Научная статья на тему 'Определение целей и средств дизайн проектирования в обучении студентов дизайнеров'

Определение целей и средств дизайн проектирования в обучении студентов дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / средства проектирования / студент / обучение / цель / design / design tools / student learning / purpose

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Ольга Владимировна

В данной статье приводятся актуальные средства и цели в дизайн проектировании применяемые в обучении студентовдизайнеров. Выявлены некоторые рекомендации и общие положения, применимые в обучении проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

В данной статье приводятся актуальные средства и цели в дизайн проектировании применяемые в обучении студентовдизайнеров. Выявлены некоторые рекомендации и общие положения, применимые в обучении проектированию.

Текст научной работы на тему «Определение целей и средств дизайн проектирования в обучении студентов дизайнеров»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

97

Б - не воспроизведенные и необоснованные тексты (рем)

Группы Общее количество рем рем с Паузы Повторы слов и подсчета Z Потери макро-текста (%)

Контрольная 668 1,16 156,6 207 363,6 54,4

Экспериментальная 564 1,11 22,2 72 94,2 16,7

Обозначения: рем - ритмические единицы микротекста; с - секунды; ^ - сумма

Определяя обоснованно определенный текст контрольной группы объемом в 304,4 рем и 469,8 рем - экспериментальной группы, можно отметить, что эффективность дидактического общения последней в связи с оптимальным построением его ритмоструктурной организации выше по сравнению с первой на 64,8%.

Таким образом, исходя из полученных результатов и их некоторого сравнительного анализа, можно судить о том, что программа специализированного курса методических разработок "Методика формирования ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры" существенно дополняет общее содержание предмета "Ритмическая гимнастика и танец" в аспекте использования его резервов и возможностей, напра-

вленности на интенсификацию учебного процесса и совершенствование педагогических умений ритма дидактического общения у будущих учителей физической культуры.

Список литературы

1. Афтимичук О.Е. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... д-ра наук / О.Е. Афтимичук. -Кишинев, 1998. - 300 с.

2. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль / В.Г. Костомаров. - М., 1960. - 70 с.

3. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - 308 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ

Власенко Ольга Владимировна

Аспирантка, ст. преподаватель кафедры «Дизайн», СевКавГГТА, г. Черкесск.

АННОТАЦИЯ

В данной статье приводятся актуальные средства и цели в дизайн - проектировании применяемые в обучении студентов- дизайнеров. Выявлены некоторые рекомендации и общие положения, применимые в обучении проектированию.

ABSTRACT

In this article the current means and ends in design- design used in training students-designers. Revealed some of the recommendations and the general provisions applicable to the design of the training.

Ключевые слова: дизайн, средства проектирования, студент, обучение, цель.

Keywords: design, design tools, student learning, purpose.

Для более емкого понимания сущности дизайнерского подхода к проектной деятельности определим значение понятия “дизайн” с различных ракурсов. Слово “дизайн” имеет английское и латинское происхождение, а отсюда множество смыслов. Это: замысел, намерение, план, набросок, проект, чертеж, конструкция, эскиз, рисунок, узор, изображение, замышлять, предназначать, планировать, проектировать. Историческое понятие “дизайн” аккумулировало еще несколько значений: “изобретать или мысленно формулировать идею или сущностные черты чего - либо”; “намереваться, устремляться к какой -либо цели”, “назначать, определять, указывать”. Таким образом, термин “дизайн” определяет два состояния мира - то, что в нем уже есть, и то, что в нем еще только может стать и является процессом создания вещи, предмета, объекта на бумаге с определением его функции.

Цель дизайна - гуманизация материального и информационного, окружения человека, его гармонизация в соответствии с этическими и эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона.

Объект дизайна - любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда, информационное сообщение, непосредственно соприкасаемые с жизнью человека.

Дизайн- проект - результат дизайн - деятельности или проектной практики; определённый интеллектуальный, информационный, виртуальный, материальный продукт, объект. Построение положительного образа будущего, к достижению которого следует стремиться.

Дизайн-проектирование охватывает все сферы человеческой жизни, деятельности, в каждой из них есть свои особенности, законы, критерии. В проектировании сегодня требуются знания инженера конструктора, технолога, экономиста, врача, социолога, художника. Необходимо владение смежной информацией из других областей для создания нового объекта, изделия.

Еще совсем недавно мало кто полагал, что поиск путей интеграции знаний и умений может привести к дизайну как фундаментальной дисциплине. Ведь в кругах теоретиков и методологов эту проблему предпочитали решать на вербально - логической основе, а не с помощью дизайнерских методов мышления. Ныне, одновременно с распространением «Дизайна» на технические специальности, начинает применяться и широкопрофильный принцип подготовки дизайнеров, осваивающих смежные области - прежде всего архитектуру. Опыт дизайна показывает, что дизайнерское проектирование реализовывается по-разному в зависимости, прежде всего, от вида дизайна, а затем уже и от вида объекта [1,с.24].

98

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Любое проектирование - это сложный многоступенчатый процесс, который посвящен созданию модели еще не существующего явления, объекта, прибора с заданными характеристиками или свойствами. В таком проекте обосновывается возможность осуществления задачи, описываются принципы ее реализации, и предлагается «рабочая документация», рассказывающая, как это можно сделать практически. Чаще всего проектные ра-

боты ориентированы на достижение какого-либо одного результата - инженерного, технологического, социального. Особенности дизайнерского проектирования состоят в его двойном определении - произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции и утилитарно-практическое, и художественное начало. Поэтому «рабочими категориями» дизайнерского процесса являются три взаимосвязанных позиции: функция, реализованная в технологии действия изделий или их системы (практическая сторона), и конечный образ, эстетическая ценность (художественное содержание). Обе стороны находят воплощение в объемно-пространственном построении и детальной проработке особенностей формы объектов проектирования [4].

Эффективность труда дизайнера существенно зависит от того, насколько точно выбранный им метод работы соответствует уровню комплексности того круга проблем, в который внедряется проектировщик. Такие подходы преобладают в практике дизайн - деятельности на всех этапах становления и развития дизайна как профессии, служит основой концепций в системе дизайнерского образования и имеет результатом тот образ дизайна, который символизирует собой не только масштабность достижений современной науки и техники, но и прогрессивную направленность социальных процессов [2].

Н. Воронов - один из идеологов отечественного дизайна выводит дизайн за пределы предметной среды и деятельности, говорит: «Дизайн возможен в любой области. Если говорить о дизайне в целом - это особый способ..., это своеобразная комбинаторная направленность мышления, а не область деятельности...». Различные средства проектирования, специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе работы: проектные классификации, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, проектная графика и т.д. Выбор средств проектирования влияет на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления. Освоение графических приемов изложения графической информации является способом развития творческих навыков в обучении, на них строится механика изображения, реализуются замыслы, совершенствуется качество проектирования.

Основной эффект дизайнерского решения - в выразительности целостного художественного впечатления, не противоречащего представлению о его целесообразности. Творческая основа художественного проектирования состоит в образном понимании, отражении и воплощении жизненных ценностей. Базовой профессиональной способностью дизайнера является проектное воображение. В связи с этим возникают новые понятия, раскрывающие механизм проектного мышления, например, такие, как образное моделирование, или образ-тип. Эти понятия помогают ощутить специфику художественного отношения дизайна к действительности, отличия образов дизайна от их аналогов в других видах искусства.

Выявление основополагающих терминов и понятий, связанных с проектной культурой, условиями их возникновения и развития, взаимоотношения между образом жизни и объектами дизайна, трактующих особенности и

принципы их формирования, позволяет углубиться в современную жизнь сферы художественного проектирования.

Мировоззрение человека емко и неоднородно. Для дизайнера очень важно быть высокообразованным, иметь целостное и объемное мировоззрение, что будет способствовать грамотному применению в теории и на практике. В мировоззрение входят знания о различных теориях, направлениях, школах, религиях. Так же дизайнер должен обращаться к истории, могут возникнуть неожиданные «находки». Мировоззрение влияет на формирование концепции, которая определяет способ понимания себя как творца и профессионала, и трактовку проектируемой вещи как целого.

Дизайнерское проектирование - соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основные рабочие категории дизайнерского (художественного) проектирования - образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность.

Проектирование вообще - процесс создания, описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами, оно осуществляется в том или ином языке, в терминах и структурах которого обосновывается принципиальная возможность осуществления объекта и строится выходной текст проекта (его рабочая документация).

Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический и художественно-образный подходы к построению модели будущего объекта и способа ее описания. На всех этапах дизайн - процесса самым важным является поиск, формирование и следование проектному образу. Осуществление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства, потребления, а также понимания духовных запросов общества. Поэтому дизайн-проектирование базируется на научных основах моделирования объекта, которые применяются в других областях общественной деятельности, объединяя научные принципы с художественными в проектном образе.

Творческая суть художественного проектирования (дизайна) состоит в «образном схватывании», прояснении и воплощении жизненных ценностей. Основой является проектное воображение (как базовая профессиональная способность): взаимосвязь процессов мышления, направленных на выявление исходных ценностных ориентиров, основных формообразующих факторов и проектных образов будущих дизайнерских объектов. При этом синтез факторов формообразования не есть механическая сумма требований к объекту - это система, в которой от места и роли отдельных факторов (условий) зависит общий подход к процессам формообразования.

Дизайн проектирование изначально возникло как привнесение в утилитарный объект художественного начала, улучшающего его потребительские свойства. Образные характеристики здесь - цель второго и даже третьего (после гармонизации) порядка. Именно поэтому, множество предметов, вещей, явлений, дизайнерские, вообще не в состоянии приобрести черты художественного образа сами по себе, вне контекста потребления либо вне связи с другими архитектурными и дизайнерскими формами данного средового комплекса. Подвластный дизайну мир конкретностью назначений, ограниченностью масштабов, целеустремленностью форм как бы завершает художественный поиск собирательным предметным образом и

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

99

задачами гармонизации и очень редко позволяет дизайнеру создать художественный символ. И дело не в уникальности или массовости дизайнерских решений, или изделий, а в характере средств передачи идейного содержания. Поэтому неслучайно многие современные объекты архитектурного творчества в век массового тиражирования, например, жилых построек, практически относят к сфере дизайна.

Кроме того, проектирование в дизайне направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую, двигаясь от изучения задания через определение объекта проектной работы к синтезу новой формы, лишенной недостатков, свойственных ее прототипам, изученным на первых этапах работы. Такого рода предпроектный анализ по сути дела является методическим обеспечением дизайнерской деятельности. Но его базе и развивается собственно формообразование, которое включает сначала учет формообразующих факторов, а затем, при композиционном выходе на целостную форму, завершает процесс и потому представляется иногда единственным мерилом эстетической ценности проектируемого объекта. Проектирование совершенно нового обычно связано с принципиально новой постановкой задач или неизвестным ранее техническим принципом, соответственно конструкцией и формой. Таким образом, задачи стоящие перед студентом-дизайне-ром, различные по содержанию, по степени сложности и могут решаться по-разному. Но в основном сложность задач ведет к необходимости направлять процесс проектирования, включающий в себя: предпроектный анализ, поиск художественного образа, эскизный проект, разработку элементов объекта. Эти уровни проектирования в равной мере присущи как практическому, так и учебному проектированию. Следовательно, некоторые рекомендации студентам в дизайн - проектировании, ориентация на процесс означает, что нужно:

1) стремиться понять проблему прежде, чем искать решение;

2) отказаться от попытки подогнать старые решения к новым условиям;

3) не слишком окрыляться участием в проекте и не влюбляться немедленно в свои идеи;

4) руководствоваться целостным подходом к проектированию и принятию решений (учитывать несколько аспектов проблемы одновременно, а не последовательно - завершив работу над одним аспектом переходить к другому);

5) следует понимать, что принятые решения являются условными, то есть от них, возможно, придется отказаться по мере дальнейшего развития проекта;

6) знать, когда следует придерживаться ранее принятых решений, а когда стоит отказаться от них;

7) разрешать себе волноваться, когда вы не знаете, что делать, так как это естественное состояние;

8) переключаться с концептуального плана на подробный и обратно, чтобы видеть, как они влияют друг на друга;

9) всегда задавать вопрос «Что если?..», вне зависимости от степени вашей удовлетворенности своим решением [3].

Общие положения о процессе дизайнерского проектирования в обучении.

Следовательно, специфика дизайнерского творчества при создании нового изделия состоит в том, что она включает различные виды проектирования, которые выступают как единый творческий процесс. Проектирова-

нию конкретного изделия должны предшествовать установление и анализ социальных, функциональных, эргономических, технологических и других требований к данному изделию, принципов и условий его взаимодействия с человеком и средой. Все эти условия и требования необходимо отразить в проекте.

Творческий процесс дизайнерского проектирования можно представить, как последовательное выполнение операций с целью получения намеченного результата. Он может рассматриваться во взаимодействии внутренних и внешних факторов проектирования, как логическое развитие проектной мысли, как этапы создания проектной документации. К внешнему проектированию относят «создание» творческого замысла. В данном случае решаются вопросы, связанные с выяснением цели проектирования, исследованием свойств внешней среды и ее взаимодействием с создаваемым изделием.

Из этого следует, на основе выполненного предпроектного анализа на первой стадии проектирования разрабатывается концептуальное решение по проектируемому объекту, составляется техническое задание на проектирование, которое содержит основные требования к изделию и взаимодействию его с внешним окружением. К внутреннему проектированию относят этапы эскизного, технического и рабочего проектирования, а также изготовление, испытание и доводку опытных образцов. Цель внутреннего проектирования - разработка проектно-конструкторской документации в соответствии с принятой концепцией и требованиями внешнего проектирования. Итак, основные задачи дизайн - проектирования:

1) создание новой эстетической формы;

2) прогнозирование и внедрение новых перспективных цветовых стилей;

3) создание комфортных условий деятельности человека;

4) обеспечение соответствия проектируемого объекта конституции и психофизиологии параметров человека;

5) обеспечение безопасности, удобства в эксплуатации и рентабельности изготовления;

6) обеспечение соответствия объекта техническим функциям и возможности его реализации;

7) разработка оптимальных параметров системы. Дизайнер ориентирован на постоянное обновление

проектных решений, на неиссякаемый поток новых и новых проектов. Стремление к инновационности часто становится самоцелью и превалирует над стремлением создать «вечное», мудрое изделие [1].

С течением времени все больше внимания уделяется индивидуальности человека. Мода изменчива, сегодня мы носим одно, а завтра это не модно и вещь становится не нужной. Разница менталитета не позволяет найти понимания. В жизнь вступает такое конкретно- историческим содержание, как понятие «мера человека». «Понятие «мера человека» сегодня предполагает возрастающее внимание к индивидуальности заказчика. На первое место выходит соответствие образу жизни, а не модной тенденции как таковой, личному вкусу, а не только стереотипному представлению и т.д. Конечно, все люди различны, и для кого-то будет важным соответствие чужому авторитетному мнению. Однако установка потребителя не должна сужать установку творца: соотношение единичного и общего (типичного, сословного, корпоративного, субкультурного) в каждом случае следует искать отдельно. Мера человека включает человека в процесс проектирования. Ф.Т. Мартынов считает основным законом создания эсте-

100

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тических форм преодоление стереотипов, автоматизма повседневною восприятия и вживания в бытие. Можно добавить, что эстетическое восприятие изначально не сводимо к простому чувственному восприятию: созерцание совершается через «чувственное» впечатление, но самостоятельно по отношению к нему. Только после этого об-живания они становятся носителями эстетических качеств.

Из вышеизложенного следует, что дизайн - достаточно специфичная и значимая сфера деятельности людей, которая по природе своей так же гуманистична, как, скажем, образование, наука, здравоохранение. Функции дизайна - не только создание соответствующих продуктов, но и консультативные, методические и координационные, дизайн - это особая отрасль жизнедеятельности людей. Она, как и другие отрасли, должна осуществлять

методическое руководство и координацию проектных работ в отраслевых хозяйствах страны, входить в систему образования и воспитания.

Список литературы

1. Ефимов А.В. и др. «Дизайн архитектурной среды: учеб. Для вузов- М.: Архитектура - С, 2007-504 с., ил.

2. Мосоров А.М., Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, Печатный дом «Солярис», 2004.

3. Фредерик М. 101 полезная идея для архитекторов. -СПб.: Питер, 2010.-208 с.: ил.

4. Шимко В. Т. «Основы дизайна и средовое проектирование». Учебное пособие для студентов. Москва, 2007.

КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА

Гримало Валерий Иванович

Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», Севастопольский государственный

университет Бурень Нина Владимировна

Доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», Севастопольский государственный университет

Русинова Алла Валериевна Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт»,

АННОТАЦИЯ

Приводится методика совершенствования координационных способностей студентов с использованием упражнений настольного тенниса.

ABSTRACT

Correction of psychophysical preparedness of the student by playing methods. Developed and experimentally tested methods ofphysical preparedness correction and psycho-physical aptitudes of technical speciality students.

Key words: physical state, physical ability to work, physical preparedness, healthy making exercise of physical culture. Ключевые слова: координационные способности, студенты, настольный теннис.

Воспитание и формирование будущих инженернотехнических работников с широким кругозором и внутренней культурой происходит в основном в студенческой среде. Доказано, что высокий профессиональный уровень требует значительной общей, а в большинстве случаев специфической физической подготовки, основывающейся на учете профессиональных особенностей будущей деятельности [4, с.23; 5, с. 45].

Эффективность деятельности оператора определяется двумя основными функциями: первое - умением непрерывно опознавать и анализировать поступающую информацию и второе - умение быстро формировать и выполнять ответные действия. Хорошей игровой моделью такой деятельности является настольный теннис [3, с.7; 6, с.47]..

В этом случае актуальными являются исследования о влиянии игровых средств на совершенствование координационных способностей организма студентов.

Цель работы. Разработать методику коррекции координационных способностей студентов технических специальностей средствами настольного тенниса.

Методика. Методы определения уровня развития координационных способностей студентов включали в себя: определение способности к управлению движениями по пространственно-динамическим параметрам - дозирование мышечного усилия (50%) от индивидуального максимума; для определения способности к управлению

движениями по пространственно временным параметрам - оценка временных интервалов «7» и «49» секунд; для определения характеристик внимания (объём, распределение, концентрация) - корректурный тест Шульте-Платонова; показатели антиципирующих реакций оценивались с помощью электрического секундомера; для определения интегральной оценки координационных способностей: «челночный» бег 4*9 м [7, с.44].

Подбор средств настольного тенниса с разным уровнем координационной сложности и рекомендуемых на начальном этапе обучения проводился методом экспертных оценок [1, с.23-25; 2, с.35; 3, с. 47-52].

Результаты исследования. Объектом исследования были студенты СевГУ, занимающиеся настольным теннисом в формате учебно-физкультурных занятий. Констатирующий эксперимент длился один учебный семестр и предусматривал отработку технических элементов настольного тенниса, а также мониторинг уровня координационных способностей студентов с помощью вышеуказанных методов в начале и в конце периода исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для большинства фоновых данных исследуемых функций различие между контрольной и экспериментальной группами (занимавшихся соответственно по общепринятой программе и разработанной методикой) не имело существенных различий (р >0,05). Статистическая обработка результатов контрольных тестирований предполагала расчёт коэффициентов парной корреляции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.