УДК 378.147.015.31
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
© 2012 О.Р.Ковтуненко1, А.В.Саяпин2
1 Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В.Собинова 2 Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
Статья поступила в редакцию 22.12.2011
В статье решается проблема определения цели и задач профессиональной подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников путем рассмотрения цели подготовки в различных аспектах, представленных исследователями в психолого-педагогической литературе.
Ключевые слова: цель и задачи профессиональной подготовки, развитие творческого потенциала школьников, реализация субъектно-творческого потенциала будущих учителей.
Рассмотрение процесса подготовки студентов к развитию творческого потенциала (ТП) школьников обуславливает обращение особого внимания на цели и задачи этого процесса, оп-
ределяющиеся в условиях модернизации профессионального высшего образования их поиском и формулированием в профессиональной подготовке будущих учителей.
На современном этапе развития системы высшего образования Т.Ю.Ломакина, Ю.В.Со-рокопуд и др. к педагогическим целям относят: обновление содержания образования; выработку новых технологий обучения; разработку новых направлений, профессий и специальностей в обучении; разработка междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований1. В рамках рассматриваемой нами профессиональной подготовки студентов могут быть использованы первые три обозначенные авторами цели. В качестве направления выбирается подготовка студентов педвуза к развитию ТП школьников, которое и детерминирует пересмотр содержания высшего педагогического образования и выбор соответствующих педагогических технологий, способствующих более эффективному протеканию данного процесса.
Определенная иерархия целей профессиональной подготовки в виде её уровней разработана А.М.Новиковым и описана ниже. Первый уровень целей соответствует социальному заказу общества на создание общественного идеала будущего учителя-профессионала. Второй уро-
Ковтуненко Олег Рудольфович, доцент кафедры академического пения. E-mail: tenor45@mail. ru Саяпин Алексей Васильевич, аспирант кафедры общей педагогики. E-mail: aleckseysay85@gmail. com 1 Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д.: 2011. - С. 14; Ломакина Т. Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI веке // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.eduhmao.ru/info/1/3692 /23130/ (Дата обращения 30.08.2011).
вень связан с образовательной целью для конкретного типа образовательных учреждений, для студентов конкретной специальности. Третий уровень целей - это те цели, которые решаются непосредственно студентами повседневно - на учебных занятиях, в период педагогической практики и в процессе самообразования2.
Распределение целей подготовки по иерархии позволяет студентам на каждом этапе подготовки определить для себя первоочередные цели, а также последовательность (иерархию) конкретных целей с учетом перспектив дальнейшей работы. А цель профессиональной подготовки студентов педвуза к развитию ТП школьников ориентировать как на «предвосхищаемый результат» (А.В.Хуторской), представляющий собой реализацию субъектно-творческого потенциала студентов и формирование у них компетентности в развитии ТП школьников. Проведение работы со студентами в виде разъяснения, обсуждения, формулирования целей подготовки всех уровней в учебной и учебно-профессиональной деятельности, связанных с обучением студентов умению раскрывать ТП школьников и развивать его, реализовывать свой ТП, приводит к ясному и четкому пониманию студентами смысла цели рассматриваемой нами подготовки, возникновению потребности в её достижении. Изучение цели подготовки продолжим с представления ее понимания Д.А.Ивановым как реалистичного (с точки зрения имеющихся ресурсов и возможностей), конкретного, достижимого в обозримый промежуток времени измеримого результата3. Именно такое толкование цели находим и в со-
2 Новиков А. М. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции // Специалист. - 1996. - № 5. -С. 2 - 8.
3 Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса // Сентябрь. Отв. ред. М.А.Ушакова. - М.: 2007. - (Библ. Журн. «Директор школы»; вып. 6).
ставленной В.С.Лазаревым модели цели, в которой она (цель) определяется основными отношениями и свойствами4. Интерпретируем ее (модель) в виде таблицы и расширим целями рассматриваемой подготовки согласно взгляду выше приведенных авторов на вопрос целепо-лагания и представим в таб. 1.
Характеристика цели как системообразующего компонента позволяет, как считают Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков и др., «собирать» потребности и мотивы в единую систему мотивации и определять направленность личности педагога и его профессиональную деятельность (т.е. педагогическую направленность - интерес к педагогической профессии, склонность заниматься ею)5. То есть можно сказать, что большое влияние на развитие ТП личности и его реализацию, помимо личностных особенностей индивида, оказывают его мотивационные факторы. Б.Г.Ананьев утверждает, что мотивация как движущая сила человеческого поведения пронизывает все основные структуры образования личности: ее направленность, характер, эмоции, способности, деятельность6. Тогда уровень мотивированной активности будущего учителя в период подготовки к развитию ТП школьников будет показывать, в какой мере общественные приоритеты, связанные с ней, активизировались, трансформировались вначале в субъективные мотивы профессиональной деятельности, а затем, с учетом возрастания социальной значимости личности как специалиста в сфере образования, объективизировались.
Отметим, что в структуре деятельности, по мнению Г.И.Щукиной, мотив, возникающий на основе потребности, следует за целью и тесно с ней связан. Обеспечение тесной взаимосвязи цели и мотива является необходимой предпосылкой для включения в качестве одной из задач подготовки формирование стойкой мотивации студентов к деятельности по развитию ТП школьников и реализации субъектно-творческого потенциала. Многие исследователи (В.Г.Агеев, Л.И.Божович, А.К.Маркова и др.) разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю на основании источника побуждения. Внешняя мотивация содержит в себе мотивы, связанные с потребностью в новых впечатлениях, активной любознательностью, исследовательским интересом к информации о ТП лично-
4 Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Практ. пособие для руководителей. - М.: 2008.
5 Борытко Н.М., И.А.Соловцова, А.М.Байбаков. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М.Борытко. - М.: 2007.
6 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2
томах / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1980. - Т. 1.
сти и его развитии у школьника. Внутренняя мотивация определяет мотивы, выраженные в форме запросов, связанных со стремлением к самоутверждению, к творческому саморазвитию, самореализации своих способностей через активное участие студентов в самостоятельной деятельности. Значит, для эффективного построения рассматриваемого нами процесса подготовки студентов важно учитывать их мотивы. С этих позиций интерес представляют внутренние мотивы студентов, а именно мотив творческой самореализации. Важно отметить, что мотивация обладает свойством динамичности, и это влечёт за собой смену одного ведущего мотива другим в процессе данной подготовки. Так, при включённости студентов в процесс профессиональной подготовки доминирует сначала мотив, направленный на развитие их интересов и потребностей, самоопределение и самореализацию, затем - мотив получения теоретических знаний и их применения на практике, приобретение опыта этой деятельности, и в итоге - главным становится мотив создания нового в работе со школьниками в будущем.
В то же время цель профессиональной подготовки студентов педвуза нами рассматривается и как особая миссия, «предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке»7. С точки зрения этой позиции понимания цели, в подготовке студентов к процессу развития ТП школьников наряду с передачей и усвоением ими культурных норм и образцов, выработанных человечеством, то есть наследованием сотворенного, значимым и важным является, как считает А.И.Санникова, «творение нового в окружающем мире и в себе самом», что и представляет «истинную цель и глубинный смысл человеческого существования»8. Действительно, именно в целевом блоке закладывается фундамент, определяющий задачу исследуемой подготовки как овладение будущими учителями систематизированными междисциплинарными знаниями о ТП личности, его развитии и реализации, так и формирование умения осуществлять педагогическую деятельность по развитию ТП школьников и реализовывать субъ-ектно-творческий потенциал.
7 Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: 1993 - 1999. - Т. 2: М - Я. - 1999.
8 Санникова А.И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе: Дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург: 2002.
Таб. 1. Характеристика целей подготовки студентов педвуза к развитию творческого
потенциала школьников
л! т н о =К о т О
Характеристика целей (по В.С.Лазареву)
Характеристика целей подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников
о н
ю
е р
т о п
ь
л
е ц
с о н ь
л
а у
т к а
Всякая цель как образ желаемого результата соответствует некой потребности и отражает ее в своем содержании.
На первом уровне:
- потребности общества и государства в образованных с высоким уровнем развития ТП своих членов, а именно школьников и студентов как будущих учителей.
На втором уровне:
- образовательные и профессиональные потребности студентов в реализации в педагогическом вузе собственного ТП, который, в свою очередь, тесно связан с требованиями определенных социальных слоев, различных общностей людей, национальных, региональных и других особенностей и в их обучении развитию соответствующего потенциала у школьников.
На третьем уровне:
- конкретные формулировки образовательных целей на учебных занятиях, педагогической практике и в период самообразования студентов как потребности в обучении развитию ТП школьников и реализации субъектно-творческого потенциала._
ь
л
е ц
с и л а
е р
Всякая цель не может быть достигнута, если для этого нет соответствующих условий. Содержание цели должно быть таким, чтобы соответствовать имеющимся ресурсам и ограничениям.
На первом уровне:
- углубление содержания профессионально-педагогической подготовки студентов в направлении развития и реализации ТП обучающихся;
- разработка новых технологий, отражающих уровень достижения современных фундаментальных и прикладных наук в сфере выявления, развития и реализации ТП обучающихся.
На втором уровне:
- изучение, обновление содержания подготовки с целью выявления областей, оказывающих воздействие на изменение ТП студентов и школьников;
- использование как ранее разработанных, так и новых технологий с учетом тенденций совершенствования самой системы образования в выявлении, развитии и реализации ТП обучающихся.
На третьем уровне:
- осуществление оптимального выбора содержания, форм, методов и средств на занятиях, в практической деятельности и в период самообразования, в совокупности влияющих на обучение студентов развитию ТП школьников и реализацию субъектно-творческого потенциала студентов.
ь
ьлу
з
е р
е у
р
и
л
о р
т н о к
Цель — образ желаемого результата. Этот образ должен быть таким, чтобы можно было сравнить желаемый и фактически достигнутый результаты.
На первом уровне:
- удовлетворение потребностей общества и государства в образованных с высоким уровнем развития ТП своих членов, а именно школьников и студентов как будущих учителей.
На втором уровне:
- удовлетворение потребностей в подготовке студентов педвуза к развитию ТП школьников.
На третьем уровне: формирование у студентов педвуза компетентности в развитии ТП школьников и реализация субъектно-творческого потенциала
цель — время временная определенность Цели бывают конечными или бесконечными во времени. Бесконечные цели — это идеалы. Практические цели всегда конечны. Но во всех программах исследовательской работы должен быть определен момент или интервал времени, когда цель должна быть достигнута. - конечная цель рассчитана на пятилетний срок реализации;
цель — место пространственная определенность Всякий желаемый результат должен быть получен в том или ином месте пространства. - результат подготовки студентов к развитию ТП школьников будет получен в педагогическом вузе.
С позиции рассмотрения влияния личностных особенностей индивида на развитие и реализацию ТП обучающегося интерес представляют выделяемые Б.А.Голубом предметный и личностный аспекты целей подготовки. Предметный аспект - это овладение студентами основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений. Личностный аспект - это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера. Кроме того, здесь должно происходить формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей9. Такой подход к определению целей способствует становлению будущих учителей не только как учителей-предметников, но и как личностей. Он ориентирован на их личностные изменения, связанные в рассматриваемой нами подготовке с осмыслением и осознанием целей профессиональной подготовки вообще и целей подготовки к развитию ТП школьников в частности; с приобретением веры в себя, в реализацию своих творческих возможностей в подготовке к профессии учителя, ее отслеживанием и рефлексированием, внесением элементов новизны, оригинальности в используемые способы педагогической деятельности по развитию ТП школьников.
А.В.Хуторской расширяет типы целей и добавляет к предметным и личностным - креативные, когнитивные, оргдеятельностные. Креативные цели — составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины; когнитивные цели — познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов; оргдеятельностные цели — овладение навыка-
9 Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: 1999.
ми самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий. Он отмечает, что различные типы целей могут присутствовать в одной формулировке, поскольку для достижения одной и той же цели часто требуется использование сразу нескольких качеств обучаемого10. Например, в формулировке цели выявить и изобразить структуру понятия «педагогическая деятельность» одновременно присутствуют креативная, когнитивная и оргдеятель-ностная составляющие.
В.А.Сластениным и др. авторами выделяются следующие группы целей: стратегические, тактические, оперативные. Стратегическая цель формулируется достаточно обобщенно. Тактические цели конкретизируют стратегическую цель, а оперативные - тактическую. При этом оперативные цели формулируются наиболее точно, их формулировку имеет смысл начинать с глагола в неопределенной форме (обеспечить, достичь, организовать и т.п.)11.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что в ней цель рассматривается как общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Постановка всех данных видов целей имеет место в процессе осуществления подготовки студентов к развитию ТП, формулирование которых связывается с социальным заказом общества на подготовленного выпускника педвуза, с основными направлениями деятельности педагогического вуза, а также с интересами, запросами, определенным уровнем развития ТП каждого из субъектов образовательного процесса.
Изложенное выше позволяет сформулировать еще одну, не менее важную задачу подготовки студентов к развитию ТП школьников -
10 Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: 2003.
11 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: 2008.
формировать опыт оценки, коррекции и контроля педагогической деятельности по развитию ТП школьников и реализации субъектно-творческого потенциала студентов.
Отметим, что обозначенные выше задачи профессиональной подготовки студентов к развитию ТП школьников взаимосвязаны и выражаются в единстве объективных и субъективных характерных особенностей. К их объективной стороне, как считает Н.Б.Крылова, можно отнести требования окружающей действительности, выражающиеся в способности достаточно быстро осваивать любое содержание деятельности, а в случае необходимости и новые профессии, самостоятельно приобретать и углублять знания путем изучения различных источников, а также требования государственного высшего профессионального педагогического образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников педвуза. Субъективная сторона заключается в личном принятии её студентом12.
В процессе целеполагания именно субъективный фактор играет главную роль. Цель деятельности, не только понятая, но и принятая студентом, способствует проявлению его личностного начала, побуждает действовать не по
указке, наставлению или просьбе, а для удовлетворения его личностных или профессиональных потребностей. Принятие, осмысление и осознание будущими учителями - субъектами профессиональной подготовки к развитию ТП школьников её цели и задач настраивает их на реальную деятельность по приобретению соответствующих знаний и умений, опыта рефлексии педагогической деятельности по развитию ТП школьников.
Итак, целеполагание проходит через весь процесс подготовки и в рамках данного компонента предполагает формирование у студентов педвуза как субъектов творчества целостных представлений о цели данной подготовки как о деятельности, актуализирующей процесс реализации субъектно-творческого потенциала у самих себя и компетентность в развитии ТП у школьников.
19
12 Крылова Н. Б. Подводные камни продуктивного образования // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С. 109 - 118.
DEFINITION OF AIM AND TASKS OF STUDENTS' TRAINING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR DEVELOPMENT OF PUPIL'S CREATIVE POTENTIAL
© 2012 O.R.Kovtunenko1, A.V.Sayapin2°
1Saratov State Conservatoire (Academy) named after L.V.Sobinov 2 Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky
Article deals with the problem of definition of the aim and tasks of the students' professional training at a pedagogical university for the development of the pupil's creative potential. It is regarded via consideration of the training aim in its versatile aspects, described by researchers in psychological-pedagogical literature. Key words: aim and tasks of the professional students' training, development of the pupil's creative potential, realization of the subject-creative potential of the teachers-to-be.
Oleg Rudolfovich Kovtunenko, associate Professor of academic singing E-mail: tenor45@mail. ru Alexey Sayapin Vasilyevich., postgraduate student at the chair of Pedagogy. E-mail: aleckseysay85@gmail. com