,5%), III и IV уровня реактивности (до 16,5%). У детей II группы остался средний уровень утомляемости по тесту ТДСФС (12,0 ± 0,60 баллов), у детей I группы он сменился низким. Таким образом, лечебный комплекс с применением термоконтрастного душа может быть использован для профилактики утяжеления заболевания, однако он имеет определенные ограничения применения, особенно у детей с III степенью сколиоза.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПЕРВОМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Маметова О. Б., Титаренко А. А., Лукавенко А. В.
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь
Цель исследования - определение показателей функциональной подготовки иностранных студентов для более эффективного планирования содержательной части практических занятий по физическому воспитанию. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 90 студентов юношей первого года обучения в Медицинской академии имени С. И. Георгиевского. Все студенты относились к основной или подготовительной медицинской группе. 45 студентов (1 группа) - представители Индии, 45 студентов (2 группа) - отечественные студенты. Для определения физической работоспособности была применена проба PWC170. Величина PWC170 соответствует той мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению частоты сердечных сокращений до 170 уд/мин. Был применен прямой метод определения PWC170. Применялась велоэргометрическая ступенчато-возрастающая проба со ступенями нагрузки 25 Вт в течение 3 минут на каждой ступени. Частота педалирования - 60 оборотов в минуту. Абсолютные показатели работоспособности характеризуют выносливость с большой степенью силовой компоненты, так как не учитывается вес испытуемого, поэтому мы использовали также относительные показатели физической работоспособности. Результаты и обсуждения. В результате проведенных исследований были получены результаты, свидетельствующие о том, что уровень физической работоспособности у иностранных студентов ниже, чем у отечественных. Показатели абсолютной физической работоспособности у отечественных и иностранных студентов были следующие: 120,6±120,6 и 120,6±8,8 соответственно. Показатели относительной физической работоспособности у отечественных иностранных студентов, следующие: 1,8±0,09 и 1,4±0,08 соответственно. Достоверность различий при р<0,05 в сравнении с отечественными студентами. Столь низкий уровень физической работоспособности у иностранных студентов на начальном этапе обучения может быть объяснён трудностями адаптационного периода, низкой физической подготовленностью студентов, состоянием здоровья. Очевидна необходимость внесения коррективов в содержательную часть занятий по физическому воспитанию, т. к. при таком уровне физической работоспособности иностранные студенты не смогут выполнять программу, предусмотренную для отечественных студентов. Регулярные занятия физической культурой с оптимальным двигательным режимом будут стимулировать положительную динамику функционального состояния, общей работоспособности иностранных студентов.
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХОДЬБЫ БОЛЬНЫХ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЦП
Марусич И. И.3, Голубова Т. Ф.1, Пономаренко Ю. Н.3, Власенко С. В.1, Лукьяненко В. И.3, Савчук Е. А.2
'ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», Республика Крым, г. Евпатория
2 ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь 3ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий им. Е. П. Глинки» Минобороны России, Республика Крым, г Евпатория
Изучение биомеханики ходьбы у больных детским ДЦП активно развивается в последние десятилетия в связи с появлением автоматических компьютеризированных комплексов, позволяющих одновременно оценивать различные параметры, которые было невозможным изучить традиционными электромиографическими методами. Проведено комплексное клиническое обследование функций ходьбы у 18 детей с ДЦП, форма спастическая диплегия. Биомеханика ходьбы была исследована с помощью аппаратно
- программного комплекса «Видеоанализ - 3D Биософт», Россия. В рамках данной работы оценивались следующие параметры -длительность двойного шага, соотношение фазы опоры и переноса, продолжительность интервала опоры на носок, длительность фазы двойной опоры. При наблюдении за ходьбой пациентов с ДЦП, можно констатировать факт грубого нарушения физиологии ходьбы. Практически все пациенты передвигались с помощью приспособлений с приведенными и ротированными внутрь бедрами, сгибанием в коленных суставах опорой на передние отделы стоп, без переката. Результаты тестирования пациентов по шкале клинического наблюдения ходьбы показали низкий уровень общей устойчивости, удержания равновесия, только с помощью помощи рук или вспомогательных средств, а также неустойчивость при изменении положения тела. Походка характеризовалась нарушениями в начале движений, с наличием «пропульсий» и «ретропульсий», низким темпом ходьбы, неустойчивостью при ходьбе, использованием вспомогательных средств. В результате проведения биомеханического обследования установлено, что по сравнению с нормальными показателями, у детей с ДЦП в целом по группе регистрируется значительное увеличение времени продолжительности двойного шага. Наиболее ярко это проявляется у детей, которые при передвижении вынуждены применять различные варианты поддержки (ходунки, трости). В группе пациентов, передвигающихся самостоятельно, продолжительность двойного шага может быть укорочена. Для больных ДЦП характерно нарушение соотношения опорной и переносной фаз в сторону увеличения фазы опоры, а, именно:
- во время заднего толчка длительность интервала опоры на носок увеличивается на 8-10 %; - длительность двухопорной фазы в подавляющем большинстве случаев увеличена. Полученные характеристики позволяют подтвердить особенности ходьбы больных ДЦП - снижение устойчивости во время локомоции, патологическую перестройку фазы опоры, связанную с нарушенной регуляцией нервно-мышечного аппарата, нарушением координации движений, патологической установкой суставов, дефицитом мышечной функции.