Научная статья на тему 'Определение цели и задач подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников'

Определение цели и задач подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / AIM AND TASKS OF THE PROFESSIONAL STUDENTS’ TRAINING / DEVELOPMENT OF THE PUPIL’S CREATIVE POTENTIAL / REALIZATION OF THE SUBJECT-CREATIVE POTENTIAL OF THE TEACHERS-TO-BE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтуненко Олег Рудольфович, Саяпин Алексей Васильевич

В статье решается проблема определения цели и задач профессиональной подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников путем рассмотрения цели подготовки в различных аспектах, представленных исследователями в психолого-педагогической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтуненко Олег Рудольфович, Саяпин Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF AIM AND TASKS OF STUDENTS’ TRAINING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR DEVELOPMENT OF PUPIL’S CREATIVE POTENTIAL

Article deals with the problem of definition of the aim and tasks of the students’ professional training at a pedagogical university for the development of the pupil’s creative potential. It is regarded via consideration of the training aim in its versatile aspects, described by researchers in psychological-pedagogical literature.

Текст научной работы на тему «Определение цели и задач подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников»

УДК 378.147.015.31

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

© 2012 О.Р.Ковтуненко1, А.В.Саяпин2

1 Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В.Собинова 2 Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Статья поступила в редакцию 22.12.2011

В статье решается проблема определения цели и задач профессиональной подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников путем рассмотрения цели подготовки в различных аспектах, представленных исследователями в психолого-педагогической литературе.

Ключевые слова: цель и задачи профессиональной подготовки, развитие творческого потенциала школьников, реализация субъектно-творческого потенциала будущих учителей.

Рассмотрение процесса подготовки студентов к развитию творческого потенциала (ТП) школьников обуславливает обращение особого внимания на цели и задачи этого процесса, оп-

ределяющиеся в условиях модернизации профессионального высшего образования их поиском и формулированием в профессиональной подготовке будущих учителей.

На современном этапе развития системы высшего образования Т.Ю.Ломакина, Ю.В.Со-рокопуд и др. к педагогическим целям относят: обновление содержания образования; выработку новых технологий обучения; разработку новых направлений, профессий и специальностей в обучении; разработка междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований1. В рамках рассматриваемой нами профессиональной подготовки студентов могут быть использованы первые три обозначенные авторами цели. В качестве направления выбирается подготовка студентов педвуза к развитию ТП школьников, которое и детерминирует пересмотр содержания высшего педагогического образования и выбор соответствующих педагогических технологий, способствующих более эффективному протеканию данного процесса.

Определенная иерархия целей профессиональной подготовки в виде её уровней разработана А.М.Новиковым и описана ниже. Первый уровень целей соответствует социальному заказу общества на создание общественного идеала будущего учителя-профессионала. Второй уро-

Ковтуненко Олег Рудольфович, доцент кафедры академического пения. E-mail: tenor45@mail. ru Саяпин Алексей Васильевич, аспирант кафедры общей педагогики. E-mail: aleckseysay85@gmail. com 1 Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д.: 2011. - С. 14; Ломакина Т. Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI веке // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.eduhmao.ru/info/1/3692 /23130/ (Дата обращения 30.08.2011).

вень связан с образовательной целью для конкретного типа образовательных учреждений, для студентов конкретной специальности. Третий уровень целей - это те цели, которые решаются непосредственно студентами повседневно - на учебных занятиях, в период педагогической практики и в процессе самообразования2.

Распределение целей подготовки по иерархии позволяет студентам на каждом этапе подготовки определить для себя первоочередные цели, а также последовательность (иерархию) конкретных целей с учетом перспектив дальнейшей работы. А цель профессиональной подготовки студентов педвуза к развитию ТП школьников ориентировать как на «предвосхищаемый результат» (А.В.Хуторской), представляющий собой реализацию субъектно-творческого потенциала студентов и формирование у них компетентности в развитии ТП школьников. Проведение работы со студентами в виде разъяснения, обсуждения, формулирования целей подготовки всех уровней в учебной и учебно-профессиональной деятельности, связанных с обучением студентов умению раскрывать ТП школьников и развивать его, реализовывать свой ТП, приводит к ясному и четкому пониманию студентами смысла цели рассматриваемой нами подготовки, возникновению потребности в её достижении. Изучение цели подготовки продолжим с представления ее понимания Д.А.Ивановым как реалистичного (с точки зрения имеющихся ресурсов и возможностей), конкретного, достижимого в обозримый промежуток времени измеримого результата3. Именно такое толкование цели находим и в со-

2 Новиков А. М. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции // Специалист. - 1996. - № 5. -С. 2 - 8.

3 Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса // Сентябрь. Отв. ред. М.А.Ушакова. - М.: 2007. - (Библ. Журн. «Директор школы»; вып. 6).

ставленной В.С.Лазаревым модели цели, в которой она (цель) определяется основными отношениями и свойствами4. Интерпретируем ее (модель) в виде таблицы и расширим целями рассматриваемой подготовки согласно взгляду выше приведенных авторов на вопрос целепо-лагания и представим в таб. 1.

Характеристика цели как системообразующего компонента позволяет, как считают Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков и др., «собирать» потребности и мотивы в единую систему мотивации и определять направленность личности педагога и его профессиональную деятельность (т.е. педагогическую направленность - интерес к педагогической профессии, склонность заниматься ею)5. То есть можно сказать, что большое влияние на развитие ТП личности и его реализацию, помимо личностных особенностей индивида, оказывают его мотивационные факторы. Б.Г.Ананьев утверждает, что мотивация как движущая сила человеческого поведения пронизывает все основные структуры образования личности: ее направленность, характер, эмоции, способности, деятельность6. Тогда уровень мотивированной активности будущего учителя в период подготовки к развитию ТП школьников будет показывать, в какой мере общественные приоритеты, связанные с ней, активизировались, трансформировались вначале в субъективные мотивы профессиональной деятельности, а затем, с учетом возрастания социальной значимости личности как специалиста в сфере образования, объективизировались.

Отметим, что в структуре деятельности, по мнению Г.И.Щукиной, мотив, возникающий на основе потребности, следует за целью и тесно с ней связан. Обеспечение тесной взаимосвязи цели и мотива является необходимой предпосылкой для включения в качестве одной из задач подготовки формирование стойкой мотивации студентов к деятельности по развитию ТП школьников и реализации субъектно-творческого потенциала. Многие исследователи (В.Г.Агеев, Л.И.Божович, А.К.Маркова и др.) разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю на основании источника побуждения. Внешняя мотивация содержит в себе мотивы, связанные с потребностью в новых впечатлениях, активной любознательностью, исследовательским интересом к информации о ТП лично-

4 Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Практ. пособие для руководителей. - М.: 2008.

5 Борытко Н.М., И.А.Соловцова, А.М.Байбаков. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М.Борытко. - М.: 2007.

6 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2

томах / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1980. - Т. 1.

сти и его развитии у школьника. Внутренняя мотивация определяет мотивы, выраженные в форме запросов, связанных со стремлением к самоутверждению, к творческому саморазвитию, самореализации своих способностей через активное участие студентов в самостоятельной деятельности. Значит, для эффективного построения рассматриваемого нами процесса подготовки студентов важно учитывать их мотивы. С этих позиций интерес представляют внутренние мотивы студентов, а именно мотив творческой самореализации. Важно отметить, что мотивация обладает свойством динамичности, и это влечёт за собой смену одного ведущего мотива другим в процессе данной подготовки. Так, при включённости студентов в процесс профессиональной подготовки доминирует сначала мотив, направленный на развитие их интересов и потребностей, самоопределение и самореализацию, затем - мотив получения теоретических знаний и их применения на практике, приобретение опыта этой деятельности, и в итоге - главным становится мотив создания нового в работе со школьниками в будущем.

В то же время цель профессиональной подготовки студентов педвуза нами рассматривается и как особая миссия, «предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке»7. С точки зрения этой позиции понимания цели, в подготовке студентов к процессу развития ТП школьников наряду с передачей и усвоением ими культурных норм и образцов, выработанных человечеством, то есть наследованием сотворенного, значимым и важным является, как считает А.И.Санникова, «творение нового в окружающем мире и в себе самом», что и представляет «истинную цель и глубинный смысл человеческого существования»8. Действительно, именно в целевом блоке закладывается фундамент, определяющий задачу исследуемой подготовки как овладение будущими учителями систематизированными междисциплинарными знаниями о ТП личности, его развитии и реализации, так и формирование умения осуществлять педагогическую деятельность по развитию ТП школьников и реализовывать субъ-ектно-творческий потенциал.

7 Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: 1993 - 1999. - Т. 2: М - Я. - 1999.

8 Санникова А.И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе: Дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург: 2002.

Таб. 1. Характеристика целей подготовки студентов педвуза к развитию творческого

потенциала школьников

л! т н о =К о т О

Характеристика целей (по В.С.Лазареву)

Характеристика целей подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников

о н

ю

е р

т о п

ь

л

е ц

с о н ь

л

а у

т к а

Всякая цель как образ желаемого результата соответствует некой потребности и отражает ее в своем содержании.

На первом уровне:

- потребности общества и государства в образованных с высоким уровнем развития ТП своих членов, а именно школьников и студентов как будущих учителей.

На втором уровне:

- образовательные и профессиональные потребности студентов в реализации в педагогическом вузе собственного ТП, который, в свою очередь, тесно связан с требованиями определенных социальных слоев, различных общностей людей, национальных, региональных и других особенностей и в их обучении развитию соответствующего потенциала у школьников.

На третьем уровне:

- конкретные формулировки образовательных целей на учебных занятиях, педагогической практике и в период самообразования студентов как потребности в обучении развитию ТП школьников и реализации субъектно-творческого потенциала._

ь

л

е ц

с и л а

е р

Всякая цель не может быть достигнута, если для этого нет соответствующих условий. Содержание цели должно быть таким, чтобы соответствовать имеющимся ресурсам и ограничениям.

На первом уровне:

- углубление содержания профессионально-педагогической подготовки студентов в направлении развития и реализации ТП обучающихся;

- разработка новых технологий, отражающих уровень достижения современных фундаментальных и прикладных наук в сфере выявления, развития и реализации ТП обучающихся.

На втором уровне:

- изучение, обновление содержания подготовки с целью выявления областей, оказывающих воздействие на изменение ТП студентов и школьников;

- использование как ранее разработанных, так и новых технологий с учетом тенденций совершенствования самой системы образования в выявлении, развитии и реализации ТП обучающихся.

На третьем уровне:

- осуществление оптимального выбора содержания, форм, методов и средств на занятиях, в практической деятельности и в период самообразования, в совокупности влияющих на обучение студентов развитию ТП школьников и реализацию субъектно-творческого потенциала студентов.

ь

ьлу

з

е р

е у

р

и

л

о р

т н о к

Цель — образ желаемого результата. Этот образ должен быть таким, чтобы можно было сравнить желаемый и фактически достигнутый результаты.

На первом уровне:

- удовлетворение потребностей общества и государства в образованных с высоким уровнем развития ТП своих членов, а именно школьников и студентов как будущих учителей.

На втором уровне:

- удовлетворение потребностей в подготовке студентов педвуза к развитию ТП школьников.

На третьем уровне: формирование у студентов педвуза компетентности в развитии ТП школьников и реализация субъектно-творческого потенциала

цель — время временная определенность Цели бывают конечными или бесконечными во времени. Бесконечные цели — это идеалы. Практические цели всегда конечны. Но во всех программах исследовательской работы должен быть определен момент или интервал времени, когда цель должна быть достигнута. - конечная цель рассчитана на пятилетний срок реализации;

цель — место пространственная определенность Всякий желаемый результат должен быть получен в том или ином месте пространства. - результат подготовки студентов к развитию ТП школьников будет получен в педагогическом вузе.

С позиции рассмотрения влияния личностных особенностей индивида на развитие и реализацию ТП обучающегося интерес представляют выделяемые Б.А.Голубом предметный и личностный аспекты целей подготовки. Предметный аспект - это овладение студентами основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений. Личностный аспект - это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера. Кроме того, здесь должно происходить формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей9. Такой подход к определению целей способствует становлению будущих учителей не только как учителей-предметников, но и как личностей. Он ориентирован на их личностные изменения, связанные в рассматриваемой нами подготовке с осмыслением и осознанием целей профессиональной подготовки вообще и целей подготовки к развитию ТП школьников в частности; с приобретением веры в себя, в реализацию своих творческих возможностей в подготовке к профессии учителя, ее отслеживанием и рефлексированием, внесением элементов новизны, оригинальности в используемые способы педагогической деятельности по развитию ТП школьников.

А.В.Хуторской расширяет типы целей и добавляет к предметным и личностным - креативные, когнитивные, оргдеятельностные. Креативные цели — составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины; когнитивные цели — познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов; оргдеятельностные цели — овладение навыка-

9 Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: 1999.

ми самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий. Он отмечает, что различные типы целей могут присутствовать в одной формулировке, поскольку для достижения одной и той же цели часто требуется использование сразу нескольких качеств обучаемого10. Например, в формулировке цели выявить и изобразить структуру понятия «педагогическая деятельность» одновременно присутствуют креативная, когнитивная и оргдеятель-ностная составляющие.

В.А.Сластениным и др. авторами выделяются следующие группы целей: стратегические, тактические, оперативные. Стратегическая цель формулируется достаточно обобщенно. Тактические цели конкретизируют стратегическую цель, а оперативные - тактическую. При этом оперативные цели формулируются наиболее точно, их формулировку имеет смысл начинать с глагола в неопределенной форме (обеспечить, достичь, организовать и т.п.)11.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что в ней цель рассматривается как общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Постановка всех данных видов целей имеет место в процессе осуществления подготовки студентов к развитию ТП, формулирование которых связывается с социальным заказом общества на подготовленного выпускника педвуза, с основными направлениями деятельности педагогического вуза, а также с интересами, запросами, определенным уровнем развития ТП каждого из субъектов образовательного процесса.

Изложенное выше позволяет сформулировать еще одну, не менее важную задачу подготовки студентов к развитию ТП школьников -

10 Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: 2003.

11 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: 2008.

формировать опыт оценки, коррекции и контроля педагогической деятельности по развитию ТП школьников и реализации субъектно-творческого потенциала студентов.

Отметим, что обозначенные выше задачи профессиональной подготовки студентов к развитию ТП школьников взаимосвязаны и выражаются в единстве объективных и субъективных характерных особенностей. К их объективной стороне, как считает Н.Б.Крылова, можно отнести требования окружающей действительности, выражающиеся в способности достаточно быстро осваивать любое содержание деятельности, а в случае необходимости и новые профессии, самостоятельно приобретать и углублять знания путем изучения различных источников, а также требования государственного высшего профессионального педагогического образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников педвуза. Субъективная сторона заключается в личном принятии её студентом12.

В процессе целеполагания именно субъективный фактор играет главную роль. Цель деятельности, не только понятая, но и принятая студентом, способствует проявлению его личностного начала, побуждает действовать не по

указке, наставлению или просьбе, а для удовлетворения его личностных или профессиональных потребностей. Принятие, осмысление и осознание будущими учителями - субъектами профессиональной подготовки к развитию ТП школьников её цели и задач настраивает их на реальную деятельность по приобретению соответствующих знаний и умений, опыта рефлексии педагогической деятельности по развитию ТП школьников.

Итак, целеполагание проходит через весь процесс подготовки и в рамках данного компонента предполагает формирование у студентов педвуза как субъектов творчества целостных представлений о цели данной подготовки как о деятельности, актуализирующей процесс реализации субъектно-творческого потенциала у самих себя и компетентность в развитии ТП у школьников.

19

12 Крылова Н. Б. Подводные камни продуктивного образования // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С. 109 - 118.

DEFINITION OF AIM AND TASKS OF STUDENTS' TRAINING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR DEVELOPMENT OF PUPIL'S CREATIVE POTENTIAL

© 2012 O.R.Kovtunenko1, A.V.Sayapin2°

1Saratov State Conservatoire (Academy) named after L.V.Sobinov 2 Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article deals with the problem of definition of the aim and tasks of the students' professional training at a pedagogical university for the development of the pupil's creative potential. It is regarded via consideration of the training aim in its versatile aspects, described by researchers in psychological-pedagogical literature. Key words: aim and tasks of the professional students' training, development of the pupil's creative potential, realization of the subject-creative potential of the teachers-to-be.

Oleg Rudolfovich Kovtunenko, associate Professor of academic singing E-mail: tenor45@mail. ru Alexey Sayapin Vasilyevich., postgraduate student at the chair of Pedagogy. E-mail: aleckseysay85@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.