Научная статья на тему 'Определение тягово-сцепных качеств шин ведущих колес трактора'

Определение тягово-сцепных качеств шин ведущих колес трактора Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
996
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ КАЧЕСТВА / ГЛИНА / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гуськов А. В.

Приведены результаты оптимизации тягово-сцепных качеств ведущих колес трактора и даны примеры расчета оптимальной весовой нагрузки на шины при использовании критерия эффективности тягового КПД шины ?к.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF TRACTIVE-COUPLING QUALITIES OF TRUNKS OF DRIVING WHEELS OF A TRACTOR

Results of optimization of tractive-coupling qualities of driving wheels of a tractor are researched and examples of calculation of optimum weight loading on trunks are given at use of criterion of efficiency of traction effectiveness of the trunk ?к..

Текст научной работы на тему «Определение тягово-сцепных качеств шин ведущих колес трактора»

УДК 629.114.2.001.2 (075.8)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ШИН ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАКТОРА

А.В. Г уськов, к.т.н., РУП «Минский тракторный завод»

Аннотация. Приведены результаты оптимизации тягово-сцепных качеств ведущих колес трактора и даны примеры расчета оптимальной весовой нагрузки на шины при использовании критерия эффективности тягового КПД шины цк.

Ключевые слова: критерий эффективности, тягово-сцепные качества, глина, оптимизация.

Введение

При создании колесного трактора 4К4 тягового класса 6.0 у конструкторов ГСКБ по пропашным тракторам ПО «Минский тракторный завод» возникли вопросы с номинальным тяговым усилием. Ниже приводится методика выбора оптимальной нагрузки на колеса.

Теоретический анализ [1, 2] показывает, что увеличение размеров шины (диаметра D и ширины b ) при одинаковой вертикальной нагрузке G на шину приводит к улучшению ее тягово-сцепных качеств (уменьшается сопротивление F перекатыванию за счет образования колеи и смятия грунта движителем, увеличивается касательная сила тяги F за счет увеличения площади опорной поверхности) и улучшению проходимости (уменьшение давления q движителя на грунт, увеличение дорожного просвета). Вместе с тем увеличение размеров параметров шины (при G = const) приводит к увеличению веса всего трактора и стоимости шин.

Поэтому рационально подобранные шины (по диаметру D и ширине b , давлению воздуха в шине Pw, числу слоев корда и т. д.) позволяют улучшить тяговый КПД трактора и его проходимость.

Таким образом, необходимо искать компромиссное решение, которое представляется следующим алгоритмом:

при G = const и D, b = var F ^ min; FK ^ max ; пк ^ max ; q ^ min,

где Пк - тяговый коэффициент полезного действия ведущего колеса; q - давление на грунт, н/м2

Цель и постановка задачи

Исследование по теории взаимодействия колесного движителя с почвой показало, что для каждой шины определенной размерности можно подобрать такую нагрузку, при которой она будет обладать наилучшими тягово-сцепными свойствами и проходимостью, т. е. решить задачу типа: D,b,Pw... = const. Принимая в качестве критерия эффективности КПД ведущего колеса п*, можно найти оптимальную вертикальную нагрузку G для этой шины с учетом перераспределения последней при приложении внешних нагрузок от агрегатируемых с трактором машин и орудий, т. е., имея функциональную зависимость п* = f (G) , решить уравнение

= 0.

dG

Можно решить и обратную задачу: при G = const найти оптимальные размеры шин D и b (давление в шине Pw определяется агротехническими требованиями и прочностью шины), т.е., имея зависимость п* = f (D, b ) , решить уравнение

дп- = 0.

dD, b, Pw

Решение упомянутой задачи приводится в настоящей статье для шины 580/70 R 42, данные по которой приведены в табл. 1.

Исследования [1, 2] показали, что тяговый КПД П* в зависимости от переменной вертикальной

нагрузки (D и b... = const) изменяется согласно зависимости на рис. 1, при нулевой нагрузке G = 0, п* = 0 (здесь п* - КПД ведущего колеса). Затем при увеличении вертикальной нагрузки

Таблица 1 Расчет оптимальной весовой нагрузки

Наименование шины Обод Параметры шины, м

Ширина, Ь Диаметр, D Статический радиус, Г ст Радиус качения, Гк

580/70 R42 DW 18-42 0,58 1,90 0,83 0,91

Пк возрастает и в точке А достигает максимума. Для колеса данной размерности соответствующая вертикальная нагрузка будет оптимальной. Дальнейшее увеличение нагрузки ведет к уменьшению КПД колеса, что нежелательно с точки зрения экономики и долговечности шин ведущих колес.

Рис. 1. Тягово-сцепные свойства ведущего колеса: Fk - касательная сила тяги; Fkр - сила

тяги колеса; Fспр - сила сопротивления движению; пк - КПД колеса; h - глубина колеи; Gцш - предельная весовая нагрузка; Gопт - оптимальная весовая нагрузка

Если принять предел изменения пк до 5 % в ту или другую сторону, т. е. 0,95п„...П„•••0,95пк, (рис. 1), то получаем область вертикальных нагрузок G, оптимальных для колеса данной размерности.

щих последнюю с вертикальной нагрузкой G, размерами шин (D - диаметр, Ь - ширина шины, РМ1 - давление воздуха в шине) и физикомеханическими свойствами грунта (ст0 - несущая способность грунта, К - коэффициент объемной деформации грунта).

Одной из зависимостей, реально отображающей процесс взаимодействия ведущего колеса с грунтом, является [2]

^пр =1Ьг ^ ао°оМ

И = | Ьг єіп а0ст0й

-—г 1п И

— і и —г 1п И

dh (2)

dh . (3)

G

Принимая, что давление qx = — = q , (т. е. рас-

bL

пределение нагрузки по площади опорной поверхности происходит равномерно), формулы (2) и (3) можно значительно упростить

(4)

пр

И =

G2

К 2Ь2 DПP

При этом ошибка не превышает 5 %.

В этих формулах h - глубина колеи и Dпр - приведенный диаметр.

КПД ведущего колеса в теории трактора [1, 2] принято оценивать следующей формулой:

П =(1 -8)

Fm

1 + -^

— I, (1)

(

DПр = Do

Л

1 +

20_

а0 ^ у

(5)

где D0 - но минальный диаметр шины, м; а0 -несущая способность грунта, н/м2

где 5 - буксование, в долях единицы; ^спр - сила сопротивления перекатыванию при смятии грунта движителем и образовании колеи, н; Fк - касательная сила тяга, н.

Для определения силы сопротивления перекатыванию существует ряд зависимостей, связываю-

Расчетные результаты для шины 580/70R42 приведены на рис. 2.

При этом было принято, что ведущее колесо перекатывается по горизонтальной поверхности стерни суглинка нормальной влажности, имеющем следующие физико-механические свойства: о0=1,58106 н/м2 ; К = 0,27-106 н/м2 .

а

0

0

и

а

0

0

и

Рис. 2. Тягово-сцепные свойства шины

Из рисунка видно, что с увеличением вертикальной нагрузки G сила Fспр возрастает. Причем градиент возрастания все время увеличивается.

Среди многих формул, отражающих зависимость Fк = f (G,D,Ь,Рп,/ск,...) , наиболее реально описывает процесс взаимодействия ведущего колеса с грунтом, является следующая зависимость [1, 2]:

ґ

К =1 Ь/ск Чх

0

Л

1 +

/п

сИ

пр_____

кт

, 81 , т — dx, кт

(6)

где Ь - ширина колеса, м; Ь - длина опорной поверхности колеса, м; /ск - коэффициент трения скольжения; / - приведенный коэффициент трения; /пр = / (/ск, /п ) ; / - коэффициент трения покоя; 8 - буксование, в долях единицы; чх -давление колеса на почву, Па (н/м2); кт - коэффициент деформации, м.

При условии, что чх = чср = —

ЬЬ

Зависимость (6) упрощается и имеет вид

К =

/ск К‘

8

і ,8Ь ,

1П Т~ /пр

1

сИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-1

(7)

или

і ь8Ь ,

1П к— /щ>

сИ

1

(8)

Длина опорной поверхности при этих условиях определяется формулами

Ь = Гпр а0 +4 2ГпрИ

а0 = аісі&

2Гпр И-И

г — И

пр

(9)

(10)

где а0 - угол обхвата опорной поверхности [2]; D0 - номинальный диаметр шины, м;

Дпр

2

- приведенный радиус, м.

Следует также отметить, что для минеральных грунтов коэффициенты трения грунта ( /ск, /п, /р) зависят от давления q ; чем больше q , тем меньше

л ск ’ л п л пр

В первом приближении эту зависимость для суглинка нормальной влажности можно описать следующей формулой [1, 2]:

/(ск, П, пр ) = а - ЬЧср где а и Ь - эмпирические коэффициенты [1].

(11)

Формулы (7) и (8) показывают, что касательная сила тяги колеса зависит от буксования 5 .

При определении оптимальной вертикальной нагрузки в качестве касательной тяги будем принимать её максимальное значение ¥ктах (рис. 3) и соответствующее ему значение буксования, 5Рктах (5опт) зависимость ^тах от вертикальной нагрузки имеет вид (рис. 4).

Рис. 3. Тягово-сцепные свойства шины в зависимости от буксования при различных вертикальных нагрузках

и

Ь

к

т

1

к

т

Рис. 4. Зависимость буксования от нагрузки Тогда формула (1) примет вид

п = (1 -8^*тах)(1 -^А . (12)

V F k max у

Для примера определим оптимальную вертикальную нагрузку для шины 580/70 R 42, имеющую следующие размеры: D = 1/9 м, b=0,714 при давлении Pw =0,2 МПа (2 атм).

Пусть колесо катится по горизонтальной стерне суглинка нормальной влажности, имеющей следующие физико-механические показатели:

80 = 1,58-106 н/м2; к = 0,27 н/м3;

K т = 0,005 м; f ск = 0,82; f ^ = 0,88.

На рис. 3 приведены результаты расчёта по определению касательной силы тяги от буксования, а на рис. 4 - буксования при Fk max от вертикальной нагрузки G.

Из рис. 2 видно, что касательная сила тяги имеет один максимум при соответствующем буксовании 8Fk max, причём следует отметить, что в зависимости от весовой нагрузки на колесо оно меняется -

при увеличении последней 5Fkтах уменьшается, рис. 4.

На рис. 3 показаны тягово-сцепные свойства шины 580/70 R 42 при различных вертикальных нагрузках и давлении воздуха РМ1 = 0,16 МПа.

В табл. 2 приведены значения оптимальной нагрузки при различных давлениях воздуха в шине.

Т аблица 2 Значения оптимальной нагрузки

Вертикаль- Давление, МПа

0,1 0,12 0,14 0,16 0,18 0,20

Предельная нагрузка G lim , Н 32,30 35,90 39,30 42,50 44,40 46,30

Оптимальная нагрузка G опт , Н 23,20 27,70 29,50 32,05 33,12 33,40

Заключение

Для каждого типоразмера шин ведущих колес трактора существует оптимальная весовая нагрузка, при которой колесо развивает максимальный КПД пк.

Для шины 580/70R 42 Gопx равна ~ 3200 кгс при Р„ =0,16 МПа (см. табл. 1) при предельной нагрузке равной G= 4250 кГс.

Литература

1. Гуськов В.В. Оптимальные параметры сель-

скохозяйственных тракторов. - М.: Машиностроение, 1996. - 194 с.

2. Тракторы: Теория / Под ред. В.В. Гуськова. -

М.: Машиностроение, 1984. - 374 с.

Рецензент: И.Г. Шепеленко, доцент, к.т.н.,

ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 5 марта 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.