Научная статья на тему 'Определение уровня адаптации системы профессионального обучения работников'

Определение уровня адаптации системы профессионального обучения работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко А.А.

В работе обоснован перечень основных факторов, которые влияют на систему профессионального обучения работников, предложен методический подход к определению общего показателя уровня адаптации системы профессионального обучения работников и ее адаптации к влиянию отдельных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение уровня адаптации системы профессионального обучения работников»

УДК 331.336

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ

Петренко А. А.

Харьковский национальный экономический университет

им. Семёна Кузнеца petrenko10@inbox.ru

В работе обоснован перечень основных факторов, которые влияют на систему профессионального обучения работников, предложен методический подход к определению общего показателя уровня адаптации системы профессионального обучения работников и ее адаптации к влиянию отдельных факторов.

Ключевые слова: адаптация, профессиональное обучение, внешние и внутренние факторы, влияние фактора.

DETERMINATIONOF ADAPTATIONOF VOCATIONAL TRAINING WORKERS Petrenko A.A.

Simon Kuznets Kharkiv National University of Economics petrenko10@inbox.ru

Abstract: the main factors that affect the system of professional training, the methodical approach to determining the total score adapting and adjusting the relative influence of individual factors in this paper.

Keywords: adaptation, training, internal and external factors, the impact factor.

Быстрые изменения во внешней и внутренней среде предприятий требуют соответствующей комплексной и согласованной адаптивной реакции его структурных и функциональных подразделений. Существенную роль в генерировании такой реакции выполняет система профессионального обучения работников как основа и источник формирования ключевых компетенций предприятия, основанных на квалификации и знаниях его сотрудников.

Исследованиям процесса управления персоналом, в том числе и в сфере профессионального обучения работников, посвящены труды таких ведущих ученых как М. Армстронг, Н. Гавкалова, В. Гринева, А. Кибанов, Е. Крушельницкая, Г. Назарова, В. Пономаренко, В. Савченко, Е. Ястремская и других. Значительный вклад в развитие теории адаптации экономических систем внесли С. Алексеев, Т. Боровая, М. Будник, C. Глаголев, Н. Кизим, С. Прокопович, Е. Раевнева, А.Черный.

Обобщение научных трудов, посвященных управлению профессиональным обучением работников, и практики работы

промышленных предприятий обуславливает необходимость разработки методических подходов к формированию адаптивной системы профессионального обучения, способствующей обеспечению непрерывного образования работников и соответствия их компетентности текущим и перспективным требованиям производства.

Цель исследования - разработать методический подход к оценке уровня адаптации системы профессионального обучения работников к воздействиям со стороны факторов внешней и внутренней среды.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи: систематизированы факторы, влияющие на систему профессионального обучения работников; обоснован методический подход к определению общего уровня адаптации системы профессионального обучения работников и уровней ее адаптации к воздействиям факторов внешней и внутренней среды.

Адаптивное управление профессиональным обучением работников должно реализовываться через разработку и внедрение соответствующих управленческих решений [1]. Базовым элементом для формирования методического подхода к управлению системой профессионального обучения на предприятии является исследование основных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на данную систему. Анализ научных работ ученых в области управления профессиональным обучением [2-6] позволяет выделить десять основных факторов, которые влияют на систему профессионального обучения работников. Шесть факторов можно отнести к внутренним (миссия и стратегические планы; оргструктура и функциональные обязанности работников; компетентность работников, квалификация работников, состояние обучения на предприятии; лояльность и опыт работников), а четыре - к внешним (научно-технический прогресс; рынок труда; законодательная база; состояние обучения в отрасли).

Согласно выделенным факторам сформировано перечень критериев, которые характеризуют и позволяют измерять влияние факторов через отдельные показатели. Критерии, входящие в состав факторно-критериальной модели, характеризуют качество и скорость приспособления системы профессионального обучения работников к внутренним и внешним изменениям. Результатом построения факторно-критериальной модели является общее значение уровня адаптации системы профессионального обучения каждого из исследуемых предприятий, а также уровней адаптации данной системы в соответствии к влиянию отдельных факторов [7-8]. Базой для исследования послужили десять промышленных предприятий города Харькова.

Следует отметить, что исходными данными для факторно-критериальной модели являлась статистическая отчетность предприятий и результаты анкетирования работников. В исследовании приняли участие представители различных категорий работников: руководители,

профессионалы, служащие и рабочие. Значимость критериев обосновано с использованием экспертного опроса руководителей предприятий. Этапы методического подхода к оценке уровня адаптации системы профессионального обучения работников изображены на рис. 1.

| I этап. Определение внешних и внутренних факторов. которые влияют на систему ;

| профессионального обучения :

| II этап Определение критериев, которые характеризуют уровень адаптации системы |

профессионального обучения к влиянию отдельных факторов ;

III этап Определение уровня значимости критериев ;

| 1. Формирование группы экспертов ■

2. Экспертный опрос по выявлению уровня значимости критериев ;

3. Определение важности критериев ]

11:::::::::::::::::::::::::::::::::^ А

I Г\т этап Оценка уровня адаптации системы профессионального обучения на десяти ■

предприятиях ;

1. Ан али з данных стати с таческой о гчетн о ста. !

2. Составление анкеты н формир ов ани е группы эксп ертов. ;

3. Проведениеанкетированияиобработкарезультатов. :

| V этап Анализ результатов, классификация предприятий по уровню адаптации сисге- ;

; мы профессионального обучения работников !

Рисунок 1. Методический поход к оценке уровня адаптации системы профессионального обучения работников

Балльная оценка использования предприятием составляющих, которые относятся к расчетным значениям, выполняется в соответствии с разработанными шкалами. Предложенные шкалы позволяют оценить влияние научно-технического прогресса, выраженного через удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства; влияние лояльности работников измеряется через показатель текучести кадров; состояние обучения на предприятии, выражено через отклонение показателя средних расходов на профессиональное обучение в денежном выражении на одного сотрудника в год от средних показателей в области и отклонения показателя удельного веса сотрудников, которые обучались новым профессиям и повысили квалификацию, в общей численности работников (в год) от средних показателей в области; уровень квалификации работников выражен через отклонение показателя удельного веса работников с высшим образованием в общей численности работников от средних аналогичных показателей в отрасли [9-10]. Остальные данные для факторно-критериальной модели были дополнены с помощью анкетирования работников предприятий. Пример расчета уровня

адаптации системы профессионального обучения работников (СПОР) для ПАО «Свет Шахтера» представлен в табл. 1.

Таблица 1. Пример определения уровня адаптации СПОР для _ПАО «Свет Шахтера»_

Фактор Критерий Важность критерия Оценка критерия Степень проявления критерия

Миссия и стратегические планы Скорость изменения направлений развития системы обучения работников в соответствии с миссией и стратегическими планами предприятия 0,057 2,9 0,166

Оргструктура предприятия, функциональные обязанности сотрудников Степень содействия адаптации сотрудника в условиях возникновения новых функциональных обязанностей в процессе перемещения работников 0,054 3,1 0,169

Компетентность работников Степень соответствия компетентности работников требованиям производства 0,131 3,2 0,419

Квалификация работников Отклонение показателя удельного веса сотрудников с высшим образованием в общей численности работников от средних показателей в отрасли 0,125 5 0,627

Обучение работников Отклонение показателя средних расходов на профессиональное обучение на 1 сотрудника в год от средних показателей в отрасли 0,104 3 0,311

Отклонение показателя удельного веса сотрудников, которые обучились новым профессиям и повысили квалификацию (в год), в общей численности работников от средних показателей в отрасли 0,095 4 0,381

Степень использования самообучения, наставничества, коучинга и ротации 0,087 2,9 0,253

Лояльность и опыт работников Степень лояльности работников и уровень их профессионального опыта 0,093 3 0,278

Рынок труда Степень учета изменений на рынке труда 0,057 3,2 0,183

НТП Инновационная направленность 0,063 5 0,313

Состояние обучение в отрасли Степень учета опыта и деятельности конкурентов 0,060 2,7 0,162

Изменение в законодательстве Скорость реакции системы обучения на изменения в законодательстве 0,074 2,5 0,184

Анализ построенных факторно-критериальных моделей по десяти предприятиям позволяет отметить, что общий уровень адаптации системы профессионального обучения работников по пятибалльной шкале колеблется от 2,83 баллов (ПАО «Завод им.Фрунзе») до 3,97 балла (ГП «ФЭД»). Размах итоговых показателей не достаточно большой - 1,16 балла, однако предприятия можно условно разделить на 3 группы: с низким (до 2,99 баллов), средним (3,00-3,49 балла) и высоким (более 3,50 балла) уровнем адаптации.

Результаты оценки уровня адаптации для десяти исследуемых предприятий приведено в табл. 2.

Таблица 2. Результаты оценки уровня адаптации СПОР на исследуемых _предприятиях_

Уровень

адаптации

№ п/п Предприятие (интегральный показатель) Уровень адаптации

1 ПАО «Свет Шахтера» 3,45 Средний

2 ПАО «Укрэлектромаш» 3,68 Высокий

3 ПАО «Южкабель» 3,34 Средний

4 ПАО «Электромашина» 2,89 Низкий

5 ПАО «Завод им.Фрунзе» 2,83 Низкий

6 ПАО «Автрамат» 3,50 Высокий

7 ПАО «ХТЗ» 3,55 Высокий

8 ПАО «ХАРП» 3,31 Средний

9 ГП «ФЭД» 3,97 Высокий

10 ПАО «ХЭМЗ-1РЕС» 3,23 Средний

На примере ПАО «Свет Шахтера» можно проследить, что общий показатель уровня адаптации системы профессионального обучения работников для этого предприятия составляет 3,45. Полученные результаты для данного предприятия позволяют сделать что вывод о том, что уровни адаптации СПОР к влиянию двух факторов (НТП и квалификация работников) имеют наивысшее значение. Показатели уровней адаптации СПОР к влиянию других факторов колеблются от 2,5 до 3,3 баллов, что свидетельствует о потенциальных резервах повышения уровня общего показателя адаптации СПОР на предприятии.

Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации системы профессионального обучения на каждом из десяти предприятий. Успешность проведения профессионального обучения напрямую зависит от описанных в модели внутренних и внешних факторов, выраженных через соответствующие критерии. В результате построения факторно-критериальной модели можно сделать вывод о

положительном или отрицательном влиянии каждого из десяти рассмотренных факторов. Для графического изображения результатов исследования уровней адаптации системы профессионального обучения к влиянию различных факторов строятся лепестковые диаграммы (рис. 2).

Рисунок 2. Лепестковая диаграмма, отражающая уровень адаптации СПОР к влиянию отдельных факторов внешней и внутренней среды

Научная новизна полученных результатов исследования заключается в обосновании методического подхода к определению общего уровня адаптации системы профессионального обучения работников и уровней ее адаптации к влиянию каждого из перечисленных факторов внешней и внутренней среды. Разделение предприятий на три группы в зависимости от текущего уровня адаптации системы профессионального обучения работников (низкий, средний и высокий) позволит в дальнейшем обоснованно внедрять мероприятия, направленные на поиск и реализацию резервов повышения уровня адаптации системы профессионального обучения работников для каждой из выделенных групп.

Список литературы

1. Алексеев С. Б. Адаптивное управление конкурентоспособностью предприятия [Текст] / С. Б. Алексеев. - Донецк: ДонНУЭТ, 2007. - 165 с.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг. - СПб : Питер, 2004. - 824 с.

3. Гавкалова Н. Л. Менеджмент персоналу / Н. Л. Гавкалова, Н. С. Маркова. - 3-е видання, перероб. i доп. - Х.: ИНЖЕК, 2009. - 296 с.

4. Гриньова В. М. Проблеми управлшня трудовими ресурсами тдприемства. Наукове видання. [Текст] / В. М. Гриньова, О. М. Ястремська. - Х. : ХНЕУ, 2006. -192 с.

5. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация [Текст] / А. Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 301 с.

6. Савченко В. А. Управлшня розвитком персоналу [Текст] / В. А. Савченко. - К. : КНЕУ, 2002. - 351 с.

7. Борова Т. А. Теоретичш засади адаптивного управлшня професшним розвитком науково-педагопчних пращвниюв вищого навчального закладу [Текст] / Т. А. Борова. -Х. : Компашя СМ1Т, 2011. - 384 с.

8. Зуева М. Л. Возможности использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций [Текст] / М. Л. Зуева // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - № 2 (43). - С. 87-92.

9. Кизим Н. А. Адаптивные модели в системах принятия решений [Текст] / ред. Н.А.Кизима. - Х.: ИНЖЕК, 2007. - 364 с.

10. Раевнева Е. В. Адаптивное управление поведением предприятия: категориальный базис [Текст] / Е. В. Раевнева, Е. Н. Кучерук // Х. : Бизнес-информ. - 2007. - №6. -С. 122-130.

УДК 65.012.8

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЕКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Пичугина Марина Анатольевна, к.э.н., доцент Матвийчук Алексей Владимирович, студент Украина, г.Киев, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

Работа посвящена разработке динамической системы обеспечения экономической безопасности предприятий, представлению исходных составляющих такой системы и графично-опорной схемы.

Ключевые слова: экономическая безопасность, динамическая система экономической безопасности, дерево индикаторов, дерево решений.

Pichugina Maryna Anatoliivna, Cand.Econ.Sci., associate professor Matviychuk Oleksiy Volodymyrovich, student Ukraine, Kyiv, National Technical University of Ukraine "Kyiv Polytechnic Institute"

Summary: it is devoted to the dynamic system of company economic security; the original components of the system and its graphic scheme were proposed.

Keywords: economic security, dynamic system of economic security, the indicator tree, the decision tree.

Процесс успешного функционирования предприятий во многом зависит от модернизации их деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности. Экономика, которая находится в состоянии трансформации, требует от всех предприятий, независимо от форм собственности и методов хозяйствования, умения выживать в условиях конкурентной борьбы, приспосабливаться к динамическим изменениям в политике, экономике и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.