Научная статья на тему 'Определение ценности подземного пространства при его использовании для размещения объектов городской подземной транспортной инфраструктуры'

Определение ценности подземного пространства при его использовании для размещения объектов городской подземной транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
93
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение ценности подземного пространства при его использовании для размещения объектов городской подземной транспортной инфраструктуры»

© А. В. Харченко, 2005

УДК 622.8 А.В. Харченко

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ ПОДЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

'И~¥ ри выборе вариантов освоения город-

АА. ского подземного пространства возникает необходимость сравнения различных направлений его использования. Как уже ранее отмечали исследователи [1, 2], наиболее целесообразно в качестве критерия таких решений использовать ценность ресурса. Принятие решения об использовании конкретного участка для размещения транспортных объектов осуществляется путем сопоставления получаемой при этом ценности подземного пространства, с ценностью по другим направлениям. Если указанный показатель при использовании в транспортных целях не самый высокий - нецелесообразно осваивать ресурс в данном направлении. В перспективе показатель может также служить основой для определения цен услуг, создаваемых платными транспортными объектами.

Ценность ресурса при его использовании может принимать различные значения для разных субъектов: города, предпринимателей, населения и др. Каждый из участников вкладывает свою долю средств в развитие транспортной инфраструктуры и получает свои результаты. Поскольку основную часть планирования и финансирования транспортной инфраструктуры осуществляют городские власти, в качестве основы для оценки целесообразно применять ценность объектов для города в целом. Интересы остальных субъектов возможно учесть в затратах или в виде ограничений при выборе конкретных проектных решений.

В результатах исследований Умнова В.А. [1] даются укрупненные методы оценки ресурсов подземного пространства, однако они не учитывают особенности его использования для транспортных целей, в частности:

• достаточно сильную привязку к территории и расположенным на ней объектам;

• высокую интенсивность происходящих в данном объекте процессов;

• практическое отсутствие рынка соответствующих объектов недвижимости;

• высокую значимость объектов для города, подавляющую его долю в финансировании и др.

В этой связи при использовании участков недр для размещения городской транспортной инфраструктуры требуются более детализированные подходы к оценке, чем для других направлений.

На начальном этапе необходимо определение ценности единицы транспортного объекта, а затем - ее доли, относящейся к подземному пространству. Следует учитывать, что пространство является основной ресурсной составляющей транспортных объектов.

При оценке объектов недвижимости, к которым относится подземное пространство, принято применять подходы: доходный, затратный и прямого сравнительного анализа продаж (рыночный) [3]. Последний подход недостаточно работоспособен для рассматриваемой задачи, поскольку рынок объектов транспортной инфраструктуры еще не развит. Применение доходного подхода возможно лишь в редких случаях, поскольку большинство объектов транспортной инфраструктуры не приносят дохода. При рассмотрении подземных переходов доходный подход вообще неприменим, поскольку их основное назначение -перемещение людей - связано с безопасностью и его недопустимо рассматривать как источник дохода.

Традиционно применяемый при оценке природных ресурсов рентный подход в рас-

сматриваемом случае также не подходит в связи с тем, что большинство транспортных объектов не приносят прибыль, а лишь создают нормальные условия жизнедеятельности города.

Наиболее приемлемым способом оценки объекта транспортной инфраструктуры является определение максимальных затрат, на которые общество готово пойти для решения конкретной транспортной проблемы. Их возможно определить с применением метода ранжирования потенциальных для финансирования объектов, исходя из минимальных затрат на единицу транспортных услуг, при объективном ограничении по средствам города. В качестве общего показателя полезности объектов транспортной инфраструктуры предлагается использовать замыкающие затраты на решение транспортной проблемы. Используя их вместе с индивидуальными затратами, можно определить ценность каждого из объектов.

Ценность подземного пространства таким образом можно рассчитать через отношение ценности создаваемого объекта, за вычетом затрат других видов ресурсов, к количеству используемого подземного пространства. Отнесение к количеству используемого ресурса позволяет учитывать то, что размеры и форма используемого в других целях участка чаще всего отличаются от аналогичных параметров

для оцениваемого.

Поскольку вспомогательные объекты могут приносить доход и оцениваться с использованием доходного подхода, целесообразно не останавливаться на них, а более детально рассмотреть основные объекты. Полезность транспортных услуг для последних возможно оценить через количество перемещаемых людей и грузов. Причем по каждой группе объектов оценку необходимо производить отдельно, поскольку их услуги не взаимозаменяемы, и соответственно не сопоставимы.

С учетом вышеизложенного показатель ценности подземного пространства при его использовании для размещения объектов городской подземной транспортной инфраструктуры можно определить по формуле 1.

3зам тр 3

цпп ____

V.п

,(1)

тт пп

где Ц - ценность подземного пространств для г-го транспортного объекта руб/м3; г - порядковый номер объекта в списке, г е I; Ззам

- замыкающие затраты города на решение конкретной транспортной проблемы, руб/ед.; 0тр

- количество транспортных услуг от г-го транспортного объекта, ед; Зг - затраты на

Определение замыкающих затрат на решение транспортной проблемы

і Зі, руб З™р, руб/ед. I Зі, РУб. 1

1 З, 3:р З,

2 32 З2:р 2 І З. 1

п Зп Q:р Ззам п І З. 1

п+1 3+ Є„Ті Зпр “Л+1 п+1 ПІ Зі 1

I Зі Q:р З:р І Зі 1

где п - порядковый номер объекта, являющегося последним из перечня финансируемых (замыкающего);

З

Зтр - затраты на единицу транспортных услуг для г-го транспортного объекта, руб/ед.; З™т = 0^, (2)

создание г-го транспортного объекта, руб.; V™

- объем подземного пространства, используемый для создания г-го транспортного объекта, м3.

Замыкающие затраты на решение транспортной проблемы определяются методом ранжирования согласно порядку, представленному в таблице.

Ранжирование объектов в таблице осуществляется по показателю З”р по принципу от большего значения - к меньшему. Среди рассматриваемых объектов могут быть как подземные, так и поверхностные. Значение г=п выбирается по условию, представленному в виде формулы 3.

п п+1

X3 < Зф <Х3, (3)

1 1

где Зф - сумма средств из бюджета города, выделяемая на решение транспортной проблемы по рассматриваемому направлению, руб.

Количество услуг от транспортного объекта предполагается определять исходя из объемов перевозок (перемещения) по формуле 4.

0тр = ч Гс • Чпасс + 07 • Чгр; (4)

т т пасс

где Ч. - расчетное количество перевозок

(перемещений) пассажиров, осуществляемых с

использованием г-го транспортного объекта, чел. км./год; qпасс - относительная значимость перевозок (перемещений) пассажиров, ед. год/чел. км.; 0^ - расчетное количество грузоперевозок, осуществляемых с использованием г-го транспортного объекта, т км/год.; q р -

относительная значимость грузоперевозок, ед. год/т км.

Относительные значимости пассажиро- и грузоперевозок определяется экспертами в области городского транспорта.

Рассмотренный материал позволяет заключить, что сопоставление объектов транспортной инфраструктуры с другими направлениями использования городского подземного пространства требует определения ценности ресурса в конкретных условиях. В силу специфики транспортного направления существующие методы оценки недвижимости и природных ресурсов требуют существенных уточнений. Ценность подземного пространства предлагается определять методом ранжирования исходя из максимальных затрат, на которые город может пойти в связи с решением конкретной транспортной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Умнов В.А. Экономическая оценка и рациональное использование ресурсов подземного пространства. - М.: МГГУ, 1999.- 204 с.

2. Рудяк М. С. Рациональное использование го-

родского подземного пространства для гражданских

объектов. - М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003. - 235 с.

3. Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ приносящей доход недвижимости. Пер. с англ., - М.: Дело Лтд, 1995.- 480 с.

— Коротко об авторах

Харченко Алексей Викторович — Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.