Научная статья на тему 'Экономико-математическое моделирование оценки вариантов городских подземных транспортных объектов'

Экономико-математическое моделирование оценки вариантов городских подземных транспортных объектов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-математическое моделирование оценки вариантов городских подземных транспортных объектов»

© А. В. Харченко, 2005

УДК 622.8 А. В. Харченко

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ВАРИАНТОВ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Ту азвитие транспортной инфраструкту--МГ ры является важнейшим направлением в современном градостроительстве. Значительную роль в этой сфере играет подземный транспорт. Он позволяет отчасти решить проблемы экономии городских земель, сохранения окружающей среды и эстетического облика крупных города. Выбор вариантов проектных решений при создании городских подземных транспортных объектов требует экологоэкономической оценки, основанной на применении метода экономико-математического моделирования.

Транспортную проблему крупных городов невозможно решить единым комплексом мер. Кроме того, как показывает практика, объекты городской транспортной инфраструктуры в большинстве случаев не могут себя окупить и требуют финансовой поддержки. Муниципальные власти ставят задачу постепенного планомерного ее совершенствования, выбирая наилучшие варианты ее развития исходя из ограниченности средств. В этой связи, в качестве критерия оценки проектов связанных с развитием подземной городской транспортной инфраструктуры целесообразно использовать затраты на создание единицы инфраструктуры (форм. 1.). Основанное на данном критерии экономико-математическое моделирование позволяет ранжировать варианты проектных решений и формировать из них перечень в наибольшей степени улучшающий состояние города.

пгод

Эра3 | тол тол 1

=—--------^^ шт, (1)

гс-тол

где Эт01 - показатель эффективности г-го объекта городской подземной транспортной инфраструктуры, руб/ед.; г - индекс объекта го-

родской подземной транспортной инфраструктуры, г е I; - затраты, производимые еди-

новременно при создании г-го объекта, руб; Зто! - затраты, производимые ежегодно на момент выхода г-го объекта на полную мощность, руб/год; кд - ставка дисконтирования ежегодных затрат, доли; Qmo г - расчетная мощность г-го объекта городской транспортной инфраструктуры, ед.

Разовые затраты большей частью представляют собой капитальные затраты или затраты на создание объекта. Они включают затраты на: горные (земельные) работы и оборудование объекта в созданных подземных полостях. Отдельно следует выделить расходы, связанные с переносом (изменением) объектов инфраструктуры, располагающихся на поверхности и в подземном пространстве до начала строительства объекта, а также на ликвидацию отрицательных экологических, социальных последствий (ущербов) создания объекта и обеспечение безопасных условна Часть затрат может быть оплачена за счет реализации товаров и услуг, производимых попутно при строительстве объекта.

Годовые затраты вызваны в основном эксплуатацией объекта. В них необходимо также учитывать создание нормальных и безопасных условий; снижение воздействия на окружающую среду, отрицательных социальных последствий; экономию затрат в виде возникающего дохода от основной и вспомогательной деятельности при использовании объекта; экономию затрат связанных с решением экологических, социальных и других проблем города при размещении объекта в подземном пространстве.

В модели эколого-экономической оценки объектов городской подземной транспортной

инфраструктуры необходимо также учитывать естественные ограничения. Наиболее значимыми из них являются:

• достаточность средств на создание объекта (форм. 2.),

• достаточно высокий возврат инвестиций (форм. 3.),

• не превышение норм по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую среду (форм. 4-6),

• доступность городских земель для использовании при строительстве и эксплуатации объекта (форм. 7),

• не ухудшение общего состояния городской среды при размещении транспортного объекта (форм. 8),

• не ухудшение условий по безопасности и безвредности нахождения людей при пользовании транспортным объектом (форм.

9).

(2)

- н, - о,„

а я.

ная ставка возврата инвестиций, обладающая привлекательностью для предпринимателей, доли.

Д.

ПДВК

Се,

-< 1.

пдсвЛ

Сп.т

пдсп.

■ < 1.

< 1.

(4)

(5)

(6)

где 3^по и - капитальные затраты на строительство 1-го объекта городской подземной транспортной инфраструктуры в і-м году, руб; Фгор і - средства, выделяемые из городского

бюджета на строительство объекта городской подземной транспортной инфраструктуры в і-м году, руб; Ффеді - средства, выделяемые из федерального бюджета на строительство объекта городской подземной транспортной инфраструктуры в і-м году, руб; Ф„ред і - средства

предпринимателей, инвестирующих строительство объекта городской подземной транспортной инфраструктуры в і-м году, руб.

1(1+к,)‘

(3)

где Нг - налоги, взимаемые в федеральный и местный бюджет от использования г-го объекта городской подземной транспортной инфраструктуры, руб/год; Огор г - возврат инвестиций

в городской бюджет от использования г-го объекта городской подземной транспортной инфраструктуры, руб/год; Офед г - возврат инвестиций в городской бюджет от использования г-го объекта городской подземной транспортной инфраструктуры, руб/год; Ян - минималь-

где Вк - суммарные годовые выбросы к-го загрязняющего вещества в атмосферу при строительстве и эксплуатации объекта, т/год; к - индекс загрязняющего атмосферу вещества к є К; ПДВК - норматив предельнодопустимого выброса к-го загрязняющего вещества в атмосферу, т/год; С, / - суммарные годовые сбросы /-го загрязняющего вещества в водную среду при строительстве и эксплуатации объекта, т/год; / - индекс загрязняющего водную среду вещества / є Ь ; ПДСе / - норматив предельно-допустимого сброса /-го загрязняющего вещества в водную среду, т/год; Спт -суммарные годовые сбросы т-го загрязняющего вещества в почву при строительстве и эксплуатации объекта, т/год; т - индекс загрязняющего почву вещества т є М ; ПДСП т -норматив предельно-допустимого сброса т-го загрязняющего вещества в почву, т/год.

^то.'о - ^дос.'о , (7)

где Smoio - площадь о-го земельного участка, используемого при строительстве и эксплуатации 1-го объекта, Га; о - индекс земельного участка, используемого при строительстве и эксплуатации объекта, о є О ; Бдос 1о - площадь о-го земельного участка, доступная для использования при строительстве или эксплуатации 1-го объекта, Га.

■хгЭКСП Т лтЭКСП

идал -• X ' т тстп -2_нто_ і / і нто.і і

ко і=1 ко

^устр . "У пто < Ч ' устр пто.і і нто.і

(8)

где У‘2^ и Уішої - соответственно ущербы окружающей среде при строительстве подземного и аналогичного ему наземного транспортного объекта в і-м году, руб; и У*“ - соответственно ущербы окружающей среде при

1=1

эксплуатации подземного и аналогичного ему наземного транспортного объекта, руб/год.

Н < Н , (9)

пто.р нто.р ’ V /

где Н и Н - соответственно величина

^ пто.р нто.р

р-го опасного или вредного фактора для подземного и аналогичного ему наземного транспортного объекта; р - индекс опасного или вредного фактора, р е Р .

Таким образом, анализ основных условий и факторов, влияющих на выбор проектных решений по созданию объектов го-

родской подземной транспортной инфраструктуры позволил разработать экономикоматематическую модель оценки соответствующих вариантов. В качестве критерия оценки выбран минимум затрат, на единицу мощности объекта. В качестве наиболее значимых объективных ограничений приняты: достаточность средств на создание, высокий процент возврата инвестиций, не превышение экологических норм, доступность городских территорий, не ухудшение общего состояния окружающей среды и условий безопасности (вредности) условий.

— Коротко об авторах ------------------------------------------------

Харченко Алексей Викторович — Московский государственный горный университет.

------------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ

КУРЧЕВСКИЙ Андрей Сергеевич Прогнозирование показателей качества техногенного сырья при формировании хвостохрани-лищ 25.00.16 к.т.н.

ПЕТРАКОВА Наталия Геннадьевна Эколого-экономическая оценка эффективности комплексного использования ресурсов угольных месторождений 08.00.05 к.э.н

СЫВОРОТКИН Андрей Николаевич Повышение эффективности использования ресурсного потенциала высокопроизводительных угольных шахт на основе стандартизации производственных процессов 05.02.22 к.т.н.

УЗБЕКОВА Алина Рашидовна Обоснование параметров самообрушения ким-берлитовых руд при их подземной разработке 25.00.22 к.т.н.

ХАРЬКОВА Наталия Борисовна Разработка системы обеспечения нормативных параметров воздуха рабочей зоны машинистов горно-транспортных машин на угольных разрезах Северо-Востока 05.26.01 к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.